СОДЕРЖАНИЕ
|
| Стр.
|
| Общие положения
| 3
| 1.
| Целевой раздел
| 6
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 6
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
| 9
| 1.3.
| Система оценки общеучебных знаний, умений и навыков
| 38
| 2.
| Содержательный раздел
| 41
| 2.1.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов основного общего образования
| 41
| 2.2
| Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
| 50
| 2.3
| Коррекционная работа
| 67
| 3.
| Организационный раздел
| 71
| 3.1.
| Учебный план основного общего образования
| 71
| 3.2
| План дополнительного образования
| 78
|
3.3
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
| 78
|
Общие положения
Образовательная программа основного общего образования является нормативноуправленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Илёк- кошарская средняя общеобразовательная школа » Ракитянского района Белгородской области, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Разработка муниципальным общеобразовательным учреждением «Илёк- Кошарская средняя общеобразовательная школа » (далее - Школа) основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления Школой. Основная образовательная программа основного общего образования Школы содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и также способы определения достижения этих целей и достигнутых результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования;
систему оценки общеучебных знаний, умений и навыков.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение определенных результатов. Содержательный раздел включает:
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу воспитания и социализации обучающихся на уровне основного
общего образования; Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и включает:
учебный план и план дополнительного образования как один из основных
механизмов реализации основной образовательной программы;
систему условий реализации основной образовательной программы.
Школа, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
основной образовательной программы основного общего образования,
установленными законодательством Российской Федерации и уставом
школы;
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса.
Программа учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса. Программа является инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Образовательная программа является основой для создания рабочих программ. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и рассчитана на 5 лет.
Программа составлена на основании: - Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
содержания примерных учебных программ по предметам в соответствии с
ФКГОС 2004г.;
содержания базисного учебного плана;
авторских программ для уровня основного общего образования;
Устава общеобразовательного учреждения;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 03 марта 2011 года).
В ней также учтены особенности общеобразовательного учреждения, образовательные запросы обучающихся, их родителей и социума. Настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы. Образовательная программа адресована обучающимся педагогам, родителям. МОУ «Илёк- Кошарская СОШ » предлагает самые различные уровни общего и дополнительного образования не только в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, но также в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей, соответствующих современным социально-экономическим условиям.
Образовательная программа создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей общеобразовательного учреждения. В школе имеются условия для классов с углублённым изучением предметов учебного плана, реализуются программы элективных курсов.
Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение обучающихся.
Целевое назначение: педагогический коллектив призван:
- обеспечить образовательный процесс, предусмотренный Базисным учебным планом МО РФ; обеспечить условия для достижения образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях, формировать готовность к получениюдальнейшего образования, в том числе и профильного на основе осознания школьниками своих познавательных интересов проявления способности к изучению предметных областей знаний;
- формировать нравственную, мировоззренческую и гражданскую позиции, профессиональный выбор;
- формировать общую культуру личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, адаптации ребенка к жизни в обществе, формировать основы для осознанного выбора дальнейшего жизненного пути;
- формировать творческую личности, усвоившую духовные ценности и традиции народной культуры, имеющую сознательную нравственную позицию, способную к межкультурному общению;
- формировать у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Основные принципы реализации основной образовательной программы:
- принцип фундаментальности и вариативности - построение образования на
инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое
дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;
- принцип непрерывности и преемственности образования - образование
рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на
предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
- принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса
обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при
разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;
- принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких
взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей
обучающихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к
продолжению образования и жизни в обществе;
- принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение
учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование
интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и
самостоятельной деятельности;
- принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для
полного проявления и развития способностей каждого школьника
- принцип гуманизации – утверждение норм уважения и доброжелательного
отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его
личностью;
- принцип культуросообразности – создание развивающей среды, способствующей
максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого
потенциала каждого учащегося;
- принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
- принцип социокультурной открытости образования – открытость изменяющемуся
миру, уважение к нормам и традициям разных культур, поддержка образовательных
инициатив всех субъектов образовательного пространства, развитие социального
партнерства.
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет) - обеспечивает:
- создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; -полное формирование навыков самостоятельного познания и интеллектуальной деятельности;
- формирование элементарных навыков поисковой, исследовательской деятельности;
-предпрофильную подготовку обучающихся;
Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования, среднего профессионального образования. Является этапом формирования предпочтений обучающихся в области профильного образования и реализуется на основе федеральных общеобразовательных программ и авторских программ.
Содержание образования на уровне общего образования является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе, создает условия для получения обязательного среднего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Содержание обучения в 5-6 классах реализовывает принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию обучающихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.
В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинноследственные связи, оценивать их значимость. Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические курсы литературы, истории и обществознания, искусства, продолжается изучение английского языка.
Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, английский язык и основы безопасности жизнедеятельности.
В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.
В 8-9 классах проводится предпрофильная подготовка, заключающаяся в следующем:
информационная и профориентационная работа, включающая:
знакомство школьников с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение их образовательных программ, условий приема, посещений этих учреждений;
психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование
9- классников;
курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые способствуют:
расширению знаний обучающихся по той или иной образовательной области;
самоопределению обучающихся относительно профиля обучения в старшей школе;
формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.
Целями основной образовательной программы основного общего образования являются: создание условий для формирования у подростка способности к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
|