Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы





НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы
страница1/30
Дата публикации26.08.2014
Размер4.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ


2013

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

ВЫПУСК VI


Издательский центр «Наука»

Саратов 2013

УДК [78: 378] (082)

ББК 85-31 я 43

А 43
Рецензенты:
заслуженный деятель культуры РФ, доктор педагогических наук,

профессор Арчажникова Л. Г.
директор института искусств Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор педагогических наук, профессор

Рахимбаева И. Э.


Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. Выпуск VI / Отв. ред.: канд. пед. наук, доц. И. А. Королева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 279 с.
В сборник вошли материалы исследований преподавателей высших, средних и начальных специальных учебных заведений из разных городов России и ближнего зарубежья. Главная тема - поиск путей совершенствования музыкального образования в изменяющемся мире. В разделах, посвящённых проблемам профессиональной подготовки учителя музыки, теории и практики школьного музыкального обучения, отражены основные направления развития современной музыкально-педагогической науки.

Для преподавателей вузов, педучилищ и колледжей, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также студентов музыкально-педагогических факультетов.

Ответственный редактор: И. А. Королева, к. п. н., доц.


Статьи публикуются в авторской редакции

УДК [78: 378] (082)

ББК 85-31 я 43

ISBN © Коллектив авторов, 2013

Предисловие
Настоящий сборник – результат научных изысканий группы педа­го­гов-музыкантов, работающих в учебных заведениях разных уровней и направлений, но объединённых общей целью поиска новых путей и мето­дов совершенствования музыкального образования.

Местом встречи для обмена опытом и демонстрации научно-прак­ти­ческих достижений в обозначенной области стал Институт искусств Сара­тов­ского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, где усилиями кафедры музыкально-инструментальной подготовки с 16 по 19 апреля 2013 года проводился Шестой открытый (с международ­ным уча­стием) фестиваль сту­дентов музыкальных факультетов вузов, училищ ис­кусств и учащихся школ эстетической направленности «Профессия – учи­тель музыки» (фестиваль проводится раз в два года).

Основные цели фестиваля: выявление музыкально одаренной мо­ло­дежи, способствование раскрытию ее творческой индивидуальности и по­тенциальных профессиональных возможностей, обмен опытом по вопро­сам профессиональной подготовки учителей музыки, воспитание их музы­кально-исполнительской культуры.

В рамках фестиваля прошли исполнительские конкурсы студентов и учащихся. В состав жюри вошли педагоги-музыканты, представители раз­ных городов. В разных номинациях исполняли обязанности предсе­дателей жюри заслуженный артист России, профессор Саратовской государствен­ной консерватории им. Л. В. Собинова А. И. Катц и доцент кафедры музы­кально-инструментальной подготовки Института искус­ств Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чер­нышев­ского Г. А. Алферов.

Итоги исполнительских конкурсов, а также исследования, прово­ди­мые участниками в сфере музыкальной педагогики, обсуждались в ходе научно-практического семинара по теме «Актуальные проблемы музы­кальной педагогики», который имел место в дни работы фести­валя. Обмен опытом осуществлялся по следующим направлениям: ра­бота над музы­кальным произведе­нием и развитие в её процессе элемен­тов художествен­ного мастерства; исполнительские и творческие школы; художественное образование и педагогические новации.

Новые находки и результаты исследований педагогов-музыкантов, участников конференции, нашли своё отражение в научных статьях, соста­вивших настоящий сборник. Коллектив кафедры благодарит всех участни­ков фестиваля и семинара за плодотворную работу и надеется на дальней­шее сотрудничество в области совершенствования профес­сиональной под­готовки учителя музыки.
Заведующая кафедрой

музыкально-инструментальной подготовки И. А. Королева

I. Музыкознание и педагогика:

проблемы синтеза и взаимовлияния

г. Саратов Л. А. Рахимбаева, М. Р. Каримова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ КЛАВИРНЫХ СОЧИНЕНИЙ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Фортепианное искусство заняло в XIX столетии большое место в му­зыкальной культуре, как в западной Европе, так и в России. Нацио­нальная пианистическая школа отражала самобытные черты культуры, обогащая фортепианное искусство новыми художественными ценно­стями.

П. И. Чайковский внёс огромный вклад не только в становление композиторской школы, но и фортепианной педагогики, а также зало­жил фундамент в создание фортепианно-исполнительских традиций русской школы пианизма.

Творчество П. И. Чайковского в последней четверти XIX века про­звучало, раскрывая на весь мир неисчерпаемые богатства и красоту рус­ской музыки. Безусловно, наивысшим проявлением гения Чайков­ского яв­ляются симфонии и оперы, в которых отражены все стороны его духовного мира.

С детства фортепиано было верным спутником музыкальных меч­та­ний Чайковского. Не имея систематической подготовки, он всё же достиг высокого уровня владения инструментом. Будучи студентом Петербург­ской консерватории, мог исполнить с блеском пьесы перво­классной труд­ности.

В произведениях крупного плана, мы встречаем уже не мимолет­ные настроения, а более обобщенные ораторски яркие музыкальные образы.

Если А. Рубинштейн был первым пианистом, получившим миро­вое признание русской исполнительской школы, то Чайковский был первым композитором, добившимся огромного успеха в Западной Ев­ропе и в Аме­рике в области фортепианного творчества.

Лирические миниатюры Чайковского разнообразные в смысле жан­ров и настроений, богатейшая по глубине и поэтичности художе­ственных образов сфера его творчества. Это сценки из детской жизни, лирические пейзажи, чарующие русским народным колоритом. Форте­пианные миниа­тюры проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен бытового «чувственного» романса, связаны с рит­мами мазурки, польки, вальса.

В этих произведениях сказывается стремление Чайковского к пе­ре­даче интимных настроений и душевных состояний.

Величайший симфонист и оперный композитор, автор вокальных романсов и скрипичных сочинений на протяжении всей своей творче­ской жизни пишет фортепианные произведения самого разнообразного содер­жания.

Задачей статьи является краткая характеристика фортепианного творчества самого композитора, а также анализ его исполнения и наиболее выдающихся исполнителей (Н. Рубинштейн, Игумнов, С. Рихтер).

Всю свою жизнь Чайковский достаточно виртуозно играл на фор­те­пиано, но не любил выступать публично, боясь эстрадных выступле­ний.

Фортепиано Чайковский выбрал для выражения своих лирических настроений, для музыкальных зарисовок природы, бытовых народных сцен, для пьес в жанре городской танцевальной музыки (прежде всего в оригинальном преломлении ритмов вальса привлёкши к себе внимание крупнейших музыкантов).

Одним из величайших исполнителей фортепианных произведений Чайковского был младший брат А. Рубинштейна Николай Рубинштейн. Особенно велико значение Н. Рубинштейна как интерпретатора сочи­нений Чайковского. Творческое общение двух музыкантов - поучитель­ный при­мер содружества композитора и исполнителя. Рубинштейн не только лучше, чем кто-либо из современников играл фортепианные сочинения Чайковского, но и вдохновил на создание некоторых из них. (Первый и Второй Фортепианные концерты). Концерты были созданы в расчёте на громадные виртуозные возможности пианиста.

Несравненным исполнителем фортепианных произведений Чай­ков­ского был С. В. Рахманинов. В Рахманинове выявился не только компози­тор, преклонившийся перед гением Чайковского, но и пианист унаследо­вавший многое от его фортепианного творчества, которое яв­ляется про­должением пианистических традиций, созданных компози­торами-пиани­стами XIX века - Н. Рубинштейном, М. Балакеривым и П. Чайковским.

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке попу­лярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Воз­действие наследия Чайковского на XX век сказалось не только непо­средственно че­рез его творчество, но и через те традиции его творче­ской и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

В ХХ веке наряду с Рахманиновым среди русских исполнителей произведений Чайковского выделились К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рихтер и др. Особенно известен как интер­претатор сочинений композитора К. Игумнов. Его исполнение наряду с монумен­тальностью поражало лирической насыщенностью и красочно­стью. Ис­полняя произведения Чайковского, навеянных образами при­роды, грёзами человека пианист тонко воплощает настроение мечта­тельности. Исполне­ние свободное, как бы импровизированное. Всё это насыщено естествен­ностью, отмечено благородством вкуса и высокой художественной культу­рой.

Планом данной статьи не предусмотрен анализ интерпретации от­дельных произведений композитора, делается попытка выделить инди­ви­дуальность исполнителей и их общность в выявлении авторского замысла.

В исполнении С. Рихтером фортепианных произведений Чайков­ского больше всего обращало на себя внимание богатейшая гамма чувств и красок, естественность и правдивость. В исполнении фортепи­анных пьес Чайковского Рихтер никогда не допускает виртуозной бра­вурности, наро­чито подчёркнутой выразительности, подчеркивая про­стоту, естествен­ность и правдивость. С. Рихтер, по преимуществу во­площает стиль «ли­рико-созерцательного пианизма», без щегольства пианистическими эффек­тами, но с постоянным призвуком фортепиан­ной задушевности.

С. Рихтер - один из наиболее интересных интерпретаторов произ­ве­дений П. И. Чайковского. В его исполнении полностью выявляется «сим­фоничность» фортепьянного мышления пианиста - его стремление пока­зать сквозное развитие циклического целого и монументальность замысла, стремление к большому исполнительскому дыханию. Такая интерпретация отвечает особенностям фортепьянного стиля великого русского компози­тора.

Несомненно, интерпретируя произведения П. И. Чайковского, Рих­тер не столько изображает, сколько выражает.

Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высо­ком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чай­ковского определены содержанием. Гармония богата и разнооб­разна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и дина­мизму, непрерывности развития. Широко используется секвен­ционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфо­ниях, операх, вокальной и камерно-инструментальной музыки.

Вальс - один из любимейших жанров Чайковского. Среди боль­шого количества вальсов у композитора встречаются вальсы концерт­ного плана, например, «Ната-вальс», ор. 51, вальсы лирические с пре­обладанием во­кального начала (близкие к романсу), такие, как «Сенти­ментальный вальс», ор. 51, вальсы салонного стиля («Вальс-безде­лушка», ор. 72, «Вальс-шутка», без опуса). Многие произведения Чай­ковского, хотя и не названы вальсом, по сути, являются таковыми. Вальсообразный характер придает им особое очарование (например, «Подснежник» из «Времен года»).

Трактовка этого танца напрямую связана у Чайковского с тради­цией, идущей общим дыханием (можно представить себе эту мелодию в испол­нении струнных).

Таким образом, музыкальный акцент в мелодии и аккомпанементе приходится на сильную долю в обоих голосах не в каждом такте, а че­рез такт: три двухдольных мотива в мелодии (в сумме 6 четвертей, со­ставля­ющих два такта) звучат на фоне аккомпанемента двух тактов по три чет­верти в каждом (в сумме тоже 6 четвертей). В музыке такой прием нало­жения двухдольного ритма на трехдольный называется ге­миолой. Этот прием вносит заметное разнообразие в традиционный вальсовый ритм, ко­торый в пьесе более или менее значительного раз­мера может оказаться не­сколько однообразным, если в него не внести какой-то оживляющей но­визны. У самого П. Чайковского этот прием встречается в Вальсе фа-диез минор, ор. 40, в «Сентиментальном вальсе» и «Ната-вальсе», ор. 51. Ори­гинальность его применения в дан­ном случае заключается еще и в том, что здесь трехдольная пульсация аккомпанемента строится на повторяющейся квинте в аккомпанементе. Этот интервал, употребленный нарочито на про­тяжении целого раздела формы, естественно вызывает ассоциацию с ка­ким-нибудь народным инструментом. Этот прием композиторы часто применяют, когда хотят создать настроение народного праздника. Причем, не только в русской музыке, но и для передачи народного колорита других стран.

Говоря об исполнительских традициях русской фортепианной школы, прежде всего нужно помнить, что «Фортепьянный стиль Чай­ков­ского носит черты, продиктованные требованиями основного твор­ческого метода композитора - метода симфонизма, - пишет А. Аль­шванг, - Форте­пьянной фактуре Чайковского свойственно характерное сочетание вырази­тельной, полнокровной кантилены с так называемой «тяжелой» техникой (многозвучной аккордикой и «тяжелыми» окта­вами - словом, всем фактур­ным арсеналом, требующим применения «плечевой игры»). Категория «легкой» техники (пассажи и все виды техники, связанные с движениями кисти и пальцев), как правило, встречаются у молодого Чайковского срав­нительно редко: он избегает таких форм фортепьянной музыки, как этюды, прелюды, где в боль­шинстве случаев «легкая» техника преобладает. Из двух элементов, составляющих в своем сочетании своеобразную фактуру Чайковского, - а именно кантиленного и «крупнотехнического» - основная господ­ствующая роль принадлежит, безусловно, первому из них».

Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. При ис­полнении мелодии, необходимо сочетать певучесть и широту дыхания с выявлением богатства – речевых интонаций, обилия акцен­тов, штрихов оркестрового типа. Основным средством выразительности является раз­вернутая мелодия.

В разнообразных по содержанию произведениях отчётливо выяв­ля­ются различные черты фортепианного наследия Чайковского: в ли­рике - мечтательность, отображение душевных состояний, в русских сценах - ре­алистические бытовые зарисовки. Отсюда и различные при­ёмы использо­вания фортепиано, начиная от «вокализации» инструмен­тального звучания («пение на фортепиано») и кончая подчёркиванием специфически инстру­ментальных и оркестровых качеств фортепиано.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального ис­кусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творче­ском методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений, национальный мело­дический язык, связь с русской народной песней и бытовым ро­мансом, ис­пользование жанров танцевальной музыки, любовь к родной природе, по­каз внутреннего, душевного мира человека.
Литература


  1. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алек­сеев. Москва: Музыка, 1978, 192с.

  2. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка / А. Д. Алексеев. Москва: Му­зыка,1969, 153с.

  3. Альшванг, А. А. П. И. Чайковский / А. А. Альшванг. Москва: Музыка, 1959, 178с.

  4. Дельсон, В. Святослав Рихтер / В. Дельсон. Москва: Музгиз, 1961, 123с.

  5. Николаев, А. А. Фортепианное наследие Чайковского / А. А. Николаев. Москва: Музгиз, 1958, 227с.

  6. Чайковский, П. И. Произведение для фортепиано [Ноты] / редакция Т. П. Крвченко. Киев: Музична Украiна, 1978, 248с.

  7. Чайковский, П. И. Сочинения для фортепиано [Ноты]: Полное собрание сочине­ний / ред. А. Бакулов. Москва: Музыка, 1971. Т.1. 196с.

  8. Чайковский, П. И. Времена года: Двенадцать картин для фортепиано [Ноты] / ред. Л. П. Жирева. Санкт-Петербург: Композитор, 1998, 64 с. (Золотой репертуар пиа­ниста).



Саратовский р-н Саратовской обл. О. Л. Суняйкина
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconНир: “легковесная платформа управления виртуализацией”
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconНир: “Исследования по оптимальному использованию распределенной и кэш памяти”
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconНир: “ Динамические системы, определяемые геометрическими образами автоматов ”
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла фгос-3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconНир: “разработка алгоритмов поиска глобальных экстремумов при наличии...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учереждение...
Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconКурс лекций © Саратовский Государственный Технический Университет....
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconУчебно-методический комплекс по модулю б2 «Актуальные проблемы исторических...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы icon«актуальные проблемы русской литературы х1Х в»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» институт искусств актуальные проблемы iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Информатика», представлений и понимания таких ключевых понятий и процессов как: передача, обработка и накопление информации, технические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск