Скачать 4.58 Mb.
|
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ 2013 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» ИНСТИТУТ ИСКУССТВ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ВЫПУСК VI Издательский центр «Наука» Саратов 2013 УДК [78: 378] (082) ББК 85-31 я 43 А 43 Рецензенты: заслуженный деятель культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Арчажникова Л. Г. директор института искусств Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор педагогических наук, профессор Рахимбаева И. Э. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сборник научных трудов. Выпуск VI / Отв. ред.: канд. пед. наук, доц. И. А. Королева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 279 с. В сборник вошли материалы исследований преподавателей высших, средних и начальных специальных учебных заведений из разных городов России и ближнего зарубежья. Главная тема - поиск путей совершенствования музыкального образования в изменяющемся мире. В разделах, посвящённых проблемам профессиональной подготовки учителя музыки, теории и практики школьного музыкального обучения, отражены основные направления развития современной музыкально-педагогической науки. Для преподавателей вузов, педучилищ и колледжей, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также студентов музыкально-педагогических факультетов. Ответственный редактор: И. А. Королева, к. п. н., доц. Статьи публикуются в авторской редакции УДК [78: 378] (082) ББК 85-31 я 43 ISBN © Коллектив авторов, 2013 Предисловие Настоящий сборник – результат научных изысканий группы педагогов-музыкантов, работающих в учебных заведениях разных уровней и направлений, но объединённых общей целью поиска новых путей и методов совершенствования музыкального образования. Местом встречи для обмена опытом и демонстрации научно-практических достижений в обозначенной области стал Институт искусств Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, где усилиями кафедры музыкально-инструментальной подготовки с 16 по 19 апреля 2013 года проводился Шестой открытый (с международным участием) фестиваль студентов музыкальных факультетов вузов, училищ искусств и учащихся школ эстетической направленности «Профессия – учитель музыки» (фестиваль проводится раз в два года). Основные цели фестиваля: выявление музыкально одаренной молодежи, способствование раскрытию ее творческой индивидуальности и потенциальных профессиональных возможностей, обмен опытом по вопросам профессиональной подготовки учителей музыки, воспитание их музыкально-исполнительской культуры. В рамках фестиваля прошли исполнительские конкурсы студентов и учащихся. В состав жюри вошли педагоги-музыканты, представители разных городов. В разных номинациях исполняли обязанности председателей жюри заслуженный артист России, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова А. И. Катц и доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Г. А. Алферов. Итоги исполнительских конкурсов, а также исследования, проводимые участниками в сфере музыкальной педагогики, обсуждались в ходе научно-практического семинара по теме «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», который имел место в дни работы фестиваля. Обмен опытом осуществлялся по следующим направлениям: работа над музыкальным произведением и развитие в её процессе элементов художественного мастерства; исполнительские и творческие школы; художественное образование и педагогические новации. Новые находки и результаты исследований педагогов-музыкантов, участников конференции, нашли своё отражение в научных статьях, составивших настоящий сборник. Коллектив кафедры благодарит всех участников фестиваля и семинара за плодотворную работу и надеется на дальнейшее сотрудничество в области совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки. Заведующая кафедрой музыкально-инструментальной подготовки И. А. Королева I. Музыкознание и педагогика: проблемы синтеза и взаимовлияния г. Саратов Л. А. Рахимбаева, М. Р. Каримова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ КЛАВИРНЫХ СОЧИНЕНИЙ П. И. ЧАЙКОВСКОГО Фортепианное искусство заняло в XIX столетии большое место в музыкальной культуре, как в западной Европе, так и в России. Национальная пианистическая школа отражала самобытные черты культуры, обогащая фортепианное искусство новыми художественными ценностями. П. И. Чайковский внёс огромный вклад не только в становление композиторской школы, но и фортепианной педагогики, а также заложил фундамент в создание фортепианно-исполнительских традиций русской школы пианизма. Творчество П. И. Чайковского в последней четверти XIX века прозвучало, раскрывая на весь мир неисчерпаемые богатства и красоту русской музыки. Безусловно, наивысшим проявлением гения Чайковского являются симфонии и оперы, в которых отражены все стороны его духовного мира. С детства фортепиано было верным спутником музыкальных мечтаний Чайковского. Не имея систематической подготовки, он всё же достиг высокого уровня владения инструментом. Будучи студентом Петербургской консерватории, мог исполнить с блеском пьесы первоклассной трудности. В произведениях крупного плана, мы встречаем уже не мимолетные настроения, а более обобщенные ораторски яркие музыкальные образы. Если А. Рубинштейн был первым пианистом, получившим мировое признание русской исполнительской школы, то Чайковский был первым композитором, добившимся огромного успеха в Западной Европе и в Америке в области фортепианного творчества. Лирические миниатюры Чайковского разнообразные в смысле жанров и настроений, богатейшая по глубине и поэтичности художественных образов сфера его творчества. Это сценки из детской жизни, лирические пейзажи, чарующие русским народным колоритом. Фортепианные миниатюры проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен бытового «чувственного» романса, связаны с ритмами мазурки, польки, вальса. В этих произведениях сказывается стремление Чайковского к передаче интимных настроений и душевных состояний. Величайший симфонист и оперный композитор, автор вокальных романсов и скрипичных сочинений на протяжении всей своей творческой жизни пишет фортепианные произведения самого разнообразного содержания. Задачей статьи является краткая характеристика фортепианного творчества самого композитора, а также анализ его исполнения и наиболее выдающихся исполнителей (Н. Рубинштейн, Игумнов, С. Рихтер). Всю свою жизнь Чайковский достаточно виртуозно играл на фортепиано, но не любил выступать публично, боясь эстрадных выступлений. Фортепиано Чайковский выбрал для выражения своих лирических настроений, для музыкальных зарисовок природы, бытовых народных сцен, для пьес в жанре городской танцевальной музыки (прежде всего в оригинальном преломлении ритмов вальса привлёкши к себе внимание крупнейших музыкантов). Одним из величайших исполнителей фортепианных произведений Чайковского был младший брат А. Рубинштейна Николай Рубинштейн. Особенно велико значение Н. Рубинштейна как интерпретатора сочинений Чайковского. Творческое общение двух музыкантов - поучительный пример содружества композитора и исполнителя. Рубинштейн не только лучше, чем кто-либо из современников играл фортепианные сочинения Чайковского, но и вдохновил на создание некоторых из них. (Первый и Второй Фортепианные концерты). Концерты были созданы в расчёте на громадные виртуозные возможности пианиста. Несравненным исполнителем фортепианных произведений Чайковского был С. В. Рахманинов. В Рахманинове выявился не только композитор, преклонившийся перед гением Чайковского, но и пианист унаследовавший многое от его фортепианного творчества, которое является продолжением пианистических традиций, созданных композиторами-пианистами XIX века - Н. Рубинштейном, М. Балакеривым и П. Чайковским. Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только непосредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. В ХХ веке наряду с Рахманиновым среди русских исполнителей произведений Чайковского выделились К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Л. Оборин, Э. Гилельс, С. Рихтер и др. Особенно известен как интерпретатор сочинений композитора К. Игумнов. Его исполнение наряду с монументальностью поражало лирической насыщенностью и красочностью. Исполняя произведения Чайковского, навеянных образами природы, грёзами человека пианист тонко воплощает настроение мечтательности. Исполнение свободное, как бы импровизированное. Всё это насыщено естественностью, отмечено благородством вкуса и высокой художественной культурой. Планом данной статьи не предусмотрен анализ интерпретации отдельных произведений композитора, делается попытка выделить индивидуальность исполнителей и их общность в выявлении авторского замысла. В исполнении С. Рихтером фортепианных произведений Чайковского больше всего обращало на себя внимание богатейшая гамма чувств и красок, естественность и правдивость. В исполнении фортепианных пьес Чайковского Рихтер никогда не допускает виртуозной бравурности, нарочито подчёркнутой выразительности, подчеркивая простоту, естественность и правдивость. С. Рихтер, по преимуществу воплощает стиль «лирико-созерцательного пианизма», без щегольства пианистическими эффектами, но с постоянным призвуком фортепианной задушевности. С. Рихтер - один из наиболее интересных интерпретаторов произведений П. И. Чайковского. В его исполнении полностью выявляется «симфоничность» фортепьянного мышления пианиста - его стремление показать сквозное развитие циклического целого и монументальность замысла, стремление к большому исполнительскому дыханию. Такая интерпретация отвечает особенностям фортепьянного стиля великого русского композитора. Несомненно, интерпретируя произведения П. И. Чайковского, Рихтер не столько изображает, сколько выражает. Музыку Чайковского отличают простота и доступность при высоком профессионально-художественном мастерстве. Гармония и форма у Чайковского определены содержанием. Гармония богата и разнообразна, но без обилия красочных деталей, все подчинено напряженности и динамизму, непрерывности развития. Широко используется секвенционнный тип развития. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, и не только в его балетах, но и в симфониях, операх, вокальной и камерно-инструментальной музыки. Вальс - один из любимейших жанров Чайковского. Среди большого количества вальсов у композитора встречаются вальсы концертного плана, например, «Ната-вальс», ор. 51, вальсы лирические с преобладанием вокального начала (близкие к романсу), такие, как «Сентиментальный вальс», ор. 51, вальсы салонного стиля («Вальс-безделушка», ор. 72, «Вальс-шутка», без опуса). Многие произведения Чайковского, хотя и не названы вальсом, по сути, являются таковыми. Вальсообразный характер придает им особое очарование (например, «Подснежник» из «Времен года»). Трактовка этого танца напрямую связана у Чайковского с традицией, идущей общим дыханием (можно представить себе эту мелодию в исполнении струнных). Таким образом, музыкальный акцент в мелодии и аккомпанементе приходится на сильную долю в обоих голосах не в каждом такте, а через такт: три двухдольных мотива в мелодии (в сумме 6 четвертей, составляющих два такта) звучат на фоне аккомпанемента двух тактов по три четверти в каждом (в сумме тоже 6 четвертей). В музыке такой прием наложения двухдольного ритма на трехдольный называется гемиолой. Этот прием вносит заметное разнообразие в традиционный вальсовый ритм, который в пьесе более или менее значительного размера может оказаться несколько однообразным, если в него не внести какой-то оживляющей новизны. У самого П. Чайковского этот прием встречается в Вальсе фа-диез минор, ор. 40, в «Сентиментальном вальсе» и «Ната-вальсе», ор. 51. Оригинальность его применения в данном случае заключается еще и в том, что здесь трехдольная пульсация аккомпанемента строится на повторяющейся квинте в аккомпанементе. Этот интервал, употребленный нарочито на протяжении целого раздела формы, естественно вызывает ассоциацию с каким-нибудь народным инструментом. Этот прием композиторы часто применяют, когда хотят создать настроение народного праздника. Причем, не только в русской музыке, но и для передачи народного колорита других стран. Говоря об исполнительских традициях русской фортепианной школы, прежде всего нужно помнить, что «Фортепьянный стиль Чайковского носит черты, продиктованные требованиями основного творческого метода композитора - метода симфонизма, - пишет А. Альшванг, - Фортепьянной фактуре Чайковского свойственно характерное сочетание выразительной, полнокровной кантилены с так называемой «тяжелой» техникой (многозвучной аккордикой и «тяжелыми» октавами - словом, всем фактурным арсеналом, требующим применения «плечевой игры»). Категория «легкой» техники (пассажи и все виды техники, связанные с движениями кисти и пальцев), как правило, встречаются у молодого Чайковского сравнительно редко: он избегает таких форм фортепьянной музыки, как этюды, прелюды, где в большинстве случаев «легкая» техника преобладает. Из двух элементов, составляющих в своем сочетании своеобразную фактуру Чайковского, - а именно кантиленного и «крупнотехнического» - основная господствующая роль принадлежит, безусловно, первому из них». Мелодия включает в себя и широкий напев русской народной песни и напевно-декламационную выразительность человеческой речи. При исполнении мелодии, необходимо сочетать певучесть и широту дыхания с выявлением богатства – речевых интонаций, обилия акцентов, штрихов оркестрового типа. Основным средством выразительности является развернутая мелодия. В разнообразных по содержанию произведениях отчётливо выявляются различные черты фортепианного наследия Чайковского: в лирике - мечтательность, отображение душевных состояний, в русских сценах - реалистические бытовые зарисовки. Отсюда и различные приёмы использования фортепиано, начиная от «вокализации» инструментального звучания («пение на фортепиано») и кончая подчёркиванием специфически инструментальных и оркестровых качеств фортепиано. Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности. Во всех жанрах камерно-вокальной и инструментальной музыки мы находим общие черты: драматизм его произведений, национальный мелодический язык, связь с русской народной песней и бытовым романсом, использование жанров танцевальной музыки, любовь к родной природе, показ внутреннего, душевного мира человека. Литература
Саратовский р-н Саратовской обл. О. Л. Суняйкина |
Нир: “легковесная платформа управления виртуализацией” Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный... | Нир: “Исследования по оптимальному использованию распределенной и кэш памяти” Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный... | ||
Нир: “ Динамические системы, определяемые геометрическими образами автоматов ” Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла фгос-3 | ||
Нир: “разработка алгоритмов поиска глобальных экстремумов при наличии... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Саратовский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение... Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Курс лекций © Саратовский Государственный Технический Университет.... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по модулю б2 «Актуальные проблемы исторических... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «актуальные проблемы русской литературы х1Х в» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «Информатика», представлений и понимания таких ключевых понятий и процессов как: передача, обработка и накопление информации, технические... |