Скачать 1.51 Mb.
|
Отдел образования Администрации Выборгского района Целевая программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2012 - 2018 гг. «Создание единого образовательного пространства школы через интеграцию основного и дополнительного образования» г. Санкт-Петербург 2012
Авторский коллектив разработчиков целевой программы:
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт целевой программы развитияГБОУ СОШ № 90 на 2012 - 2018 гг.
Введение Коренные преобразования в системе образования, связанные с ее модернизацией, затрагивают не только институты образования, но и предполагают формирование нового сознания и новой идеологии, связанной с системным крупномасштабным государственным реформированием всей социальной сферы. Новый подход с одной стороны предполагает общественный заказ на новое качество образования, то есть развитие демократических институтов, обеспечивающих это качество, а с другой стороны, ответ школы как образовательного института на новые вызовы в форме проектирования своего развития. Сегодня школа уже не может оставаться в режиме пассивно-приспособительной деятельности, эффективной является позиция прогнозирования своих будущих изменений. Сегодня становится все более очевидным, что традиционная школа, ориентированная не только на передачу знаний, умений и навыков себя изжила, так как темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может. В то же время в современных рыночных условиях актуальными становятся такие способности, которые позволят выпускникам школы успешно самоопределиться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. Но и школа должна выживать в рыночных условиях, должна быть эффективной образовательной организацией, отвечающей запросам социума. И в этом смысле должны быть гармонизированы отношения всех субъектов образовательного процесса, спроектировано эффективное развитие и реализована системная стратегия инновационных изменений. Указанная стратегия в последние годы связана с необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 2 – го поколения (ФГОС – 2). В документах, определяющих процесс внедрения ФГОС, в частности, в письме Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» подчеркивается особое значение внеурочной деятельности в процессе реализации ФГОС: «В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Такой подход к реализации ФГОС в современных условиях делает тему программы развития школы №90 особенно актуальной, так как в рамках программы предполагается разработать и реализовать одну из рекомендованных министерством образования и науки РФ организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС – модель школы полного дня. Школа в процессе своего развития ориентируется на целевые ориентиры, сформулированные в программах развития системы образования федерального и регионального уровней. К таким индикаторам относятся: -общественная эффективность системы общего образования, -качество общего образования; - качество инфраструктуры системы образования. Изменения в системе общего образования могут быть достигнуты путем повышения его качества, доступности и эффективности. Под качеством образования понимается его динамическое соответствие современным запросам со стороны всех заинтересованных субъектов – непосредственных и опосредованных заказчиков, в первую очередь, учащихся и их родителей (законных представителей), работодателей, государства; адекватность содержания образования современным социальным условиям. Под доступностью понимается организация сети общего образования, при которой каждый учащийся имеет возможность получить широкий спектр услуг общего образования, оказываемых на высоком профессиональном уровне. Эффективность предполагает такую структуру образовательной сети, при которой обеспечивается наиболее полное использование имеющихся и привлечение дополнительных ресурсов (человеческих, информационных, материальных и финансовых и т.п.). Школа № 90 планирует свое развитие с точки зрения повышения эффективности всех направлений своей деятельности. Среди критериев показателей эффективности школа выделяет: - эффективность организационно-правовых условий деятельности школы (финансово-экономическая самостоятельность школы, государственно-правовая регламентация деятельности школы, возможный переход школы в режим работы автономного учреждения); -эффективность организационных механизмов управления качеством образования (организационная культура школы, системность и целенаправленность деятельности администрации в планировании, организации создании стимулов по улучшению качества); -эффективность деятельности по созданию в школе благоприятных условий осуществления образовательного процесса (создание благоприятной культурно- образовательной среды школы, создание оптимальных условий для сохранения здоровья, обеспечения психологического комфорта и работоспособности субъектов образовательного процесса); -эффективность деятельности школы по созданию условий доступности качественных образовательных ресурсов (создание информационной среды школы, организация эффективного сетевого взаимодействия с социальными партнерами школы, создание условий безопасности организации образовательного процесса); - эффективность контроля и оценки результатов образовательной деятельности (создание условий для развития государственно-общественного характера управления и социальной активности школы в социуме, развитие системы управления качеством деятельности школы, создание условий для включения школы во Всероссийскую систему оценки качества образования. Учитывая сложность процессов, связанных с процессами реструктуризации бюджетной сферы, с попытками оптимизировать систему образования с точки зрения повышения ее эффективности, перед школами ставятся задачи, связанные с непривычными и не всегда понимаемыми понятиями рынка: создание эффективного менеджмента образовательных услуг, выявление конкурентных преимуществ школы, их развитие и обеспечение запросов как можно более разнообразных потребителей, новые подходы к пониманию качества и управлению качеством. Осмысление этих понятий приводит к осознанию необходимости стратегического развития и оперативного управления таким развитием образовательного учреждения, сформулированного в форме бизнес-плана. Сутью бизнес плана при таком подходе является расчет эффективности использования средств на инновационное развитие школы с точки зрения реализации образовательных услуг, их технологичности и востребованности. Индикаторами эффективности на всех этапах развития можно считать - стабильность или рост пользователей образовательных услуг; - оптимальное соотношение затрат на управленческие задачи (организационная культура школы, технологические решения) и затрат на достижение целей собственно образования; - обеспечение качества образовательной деятельности. Проблемы, на решение которых направлена программа. Целевая программа развития средней общеобразовательной школы № 90 определяет стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики с учетом социально- экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Выборгского района. С учетом этих факторов сформулирована главная тема программы развития школы №90: «Интеграция основного и дополнительного образования как ресурс создания единого образовательного пространства школы». Проблема эффективной работы школы напрямую связана с качеством образовательной деятельности, причем «качество» выпускника сегодня не является единственным критерием качества образования. Принцип динамизма предполагает единство качества условий, качества процесса (деятельности) и качества результата. Поэтому, отвечая на социальный запрос государства и общества одной из проблем, на решение которой направлена программа, является проблема обеспечения эффективности и качества образования. К ключевым направлениям развития системы управления качеством относятся: качество управления образовательным процессом, качество образовательной среды, качество содержания образования, качество методов обучения, качество организации образования, качество используемых материальных ресурсов, качество квалификационного ресурса учителей, качество целеполагания образовательной деятельности. В этом смысле под новым качеством образования понимается: 1. соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой. Это предполагает с одной стороны - ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, с другой стороны - ориентацию на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта; 2. соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся;
3. соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Ключевой критерий оценки результативности Программы это повышение конкурентоспособности ГБОУ № 90 на городском уровне и его успешная интеграция в социальную инфраструктуру Выборгского района. В связи с этим, качественные изменения в развитии школы № 90 предполагают: • инновационную активность школы в образовательном пространстве Санкт-Петербурга и в Выборгском районе;
• изменения в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса; • изменения во взаимодействии школы и местного социума; • изменения в организации системы управления школой. Таким же приоритетом разработки программы развития является развитие образовательного учреждения как образовательной организации, эффективно работающей в социуме в условиях рыночных отношений. И в этом смысле существенными становятся конкурентные преимущества образовательной организации, маркетинговый анализ спектра образовательных услуг, реализуемых «в зоне пешеходной доступности потенциальных потребителей», инновационность, так как именно инновационные идеи развития способны обеспечить инвестиционную привлекательность образовательной организации. Управленческие решения руководства школы опираются на анализ потенциала развития школы на основе проведения анализа возможностей и проблем образовательного учреждения и сценарного анализа возможных рисков и последствий возможных инноваций развития. Социальный заказ окружающего социума связан с системой взаимовлияющих факторов: качество жизни и социальная успешность выпускника. И в этом смысле проблемой, на решение которой направлена программа, является необходимость усиления социальной направленности деятельности школы с целью расширения доступности работы школы в новых информационно-технологических и организационно-финансовых условиях реформирования образования. Эта проблема реализуется в школе № 90 в форме модели единого образовательного пространства, позволяющей, с одной стороны оптимизировать ресурсы школы, а с другой, адекватно отвечать на вызовы времени, социальные запросы потребителей образовательных услуг и решать реальные проблемы микрорайона. Возможности, созданные школой с точки зрения занятости детей во второй половине дня, оказываются востребованными большим количеством подростков микрорайона, расширяют образовательное пространство с точки зрения гармонизации основного и дополнительного образования, а также позволяют решать вопросы социальной защиты подростков. Такой подход к организации образовательного и воспитательного пространства школы востребован учениками, их родителями, приветствуется социумом и органами управления образования. Опыт развития школы № 90 в предыдущие годы показал эффективность подхода к развитию образовательного пространства школы с точки зрения создания гуманитарной здоровьесберегающей среды. Этот опыт позволил сформулировать «ключевые ориентиры» оптимального развития школы как образовательной организации, отвечающие вызовам сегодняшнего времени. К таким ключевым ориентирам можно отнести следующие:
Задавая эти ключевые ориентиры, школа № 90 в логике своего инновационного развития не только отвечает задачам модернизации образования, сформулированным в концептуальных нормативных документах Российской Федерации и Санкт-Петербурга, но и отвечает на общественный запрос населения. В логике этих 5 направлений школа формулирует и подпрограммы, целевая направленность которых отвечает задачам: - создания условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего профилизацию и социальную адаптацию школьников; - создания условий для реализации компетентностной модели содержания образования, а также совершенствование технологий обучения; - создания и формирования здоровьесберегающей среды; - создания воспитывающей среды школы; - обеспечения условий для социальной защиты подростков; - закрепления институциональных преобразований школы, обеспечивающих качество образования. Вышеперечисленные ориентировочные направления развития связаны с новыми подходами к формулировке целей образования, с решением вопросов обеспечения доступности, качества образования в рамках реализации ФГОС. Внеурочная деятельность, реализуемая с помощью модели школы полного дня, кроме задачами, связанными с непосредственным введением ФГОС также позволяет:
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
|
Доклад Государственного бюджетного образовательного учреждения города... Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения 91 | Доклад о деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного... Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения | ||
Публичный отчет о работе муниципального бюджетного общеобразовательного... Задача настоящего доклада представить родительской общественности информацию о деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного... | Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного... Паспорт программы перспективного развития школы на основе образовательной инициативы «Наша новая школа» | ||
Профильный лицей», в дальнейшем именуемое «Автономное учреждение»,... «О создании Государственного автономного общеобразовательного учреждения Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный... | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского | ||
Публичный отчет директора Т. В. Власовой о деятельности Государственного... Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением английского... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Наименование Программы «Школа территория здоровья» Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г. Переславля-Залесского,... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак... | Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №343 Направление 1: Формирование человека безопасного типа, путем обучения школьников социально-экологической валеологической и этической... | ||
Информационная карта общеобразовательного учреждения Полное наименование учреждения Новопавловский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе... |