Скачать 360.46 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» ГОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» Факультет педагогики психологии и управления Кафедра педагогики Кафедра психологии Утверждаю Проректор по учебной работе И.В. Столярова «______ » ___________________2012 Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности050706.65 Педагогика и психология (заочная форма обучения) Составители: Шубович М.М., доктор педагогических наук, профессор, Брагина Е.А., кандидат психологических наук, доцент, Силакова М.М., кандидат психологических наук, доцент Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета педагогикии психологии «___»_____________ 2012, протокол № _______. Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050706.65 Педагогика и психологияи Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в Федеральном государственном бюджетном образовательномучреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»). Освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования. Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия между требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 050706.65 Педагогика и психология и фактическими знаниями, навыками и умениями выпускников, полученными в процессе освоения образовательной программы в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова в период действия настоящего стандарта. Задачи аттестации: - выявить уровень теоретической подготовки специалистов на междисциплинарном государственном экзамене по основным предметам цикла «Специальные дисциплины» и ряду дисциплин цикла «Общепрофессиональные дисциплины»; - определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения теоретических знаний, умений и навыков выпускников в анализе актуальных проблем современного образования; - выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве специалиста в областиобразования, основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях. Итоговая аттестация по специальности 050706.65 Педагогика и психология предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена по педагогике и психологии и защиту выпускной квалификационной работы. При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «педагог-психолог» с соответствующей специализацией и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН
050706.65 Педагогика и психология Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Выпускник готов к реализации задач в области развивающий, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической, культурно-просветительной, управленческой деятельности. В области развивающей деятельности: диагностика уровня психического развития детей; разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; психологическая поддержка творчески одаренных учащихся; проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей; психологическая поддержка учителей в образовательном процессе; в области учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса; организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; индивидуальное консультирование участников образовательного процесса; в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры учащихся; организация культурного пространства образовательного учреждения; в области организационно-управленческой деятельности: рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; организация контроля за результатами обучения и воспитания; ведение школьной документации. Междисциплинарный государственный экзамен по дополнительной специальности 050706.65 Педагогика и психология носит комплексный характер и включает вопросы по дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и предметных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050706.65 Педагогика и психология. На междисциплинарном экзамене по педагогике и психологии выпускники должны продемонстрировать систему знаний
050706.65 Педагогика и психология и психология «Психология»
Краткая история возникновения концепции З. Фрейда. Учение о структуре и динамике личности. Источники развития личности. Психологические зашиты. Периодизация психического развития. Особенности психотерапевтического метода. Вклад ортодоксального психоанализа З. Фрейда в развитие психологии в целом и психологии личности.
Индивидуальная психология А. Адлера:Движущие силы развития личности. Комплекс неполноценности и причины деструктивного стиля жизни. Направленность адлеровской психотерапии. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Структура личности. Личное и коллективное бессознательное. Источник психической энергии. Индивидуация. Вклад К.Г. Юнга в развитие представлений о функционировании личности и психоаналитический метод. К. Хорни как представитель психологии Эго. Анализ процесса развития преневротической структуры личности. Основы психоаналитической психотерапии. Бихевиоризм и его основные постулаты.
Условия возникновения когнитивной психологии и ее основные принципы. Общая характеристика детерминации поведения личности. Теория личностных конструктов Дж. Келли. Понятие личностного конструкта. Вклад Дж. Келли в развития методов психодиагностики личности. Теории когнитивного баланса. Основные области применения теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теории каузальной атрибуции.
Условия возникновения гештальпсихологических идей. Вклад гештальтпсихологии в развитие представлений о механизмах построения перцептивного образа. Гештальтпсихологический подход к исследованию мышления. Общие принципы гештальтпсихологии. Расширение предмета гештальтпсихологии: теория личности К. Левина. Представления о детерминации поведения личности. Гештальттерапия Ф. Перлза: учение о психологических защитах и источниках невротизации личности.
Условия возникновения и предшественники гуманистической психологии. Общая характеристика гуманистической психологии как «третьей силы» в психологии. Представления о детерминации поведения и развития личности. Психотерапия, центрированная на клиенте К. Роджерса: представления о здоровом функционировании личности и особенности психотерапевтического метода. Теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Препятствия самоактуализации. Логотерапия В. Франкла: представления о причинах невроза, особенности психотерапии. Вклад гуманистической психологии в развитие психотерапии и психологического консультирования.
Л.С. Выготский как методолог психологии. Понятие высшей психической функции: особенности развития и структуры. Интериоризация и экстериоризация. Экспериментальное обоснование концепции.
Понятие деятельности. Структура деятельности. Методологическое значение категории деятельности. Деятельность и развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Деятельность и строение сознания. Понимание личности.
Ощущения: классификация, физиологический механизм. Чувствительность, пороги чувствительности. Константа Вебера. Закон Фехнера. Основные свойства ощущений. Центральная проблемы психологии восприятия. Историческое развитие представлений о механизмах восприятия. Ассоцианизм. Гештальтпсихология. «Новый взгляд». Основные свойства восприятия. Предметность, структурная целостность, константность. Факторы перцептивной организации. Константность размера, расстояния и формы. Восприятие пространства. Свойства восприятия как высшей психической функции.
Общая характеристика процессов памяти. Виды запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные теоретические подходы к пониманию механизмов памяти. Исследования Г. Эббингауза: методы и полученные результаты. Эффект края. Эффект фон Ресторф. Закон Йоста. Интерференция. Феномен реминисценции. Когнитивный подход к исследованию процессов памяти. Закономерности сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Исследования памяти в рамках теории деятельности.
Специфика мышления как познавательного процесса. Мышление как процесс решения задач и как психическая деятельность. Мыслительные операции и их особенности. Основные виды мышления. Творческое мышление. Основные теоретические подходы к пониманию механизмов и развития мышления.
Эмоции как психический регуляторный процесс. Структура и основные свойства эмоциональных явлений. Виды эмоциональных явлений. Развитие представлений о структуре и функциях эмоций. Периферическая теория эмоций Джемса – Ланге. Теория эмоций Дж.Уотсона. Исследования физиологического возбуждения в структуре эмоционального процесса. Теория Кеннона – Барда. Концепция Шехтера. Теория дифференциальных эмоций. Мотивационная концепция эмоций В. Вилюнаса. Информационная концепция эмоций П.В. Симонова.
Понятие мотивации. Понятие мотива. Функции мотива. Представления о мотиве в различных психологических направлениях. Проблема классификации и диагностики мотивов. Классификации мотивов. Исследования в области психологии мотивации. Мотив достижения. Мотив агрессии.
Историческое развитие представлений о структуре и биологической детерминации темперамента. Темперамент и свойства нервной системы. Современные представлений о биологической обусловленности свойств темперамента. Концепция темперамента В.М. Русалова. Факторный подход к исследованию структуры темперамента.
Способности как психологическая категория. Виды способностей. Общие способности. Интеллект, креативность и обучаемость как общие способности. Факторные концепции интеллекта. Роль наследственности и среды в детерминации развития интеллекта. Диагностика интеллекта. Общая характеристика креативности, проблема диагностики креативности. Креативность и интеллект. Обучаемость как общая способность.
Подростковый возраст, его появление в истории общественного сознания. Теории подросткового возраста (Р.Бенедикт, З.Фрейд, Д.Салливен, К. Коффка, Э. Эриксон). Анатомо-физиологические изменения пубертатного периода, их связь с психологическими особенностями. Главное содержание и особенность возраста - переход от детства к взрослости. Проблема возраста: общение со сверстниками, общение со взрослыми, самосознание, половое созревание и психосексуальная идентичность. Деформации ведущей деятельности в подростковом возрасте. Мотивационно-потребностная сфера подростка. Эмоциональное развитие подростка. Основные изменения в когнитивной сфере подростка. |
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности... Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Порядок подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации... Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... | Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления (протокол от 20 г. № ) | ||
Методические рекомендации по выполнению дипломной работы специальность... Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом... | Технологическая карта дисциплины Кафедра теории и методики сервисной... Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования... | ||
Приказ от 26. 11. 2012г. №80-у «Об утверждении тем письменных экзаменационных... В соответствии с Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников гбоу нпо пу №116» и планом работы на 2012-2013 учебный... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Высшего профессионального образования тюменский государственный университет... Учебно-методический комплекс. Методические указания по написанию магистерской диссертации для магистров направления 080200. 68 «Менеджмент»,... | ||
Анализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников... Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной... | Программа итоговой государственной аттестации по направлению: 070100.... Положением «Об итоговой государственной аттестации выпускников пгпу», Положением «О выпускной квалификационной работе пгпу», учебным... |