МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ишимский государственный педагогический институт имени П.П.Ершова» Кафедра психологии
| Утверждаю
Проректор по учебной работе и лицензированию
_____________ С.А. Вдовина
(подпись, расшифровка подписи)
“27” января 2011 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ: ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ С ПРАКТИКУМОМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ Педагогическое образование
050100.62 – Педагогическое образование (код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
Математическое образование, Физическое образование
(наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Ишим 2011.
Рецензент, _____________
кандидат психологических наук, доцент В. И. Бердов
Рабочая программа дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» /сост.О.В. Панфилова. – Ишим: ФГБОУ ВПО «ИГПИ», 2012. - 142 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам 1 курсаочной формы обучения по направлению подготовки 050100.62 - Педагогическое образованиев 2 семестре.
(код и наименование)
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 - Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "22" декабря 2009 г. № 788.
Составитель ____________________ О.В. Панфилова
. (подпись) 01.09. 2011 г Содержание
Методические рекомендации преподавателю: 83
ТЕМА: ТЕМПЕРАМЕНТ 133
Семестр: 2
Трудоемкость по ФГОС: 3 зач.ед., 108 часов.
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплин . становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию. Задачи освоения дисциплин знакомство с проблематикой психологической науки, её основными направлениями развития, теоретическими основами и понятийным аппаратом как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу модуля «Психология»;
формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности; о психических процессах, свойствах, состояниях; о сознании как высшей форме отражения психики;
формирование понятия о человеке, представлений об антропологическом и эволюционном его развитии, формах взаимодействия человека с миром;
формирование представлений о соотношении понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «субъект», «индивид»;
формирование целостного представления о социально-психологических явлениях, раскрывающих внутренний, субъективный мир человека (общение, деятельность, взаимодействие);
создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;
формирование представлений о психологической компетентности и психологической культуре как интегративных психических образованиях человека: мотивационных, аффективных, темпераментных, сенсорных, психомоторных, мнемических, интеллектуальных, речевых, коммуникативных, регуляторных, креативных, нравственных;
формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;
содействие развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» и становлению на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития;
содействие развитию интереса к познанию другого человека и самопознанию;
формирование навыков применения приемов анализа психологических статей, составления конспектов, тезисов и аннотаций; подготовки сообщений по предложенным темам; составления каталога журнальных статей с аннотациями по темам и разделам курса;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебный курс «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин (Б.3.). Она является составной частью модуля «Психология».
Курс «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой, социологией. Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других – науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.
Психологияне может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны.
С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуальности и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов. Так, исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.
Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.
Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Учебный курс имеет междисциплинарные связи с другими общепрофессиональными дисциплинами – «Педагогическая социальная психология», «Психология развития человека в образовании», «Психологические проблемы в педагогической деятельности и возможности их разрешения», «Детская психология». 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Студент в процессе освоения содержания дисциплины должен овладеть следующими компетенциями: ОПК-2, ПК-3, ОК-1, ОК-9, ОПК-4.
В результате изучение дисциплины студент должен:
знать:см. таблицу ниже
уметь:см. таблицу ниже
владеть:см. таблицу ниже
приобрести опыт:см. таблицу ниже
Таблица - Карта компетенций дисциплины Индекс
| Формулировка компетенции
(из ФГОС ВПО)
| Должен знать в рамках данной компетенции
| Должен уметь в рамках данной компетенции
| Должен владеть в рамках данной компетенции
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| а) общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, проверяемые в ходе итоговой аттестации по дисциплине
| ОПК-2
| Способен использовать систематизированные теоретические и практические психолого-педагогические знания при решении профессиональных задач.
| Психологические феномены, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики для самоанализа и проектирования саморазвития; теоретические основы и понятийный аппарат психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу модуля «Психология»; ключевые принципы и разнообразия основных психологических подходов.
| Использовать теоретические и практические психолого-педагогичес-кие знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития; осмыслено использовать понятийный аппарат психологической науки в учебной и профессиональной деятельности.
| Способами и приемами личностного и профессионального самопознания и саморазвития; навыками анализа, обобщения, аннотирования, рецензирования основной и дополнительной литературы по вопросам изучаемой дисциплины; навыками подготовки докладов, сообщений, рефератов по вопросам изучаемой дисциплины; приемами анализа психологических ситуаций в профессиональной деятельности.
|
ПК-3
| Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
| Методологию психолого-педагогических исследований психологи-ческих феноменов в профессиональной деятельности; современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников с целью психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
| Проводить психологическую диагностику уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, способностей, характера, темперамента с целью гармонизации психического функционирования человека; применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности; понимать причины собственных достижений и проблем, а также других людей и находить оптимальные пути решения этих проблем;
адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) либо себя, либо выбираемых маршрутов образования и перспектив роста; проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста;
проводить качественный и количественный анализ полученных результатов и психологически интерпретировать их.
| Способностью организовывать и проводить психодиагностические исследования своих индивидуальных особенностей, а также достижений обучающихся и воспитанников; навыками анализа и систематизации полученных результатов исследования и психологически интерпретировать их; осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения.
| б) общекультурные и общепрофессиональные компетенции, способствующие формированию заявленных компетенций
| ОК-1
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
| Алгоритм анализа, сравнения, обобщения, систематизации и классификации воспринимаемой информации; перспективы возможных путей достижения проблемной профессиональной задачи.
| Осуществлять взаимодействие с окружающим миром в формах, имеющих позитивную жизненную значимость; устанавливать и развивать контакты с другими людьми на основе потребности в совместной деятельности с ними (обмениваться информацией, оценивать друг друга как партнеров по общению, влиять друг на друга в выработке единой стратегии взаимодействия);
регулировать и разумно оценивать свою деятельность и поведение как проявления собственной внутренней культуры.
| Навыками эффективного общения с окружающими, культурой мышления.
|
ОК-9
| Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
| Основные поисковые программы: Internet Explorer, Yandex, Google; информационно-образовательные сайты.
| Проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлению рефератов, рецензий, аналитических обзоров и пр.
| Навыками работы в глобальной компьютерной сети; навыками оформления библиографии, информационно-поисковой работы с дальнейшим использованием данных при решении профессиональных задач и оформления рефератов, рецензий, аналитических обзоров и пр.
| ОПК-4
| Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
| Границы своей ответственности.
| Адекватно использовать диагностические методы, правильно интерпретировать психологическую информацию, профессионально обосновывать даваемые рекомендации, неся персональную профессиональную ответственность за результаты своей деятельности.
| Навыками анализа своей профессиональной деятельности.
|
|