Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов





НазваниеПрограмма по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов
страница1/13
Дата публикации22.11.2017
Размер1.83 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Утверждена и рекомендована к использованию на
заседании научно-методического Совета по
координации психолого - валеологического

сопровождения региональной целевой программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 г.г.
Протокол № ___ от ___ 2003 г.

Председатель Совета ______ В.Н.Максимова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ.
Для учащихся 5, 7—11 классов.

Составитель: Балабан Елена Владимировна, учитель психологии Кировской

экономической гимназии.


Санкт – Петербург

2003 год.

Пояснительная записка.

В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к выпускникам гимназий и лицеев.

Рассматривая основные концепции в педагогике и акмеологии, следуя одной из важных ее позиций - формирование социальной зрелости выпускника, стало необходимым создание программы спецкурса по психологии, направлениями которого является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации.

Рассматривая процесс социальной зрелости выпускника гимназии, как способность к быстрой и успешной адаптации в окружающем мире, его реализация происходит в самый важный период становления личности, а именно в школьном возрасте, на который приходятся основные критические периоды становления личности. Так, именно в этот промежуток жизнедеятельности человека происходит формирование социальных потребностей и способностей к осуществлению жизненных выборов, связанных с выбором ценностей, партнеров, профессии, а также познание своего внутреннего мира, формирование самооценки.

Основная идея курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особые, благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер развития личности и удовлетворения её потребностей. Цель курса: Создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.

Основные задачи курса:

  • Формирование основ теоретических знаний в области психологии в соответствие с предложенной программой;

  • Ознакомление с практическими методами и приемами психологии.

  • Организация рефлексивной деятельности учащихся.

  • Формирование навыков работы со специальной психологической
    литературой, умение анализировать полученную в ней информацию.

Курс психологии создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 11 класс. Курс разбит на разделы, соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы развития школьника.

Программа содержит систематизированный теоретический и - практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений. Особенностью программы является специфика работы в экономической гимназии, которая определяет тематику курсов в связи с системой межпредметных связей и воспитательных программ и включает в себя следующие направления:

  • реализацию социально-экономического профиля образования;

  • приоритет целей социализации личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе;

  • ориентацию на субъект-субъектную парадигму отношений;

  • осуществление воспитательной системы как комплекса целевых творческих программ возрастной социализации;

  • преимущественный статус поисковой и проектировочной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Целевое ориентирование курсов.
5 класс.

По программе социально-психологического тренинга, автор Сиялова И.А.

7класс. Общая психология
Раздел: познавательные психические процессы.


Цель: Формирование представлений о познавательной деятельности

человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные

психические процессы и совершенствования навыков самообразования.

8 класс. Общая психология.

Раздел: свойства личности.

Цель: Формирование представлений о свойствах и состояниях личности,

определяющих поведение и деятельность человека, мотивация самопознания

и самоутверждения в окружающем мире.

9 класс. Социальная психология.

Раздел: психология общения.

Цель: Формирование представлений о видах и приемах общения,

формирование навыков общения в системе социальных отношений для

решения проблем самоопределения.

10 класс. Общая психология. Раздел: психология личности.

Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития, для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных

ценностей.
11 класс. Психология управления. Цель: Обеспечение психологической подготовки, развитие и формирование

психологической управленческой культуры, создание необходимых

предпосылок для теоретического осмысления и практического решения

важнейших проблем управленческой сферы.

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ.

Методы и приемы:

Особенностью курса является работа с внутренним миром ребенка Для этого используются словесные, наглядные и практические методы.

Словесные: лекции, беседы, диалоги, побуждающие к обсуждению различных тем.

Письменные работы: (незаконченные предложения, творческие работы, записи-конспекты, ведение словаря понятий, исследовательские рефераты, доклады, анализы текстов, эссе).

Творческим и исследовательским работам уделяется особое внимание, так как они формируют навыки научно-исследовательской деятельности, являющейся одной из форм деятельности гимназистов во время учебного года, а именно создание академических работ по ЦТП.

Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры.

Диагностика - целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я".

Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса.

Структура изучения тем:

  1. Теоретический материал, направленный на ознакомление с основными понятиями психологии.

  2. Диагностические уроки, решающие проблему необходимости приобретения психологических знаний и формирующие представления о самом себе с помощью тестов, опросников, анкет.

  3. Практические упражнения, тренинги, ролевые игры, направленные на развитие и коррекцию определенных качеств личности.

  4. Рефлексия как способ анализа полученных знаний и опыта.

  5. Обобщающий контроль и проверка знаний, определяющих уровень усвоения программного материала.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами гимназического цикла: экономика, менеджмент, ВНИР (введение в научно-исследовательскую деятельность), этика, логика, ОБЖ, где, темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Также программа находится в тесной связи с воспитательной концепцией гимназии, которая включает в себя систему целевых творческих программ.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным
    технологиям (диагностика и обработка данных на
    компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ в информационном
    центре (работа с литературой, составление планов собственных
    исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности
    жизнедеятельности (вред курения, алкоголь, наркомания, как
    противостоять насилию).

Оценивание и контроль:

Так как психология входит в базисный план гимназии, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставиться по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.

В виде промежуточной аттестации учащихся используются творческие работы, аналитико-обобщающие определенную тему, написание рефератов, конспектов, выступления с докладами, сообщениями.

Основные знания и умения разработаны по каждому курсу. В программе предложены примерные вопросы по итоговой аттестации или экзамену по выбору.

В результате изучения всего курса предполагается сформировать социальную зрелость как психологическую готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.

У выпускника гимназии должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, выпускник способен применять приемы эффективного общения, владть приемами неречевого общения, Сформирован устойчивый познавательный интерес к получению информации по вопросам психологии.

7 класс. Общая психология.

Раздел: Познавательные психические процессы.

34 часа. 1 час в неделю.

Введение

Возраст 12 - 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития.

Одна из главных особенностей семиклассников - противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой - стремятся к одиночеству.

Желание слиться с группой, не выделяться, существует вместе со стремлением к самостоятельности, автономности.

В отрочестве и ранней юности возникают чрезмерные усиления черт характера. Они проявляются в уязвимости отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление "пунктиков" при росте нервно-психических нагрузок. Акцентуации проходят и выравниваются при изменении социальной ситуации развития личности, при целенаправленной компенсаторной деятельности.

Много времени у подростка занимает учеба. Это основной вид деятельности. Но в сфере учебы он не всегда может удовлетворить свои притязания и он стремиться их проявлять в других видах деятельности (технических, художественных, творческих, спортивных). Психологические наблюдения показывают, что подросток в этом возрасте как бы останавливается в развитии способов и умений интеллектуальной деятельности (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе). Потребность в познавательной деятельности приобретает новые краски, повышенный интерес вызывает процедура поиска, решения проблем интеллектуальных задач. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда. Поэтому очень важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, настойчиво добиваться поставленной цели.

Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни - связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие - запомнить новые данные; третьи - необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые - с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности.

Обоснование программы:

Цель курса: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:

  • формирование теоретических знаний в рамках предложенной
    программы;

  • ознакомление с творческими и исследовательскими приемами;

  • побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;

  • формирование навыков работы с литературой для самообразования; формирование мотивов самообразования;

  • ознакомление с методами и приемами коррекции познавательной
    сферы.

Знания, умения

  • Понятие о психологии, как науке.

  • Определение психики.

  • Иметь представление о индивидуальных различиях работы
    мозга. Особенности правого и левого полушария.

  • Знать как формируется познавательная сфера личности.

  • Владеть определениями познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение).

  • Понимать значимость развития познавательных психических процессов.

  • Понимать назначение органов чувств и их значение в познании окружающего мира.

  • Значимость иллюзий в восприятии.

  • Значение ощущений и восприятия в процессе познания
    человека.

  • Значение внимания для выбора профессии.

  • Знать виды и свойства памяти.

  • Этапы развития памяти.

  • Примеры мнемотехнических приемов.

  • Способы определения собственных возможностей памяти.

  • Общее понятие об интеллекте.

  • Особенности творческого мышления.

  • Способы развития творческого мышления.

  • Виды речи. Три основные функции речи.

  • Взаимосвязь воображения и способностей человека. Виды
    воображения.

  • Основные экспресс методики, определяющие собственный
    уровень развития познавательных психических процессов.

Умения:

  • Показать строение головного мозга с описанием функций, выполняемых тем или иным отделом мозга (имеющих отношение к процессу познания).

  • Выделять главную мысль в научных текстах по темам изучаемым в курсе 7 класса. Уметь формулировать вопросы по
    предложенным текстам, составлять планы для написания
    рефератов.

  • Под руководством учителя психологии пользоваться
    методиками определяющими уровень развития познавательной
    сферы.

  • В целях исследовательской деятельности уметь обрабатывать
    диагностический материал, под руководством учителя делать по
    результатам элементарные выводы.

  • Сводить результаты диагностик в таблицы, диаграммы..., для сравнительного анализа.

  • Пользоваться методами развивающими познавательные
    процессы (упражнения на развитие наблюдательности, методы
    мнемотехники, методики развивающие внимание и
    мыслительные функции личности).

  • Собирать материал для проведения тренингов в мини группах
    сверстников под руководством учителя.

  • Пользоваться на практике методами, позволяющими повысить
    успешность в обучении.

Учебно-тематический план.


1

Предмет психологии её задачи и методы

1 час

2.

Где живет наша психика?

3 часа

2.1

Мозг - основной орган психической деятельности человека.

1 час

2.2

Особенности работы нервной системы человека

1 час

2.3

Работа отделов мозга

1час

3.

Создаем картинку окружающего мира

4 часа

3.1

Познавательные психические процессы

1 час

3.2

Ощущения

2 час




Восприятие

1 час

4.

Внимание - фундамент познавательной сферы.

5 час

4.1

Направленность нашей психики (о внимании).

1 час

4.2

Основные свойства внимания

2 часа

4.3

Виды внимания

2 часа

5.

Как мы храним то, что знаем? (О памяти).

7 часов

5.1


Память как познавательный процесс

2 часа

5.2

5.3


Виды памяти

2 часа

5.3

5.4

Особенности и возможности памяти

1 час

5.4


Приемы мнемотехники

2 часа

6

Откуда берутся наши мысли? (Мышление и речь)

8 часов

6.1

Мышление - высший психический процесс

1 час

6.2

6.3

Виды и формы мышления

1 час

6.4

Операции мышления

2 часа

6.5

Способы мышления и этапы решения задач

1 час

6.6

Понятие IQ

1 час

6.7

Речь как показатель общего интеллекта

1 час




Виды и функции речи

1 час

7

7.1

Так ли плохо быть фантазером? (О воображении).

6 часов

7.1

7.3

Воображение как акт творческого мышления

1 час

7.2

Виды воображения

2 часа

7.3

Воображение и творчество

2 часа

7.4

Мечты. Фантазии. Грезы

1 час




Итого

34 часа


ТЕМА 1. Психология как наука. 1час

Предмет психологии. Методы исследования психологии. Из истории науки. Отрасли психологии. Значение науки в современном мире.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов icon«рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов
Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПрограмма элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland...
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПрограммы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по...
В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconИздания гоу «пгиро» Журналы
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconУправление образования администрациИ города когалыма
«Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов...
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов iconПрограмма элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно...
Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск