Скачать 1.83 Mb.
|
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Утверждена и рекомендована к использованию на заседании научно-методического Совета по координации психолого - валеологического сопровождения региональной целевой программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 г.г. Протокол № ___ от ___ 2003 г. Председатель Совета ______ В.Н.Максимова ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ. Для учащихся 5, 7—11 классов. Составитель: Балабан Елена Владимировна, учитель психологии Кировской экономической гимназии. Санкт – Петербург 2003 год. Пояснительная записка. В современном мире обществу требуются социально-адаптированные, высокообразованные, инициативные, предприимчивые, творческие люди. Исходя из этого к образовательным учреждениям повышенного уровня предъявляются особые требования к выпускникам гимназий и лицеев. Рассматривая основные концепции в педагогике и акмеологии, следуя одной из важных ее позиций - формирование социальной зрелости выпускника, стало необходимым создание программы спецкурса по психологии, направлениями которого является формирование у учащихся способности к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию, самоактуализации. Рассматривая процесс социальной зрелости выпускника гимназии, как способность к быстрой и успешной адаптации в окружающем мире, его реализация происходит в самый важный период становления личности, а именно в школьном возрасте, на который приходятся основные критические периоды становления личности. Так, именно в этот промежуток жизнедеятельности человека происходит формирование социальных потребностей и способностей к осуществлению жизненных выборов, связанных с выбором ценностей, партнеров, профессии, а также познание своего внутреннего мира, формирование самооценки. Основная идея курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особые, благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер развития личности и удовлетворения её потребностей. Цель курса: Создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей. Основные задачи курса:
Курс психологии создан как самостоятельный предмет, рассчитанный на 34 часа в год, согласно учебному плану, с 5 по 11 класс. Курс разбит на разделы, соответствующие им учебные предметы по классам и охватывает все основные этапы развития школьника. Программа содержит систематизированный теоретический и - практический материал направленный на формирование навыков познания себя и человеческих отношений. Особенностью программы является специфика работы в экономической гимназии, которая определяет тематику курсов в связи с системой межпредметных связей и воспитательных программ и включает в себя следующие направления:
Целевое ориентирование курсов. 5 класс. По программе социально-психологического тренинга, автор Сиялова И.А. 7класс. Общая психология Раздел: познавательные психические процессы. Цель: Формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования. 8 класс. Общая психология. Раздел: свойства личности. Цель: Формирование представлений о свойствах и состояниях личности, определяющих поведение и деятельность человека, мотивация самопознания и самоутверждения в окружающем мире. 9 класс. Социальная психология. Раздел: психология общения. Цель: Формирование представлений о видах и приемах общения, формирование навыков общения в системе социальных отношений для решения проблем самоопределения. 10 класс. Общая психология. Раздел: психология личности. Цель: Формирование представлений о личности, законах её развития, для дальнейшего самосовершенствования, осмысления жизненных и духовных ценностей. 11 класс. Психология управления. Цель: Обеспечение психологической подготовки, развитие и формирование психологической управленческой культуры, создание необходимых предпосылок для теоретического осмысления и практического решения важнейших проблем управленческой сферы. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ. Методы и приемы: Особенностью курса является работа с внутренним миром ребенка Для этого используются словесные, наглядные и практические методы. Словесные: лекции, беседы, диалоги, побуждающие к обсуждению различных тем. Письменные работы: (незаконченные предложения, творческие работы, записи-конспекты, ведение словаря понятий, исследовательские рефераты, доклады, анализы текстов, эссе). Творческим и исследовательским работам уделяется особое внимание, так как они формируют навыки научно-исследовательской деятельности, являющейся одной из форм деятельности гимназистов во время учебного года, а именно создание академических работ по ЦТП. Игра. Одно из эффективных средств включения подростка в систему социальных отношений, а также повышение интереса к предмету. Игра позволяет в адаптированной форме воспринимать теоретический материал, изучаемый в разделах курса. Используются активизирующие и ролевые игры. Диагностика - целый блок адаптированных, тщательно отобранных по темам методик, которые используются для формирования образа "Я". Тренинги цели и задачи, которые определены темами спецкурса. Структура изучения тем:
Межпредметные связи: Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами гимназического цикла: экономика, менеджмент, ВНИР (введение в научно-исследовательскую деятельность), этика, логика, ОБЖ, где, темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов. Также программа находится в тесной связи с воспитательной концепцией гимназии, которая включает в себя систему целевых творческих программ. Межпредметные связи могут выражаться:
Оценивание и контроль: Так как психология входит в базисный план гимназии, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставиться по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем. В виде промежуточной аттестации учащихся используются творческие работы, аналитико-обобщающие определенную тему, написание рефератов, конспектов, выступления с докладами, сообщениями. Основные знания и умения разработаны по каждому курсу. В программе предложены примерные вопросы по итоговой аттестации или экзамену по выбору. В результате изучения всего курса предполагается сформировать социальную зрелость как психологическую готовность к эффективному взаимодействию с окружающим миром. У выпускника гимназии должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, выпускник способен применять приемы эффективного общения, владть приемами неречевого общения, Сформирован устойчивый познавательный интерес к получению информации по вопросам психологии. 7 класс. Общая психология. Раздел: Познавательные психические процессы. 34 часа. 1 час в неделю. Введение Возраст 12 - 13 лет называют затянувшимся кризисом: в нем наслаиваются, психологические, социальные неравномерности развития. Одна из главных особенностей семиклассников - противоречивость и нестабильность характера: подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной, полагают, что только они достойны интереса. Но при этом им свойственна преданность и самопожертвование; с одной стороны, они с удовольствием выступают, принимают участие в общественной жизни, с другой - стремятся к одиночеству. Желание слиться с группой, не выделяться, существует вместе со стремлением к самостоятельности, автономности. В отрочестве и ранней юности возникают чрезмерные усиления черт характера. Они проявляются в уязвимости отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление "пунктиков" при росте нервно-психических нагрузок. Акцентуации проходят и выравниваются при изменении социальной ситуации развития личности, при целенаправленной компенсаторной деятельности. Много времени у подростка занимает учеба. Это основной вид деятельности. Но в сфере учебы он не всегда может удовлетворить свои притязания и он стремиться их проявлять в других видах деятельности (технических, художественных, творческих, спортивных). Психологические наблюдения показывают, что подросток в этом возрасте как бы останавливается в развитии способов и умений интеллектуальной деятельности (усвоение материала с пониманием, способность к самостоятельной работе). Потребность в познавательной деятельности приобретает новые краски, повышенный интерес вызывает процедура поиска, решения проблем интеллектуальных задач. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда. Поэтому очень важно создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, настойчиво добиваться поставленной цели. Трудности, испытываемые подростком в учебе, могут быть различного характера, одни - связаны с необходимостью вспомнить ранее усвоенный материал; другие - запомнить новые данные; третьи - необходимостью спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения; четвертые - с отсутствием навыка самоконтроля и самооценки деятельности. Обоснование программы: Цель курса: формирование представлений о познавательной деятельности человека. Овладение приемами и способами, развивающими познавательные психические процессы и совершенствования навыков самообразования, которая призвана решить проблемы активизации и коррекции познавательной деятельности подростков в ходе решения следующих задач:
Знания, умения
Умения:
Учебно-тематический план.
ТЕМА 1. Психология как наука. 1час Предмет психологии. Методы исследования психологии. Из истории науки. Отрасли психологии. Значение науки в современном мире. |
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | «рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов | ||
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | Программа элективного курса по немецкому языку «Guten Tag, Deutschland... Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля, а также для учащихся, желающих расширить свои знания... | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по... В. В. Буткевич, зав каф педагогики и психологии начального образования бгпу, доктор педагогических наук, профессор | ПОЛОЖЕНИЕ олимпиады по физической культуре «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Издания гоу «пгиро» Журналы «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | Управление образования администрациИ города когалыма «Об организации и проведении регионального обязательного экзамена для учащихся 9-х классов и зачета для учащихся 4-х и 10-х классов... | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Программа элективного курса для учащихся 10- 11 классов естественно... Программа предназначена для учащихся 10- 11 классов, перед которыми стоит проблема самоопределения относительно выбора профессии... |