| Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения
Российской Федерации»
| Рабочая программа по специальности:
Стоматология 060201
По дисциплине: Внутренние болезни, клиническая фармакология
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор по учебной работе
профессор В. Б. Мандриков
________________________
«____»_______________2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ, КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Для специальности: стоматология 060201
Квалификация (степень) выпускника; специалист
Факультет: стоматологический
Кафедра: внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов
Семестр 4,5
Кафедра: клиническая фармакология
Семестр 6
Курс II, III
Форма обучения: очная
Лекции - 56 часов
Клинические практические занятия - 136 часов
Самостоятельная работа - 96 часов
Экзамен - 6 семестр – 36 часов
Всего часов – 324 часа
Волгоград 2013 г.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Внутренние болезни, клиническая фармакология» в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)
ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология» утвержденный Министерством образования и науки РФ «__14__»___января____2011г. Приказ № 16
Учебный план по специальности 060201 «Стоматология» утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО « ВолгГМУ Минздравсоцразвития России»
«_8___»_____февраля____________2012г., Протокол № _6_
3) Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр:
- Клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ от «_4__» _февраля_2013г. Протокол № 6
Заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, Клинической аллергологии ФУВ,
Академик РАМН, д.м.н., профессор ____________________________ В.И. Петров
- Внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов от
«21 » октября 2011 г. Протокол № 3 Заведующий кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н., профессор ___________________________ М.Е. Стаценко
4) Рабочая программа учебной дисциплины «Внутренние болезни, клиническая фармакология» одобрена Ученым Советом стоматологического факультета
от «_____» ____________20___г. Протокол № _____ Председатель Ученого совета стоматологического факультета ____________________________С. В. Поройский Разработчики: Заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, Клинической аллергологии ФУВ, Академик РАМН, д.м.н., профессор В.И. Петров
Заведующий кафедрой внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н., профессор М.Е. Стаценко
Профессор кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии, д. м. н.
Н. В. Рогова.
Доцент кафедры внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов,
к. м. н. С. В. Туркина.
Внешняя рецензия дана профессором кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней МГМУ им. И. М. Сеченова, д. м. н. Д. А. Сычевым. « 4 » февраля 2013 г. (прилагается) Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года Председатель ЦМС
профессор Мандриков В.Б. Раздел I «Внутренние болезни»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внутренним болезням, клинической фармакологии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки: Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 года № 16.
ЦелИ и задачи дисциплины «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ, КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ».
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
научить студентов стоматологического факультета проводить обследование пациента, оценивать данные лабораторных и инструментальных показателей у здоровых людей и больных с различной патологией внутренних органов, выделять основные клинические и лабораторные синдромы, формулировать и обосновывать предварительный диагноз.
научить студентов стоматологического факультета осуществлять диагностику основных заболеваний внутренних органов, проводить дифференциальную диагностику основных синдромосходных состояний, оценивать данные дополнительных лабораторно – инструментальных методов, научить принципам лечения основных заболеваний внутренних органов.
научить пониманию закономерностей возникновения, течения и лечения заболеваний полости рта и зубочелюстной области и их связи с соматическим статусом пациента; решение вопросов их рациональной терапии с учетом обнаруженной патологии внутренних органов.
научить студентов стоматологического факультета диагностировать и оказывать первую врачебную помощь при неотложных состояниях, связанных с заболеваниями внутренних органов.
В рамках изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
научить студентов навыкам общения с больным, методам объективного обследования пациента с интерпретацией полученных данных; научить выделять наиболее часто встречающиеся клинические и лабораторные синдромы, формулировать и обосновывать предварительный диагноз.
научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания внутренних органов, а также состояния, угрожающие жизни пациента, интерпретировать данные лабораторно – инструментальных методов, составлять планы лечения и оказывать неотложную медицинскую помощь в жизнеугрожающих ситуациях.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Внутренние болезни, клиническая фармакология» относится к профессиональному циклу С.3 – базовая часть и опирается на знания следующих дисциплин
История философских учений: этика и деонтология в терапии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.
Анатомия: анатомия внутренних органов и систем.
Биология: общебиологические закономерности жизнедеятельности человека, наследственность, филогенез органов и функциональных систем человека.
Нормальная физиология: основы физиологии взрослого организма.
Биохимия: основные процессы обмена веществ, основные показатели, используемые для оценки углеводного, жирового, углеводного обменов. Ферментология, клиническая биохимия.
Микробиология: учение об инфекции и иммунитете, классификация, морфология и физиология микроорганизмов, основные методы бактериологических и вирусологических лабораторных исследований, основные положения учения об инфекции и роли микробов и факторов их патогенности в развитии инфекционного процесса, формы и типы аллергических реакций.
Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.
Патологическая физиология: патогенез патологических процессов, вопросы патогенеза заболеваний.
Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов.
Рентгенология и медицинская радиология: протокол рентгенологического исследования
Фармакология: механизм действия различных лекарственных средств, их дозировки, влияние на различные органы и системы; побочные действия различных лекарственных средств; возможные синергические и антагонистические действия лекарств; способы введения лекарств и особенности их действия от способа введения; пути метаболизма и выведения различных лекарств из организма; выписка рецептов на различные лекарственные формы.
Хирургия: обследования больных с различной хирургической патологией, основные клинические проявления хирургических заболеваний.
Основная форма организации учебного процесса – лекции, клинические практические занятия и самостоятельная работа.
Обучение ведется на базе высшего образования по очной форме обучения.
Программа по разделу «Первая медицинская помощь» предусматривает в основном фантомный цикл.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единицы, 324 академических часа
результаты обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Общекультурные:
ок 1 - способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ОК 8 - способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну .
Профессиональные:
ПК 3 - способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
ПК 5 - способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного
ПК 6 - способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп
пк 10 - способен и готов осуществить уход за больными
Диагностическая деятельность:
ПК 19 - способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
ПК 20 - способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
ПУ 22 - способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний
ПК 23 - способность и готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ).
Лечебная деятельность:
ПК 27 - способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях
ПК 38 - способность и готовность к осуществлению приемов реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Анатомо – физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека;
Причины возникновения основных патологических процессов в организме и механизмы их развития;
Основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизмы их возникновения;
Симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной классической форме;
Основные принципы лечения больных с заболевания внутренних органов
Основные лабораторные симптомы и синдромы при заболеваниях внутренних органов и механизмы их возникновения.
Алгоритм посиндромного дифференциально – диагностического поиска в рамках изучаемых нозологических форм.
Основные принципы лечения основных нозологических форм заболевания.
Симптоматологию и принципы оказания неотложной врачебной помощи при угрожающих жизни состояниях, которые могут иметь место в стоматологической практике.
Уметь:
Провести расспрос больного и/ или родственников и получить полную информацию о заболевании, установив возможные причины его возникновения в типичных случаях;
Провести физическое обследование больного (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств периферического пульса и т.д.) и выявить объективные признаки заболевания;
Составить план дополнительного лабораторного и инструментального исследования больного;
Самостоятельно диагностировать основные клинические синдромы и обосновать этот диагноз;
Установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;
Оценить результаты общего анализа крови, мочи, кала, мокроты, анализа дуоденального и желудочного содержимого, плеврального выпота, а также биохимического анализа крови при различных заболеваниях внутренних органов.
Расшифровывать типичные ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а также иметь понятие о ЭКГ с простейшими нарушениями ритма и проводимости, гипертрофией миокарда желудочков, острым инфарктом миокарда.
Уметь выявить у стоматологических больных сопутствующие заболевания внутренних органов путем физикального обследования (расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации), лабораторных и инструментальных методов исследования;
Уметь изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с выделение основных клинических синдромов и обоснованием предварительного диагноза, составлением плана дальнейшего обследования больного;
Провести посиндромный дифференциальный диагноз и обосновать окончательный диагноз.
Уметь выявить взаимосвязь между патологией внутренних органов и обнаруженными изменениями в полости рта и/или зубочелюстной области.
Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию и определить тактику стоматологической помощи с учетом обнаруженной патологии внутренних органов, с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.
Оказать неотложную помощь при наиболее распространенных патологических состояниях на догоспитальном этапе.
Принимать участие совместно с врачами соответствующих специальностей в комплексном лечении общесоматических заболеваний.
Владеть:
Навыками общения с пациентами с различной патологией внутренних органов;
Проводить объективное обследование пациента, получать объективные данные при физикальном обследовании, интерпретировать полученные данные и результаты дополнительных методов исследования с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;
Оценивать результаты общего анализа крови, мочи, кала, мокроты, анализа дуоденального и желудочного содержимого, плеврального выпота, а также биохимического анализа крови при различных заболеваниях внутренних органов.
Навыками расшифровки ЭКГ отведениях, снятого у здорового человека, а также иметь понятие об ЭКГ с простейшими нарушениями ритма и проводимости, гипертрофией миокарда желудочков, острым инфарктом миокарда.
Навыками изложения результатов обследования больного в виде истории болезни с выделение основных клинических синдромов и обоснованием предварительного диагноза, составлением плана дальнейшего обследования больного
Проводить дифференциальных диагноз синдромосходных состояний;
Поставить и обосновать диагноз больного согласно современной классификации.
Составлять план основных лечебных мероприятий и определить тактику стоматологической помощи с учетом обнаруженной патологии внутренних органов.
Диагностировать обморок, коллапс, шок (болевой, анафилактический, кардиогенный), острую сердечную и дыхательную недостаточность, гипертонический криз, приступ стенокардии, острый инфаркт миокарда, аллергические реакции (крапивница, отек Квинке), отравления, кровотечения, диабетическую, гипогликемическую кому, пароксизмальных нарушениях сердечного ритма, синдроме Морганьи-Эдамса-Стокса.
Оказывать первую врачебную помощь при этих жизнеугрожающих ситуациях, связанных с терапевтической патологией в условиях стоматологических учреждений.
Дисциплины, для которых раздел «Внутренние болезни» является предшествующей:
Общая хирургия, хирургические болезни;
Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности;
Инфекционные болезни, фтизиатрия.
Образовательные технологии
Предусматривается проведение лекций, клинических практических занятий с использованием компьютерных обучающих программ, работы с муляжами и фантомами с разбором клинических случаев, подготовка письменных аналитических работ, рефератов.
Формы промежуточной аттестации
Контрольная работа, контрольное задание, собеседование по теме занятия, тестовый контроль, оценка практических навыков, подготовка докладов.
учебная программа РАЗДЕЛА «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ».
1.0. ОБЪЕМ РАЗДЕЛА «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| IV
| V
| VI
| Аудиторные занятия (всего)
| 120
| 60
| 60
|
| В том числе:
| -
| -
| Лекции (Л)
| 36
| 18
| 18
| -
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 84
| 42
| 42
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 60
| 30
| 30
| -
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
| зачет
|
| зачет
|
| Вид окончательной аттестации (экзамен)
| 36
|
|
| 36
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
| 216
| 90
| 90
| 36
| 2.0. Содержание дисциплины.
2.1. Содержание раздела «Внутренние болезни» дисциплины «Внутренние болезни, клиническая фармакология».
№ п/п
| Название раздела
дисциплины базовой части ФГОС
| Содержание раздела
| 1.
| Общие положения. Логика и методология постановки диагноза
| Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Методы исследования больного. Схема истории болезни. Расспрос больного. Общий осмотр больного.
| 2.
| Система органов дыхания. Болезни органов дыхания.
| Расспрос, осмотр больного с заболеваниями органов дыхания. Осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая перкуссия легких. Аускультация легких. Основные и побочные дыхательные шумы. Основные клинические синдромы при заболеваниях легких: уплотнения легочной ткани, повышенной воздушности легочной ткани, полости в легком, бронхиальной обструкции, скопления газа в плевральной полости, скопления жидкости в плевральной полости, полости в легком, дыхательной недостаточности. Лабораторно – инструментальные методы диагностики в пульмонологии (общий анализ мокроты, плевральной жидкости, оценка функции внешнего дыхания, рентгеновские методы исследования в пульмонологии). Пневмонии. Плевриты. Гидроторакс. Пневмоторакс. Обструктивные заболевания легких. Хронический бронхит. Бронхиальная астма. Абсцесс легкого. Бронхоэктатическая болезнь. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
| 3.
| Сердечно - сосудистая система. Болезни сердечно – сосудистой системы
| Методы исследования больных с заболеваниями сердечно - сосудистой системы. Расспрос, осмотр больного. Пальпация, перкуссия сердца. Исследование пульса, АД. Аускультация тонов сердца. Аускультация шумов сердца. ЭКГ - исследование. Методика расшифровки нормальной ЭКГ. ЭКГ - признаки гипертрофии желудочков, предсердий. Синдром нарушения ритма и проводимости: клиника и ЭКГ- диагностика. Митральные пороки сердца: митральный стеноз, митральная недостаточность. Аортальные пороки сердца: стеноз устья аорты, аортальная недостаточность. Артериальная гипертония. Понятие о суточном мониторировании АД. Понятие об атеросклерозе и его проявлениях. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Острый коронарный синдром. Синдром недостаточности кровообращения. Острая сердечная недостаточность: сердечная астма, отек легких. Хроническая застойная сердечная недостаточность по малому и большому кругу кровообращения. Острая сосудистая недостаточность: коллапс, обморок. Шок. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
| 4.
| Пищеварительная система. Болезни органов пищеварения.
| Методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения. Расспрос. Осмотр. Поверхностная пальпация живота. Глубокая пальпация живота. Перкуссия. Аускультация. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов пищеварения: болевой, диспептический, мальабсорбции и мальдигестии, раздраженного кишечника. Симптомы, синдромы при заболеваниях печени: желтуха, портальная гипертензия, печеночно – клеточная недостаточность, гепатолиенальный, гиперспленизма. Лабораторно – инструментальные методы исследования в гастроэнтерологии и гепатологии. Гастриты. Язвенная болезнь желудка. Заболевания тонкого и толстого кишечника. Гепатиты. Циррозы. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
| 5.
| Мочевыделительная система. Болезни почек.
| Методы исследования больных с заболеваниями органов мочевыделения. Основные клинические симптомы исиндромы при заболеваниях почек: общевоспалительный, мочевой, артериальной гипертензии, почечных отеков, острой и хронической почечной недостаточности, нефротический, почечной эклампсии. Гломерулонефриты. Пиелонефриты. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
| 6.
| Кроветворная система. Заболевания кроветворной системы.
| Методы исследования больных с заболеваниями органов кроветворения. Основные клинические синдромы при заболеваниях кроветворной системы: анемический, геморрагический, лимфопролиферативный, минелопролиферативный. Диагностическое значение анализа крови. Анемии. Геморрагические диатезы. Лейкозы. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
| 7.
| Эндокринная система. Эндокринные заболевания
| Методы исследования больных с заболеваниями желез внутренней секреции. Основные клинические синдромы при заболевания эндокринных органов: синдром гипо-, гипертиреоза, синдром гипопара-, гиперпаратиреоза, гипогликемии, гипергликемии, гипо-, гиперкортицизма. Сахарный диабет. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Критерии диагностики. Принципы лечения.
|
| Наименование раздела дисциплины
вариативной части ФГОС
|
|
5.4. Лекции
№ п/п
| Название тем лекций базовой части дисциплины по ФГОС
| Объем, семестр
| IV,V
| 1.
| Исследование органов дыхания. Жалобы, осмотр, перкуссия, аускультация легких. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Основные клинические синдромы: синдром уплотнения легочной ткани, бронхиальной обструкции, синдром полости в легком, синдром повышенной воздушности легочной ткани. Синдром наличия газа и жидкости в плевральной полости. Легочная недостаточность. Классификация.
| 2 часа, IV
| 2.
| Основные клинические синдромы при заболеваниях сердечно - сосудистой системы: синдром артериальной гипертонии. Клинические проявления. Патогенез. Синдром боли в области сердца. Понятие о нейро - циркуляторной дистонии (НЦД), ишемической болезни сердца (ИБС), кардиомиопатиях. Синдром аритмии. Виды. Этиология Патогенез. Клинические проявления. Принципы диагностики.
| 2 часа, IV
| 3.
| Синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, шок, коллапс). Клиника. Синдром острой сердечной недостаточности. Сердечная астма. Отек легких. Этиология. Патогенез. Клиника. Синдром хронической сердечной недостаточности. Этиология. Патогенез Стадии хронической сердечной недостаточности. Клиника.
| 2 часа, IV
| 4.
| Основные клинические синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: боль, синдром "желудочной диспепсии", синдром недостаточности переваривания и всасывания, синдром гипополивитаминоза. Патогенез основных клинических синдромов. Клиника. Принципы диагностики.
| 2 часа, IV
| 5.
| Основные клинические синдромы, встречающиеся при заболеваниях гепатобилиарной системы. Желтуха. Синдром печеночной недостаточности. Портальная гипертония. Гепатолиенальный синдром. Определение понятий. Патогенез развития. Внепеченочные проявления заболеваний печени. Клиника. Принципы диагностики.
| 2 часа, IV
| 6.
| Основные клинические синдромы, встречающиеся при заболеваниях почек. Мочевой синдром. Его понятие. Патогенетические основы. Синдром почечных отеков. Механизм возникновения. Нефротический синдром. Почечная артериальная гипертензия. Почечная эклампсия. Почечная недостаточность. Патогенез развития. Клиника. Принципы диагностики.
| 2 часа, IV
| 7.
| Синдром гипергликемии. Классификация. Диагностика. Синдром микро - и макроангиопатий. Диабетический кетоацидоз. Гипогликемическая кома. Клиника. Принципы диагностики.
| 2 часа, IV
| 8.
| Основные клинические синдромы, встречающиеся при заболеваниях крови. Синдром анемии. Определение понятия. Совокупность клинико-лабораторных сдвигов. Синдром гемабластозов. Синдром геморрагических диатезов. Клинико-лабораторные проявления.
| 2 часа, IV
| 9.
| Ишемическая болезнь сердца: инфаркт миокарда. Характеристика клинических форм. Дифференциальная диагностика. Ранние осложнения. Принципы лечения. Оказание неотложной врачебной помощи на догоспитальном этапе в условиях стоматологического приема.
| 2 часа, IV
| 10.
| Ишемическая болезнь сердца: стенокардия. Характеристика клинических форм. Дифференциальная диагностика. Неотложная терапия. Принципы лечения. Оказание неотложной врачебной помощи на догоспитальном этапе в условиях стоматологического приема.
| 2 часа, V
| 11.
| Гипертоническая болезнь. Классификация. Клиническая картина. Течение гипертонической болезни. Гипертонические кризы и их купирование. Оказание неотложной врачебной помощи на догоспитальном этапе в условиях стоматологического приема.
| 2 часа, V
| 12.
| Пневмонии. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Лабораторно-инструментальные методы диагностики. Принципы лечения.
| 2 часа, V
| 13.
| Бронхиальная астма. Патогенез. Классификация. Клиническая картина приступа удушья. Дифференциальный диагноз. Купирование приступа удушья в условиях стоматологического приема. Профилактика. Хроническая обструктивная болезнь легких. Патогенез. Классификация. Клиническая картина ХОБЛ. Принципы лечения.
| 2 часа, V
| 14.
| Рефлюкс – эзофагит. Гастриты. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Лабораторно-инструментальные методы диагностики. Роль диагностики хеликобактерной инфекции. Принципы лечения. Профилактика передачи хеликобактерной инфекции в условиях стоматологического приема
| 2 часа, V
| 15.
| Гепатиты и циррозы печени. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Лабораторно-инструментальные методы диагностики. Принципы лечения. Профилактика передачи вирусной инфекции гепатита В и С в условиях стоматологического приема
| 2 часа, V
| 16.
| Острый и хронический гломерулонефриты. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Лабораторно-инструментальные методы диагностики. Принципы лечения. Роль стоматолога в профилактике острого и хронического гломерулонефрита.
| 2 часа, V
| 17.
| Анемии. Классификация. Этиология. Основные клинические синдромы при железодефицитной и В12 -фолиеводефицитной анемиях. Лейкозы. Клиника острого и хронического лейкозов. Геморрагические диатезы. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиника. Роль стоматолога в диагностике заболеваний крови на стоматологическом приеме. Оказание первой врачебной помощи при кровотечении из полости рта у гематологических больных в условиях стоматологического приема.
| 2 часа, V
| 18.
| Неотложные состояния, которые могут возникнуть у соматических больных на стоматологическом приеме: обморок, коллапс, шок (болевой, анафилактический, кардиогенный), острая дыхательная недостаточность, острая сердечная недостаточность (сердечная астма, отек легких), аллергические реакции (крапивница, отек Квинке), диабетический кетоацидоз, гипогликемическая кома, пароксизмальные жизнеугрожающие нарушения ритма. Диагностика и оказание первой врачебной помощи в условиях стоматологического приема.
| 2 часа, V
|
| Название тем лекции вариативной части дисциплины
|
|
|
|
| |