«Водный обмен растений»





Скачать 185.04 Kb.
Название«Водный обмен растений»
Дата публикации02.08.2015
Размер185.04 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > Биология > Контрольные вопросы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экологии и природопользования


Ф.и.о. автора: Калганова Татьяна Николаевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Большой практикум

(название)

Специальность: 020201.65«Биология»


(код по ОКСО)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 6

«____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г.

________________________ Зав. кафедрой _________В.Н. Ефанов


ЮЖНО-САХАЛИНСК



2009

Автор-составитель:

Калганова Татьяна Николаевна,

доцент кафедры экологии и природопользования

Учебно-методический комплекс Большой практикум составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальности 020201.65 «Биология».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан В.Н. Ефанов

Директор библиотеки Е.В. Квитченко
Автор-составитель Т.Н. Калганова

Содержание


п/п

Наименование раздела, подраздела

Стр.

1

Организационно-методический раздел

4

2

Распределение часов по темам и видам учебной работы

5

3

Контрольные вопросы (по темам)

8




3.1. Контрольные вопросы по теме «Водный обмен растений»

8




3.2. Контрольные вопросы по теме «Физиология растительной клетки»

8




3.3. Контрольные вопросы по теме «Фотосинтез, или углеродное питание растений»

8

4

Темы рефератов по разделам

10




4.1. Физиология растительной клетки

10




4.2. Водный обмен растений

10




4.3. Фотосинтез, или углеродное питание растений

10

5

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

12


1. Организационно-методический раздел
Программа разработана для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020201.65 «Биология», получающих квалификацию «биолог» и учитывает требования Государственного общеобразовательного стандарта от 2000 г.

Программа включает лабораторные работы на протяжении 7 и 8 семестров. Тематический план занятий составлен на базе практикумов Д.П.Викторова и Ф.Д. Сказкина, приведенных в списке литературы.

Целью практикума является изучение процессов жизнедеятельности растительных организмов в их взаимосвязи с условиями окружающей среды в исследуемый период времени.

Задачи исследований включают: углубление знаний теоретического курса, закрепление их в процессе лабораторных исследований избранных растительных объектов, овладение новыми методиками экспериментов.

Полученные знания и навыки, приобретенные в процессе научно-исследовательской работы на занятиях, значительно расширяют кругозор студентов, получающих целостное представление о процессах жизнедеятельности растительных организмов.

Наблюдения за опытными растениями проводятся бригадным способом, объединяя в группу 2-3 человека, причем каждый ведет дневник.

В дни исследований в природе дежурной бригадой снимаются показания условий среды: регистрируются температура и относительная влажность воздуха, освещенность, облачность, направление и сила ветра, давление. Данные метеорологических показателей заносятся в таблицу.

По итогам выполненной работы составляется отчет по определенной схеме, один на бригаду. Полученные результаты теоретически обосновывают, цифровые данные статистически обрабатывают, работу иллюстрируют рисунками, графиками, диаграммами.

В отчете делаются выводы о связи процессов жизнедеятельности изучаемых растительных объектов в природных условиях обитания с абиотическими факторами среды, обосновываются данные проведённых лабораторных исследований.

В последний день занятий проводится заключительная конференция, на которой студенты докладывают результаты своих исследований. Конференция проводится как зачетное занятие.


2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Общее количество часов - 312,

в том числе:

лабораторных - 192

самостоятельная работа - 120





п/п

Наименование тем и разделов

Форма проведения и вид занятий

Количество часов

Всего

Лабораторные занятия

Сам.

работа

312

164

148

1.

Метеорологические наблюдения.

Проводится дежурной бригадой в течение всего времени наблюдений за опытными объектами, включают снятие данных исследуемых метеофакторов.

Собранные данные по абиотическим факторам среды используются как фоновые при анализе процессов жизнедеятельности опытного растения.

Исследования в природе.

С помощью психрометра определяют температуру воздуха (С), относительную влажность (%), с помощью люксметра – освещенность(лк), визуально – облачность (%), с помощью барометра – давление ( мм.рт.ст.), с помощью анемометра – скорость и направление ветра (м/сек)

91

50

41

Итого по теме:

91

50

41

2.

Водный режим растений

2.1.

Определение динамики интенсивности транспирации ( I ) и относительной транспирации( I /I ) листьев в период наблюдений

Наблюдения в природе и лабораторные занятия. Проводятся почасовые наблюдения за I , I /I в послерепродуктивный период.

42

16

26

2.2.

Исследования водообмена ветви опытного объекта

Закладывается опыт по транспирации ветви в лабор. условиях.

9

3

6

2.3.

Изучение анатомо-морфологических и физиологических особенностей листьев исследуемого объекта


Выполняются поперечные и продольные срезы листьев объекта и плазмолиз в клетках верхнего и нижнего эпидермиса.

14

6

8

Итого по теме:

65

25

40

3

Рост и развитие растений

Исследования в природе и лабораторные занятия





3.1.

Наблюдения за набуханием, растрескиванием и распусканием почек в природе.

Регулярные измерения размеров почек до их распускания в природе.

44

34

10

3.2.

Прерывание покоя почек в лабор. условиях

Постановка опыта в разных вариантах по прерыванию покоя почек опытного растения

27

23

4

3.3.

Определение среднегодового прироста побегов, закончивших свой рост

( прошлогодних)

Промеры 30 побегов прошлого года и их статобработка.

5

3

2

Итого по теме:

76

60

16

4.

Фотосинтез

Исследования в природе и лабораторные занятия




4.1.


Проведение наблюдений за степенью открытости устьиц методом инфильтрации

( по Молишу)




13


8


5

4.2.

Исследования размеров устьичного аппарата растений с помощью окулярмикрометра.




8

4

4

4.3.

Исследования пигментной системы листьев изучаемого объекта методом хроматографии на бумаге ( по М.С.Цвету)




6

4

2

4.4.

Обнаружение скорости распада крахмала и интенсивности фотосинтеза методом крахмальной пробы.

Закладывается опыт в природе на обескрахмаливание листьев под черной бумагой и последующим ее снятием и новообразованием углеводов.

8

5

3

Итого по теме:

35

21

14

5.

Обмен веществ у растений.

Экскурсия в природу и лабор.занятия, на которых анализируются биологические материалы, собранные во время экскурсии в природу

6

6

-


5.1.

Определение белков в запасающих органах, гуте и ксилемном соке растений.




5

5

-


5.2.

Обнаружение редуцирующих сахаров




4

4

-

5.3.

Изучение окислительной способности физиологичексих жидкостей растений по активности ферментов

( пероксидазы и каталазы)




4

4

-

Итого по теме:

19

19

-

6.

Минеральное питание растений

Исследования в природу и лабор.занятия




6.1.

Определение pH почвы и pH сока листьев опытного объекта




3

2

1

6.2.

Определение количества N, P, K в листьях наблюдаемого объекта перед листопадом.




2

1

1

6.3.

Микрохимический анализ золы листьев на присутствие ряда минеральных веществ.




11

8

3

Итого по теме:

16

11

5

7.

Устойчивость растений

Лабораторные занятия




7.1.

Определение жаростойкости растений (по Ф.Ф. Мацкову)




5

3

2


7.2.

Влияние сахарозы на морозоустойчивость растительных клеток.





5


3


2

Итого по теме:

10

6

4

Итого за год:

312

192

120


3. Контрольные вопросы (по темам)
3.1. Контрольные вопросы по теме "Водный обмен растений"
1. Значение воды в жизни клетки и организма. Структура и свойства воды. Распределение и формы воды в клетке и организме. Водный баланс растения.

2. Транспирация, её значение и виды. Этапы устьичной транспирации. Методы устьичного контроля. Влияние внешних и внутренних условий на процесс транспирации. Единицы измерения и суточный ход транспирации.

3. Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как орган поступления воды. Гуттация и "плач" растений. Апопласт и симпласт. Корневое давление. Теория сцепления.

4. Формы воды в почве. Засухоустойчивость растений (работы К.А.Максимова). Ксероморфная структура. Правило В.Р. Заленского. Методы предпосевного закаливания семян (исследования П.А. Генкеля).

5. Нарушения водообмена и их влияние на растения. Водный обмен различных экологических групп растений.

6. Физиологические основы устойчивости растений к засухе. Атмосферная и почвенная засуха. Водный дефицит, временное и глубокое завядание. Водный стресс, его физиолого-химические признаки.

7. Физиологические основы орошения.
3.2. Контрольные вопросы по теме "Физиология растительной клетки"


  1. Физиология растений как наука. Предмет, методы и задари" физиологии растений в народном хозяйстве и в области охраны природы.

  2. Клетка как основная структурная и физиологическая единица растительного организма. Химическая организация клетки (элементы и вещества).

  3. Цитоплазма растительной клетки как коллоидная система: её структура, основные свойства и функции.

  4. Основные структурные компоненты растительной клетки. Клеточная оболочка, её структура и функции. Мембранный принцип организации поверхности цитоплазмы и органелл клетки.

  5. Хлоропласты и митохондрии. Их химический состав и ультраструктура. Роль в жизнедеятельности клетки.

  6. Поступление воды в растительную клетку. Явления диффузии и осмоса, плазмолиза и тургора. Сосущая сила клетки. Изменение осмотических показателей в зависимости от насыщенности клеток водой.

  7. Поступление солей в растительную клетку. Пассивное и активное поступление. Роль адсорбции в процессах поступления. Гипотеза переносчиков веществ через мембрану. Явление эндоцитоза.


3.3. Контрольные вопросы по теме "Фотосинтез, или углеродное питание растений"


  1. Понятие о фотосинтезе и его значение в жизни на Земле. Космическая роль зелёных растений. Основные этапы в развитии учения о фотосинтезе.

  2. Лист как орган фотосинтеза. Пигменты зелёного растения, их роль в процессе фотосинтеза. Методы разделения пигментов, работы М.С.Цвета. Хлорофиллы, их химическая структура, физические и химические свойства, распространение в растительном мире.

  3. Пигменты растений: каротиноиды, фикобилины, флавоноиды. Их химическая структура, свойства, физиологическая роль.

  4. Фотофизический этап фотосинтеза. Энергетика фотосинтеза. Фотосистемы. Эффект Эмерсона.

  5. Фотохимический этап фотосинтеза: циклическое и нециклическое фотофосфорилирование. Основные компоненты ЭТЦ при фотосинтезе. Продукты этапа - общее уравнение двух процессов фотофосфорилирования. Фотосинтез как сочетание световых и темновых реакций (исследования Ф.Блекмана, А.А.Рихтера, В.Н.Любименко). Происхождение кислорода, выделяющегося при фотосинтезе: исследования Ван-Ниля по фоторедукции у бактерий; работы А.П.Виноградова; исследования Р.Хилла.

  6. Темновая фаза фотосинтеза. Исследования Кальвина. Пути С3 и С-4. Метаболизм у толстянковых. Продукты фотосинтеза.

  7. Влияние внешних и внутренних условий на процесс фотосинтеза. Фотодыхание, его химизм и значение.

  8. Суточный и сезонный ход фотосинтеза. Фотосинтез как важнейший фактор урожая. Урожай биологический и хозяйственный. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.

4. Темы рефератов (по разделам)
4.1. Физиология растительной клетки


  1. Химическая организация растительной клетки: неорганические и органические вещества.

  2. Нуклеиновые кислоты, их структура и физиологическая роль.

  3. Белки. Ферменты, их классы, механизм действия.

  4. Особенности обмена веществ растительной клетки: диффузия, осмос, осмотический потенциал. Определение осмотического давления клеточного сока по Де-Фризу.

  5. Растительная клетка как осмотическая система. Явление плазмолиза и тургора. Сосущая сила клеток, ее определение по Уршпрунгу.

  6. Поступление ионов в растительную клетку: пассивное и активное

  7. Гипотеза переносчиков веществ через мембрану. Понятие эндоцитоза, его виды и этапы.

  8. Водный потенциал. Поступление воды в растительную клетку.


4.2. Водный обмен растений


  1. Значение воды в жизни клетки и организма. Структура и свойства воды. Распределение и формы воды в клетке и организме. Водный баланс растения.

  2. Транспирация, её значение и виды. Этапы устьичной транспирации. Методы устьичного контроля. Влияние внешних и внутренних условий на процесс транспирации. Единицы измерения и суточный ход транспирации.

  3. Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как орган поступления воды. Гуттация и "плач" растений. Апопласт и симпласт. Корневое давление. Теория сцепления.

  4. Формы воды в почве. Засухоустойчивость растений (работы К.А.Максимова). Ксероморфная структура. Правило В.Р.Заленского. Методы предпосевного закаливания семян (исследования П.А. Генкеля).

  5. Нарушения водообмена и их влияние на растения. Водный обмен различных экологических групп растений.

  6. Физиологические основы устойчивости растений к засухе. Атмосферная и почвенная засуха. Водный дефицит, временное и глубокое завядание. Водный стресс, его физиолого-химические признаки.

  7. Физиологические основы орошения.


4.3. Фотосинтез, или углеродное питание растений


  1. Понятие о фотосинтезе и его значение в жизни на Земле. Космическая роль зелёных растений. Основные этапы в развитии учения о фотосинтезе.

  2. Лист как орган фотосинтеза. Пигменты зелёного растения, их роль в процессе фотосинтеза. Методы разделения пигментов, работы М.С.Цвета. Хлорофиллы, их химическая структура, физические и химические свойства, распространение в растительном мире.

  3. Пигменты растений: каротиноиды, фикобилины, флавоноиды. Их химическая структура, свойства, физиологическая роль.

  4. Фотофизический этап фотосинтеза. Энергетика фотосинтеза. Фотосистемы. Эффект Эмерсона.

  5. Фотохимический этап фотосинтеза: циклическое и нециклическое фотофосфорилирование. Основные компоненты ЭТЦ при фотосинтезе. Продукты этапа - общее уравнение двух процессов фотофосфорилирования.

  6. Фотосинтез как сочетание световых и темновых реакций (исследования Ф.Блекмана, А.А.Рихтера, В.Н.Любименко). Происхождение кислорода, выделяющегося при фотосинтезе: исследования Ван-Ниля по фоторедукции у бактерий; работы А.П.Виноградова; исследования Р. Хилла.

  7. Темновая фаза фотосинтеза. Исследования Кальвина. Пути С-З и С-4. Метаболизм у толстянковых. Продукты фотосинтеза.

  8. Влияние внешних и внутренних условий на процесс фотосинтеза. Фотодыхание, его химизм и значение.

  9. Суточный и сезонный ход фотосинтеза. Фотосинтез как важнейший фактор урожая. Урожай биологический и хозяйственный. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


  1. Беликов П.С., Дмитриева Г.А. Физиология растений. Учеб. пособие. – М.: изд-во РУДН, 1992. – 248 с., ил.

  2. Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений. Учеб.для вузов/Т.И. Серебрякова, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский и др. – М.: ИКЦ Академкнига,2006. – 543 с., ил.

  3. Викторов Д.П. Малый практикум по физиологии растений.-М.: Высшая школа, 1983. – 135 с., ил.

  4. Викторов Д.П. Практикум по физиологии растений.-Воронеж: изд-во ВГУ,1991. – 160 с., ил.

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: т.1. М.: Мир, 1996. – 367 с.

  6. Ермаков А.И. и др. Методы биохимического исследования растений. - Л.: ,1972. – 456 с.

  7. Кузнецов В.В., Дмитриева Г.А. Физиология растений.– М.: Высш. шк., 2005. – 736 с., ил.

  8. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни. М.: Просвещение, 1977. – 104 с., ил.

  9. Пильщикова Н.В. Физиология растений с основами микробиологии. – М.: Мир, 2004. – 184 с.

  10. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: в 2-х томах. Т.1: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 348 с., ил.

  11. Сказкин Ф.Д., Ловчиновская Е.И., Миллер М.С., Аникиев В.В. Практикум по физиологии растений.- М.: Сов.наука,1958. – 340 с., ил.

  12. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 384 с.

  13. Физиология растений: учеб.для студ.вузов/ Н.Д.Алехина, Ю.В. Валнокин, В.Ф. Гавриленко и др.Под.ред. И.П.Ермакова.-М.: Академия ,2005. – 640 с.

  14. Экология: учебн. пособие для студ. биол. спец. пед. ин-в.-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение,1988. – 272 с., ил.

  15. Якушкина Н.И., Бахтенко Е.Ю. Физиология растений. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005. – 463 с., ил.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Водный обмен растений» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Опд. Ф. 01 Мировой водный баланс, водные ресурсы земли, водный кадастр и мониторинг
«Водный обмен растений» iconВлага, основные приспособительные реакции растений и животных
Вода с растворенными в ней веществами обусловливает осмотическое давление клеточных и тканевых жидкостей, включая и межклеточный...
«Водный обмен растений» iconТемы рефератов (2 курс, 2 часть) Язык Ассемблера. Преимущества и...
Способы обмена (программно-управляемый обмен, обмен по прерываниям, прямой доступ к памяти)
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание
«Водный обмен растений» iconУрок по теме «Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные...
Цель урока: организовать знакомство обучающихся с ролью грибов и бактерий в жизни растений
«Водный обмен растений» iconРоль комнатных растений в жизни людей. Разновидности комнатных растений
Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; разновидностями комнатных растений
«Водный обмен растений» iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека. Познакомить с новой группой растений комнатными...
«Водный обмен растений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений комнатными...
«Водный обмен растений» iconКонспект урока по теме: Класс Однодольные. Семейство Лилейные
Однодольные; признаки растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека; уметь определять по...
«Водный обмен растений» iconВодный налог
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Водный обмен растений» icon«Перпендикуляр к прямой. Высоты, медианы и биссектрисы треугольника»
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний учащихся о разнообразии растений, о строении цветковых растений и их развитии,...
«Водный обмен растений» iconТеоретическое обоснование и практическое использование молекулярно-генетических...
Работа выполнена в государственном научном учреждении – Всероссийском научно-исследовательском институте биологической защиты растений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск