Скачать 1.77 Mb.
|
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Образование для инноваций Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ Вим Ван Петегем Хелен Каменски Ростов-на-Дону 2009 Содержание Предисловие…………………………………………………………………….……………….4 Введение……………………………………………………………………………………….....8 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ……………………………………………………………………………14 Метод проблемного обучения………….…....................................................................... 14 Метод проектного обучения ….........................................................................................18 Метод обучения, основанный на самостоятельном поиске информации.................25Компетентностный подход в обучении.….......................................................................27Практико-ориентированный подход …...........................................................................32 Онлайновое обучение ………..............................................................................................35 Особенности методики вовлечения …………………….…………………………….....37 Требуемые компетенции для преподавателя……..…………………………….……..392. УПРАВЛЯЕМОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ..............................................41 Определение и цели……………………………………………………………………….41 Участники и их обязанности……………………………………………………………..45 Система в деталях …………………………………………………………………….…...49 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРЕДОВОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ЮФУ………...60 Стратегический план реализации концепции УСО………..………………………....60План реализации концепции на институциональном уровне……………………….63План реализации на уровне курсов……………………..………………………………64 План реализации концепции УСО в ЮФУ………………………………………....….66 4. ПРИЛОЖЕНИЯ………...…………………………………………………………………..73 Кейс проблемного обучения…...…………………………………………………………73 Конкретные примеры Управляемого самостоятельного обучения……………..….87 Онлайновый модуль с практическими заданиями для курса «Основы права» на факультете социальных наук (Католический университет Лёвена)……………...................87Групповая работа и решение проблем по разработке занятий курса «Гражданское строительство» (Католический университет Лёвена)…..…….……………………………..91 Помощь в учебном процессе в период практики в магистратуре в области медсестринского дела и акушерства в Като.............................................................................95Вопросы для оценки концепции УСО……………………….…………..……………...99 Список литературы…………………………………….………..……………………….102 Рекомендуемые ссылки для большей информации по планированию, применению и оценке передовой педагогической методологии………………………………………105ПРЕДИСЛОВИЕ В конце ХХ века развитые страны мира вступили в постиндустриальную эпоху, одной из отличительных черт которой является резкое увеличение информационных потоков. При этом наука вместе с новыми технологиями превратилась в главную производительную силу. Образование, бывшее когда-то элитным, стало доступным широким слоям населения. Соответственно произошедшим изменениям появилось понятие «экономика, основанная на знаниях», что предполагает учебу на протяжении всей жизни, чтобы успевать за постоянно обновляющейся информацией об окружающем нас мире. В то же время в условиях глобализации резко усилилась конкуренция в сфере образовательных услуг. Отмеченные изменения обусловили поиски более эффективной образовательной политики и побудили начать переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. На это направлены и принципы разворачивающегося в Европе Болонского процесса, к которому присоединилась Россия. Соответственно для вхождения в единое европейское пространство высшего образования российским вузам необходимо перестроить свою работу с учетом современных тенденций преподавания. Помимо этого задача Южного федерального университета, созданного в ноябре 2006 года, – наилучшим образом удовлетворять потребности в образовательных услугах Юга России, взять лучшее из имеющегося мирового опыта, чтобы повысить эффективность обучения, конкурентоспособность выпускника. Программа развития ЮФУ на 2007-2010 гг. реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Результат предполагает создание перспективного, соответствующего современным требованиям инновационного вуза предпринимательского типа. Решение поставленных перед университетом задач в 2007 и 2008 годах позволило заложить фундамент для развития и системной модернизации учебно-научно-инновационного комплекса ЮФУ. Утвержденная программа мероприятий на 2009 год предусматривает последовательное продолжение преобразований. Начинается второй этап программы развития ЮФУ, цель которого – становление нового университета. Центральной задачей является модернизация образовательного процесса, ориентированная на потребности общества с инновационной экономикой. Сегодня эти потребности отражает концепция знаний как наиболее важного производительного ресурса. При этом особое значение придается «знающему работнику», задачей которого становится не только применение имеющихся, но и участие в производстве новых знаний на рабочем месте, что способствует повышению эффективности его деятельности. В то же время современный работник должен быть готов к выполнению руководящих функций, уметь определять цели и задачи развития в любой ситуации, определять эффективные стратегии достижения этих целей. Модернизация образовательного процесса в ЮФУ предполагает: - новый подход к планированию семестровой работы студентов (асинхронное обучение) и использование системы балльно-рейтинговой оценки, которая гарантирует прозрачность контроля знаний и его объективность; - индивидуализацию учебного процесса, выбор студентами необходимой образовательной траектории и регулирование интенсивности занятий, самостоятельную работу с учебными материалами, что способствует формированию активной жизненной позиции; - использование новых образовательных технологий – электронных учебных материалов, образовательных порталов, он-лайн дискуссий, а также современных эффективных обучающих методик; - изменение роли преподавателя – от него требуется перейти от традиционных педагогических концепций к новым педагогическим стратегиям; вместо того чтобы быть источником знаний, преподаватель теперь должен выступать в роли руководителя и организатора процесса обучения; он обеспечивает студента методическими материалами для самостоятельной работы, мотивирует студента к учебе, выступает не транслятором знаний, а сопровождающим и консультантом; - компетентностную направленность образовательного процесса – формирование у студентов умений добывать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно принимать решения, добиваться поставленной цели. В дополнение к профессиональным компетенциям требуется развивать личность студента, помочь ему раскрыть свои способности. Студент должен быть готов не только к своей будущей профессиональной деятельности, но и к жизни в современном обществе с его высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех. Одной из самых перспективных педагогических концепций, способных помочь ЮФУ решить задачи по модернизации образовательного процесса в рамках приоритетного национального проекта «Образование», является концепция Управляемого самостоятельного обучения (УСО). Сегодня она широко используется в европейских университетах. В Католическом университете Лёвена (Бельгия) создана своя версия УСО, которая позволяет совмещать различные методы преподавания и изучения материала, не фокусируясь на одном единственном подходе (так называемая «открытая» концепция). Концепции УСО университета Лёвена присуще усиление связи между учебным процессом и научными исследованиями. Она ориентирована на обеспечение качественного высшего образования, что предполагает: - знание результатов научных исследований в избранной сфере деятельности; - понимание процесса получения новых знаний; - умение самостоятельно интерпретировать новую информацию; - способность активно содействовать процессу развития знаний; - умение формулировать собственное мнение, основываясь на критическом осмыслении информации, занимать активную социальную позицию. Управляемое самостоятельное обучение делает студентов более ответственными за свою учебу, а также более независимыми в процессе получения образования. Соответственно преподаватели обеспечивают условия обучения в рамках университета и несут ответственность за адекватную оценку знаний студентов. Концепция УСО применяется ко всем учебным программам и курсам и касается не только студентов, преподавателей и сотрудников, но и высших должностных лиц, аппарата управления университета. Реализация УСО влияет на всю инфраструктуру университета, на организацию образовательного процесса и на решение задач, стоящих перед ним. Управляемое самостоятельное обучение также влияет на роль университета в обществе, поскольку он готовит специалистов, ориентируясь на общественные потребности. Руководство по применению метода УСО «Образование для инноваций» разработано для Южного федерального университета в качестве практического ресурса, призванного, с одной стороны, вызвать размышления о текущих изменениях в области разработки и реализации методов обучения и преподавания во всем мире, а с другой, - послужить практическим инструментом применения метода Управляемого самостоятельного обучения. Цель руководства – облегчить интеграцию передовых методов обучения, включая метод УСО, в учебный процесс ЮФУ. Чтобы помочь университету сравнить свою текущую и будущую педагогическую деятельность с лучшим зарубежным опытом, в руководстве рассказывается о лидерах в области использования передовых методик обучения. Текст руководства содержит практические рекомендации, приложения и ссылки на Интернет-ресурсы. Руководство по применению метода УСО «Образование для инноваций» подготовлено Вимом Ван Петегемом и Хелен Каменски. Профессор, доктор Вим Ван ПЕТЕГЕМ (Бельгия) – получил инженерное образование в университетах Гента и Лёвена. Работал в университете Альберты (Эдмонтон, Канада), в открытом университете Нидерландов. В настоящее время является руководителем Центра аудиовизуальных и новых обучающих технологий Католического университета Лёвена (Бельгия), предлагающего широкий спектр программ переподготовки преподавателей в соответствии с современными требованиями. Является членом ряда международных организаций в сфере высшего образования. Его научные интересы связаны с новыми образовательными технологиями, открытым и дистанционным обучением, виртуальной мобильностью, передачей знаний и коммуникациями в научной сфере. Является участником ряда европейских образовательных проектов. Доктор Хелен Каменски (Австрия) – специалист в области философии. Занималась исследованиями в Институте научной теории Зальцбургского международного исследовательского центра, преподавала в университетах Вены и Зальцбурга. В настоящее время является программным директором Зальцбургского глобального семинара. Отвечает за развитие образовательных программ, является экспертом в области модернизации высшего образования, а также сотрудничества университетов с государственными структурами и бизнес сообществом. Руководя международным проектом содействия руководителям университетов в решении стратегических задач, доктор Каменски посетила свыше 50 университетов в Российской Федерации и странах СНГ, оказывая консультационную помощь в вопросах повышения эффективности образования и реализации целей Болонской декларации. Ее научные интересы связаны с менеджментом в сфере высшего образования и методикой обучения в университетах. Первый проректор по учебной работе И.М. Узнародов. |
Тесты для выявления и оценки профессиональной компетентности учителей-дефектологов... Примерные вопросы и темы тестовых заданий первого этапа оценки предметной компетенции педагогов в рамках аттестации педагогических... | «Философия» ивыставления по нему оценки для бакалавриата вшэ Итоговая вычисленная оценка складывается в равных долях по 1/3 из трех составляющих: оценки за активность на семинарах, оценки за... | ||
Критерии рейтинговой оценки Идз: конспекты постановлений Пленумов вс РФ и ответов на вопросы для самостоятельной подготовки | 5. дисциплина «менеджмент туризма». Вопросы для оценки качества освоения курса Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятий туристской индустрии | ||
Рабочая программа по дисциплине «История международных отношений... Методика формирования результирующей оценки: итоговая оценка складывается из оценки результатов участия в семинарских занятиях, итогов... | Все возникающие вопросы присылайте учителям на электронную почту.... Примерные вопросы и темы тестовых заданий первого этапа оценки предметной компетенции педагогов в рамках аттестации педагогических... | ||
Задания к контрольным работам При этом обязательным является выступление на занятии с последующим ответом на вопросы. При выставлении итоговой оценки учитывается... | Тесты для контрольной работы Экзаменационные вопросы Шкала оценки... Комплект учебно-методических материалов курса «Эколого-экономический мониторинг окружающей среды» | ||
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы создана... Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний | ||
Который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности их ответов на вопросы... | Любовь к себе или эгоизм? Эти вопросы, освободит от зависимости от оценки других людей | ||
«Концепции современного естествознания» Самостоятельное освоение предмета предполагает понимание его места и роли в современной жизни, формирование у будущих бакалавров... | «Концепции современного естествознания» Самостоятельное освоение предмета предполагает понимание его места и роли в современной жизни, формирование у будущих бакалавров... | ||
Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по Предпосылки структурной реформы на железнодорожном транспорте. Сущность принятой концепции реформирования отрасли. Реформирование... | Вопросы по курсу «концепции современного естествознания» Для студентов вечерней формы обучения «За особые успехи в учении» подтвердили уровень знаний на государственной итоговой аттестации (2 золотых медали); 24 выпускника школы... |