Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ





НазваниеНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ
страница1/51
Дата публикации25.03.2015
Размер8.4 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Экономика > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

УДК 658.011.46

№ госрегистрации

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор НИУ ВШЭ

д.э. н., профессор

______________ Л.М. Гохберг

«___» ___________ 2012г.

ОТЧЕТ

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ОЭСР
(промежуточный отчет)
Государственный контракт от «01» декабря 2012 г. №1202-11-12


Руководитель темы:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, к.полит.н.





Т.А. Мешкова

Москва 2012

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ


Руководитель работ:

директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, помощник ректора к.полит.н.

_________________
подпись, дата


Мешкова Т.А.


директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ

НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Абдрахманова Г.И.


Научный сотрудник Института торговой политики НИУ ВШЭ, старший преподаватель Кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Бирюкова О.В.

Заведующий лабораторией исследований науки и технологий НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Гине Ж.

Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ, к.ю.н.

_________________
подпись, дата


Гутникова А.С.

Первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Гохберг Л.М.

Директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор Кафедры торговой политики НИУ ВШЭ, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Данильцев А.В.

Заведующий отделом региональных проблем социальной политики Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.


_________________
подпись, дата


Жданчиков П.А.

Научный сотрудник Центра международных проектов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Зайцев Ю.К.

Заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования: Институт образования НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор

_________________
подпись, дата


Зуев В.Н.


Заместитель директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата

Исаев Н.И.


Директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, к.э.н., доцент

_________________
подпись, дата

Клименко А.В.

Старший научный сотрудник Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата

Ковалева Г.Г.

директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н

_________________
подпись, дата


Ковалева Н.В.

Директор Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, к.э.н

_________________
подпись, дата


Козельцев М.Л.

Начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ, преподаватель Кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Конов А.В.

директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Кузнецова Т.Е.

Директор Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Ларионова М.В.

Заместитель заведующего лабораторией исследований науки и технологий НИУ ВШЭ, PhD

_________________
подпись, дата


Майснер Д.


Директор Центра корпоративного управления НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Маткова И.Н.


стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Моисеичев Е.Я.

Директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Московская А.А.

Доцент Кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата

Островская Е.Я.

Директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Пономаренко А.Н.

В.н.с. Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ, д.геогр.н.

_________________
подпись, дата


Ретеюм А.Ю.

Научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Рудь В.А.

Аналитик Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ

_________________
подпись, дата


Сабельникова Е.В.

зав.отделом исследований интеллектуальной собственности и трансфера технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Сагиева Г.С.

Заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ, к.э.н.

_________________
подпись, дата


Смирнов С.В.

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, д.э.н., академик РАЕН

_________________
подпись, дата


Смирнов С.Н.

зам.директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, директор Международного научно-образовательного Форсайт-центра, к.ф.-м.н

_________________
подпись, дата


Соколов А.В.

аналитик проектно-учебной лаборатории анализа финансовых рынков факультета экономики НИУ ВШЭ


_________________
подпись, дата


Соколова Т.В.

Старший научный сотрудник Центра государственного регулирования финансовых рынков Института управления государственными ресурсами, зав. Проектно-учебной лабораторией анализа финансовых рынков, профессор Кафедры фондового рынка и рынка инвестиций, д.э.н.

_________________
подпись, дата


Теплова Т.В.


Главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики

_________________
подпись, дата


Терентьев А.А.


РЕФЕРАТ

Промежуточный отчет: 813 стр., 2 рис., 3 табл., 359 источников, 1 приложение, 2 тома.

Ключевые слова: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), дорожная карта присоединения России к ОЭСР, правовые инструменты ОЭСР, нормативно-правовая база ОЭСР, меморандум соответствия российского законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР, международные инвестиции, борьба с коррупцией, борьба с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, налогообложение, химические вещества, природопользование, экология, корпоративное управление, финансовые рынки, страхование, пенсионное обеспечение, конкуренция, научно-техническая политика, инновации, занятость, социальные отношения, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), потребление, статистика, внешняя торговля, экспортные кредиты, государственное управление и регулирование, судостроение, морской транспорт, сельское хозяйство, рыболовство, сталелитейная промышленность, содействие международному развитию.
Цель НИР - проведение анализа законодательных, финансово-экономических, социальных последствий присоединения России к ОЭСР, а также выработка рекомендаций по дальнейшей гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики России в соответствии с нормами и требованиями ОЭСР в целях минимизации рисков и максимизации преимуществ от будущего членства России в ОЭСР.

Задачи НИР:

  • Выявление возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР.

  • Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров.

  • Проведение оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, расчет возможных финансовых затрат, связанных с членством России в ОЭСР в краткосрочной перспективе (с горизонтом планирования 2-3 года) на основе выбранной методики оценки финансово-экономических последствий присоединения России к ОЭСР, включая разработку рекомендаций по организационному и бюджетному планированию сотрудничества с ОЭСР.

  • Проведение количественной и/или качественной оценки возможных последствий для чувствительных секторов с учетом региональных аспектов.

  • Проведение анализа воздействия возможных выявленных секторальных эффектов на общеэкономические параметры экономики России и социальную сферу.

  • Проведение анализа региональных аспектов возможных секторальных эффектов с точки зрения их социально-экономических последствий на региональном уровне и возможного изменения роли соответствующих регионов в российской внешней торговле и международном движении капитала.

  • Систематизация и обобщение выявленных преимуществ (выгод) и рисков от присоединения России к ОЭСР и разработка рекомендаций по максимизации преимуществ (выгод) и минимизации рисков от будущего членства России в ОЭСР.

  • Подготовка выводов и рекомендаций по итогам НИР, включая рекомендации стратегического характера (определение стратегических направлений политики и отдельных отраслей, где Россия могла получить максимальные преимущества от членства в ОЭСР) и рекомендации операционального характера, направленные по повышение эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных исследовательских организаций, институтов гражданского общества Российской Федерации с ОЭСР.

На первом этапе проекта выполнены следующие работы:

1. Разработка и обоснование методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР;

2. Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров.

В рамках разработки методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР, проведены следующие работы:

  • Определены и проанализированы основные источники информации;

  • Сформирован первичный перечень секторов для анализа, в который включены 17 секторов, соответствующих направлениям анализа и дальнейшей гармонизации в соответствии с Начальным меморандумом о позиции РФ в отношении актов ОЭСР, в редакции от 10 июня 2009 г.) (далее – Начальный меморандум), а также с Планом законодательной работы по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами ОЭСР (далее – План законодательной работы);

  • Актуализирована позиция России по правовым инструментам ОЭСР, в том числе сформулированы рекомендации по российской позиции относительно правовых документов ОЭСР, опубликованных после официального представления Начального меморандума в Совет ОЭСР в 2009 г.

  • Операционализированы (выявлены и проанализированы) ключевые обязательства России, вытекающие из правовых актов ОЭСР и позиции по ним России, а также из рекомендаций ОЭСР, содержащихся в общеэкономических и отраслевых обзорах, подготовленных в рамках процесса присоединения;

Обязательства выделены в соответствии со следующими критериями:

    • Актуальность и приоритетность для текущей российской политики

    • Конкретность

    • Измеряемость (включая наличие временных рамок)

Анализ и описание обязательств проводилось в соответствии со следующим форматом:

  • Источники обязательства: названия и номера правовых документов ОЭСР и названия иных документов ОЭСР (страновых докладов, общеэкономических обзоров, стратегических документов ОЭСР), их которых вытекает данное обязательство

  • Российская позиция по данному обязательству (в соответствии с Начальным меморандумом или экспертными рекомендациями – в случае новых документов)

  • Структура и характер обязательства (краткое описание составных частей и характера обязательства)

  • Включенность данного обязательства в План законодательной работы (Включено/Не включено) и экспертная оценка необходимых усилий России по гармонизации законодательной базы и правоприменительной практики в соответствии с данным обязательством

  • Предварительная экспертная оценка возможных рисков (негативных эффектов) и преимуществ (позитивных эффектов) для экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов и изменения их роли в во внешней торговле и международном движении капталов (приток иностранных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности и т.д.)

  • Вероятность синергии данного обязательства России с обязательствами в рамках других международных институтов и объединений - указать каких (прежде всего, ВТО, «Группы восьми», «Группы двадцати», БРИКС, АТЭС, Таможенного союза, отраслевых специализированных организаций), и по возможность определить направления и области такой синергии (более глубокий анализ планируется на 2-м этапе исследования)

  • Возможные источники информации для дальнейшего анализа и мониторинга выполнения данного обязательства, включая российские и международные статистические данные, данные мониторинговых исследований и т.д.

    • Определены основания для идентификации чувствительных секторов. Для этого использованы следующие критерии:

  • структура и характер ключевых обязательств, вытекающих из нормативно-правовых документов ОЭСР и рекомендаций общеэкономических и отраслевых обзоров ОЭСР;

  • позиция России применительно к обязательствам, прежде всего наличие обязательств, применительно к которым Россия сформулировала изъятия и оговорки или позицию полного непринятия документов ОЭСР;

  • наличие обязательств, а включенных в План законодательной работы и/или оценка экспертная оценка необходимости гармонизации с требованиями ОЭСР;

  • возможные риски (негативные эффекты) на уровне экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов;

  • возможные преимущества (позитивные эффекты) на уровне экономики и социальной сферы в целом, сектора/отрасли, отдельных регионов;

  • возможная синергия с обязательствами в рамках других международных институтов и объединений.

При определении чувствительных секторов во внимание также были приняты достигнутые результаты и ход переговоров по присоединению России к ОЭСР.

С учетом перечисленных критериев проведен детализированный анализ выявленных ключевых обязательств России по каждому из секторов.

Результаты проведенного анализа представлены в обобщенном табличном виде в приложении к отчету.


СОДЕРЖАНИЕ





ТОМ 1







Обозначения и сокращения

12




Введение

16

1.

Разработка и обоснование методологических подходов к выявлению возможных направлений и механизмов проявления социально-экономических и иных эффектов, связанных с членством Российской Федерации в ОЭСР

20

2.

Идентификация чувствительных секторов и областей на основе обоснованных подходов и критериев к их выбору с учетом структуры и характера возможных обязательств, экономического и социального значения сектора, методических возможностей изучения и обеспеченности статистическими и иными данными, роли данных секторов в развитии регионов России, а также хода переговоров

34

2.1.

Сельское хозяйство и рыболовство

34

2.2.

Борьба с коррупцией

62

2.3.

Конкурентная политика и право

95

2.4.

Содействие международному развитию

124

2.5.

Образование

155

2.6.

Потребительская политика

167

2.7.

Экология и оборот химических веществ

236

2.8.

Финансовые рынки

385

2.9.

ИКТ

413




ТОМ 2




2.10.

Страхование и негосударственное пенсионное обеспечение

443

2.11.

Международные инвестиции, многонациональные предприятия и движение капиталов

480

2.12.

Энергетика

508

2.13.

Государственное управление

526

2.14.

Научно-техническая и промышленная политика

543

2.15.

Туризм

561

2.16.

Торговля

634

2.17.

Статистика

654




Заключение

666




Список использованной литературы

673




Приложение A. Таблица идентификации чувствительных секторов

697



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Этап Выбор направления исследований и разработка технического задания на создание аппаратного комплекса
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconОбразовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы...
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного...
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconОбразовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы...
Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного...
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНекоторые аспекты интегрирования гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Научный исследовательский университет Высшая школа экономики (миэм ниу вшэ), г. Москва
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет высшая школа экономики
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
«Оплата медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования», который состоится с 13 по 24 октября
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"- санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики» Факультет философии
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики» удк 658. 011. 46 № госрегистрации утверждаю первый проректор ниу вшэ icon«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск