1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина имеет целью познакомить магистров с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки и техники. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры.
Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются:
- приобретение понимания основных научных концепций, понятий и методов исследования в рамках философии науки и техники (ОК-1,3,6,);
- овладение приемами и принципами научного исследования, нравственными ценностями научного мировоззрения (ОК-1,3,6);
- формирование:
способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-3);
способности аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых философских проблем (ОК- 6);
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между уровнем общекультурной подготовки студентов, его гражданской позиции и навыками организационного управления в профессиональной сфере. Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Информационные технологии в строительстве», «Методы решения научно-технических задач в строительстве». 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: современные проблемы науки и техники, формы и методы научного познания, развитие науки и смену типов научной рациональности (ОК-1,3,6); уметь: выбирать и реализовывать методы ведения научных исследований (ОК-
1,3,6); владеть: разработкой моделей процессов и явлений для решения практических задач профессиональной деятельности (ОК-1,3,6). 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Структура и содержание дисциплины
К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа, в том числе не менее 20% проводимых в интерактивной форме.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
-
Наименование
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| Заочная - ускоренная
| Курс
| 1
| -
| -
| Семестр
| 1
| -
| -
| Недели
| 13
| -
| -
| Лекции
| 15
| -
| -
| Семинары
| 30
| -
| -
| Практические занятия
| -
| -
| -
| Лабораторные работы
| -
| -
| -
| Итого аудиторных занятий
| 45
| -
| -
| Контрольная работа
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
| 27
| --
| -
| Общий бюджет времени
| 72
|
| -
|
-
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ-
| Экзамен
| 1 сем.
| -
| -
|
4.2. Содержание разделов дисциплины
№
тем
лек- ций
|
Наименование тем и содержание разделов лекционного курса
| Объем в часах, отводимый на
аудиторное изучение данной
темы
по формам обучения
| очная
| заочная
| заочная-
ускоренная
| 1. Специфика науки, ее становление и развитие
| 1.1
| НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная
деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Эволюция подходов к анализу науки. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
| 2
| -
| -
| 1.2*
| ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ*. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии происхождения знаний: обобщение практического опыта и конструирования теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа (Ф. Бэкон, У. Оккам). Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки.
| 2
| -
| -
|
| Формирование технических наук.
|
|
|
| 1.3
| СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Научное знание как
сложная развивающаяся система. Многообразие типов
научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различия. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Философские обоснования как условие включения научных знаний в культуру.
| 2
| -
| -
| 2. Основные понятия и проблемы философии науки и техники
| 2.1
| НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ
РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Взаимодействие традиций и
возникновение научного знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Научные революции как точки бифуркаций в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
| 2
| -
| -
| 2.2
| ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ
НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. Главные характеристики современной,
постнеклассической науки. Современные процессы
дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы в конце XX начале XXI столетия. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
| 2
| -
| -
| 2.3
| ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК ОБЛАСТЬ
ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Для чего нужна
инженеру философия техники. Гетерогенные системы
«человек-машина», в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Функции человека в технологическом процессе и их философское осмысление. Человеческое измерение технического процесса. Представления о технике в истории философской и научной мысли. Античное понимание техники (Платон, Аристотель). Попытки философского осмысления техники в Средневековье, в эпоху Возрождения и в Новое Время в работах Леонардо да Винчи, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Паскаля и др. Диалектика техники и общества в работах К. Маркса. Э. Капп и его работа «Основные направления философии техники» (1877). Философия техники в России (П. Энгельмейер, Н. Бердяев).
| 3
| -
| -
| 2.4
| СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ТЕХНИКИ. Проблемные аспекты современного техногенного общества: Л. Мемфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М.
| 2
| -
| -
|
| Хайдеггер, Ж. Эллюль. Что из себя представляет техника в
современном мире. Объективные и субъективные источники
ее развития. Противоречия между техникой и культурой. Сциентизм и антисциентизм. Этические проблемы развития техники. Экологические проблемы развития техники. Экологические проблемы развития техники (техноэкология).
|
|
|
|
| Итого :
| 15
| -
| -
| Примечание: * краткое содержание лекции приведено в приложении 1
Полный конспект лекций в электронном виде приводится в электронном УМК дисциплины.
|
4.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен учебным планом. 4.4. Практические занятия
№ тем заняти й
|
Наименование тем
практических занятий
|
Номер соответствую щей темы лекции
| Объем в часах, отводимый на
изучение данной темы
по видам обучения
|
очная
|
заочная
| заочная-
ускоренн
а
|
П-1
| НАУКА В КУЛЬТУРЕ
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [МУ7.1-7.12]
|
1.1
|
2
|
-
|
-
|
П-2
| ПРОБЛЕМА
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ [МУ7.1-7.12]
|
1.2
|
2
|
-
|
-
|
П-3
| ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ЭВОЛЮЦИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА [МУ7.1-7.12]
|
1.2
|
3
|
-
|
-
|
П-4
| ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА [МУ7.1-7.12]
|
1.3
|
2
|
-
|
-
| П-5
| СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ЗНАНИЯ [МУ7.1-7.12]
| 1.3
| 2
| -
| -
|
П-6
| ЭМПИРИЧЕКСОЕ И
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В
НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ [МУ7.1-7.12]
|
1.3
|
2
|
-
|
-
|
П-7
| НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ [МУ7.1-7.12]
|
2.1
|
2
|
-
|
-
|
П-8
| ТИПЫ НАУЧНОЙ
РАЦИОНАЛЬНОСТИ [МУ7.1-
7.12]
|
2.1
|
2
|
-
|
-
|
П-9
| ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. [МУ 7.1-
7.12]
|
2.2
|
2
|
-
|
-
|
П-10
| ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА [МУ 7.1-7.12]
|
2.2
|
2
|
-
|
-
|
П-11
| ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК
ОБЛАСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ [МУ7.1-7.12]
|
2.3
|
2
|
-
|
-
|
П-12
| ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ [МУ7.1-7.12]
|
2.3
|
3
|
-
|
-
| П-13
| СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
| 2.4
| 2
| -
| -
|
| ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ [МУ
7.1-7.12]
|
|
|
|
|
-П-14
| ТЕХНИКА И ПРОБЛЕМА
СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
[МУ7.1-7.12] *
|
2.4
|
2
|
-
|
-
|
Итог
|
| 30
|
-
|
-
| |