Скачать 1.71 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет» УТВЕРЖДАЮРектор ____________ В.И Макаров«____» ___________ 2011 г. Основная образовательная программавысшего профессионального образования Направление подготовки 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»(код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки Электроснабжение.(наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) выпускникаБакалаврФорма обучения Очная.(очная, заочная) Программа обучения Полная.(полная, сокращенная)
Йошкар-Ола, 20111. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по направлению подготовки 140400.62 «Электроэнергетика электроснабжение»и профилю подготовки «Электроснабжение» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в МарГУ «____» ________ 2011 г. с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. Основная образовательная программа (ООП) регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативно-правовую базу разработки ООП составляют:
1.3. Цель (миссия) реализации ООП: развитие у студентов личностных качеств, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 140400.62 «Электроэнергетика электроснабжение» ООП является программой первого уровня высшего профессионального образования. Нормативные сроки освоения для очной формы обучения, полной образовательной программы: 4 года. Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом – бакалавр. Общая трудоемкость освоения основных образовательных программ – 240 зачетных единиц (одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам). Трудоемкость ООП за учебный год по очной форме обучения равна 60 зачетным единицам. 1.4. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. Прием абитуриентов производится по результатам ЕГЭ. Абитуриенты, нацеленные на освоение программы специальности 140211.65 «Электроснабжение» должны обладать хорошей теоретической базой и практическими навыками в области школьных курсов математики и физики. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению подготовки 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 140400.62 «Электроэнергетика электроснабжение» включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы. Область профессиональной деятельности выпускника – электроэнергетика. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника Выпускники по направлению подготовки дипломированного специалиста «Электроэнергетика» могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: - проектно-конструкторская и производственно-технологическая; - организационно-управленческая. - научно-исследовательская; - монтажно-наладочная; - сервисно-эксплуатационная; 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр по направлению 140400.62 «Электроэнергетика электроснабжение» и профилю «Электроснабжение» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: а) проектно - конструкторская и производственно-технологическая деятельность: - проектирование систем электроснабжения объектов; - расчет и анализ режимов работы систем электроснабжения; - сбор и анализ исходных данных для проектирования; - расчет и проектирование технических объектов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования; - разработка проектной и рабочей технической документации, оформление завершенных проектно-конструкторских работ; - контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; - проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов; - определение и обеспечение эффективных режимов работы систем электроснабжения по заданной методике; - контроль режимов работы систем электроснабжения; - осуществление оперативных изменений режимов работы систем электроснабжения; - организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; - контроль соблюдения технологической дисциплины; - обслуживание технологического оборудования; - организация метрологического обеспечения технологических процессов, применение типовых методов контроля качества выпускаемой продукции; - выполнение работ по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки и производства новой продукции; - оценка инновационного потенциала новой продукции; - контроль соблюдения экологической безопасности; - подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов, составление и оформление оперативной документации; в) организационно-управленческая деятельность: - участие в организации обслуживания и ремонтов электрооборудования систем электроснабжения; - участие в управлении режимами работы систем электроснабжения; - составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также отчетности по утвержденным формам; - выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; - организация работы малых коллективов исполнителей; - планирование работы персонала и фондов оплаты труда; - подготовка данных для выбора и обоснования технических и организационных решений на основе экономического анализа; - проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков; - подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия; - разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; - проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений; г) научно-исследовательская деятельность: - проведение исследований режимов работы систем электроснабжения; - поиск научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; - математическое моделирование процессов и объектов на базе программных средств автоматизированного проектирования и исследований; - проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов; - подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций; - организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия; - составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок; д) монтажно-наладочная деятельность: - участие в монтаже и наладке электрооборудования систем электроснабжения; - участие в проведении испытаний оборудования систем электроснабжения после ремонта; - оформление документации приемосдаточных испытаний; - наладка, настройка и опытная проверка электроэнергетического и электротехнического оборудования; е) сервисно-эксплуатационная деятельность: - диагностика электрооборудования систем электроснабжения; - проверка технического состояния и остаточного ресурса электроэнергетического и электротехнического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; - приемка и освоение вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования; - составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт; - составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний. 3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК)): – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков (ОК-2); – готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); – способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, к анализу политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-5); – способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6); – готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); – способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8); – способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9); – способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10); – способностью владеть основными методами, способами и средствам получения, хранения, переработки информации, готовностью использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11); – способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12); – способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13); – способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14); – способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, с том числе защиты государственной тайны (ОК-15); – способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16); б) профессиональными (ПК):
– способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1); – способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2); – готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3); – способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4); – владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, u1089 стихийных бедствий (ПК-5); – способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6); – способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7); для проектно-конструкторской деятельности: – готовностью участвовать в работе над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и отдельных их компонентов (ПК-8); – способностью разрабатывать простые конструкции электроэнергетических и электротехнических объектов (ПК-9); – готовностью использовать информационные технологии в своей предметной области (ПК-10); – способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока (ПК-11); – способностью применять способы графического отображения геометрических образов изделий и объектов электрооборудования, схем и систем (ПК-12); – способностью оценивать механическую прочность разрабатываемых конструкций (ПК-13); – готовностью обосновать принятие конкретного технического решения при создании электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-14); – способностью рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов (ПК-15); – способностью рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов (ПК-16); – готовностью разрабатывать технологические узлы электроэнергетического оборудования (ПК-17); для производственно-технологической деятельности: – способностью использовать технические средства для измерения основных параметров электроэнергетических и электротехнических объектов и систем и происходящих в них процессов (ПК-18); – способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии, базы данных и пакеты прикладных программ в своей предметной области (ПК-19); – способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-20); – готовностью обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-21); – способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-22); – готовностью определять и обеспечивать эффективные режимы технологического процесса по заданной методике (ПК-23); – способностью контролировать режимы работы оборудования объектов электроэнергетики (ПК-24); – готовностью осуществлять оперативные изменения схем, режимов работы энергообъектов (ПК-25); – способностью составлять и оформлять оперативную документацию, предусмотренную правилами эксплуатации оборудования и организации работы (ПК-26); – готовностью участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики (ПК-27); для организационно-управленческой деятельности: – способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-28); – способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-29); – способностью к решению конкретных задач в области организации и нормирования труда (ПК-30); – готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31); – готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе и к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32); – способностью к дальнейшему обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний в рамках одного из конкретных профилей в области научных исследований и педагогической деятельности (ПК-33); – способностью координировать деятельность членов трудового коллектива (ПК-34); – готовностью обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины (ПК-35); – готовностью контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности (ПК-36); – готовностью обеспечивать соблюдение заданных параметров технологического процесса и качество вырабатываемой продукции (ПК-37); для научно-исследовательской деятельности: – готовностью участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники (ПК-38); – готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-39); – готовностью планировать экспериментальные исследования (ПК-40); – готовностью понимать существо задач анализа и синтеза объектов в технической среде (ПК-41); – готовностью участвовать в составлении научно-технических отчетов (ПК-42); – способностью применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники (ПК-43); – способностью выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов (ПК-44); – готовностью использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий (ПК-45); для монтажно-наладочной деятельности: – способностью к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-46); – готовностью к наладке, и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-47); для сервисно-эксплуатационной деятельности: – готовностью к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта (ПК-48); – готовностью к приемке и освоению вводимого оборудования (ПК-49); – готовностью к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт (ПК-50); – готовностью к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний (ПК-51). в) профильно-специализированными компетенциями (ПСК) – способностью рассчитывать технико-экономические показатели электрических сетей (ПСК-1); – способностью выбирать структуру и параметры элементов систем электроснабжения (ПСК-2); – способностью составлять схемы замещения элементов систем электроснабжения для последующих расчетов (ПСК-3); – готовностью использовать знания особенностей режимов работы электроприемников и потребителей электроэнергии и технологий производств при проектировании систем электроснабжения (ПСК-4); – способностью рассчитывать токи короткого замыкания в электрических сетях (ПСК-5); – способностью рассчитывать электрические нагрузки потребителей электроэнергии и их интегральные характеристики (ПСК-6); – способностью рассчитывать показатели качества электроэнергии у электроприемников (ПСК-7); – способностью рассчитывать уровень и показатели надежности электроснабжения потребителей (ПСК-8); – способностью оценивать недоотпуск электроэнергии (ПСК-9). 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению 140400.62«Электроэнергетика и электротехника»4.1. Календарный учебный график приведен в Приложении 1. Календарный учебный график отражает реализацию ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестацию, каникулы. Продолжительность теоретических курсов, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул соответствуют требованиям. Все виды практики (учебная, производственная, преддипломная) проводятся в соответствии с учебным планом и ГОС. Продолжительность обучения, в соответствии с ГОС и учебным планом, составляет 206 недель, из них: продолжительность теоретического обучения – 135 недели учебных занятий, продолжительность практик – 6 недель (2 недели – учебная практика (2 семестр), 4 недели (4,6 семестры) – производственная практика, продолжительность экзаменационных сессий -19 недель, продолжительность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы - 9 недель, продолжительность каникул – 37 недель. 4.2. Учебный план приведен в Приложении 2. Структура учебного плана соответствует требованиям инструктивного письма Минобразования РФ от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 о порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Учебный план разработан в соответствии с примерным учебным планом по направлению подготовки специалиста от 27.03.2000 № 214 тех-дс, рекомендованного Министерством образования РФ. Учебные планы специальности 100400 (140211.65) «Электроснабжение» утверждены в 2003, 2007 гг. В учебном плане отражена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование профессиональных знаний умений и навыков. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла, с учетом рекомендаций УМО вузов по образованию в области энергетики и электротехники и рабочей группы работодателей регионального производства и преподавателей университета. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом. 4.3. Рабочие программы учебных дисциплин приведены в Приложении 3. 4.4. Программы учебной и производственной практик приведены в Приложении 4. В соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 140400.62«Электроэнергетика и электротехника»раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию профессиональных и профильно-специализированных навыков обучающихся.5. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Ресурсное обеспечение основной образовательной программы |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая Чувашским госуниверситетом по направлению подготовки... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика... | Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | ||
Высшего профессионального образования Направление подготовки специальность 140400. 62 «Электроэнергетика и электротехника» | Рабочая программа дисциплины электрические измерения направление... В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования направления 140200. 62 «Электроэнергетика» по специальности... | ||
Рабочая программа Направление подготовки 140400. 62 «Электроэнергетика и электротехника» Ставропольском государственном аграрном университете. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины электропередачи сверхвысокого... Эти знания позволят подготовить выпускника в соответствие с целями Ц1, Ц2, Ц3, Ц4 и Ц5 основной образовательной программы "Электроэнергетика... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по... | ||
Высшего профессионального образования Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» | Методические указания для студентов, обучающихся по направлению подготовки... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «технология производства кабелей» Направление подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника эээээээээээээээээээээ | Судовые автоматизированные электроприводы Рабочая программа составлена доцентом М. Н. Романовым на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Программа (базовая программа общеуниверситетской дисциплины)* Основная образовательная программа для направления 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника | Рабочая программа дисциплины введение в профессию направление подготовки... Ооп в университете, условиях и результатах ее освоения, а также основ информационной культуры |