Скачать 6.2 Mb.
|
А. Д. Кириллов УРАЛ: от ЕЛЬЦИНА до ЕЛЬЦИНА (ХРОНИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, 1990- 1997 гг.) Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997 ББК К43 Издание осуществлено при содействии Фонда политологических исследований «Урал политический» Рецензенты: доктор исторических наук Н. Н. Попов; кафедра истории России Уральского государственного технического Университета Кириллов А. Д. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника К43 политического развития, 1990—1997 гг.). — Екатерин- бург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997, - 392 с. ISBN 5-7525-0571-2 В монографии представлены основные направления по- литического развития регионов Большого Урала в условиях становления новой российской государственности. Рассмот- рены особенности становления органов государственной вла- сти, местного самоуправления, общественных организаций в областях и республиках Урала, их Уставы и Конституции, процесс становления регионального законодательства и поли- тической системы регионов Урала. Представлен богатый ма- териал по избирательным кампаниям этого периода, в том числе выборам Губернаторов регионов Урала. 0503020000 К182(02)-97 ББК ISBN 5-7525-0571-2 © А. Д. Кириллов, 1997 Посвящается Н.Б.К. ВВЕДЕНИЕ Бурные события конца восьмидесятых—девяностых годов, связанные с формированием принципиально новой политической системы в России, которые оказали решающее влияние не только на историю России, но и на развитие всего мира, долго будут находиться в поле зрения политологов и социологов, пытающихся определить степень случайного и закономерного в этих событиях. Затем те же проблемы попытаются поставить и решить историки, которые будут изучать историю реформ 1990-х годов в России. Задача настоящей монографии не столь амбициозна. Автор хотел бы зафиксировать главные особенности политического развития Большого Урала в условиях становления новой российской государственности, региона, который зачастую был во многом определяющей для хода новейших реформ в России территорией. Урал был не только политическим бастионом формирования новых управленческих моделей и концепций, он был и своеобразной «кузницей кадров», определявших развитие нашей страны в годы реформ. Но этот регион имеет и собственную уникальную политическую специфику, проявляющуюся во время местных выборов, формирования органов власти и т. п. Уральский социально-экономический район включает в себя две республики в составе Российской Федерации: Республика Башкортостан и Удмуртская Республика, и шесть областей: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области. При этом в состав Пермской области входит еще один субъект Российской Федерации — Коми-Пермяцкий автономный округ, а в составе Тюменской области их два — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Для указанных территорий эта ситуация стала во многом определяющей с политической и экономической точек зрения. Регион расположен на рубеже Европы и Азии, на его территории проживает почти 25 млн чел. 3 Введение Природные ресурсы Урала обеспечивают ему роль одной из главных энергетических и сырьевых баз России. На территории Тюменской области добывается более 60 % российского газа и нефти. А если добавить сюда месторождения Оренбургской области и Башкортостана, то станет очевидным, что Урал — крупнейший добывающий регион России. Кроме того, Урал — крупнейший поставщик металла, разнообразных машин и оборудования для России, ближнего и дальнего зарубежья. Здесь сосредоточено, по некоторым данным, до четверти мощностей военно-промышленного комплекса России. И крупнейшие в России металлургические и машиностроительные предприятия — это предприятия Свердловской, Челябинской и Пермской областей, здесь сосредоточены крупнейшие в России металлургические и машиностроительные предприятия (Магнитогорский и Нижнетагильский металлургический комбинаты, Уралма'ш, Мотови-лиха, ижевская оборонка). В сельском хозяйстве Урала менее 10 % населения, занятого в материальном производстве, но регион в значительной степени обеспечивает свои потребности за счет собственного производства мяса, молока, яйца, пшеницы. Наиболее комплексно расположено сельское хозяйство в Курганской и Оренбургской областях. Большой Урал — это понятие не только географическое, но и социально-экономическое. Во многом схожие трудности встали перед Уралом в последние годы коренного реформирования экономики, социальных и политических отношений. Для решения возникающих проблем, укрепления традиционных хозяйственных связей была создана Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, в руководство которой входят руководители исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского региона. Президентом Ассоциации является Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель. Политические проблемы каждая область и республика Большого Урала решает самостоятельно, опираясь на Конституцию, Российской Федерации, собственное законодательство. Но в своем многообразии социально-политическая мозаика 4 Урала складывается в характерную картину провинциального политического процесса в России. Это позволяет автору книги выявить как специфику, так и общие тенденции политических преобразований на не только на Урале, но и в Российской Федерации. Значение этих событий еще предстоит оценить в будущем, они еще не завершены, но их влияние на социально-экономические, по- литические процессы как в России, так и в регионе уже дос- таточно четко обозначилось. Представляется очень важным зафиксировать особенно- сти политического развития указанного периода, что называ- ется «по горячим следам», почти мемуарно, поскольку с тече- нием времени многое может уйти, забыться, а возможно, именно мелкие детали и подробности, которые освещает книга, являются определяющими. Работа имеет историко-политологический характер и по- строена на принципе сочетания хронологического и темати- ческого подходов. Для удобства читателя основная информа- ция по социально-экономическому развитию Урала в рас- сматриваемый период вынесена в отдельную главу. Другие разделы книги содержат анализ исторических особенностей формирования основных современных полити- ческих институтов во всех областях и республиках Урала, фик- сируют важнейшие социально-политические события на Ура- ле в 1990—1997 гг. Для большей четкости рассмотрим основ- ные политические, исторические и политологические поня- тия, раскрываемые в книге. На сегодняшний день в России существует три уровня управления. Первый — федеральный уровень, второй — регио- нальный (областной, краевой, республиканский). Оба этих уровня наделены функциями государственной власти. Третий уровень — местное самоуправление (городские и районные управленческие структуры). Местное самоуправле- ние — система управления местных сообществ, границами которых являются двор — микрорайон — район — город, т. е. те территориальные общности локального уровня, которые имеют общие исторические, экономические и культурные особенности. Местное самоуправление не в состоянии обес- печить системы безопасности, внешней политики, содержа- ние казенных предприятий. Эти функции, как и многие дру- 5 Введение гие, переданы государству, которое в данном случае понима- ется как центральные и региональные органы государствен- ной власти. Местное (муниципальное) самоуправление пони- мается как система управления, лишенная функций государ- ственной власти, осуществляющая решение управленческих проблем локального уровня. * В данной работе термин «регион» имеет двоякое значе- ние: либо как конкретная территория {область, республика), либо более широко — как устойчивый экономико-географи- ческий район (Урал). Актуальность предмета настоящего исследования очевид- на. В самом общем приближении можно выделить две ее сто- роны: актуальность с научной точки зрения и актуальность с точки зрения практической. Научная актуальность определя- ется важностью создания объективной и глубокой картины истории России 1990—1997 гг., что невозможно без полно- ценного изучения региональных процессов, имевших место в указанный период. Практическая актуальность изучения тен- денций политического развития на региональном уровне объ- ясняется потребностью в выявлении и обобщении результатов политических реформ в каждом конкретном регионе, выделе- нии общего и особенного. Таким образом: — проблема реформы политической системы, о заверше- нии которой, вероятно, по прежнему говорить рано, является актуальной для всех субъектов российской политики; — исторический анализ политических реформ в России позволяет проследить причинно-следственные связи явлений и, соответственно, выявить инварианты, нереализованные возможности; — исследования событий последнего десятилетия в России имеют и глобальную значимость в качестве богатейшего мате- риала для общей теории кризисов и форм выхода из них; — с политической точки зрения анализ указанной про- блемы насущно необходим как для разработки дальнейшей тактики и стратегии тех, кто принимает решения, так и для всех заинтересованных и профессионально занимающихся указанной проблематикой и вообще политическими пробле- мами, будь они прикладными или общетеоретическими; — представляет интерес предмет настоящей работы и для исследователей проблем, связанных с федерализмом и регио- 6 Введение Обзор литературы по истории новейших политических реформ в России и на Урале1 Специфика исследования новейшей политической исто- рии заключается, с одной стороны, в наличии большого ко- личества аналитических и фактологических (фактосодер- жащих) материалов, исследований, с другой стороны, в отсут- ствии сколько-нибудь целостных и концептуальных истори- ко-полиических исследований. В связи с этим анализ разработанности проблемы пред- лагается ввести в следующем порядке: 1. Историко-теоритические работы с общими историче- скими и методологическими принципами анализа современ- ной политической истории. 2. Исследования-отклики на крупные исторические собы- тия последнего десятилетия, материалы конференций, анали- тические материалы, публиковавшиеся в научных изданиях (журналы, обозрения и т. п.). 3. Имеющиеся на сегодняшний день исторические иссле- дования, монографии, учебники, посвященные историческим события последних лет в России. 4. Литература, посвященная непосредственно региональ- ной уральской тематике. Основные методологические принципы анализа политиче- ских процессов в историческом контексте рассматривались на протяжении последних двух столетий часто и трактовались по- разному.Общепризнанной классикой этого жанра стали работы Макса Вебера политолога и социолога. В известной работе Ве- бера «Протестанская этика и дух капитализма» формулируются и аргументирются основные принципы анализа политических процессов в их связи с моральным и экономическим самоощу- щением общества. В частности, Вебер исходит из взаимовлияния процессов щественной жизни, но подчеркивает, что в крити- 1Учтывая специфику предмета исследования, в данном разделе вводится анализ литературы, появившейся в 1988—1997гг. и показывающей не только научные констата- ции, но ни намику развития научных представлений о мест- ном самоуправлении, государственной власти, роли общест- венных организаций в обществе и пр. ческих ситуациях моральные и идеологические представления могут сыграть решающую роль. Рамки, необходимые исследователю при анализе вопросов развития демократии, задаются в известной работе А. Токвиля, посвященной особенностям демократии в Америке. Автор ана- лизирует различные формы демократических институтов, соот- ношение парламентаризма, президентской власти, выделяет ос- новные пороки демократии США 19 в. Токвиль подчеркивает значение американской Конституции, служащей ограничителем и стабилизатором политических процессов. Анализируя эволюцию системы законодательного обес- печения деятельности советских/российских органов государ- ственной власти и местного самоуправления, важно иметь представление о ситуации с этой проблемой в странах разви- той демократии. В последнее время появились соответствую- щие исследования, переведенные на русский язык. Рассмот- рим некоторые из них для примера. Можно выделить исследования д-ра Тойнбера, посвя- щенное административной системе в ФРГ, Р. Рика с обзором канадской федеральной системы, Н. Орнстин, анализирующее роль законодательных органов в демократическом обществе, а также методический сборник Национального института меж- дународных отношений «Организация местной власти в Ев- ропе и США». В этих работах приводятся все известные на сегодня формы построения демократических государств, от- ношений ветвей власти в них, а также построения системы органов местного самоуправления с четко определенной ком- петенцией- и различными формами построения этих органов. Более подробно обобщен мировой опыт построения системы местного самоуправления в информационном сборнике «Местное самоуправление в зарубежных странах». Особый интерес представ- ляет разбор функций и компетенции (т. е. объемов управления) органов местного самоуправления в западных странах, а также анализ законодательного обеспечения их деятельности. Общее представление о сформировавшейся системе аме- риканской демократии, особенностях регионального и мест- ного самоуправления в США можно получить, например, из подробнейшего университетского учебника «Демократия в Америке», снабженного десятками схем, фотографий, фраг- ментов важнейших документов. 9 Введение Описанию истории и теории местного самоуправления посвящено классическое исследование Л. Велихова, появившееся в 1928 г. и вскоре попавшее на полки спецхрана. В принципе, это — самое подробное изложение истории возникновения и принципиальных особенностей местного самоуправления. Автор исходит из необходимости его осуществления и закрепления его функций законодательно. Представления о западной демократии как о модели, описывающей основной ход современной истории человечества стали исходным пунктом для работ большого числа советологов, изучавших политическую систему в СССР и анализировавших ее крах в 1985—1991 гг. Подавляющее их большинство (А. Авторханов, 3. Бжезинский, М. Восленский, Р. Пайпс, Р. Такер) исходили из представления о России как о стране с традиционно-полицейским политическим режимом, восходящем своими корнями к периоду формирования Московского централизованного государства. Вероятно, единственным исключением явились работы А. Янова, автора теории политической модернизации России. Янов исходит из концепции политической модернизации как основной политической тенденции в истории России (по его подсчетам, попытки модернизации предпринимались в истории России 14 раз) и считает, что российские реформы могут и должны завершиться полной политической модернизацией, для чего необходима разработка концепции построения политической власти на основе ее децентрализации. Второй блок, представляющий собой текущую литературу последнего десятилетия, весьма мало связан с политическими концепциями и доктринами, представленными выше. В СССР ведущие аналитики проделали достаточно сложный путь, прежде, чем сложились основные концепции, трактующие ход, особенности и возможные результаты политической реформы, начатой решениями 19-й партийной конференции. Можно выделить несколько периодов развития политической аналитики по наиболее важным в эти периоды проблемам. В первый период (1988—1989 гг.) ведущие советские обществоведы анализировали истоки деформаций социализма, усматривая их в сталинском режиме, отказе от политики НЭПа, подмене коллективных решений решениями партийных руководителей высшего ранга. Наиболее отчетливо эти концепции были выражены в сборнике «Иного не дано». Вошедшие в сборник 10 работы ведущих обществоведов (Ю. Афанасьева, М. Гефтера, Г. Попова, А. Сахарова) обосновывали неизбежность перестройки, необходимость «возвращения социализму человеческого лица». В этих условиях представления о политической реформе, необхо- димой для стабилизации положения, носили фрагментарный характер, наиболее выдающимся достижением перестройки при- знавалась гласность. Сборник «Иного не дано» получил продол- жения, были опубликованы, в частности, новые материалы к истории КПСС. Однако представляется, что этапной для иссле- дования проблематики новой истории стала концепция Г. Попова, структурировавшая Административную систему. По- пов впервые поставил вопрос о принципах функционирования советской политической системы, которую он назвал Админист- ративной, констатировав необходимость ее перестройки. Второй период (1990—авг. 1991 гг.) стал временем анали- за перспектив политического развития, который был оформ- лен как антикоммунистическая доктрина. Одновременно поя- вились работы прямо противоположного содержания. Пред- ставители первой точки зрения (Ю. Афанасьев, В. Селюнин, А. Ципко) достаточно быстро заняли однозначно антикомму- нистические позиции, увязывая пробуксовку реформ с все- властием КПСС и видя в качестве первой задачи ее ликвида- цию как правящей партии. Вместе с тем были озвучены тре- бования создания системы разделения властей, а также по- ставлен вопрос о месте России в СССР. Представители про- тивоположной точки зрения указывали на достоинства социа- лизма как наиболее гуманистического строя. Однако наиболее серьезным стал анализ, предпринятый группой авторов во главе с С. Кургиняном. Результатом этого исследования яви- лись выводы, однозначно требовавшие сохранения КПСС, по крайней мере на переходный период, в качестве остова всей политической системы. В противном случае, утверждали ав- торы, не исключен вариант распада Союза и развития собы- тий в России по латиноамериканской модели. Третий период начался после августовских событий 1991 г. В условиях отсутствия общего противника — КПСС, остро встал вопрос о дальнейшей политической реформе. Распад КПСС дал возможность проанализировать ее место в политической системе советского общества. Не принимая во внимание идеологические дискуссии, следует отметить вывод, 11 Введение общий для исследователей самого различного политического на- правления: КПСС была структурой, цементирующей политиче- скую систему СССР, органом, обладавшим всей полнотой ре- альной власти. Единовременная ликвидация партии поставила Россию на грань управленческого кризиса. Одновременно встал вопрос о путях дальнейшей реформы политической системы. Большинство исследователей (Б. Капустин, О. Мясников, А. Моммен, В. Шейнис и др.) в качестве основного политического процесса, который определяет и будет определять в дальнейшем развитие России назвали формирование политической системы, разделения властей и основ федералистских отношений. В этот же период началось изучение проблемы политиче- ских конфликтов. В работах большинства авторов ставились проблемы истоков конфликтов и наиболее оптимальных ме- тодов их разрешения. Глубокий анализ форм и возможных последствий повышенной конфликтности российского обще- ства в связи с формированием новой управленческой концеп- ции и расширением прерогатив исполнительной власти пред- ложил в ряде работ И. Клямкин. Ценность его работам добав- ляют итоги всероссийских социологических опросов, прове- денных группой Клямкина. Прекращение противостояния ветвей власти и принятие новой Конституции актуализировало проблемы регионализма и формирования системы местного самоуправления. Харак- терно, что анализ этих проблем был начат в российских ре- гионах уже в 1992 г. На состоявшихся в Екатеринбурге и Че- лябинске конференциях, посвященных формированию демо- кратической системы в России, одной из самых главных задач для анализа ставились именно вопросы регионализма и мест- ного самоуправления. Участники были едины во мнениях: только децентрализация системы управления способна соз- дать мобильную политическую систему современной России. Следует упомянуть также работы, описывающие специфику деятельности местных Советов в условиях начального периода перестройки, до начала политической реформы и на первом ее этапе, в 1990 г. Именно с 1990 г. анализирует деятельность управленческих структур Москвы префект ее Западного округа А. Брячихин, доведя исследование становления структур муни- ципального управления в условиях рыночной реформы до 1994 г. Наиболее полно опыт работы московских властей по созданию 12 политической и экономической системы Москвы как субъекта Российской Федерации представлен в книге мэра столицы Ю. Лужкова «Мы дети твои, Москва». В 1994 г. появились два исследования, посвященные систе- матическому изложению истории современной России. Первое с аналогичным названием является экспериментальным учебным пособием, второе — монография В. Согрина «Политическая ис- тория современной России». Характерно, что методологические и идеологические основания этих работ абсолютно противопо- ложны. Коллектив авторов учебника достаточно скептичен, явст- венно прослеживается негативное отношение к деятельности Президента. Вместе с тем, работа фактологически насыщена, содержит неплохой иллюстративный и документальный матери- ал. Книга В. Согрина меньше по объему, ее источниковая база, судя по ссылкам, невелика. Вместе с тем, методологически дан- -, ное исследование значительно более интересно, поскольку вни- мание автора в основном сосредоточено на деятельности органов государственной власти. В комплексе обе книги создают целост- ное впечатление о последнем периоде российской истории, де- монстрируя возможность написания таковой. С 1995 г. начали систематически выходить в свет истории России, доводимые авторами до момента написания этих книг. В целом это — достаточно полезная работа, однако в качестве критики можно отметить невысокую степень анали- тичности последних глав этих книг. Интересно отметить, что в 1995 г. в Екатеринбурге было издано двухтомное пособие по истории России под ред. Б. Личмана, где во втором томе достаточно подробно пред- ставлена политическая история современной России, причем сделано это на достаточно высоком научном уровне. В 1996 г. тот же коллектив выпустил двухтомный школьный учебник «История Урала», где довольно подробно отражены новейшие исторические события в регионе. В 1997 г. готовятся к изда- нию еще два учебных пособия по истории Урала, где будут подробно отражены новейшие политические проблемы. Единого историко-политологического исследования осо- бенностей и закономерностей хода политической реформы на Урале, к сожалению, пока нет. Однако имеются достаточно серьезные исследования социально-политических процессов в 13 Введение регионе, позволяющие наметить определенные ориентиры для дальнейшей работы. Достаточно интересным исследованием политической исто- рии Урала последнего десятилетия является книга испанской журналистки Пилар Бонет, которая называется «Невозможная Россия. Борис Ельцин, провинциал в Кремле». Автор поставила в качестве своей задачи проблему выяснения условий, благодаря которым Ельцин стал Президентом. Именно поэтому в центре ее исследования — территория Свердловской области, ее политиче- ская история, ее основные политики. Вместе с тем, заранее сформулированная задача (доказать неизменность коммунисти- ческого менталитета Ельцина), а также некоторые клише, харак- терные для западных аналитиков(прежде всего — преувеличение уровня социальной градации населения при коммунистическом режиме, а также преувеличение роли Бурбулиса и крайне пред- взятое отношение к патриотическим организациям) снижают научную значимость исследования. Эти недостатки еще в боль- шей степени присущи работе канадского автора Макса Ройза, посвященной деятельности Г. Бурбулиса. Данная книга может быть использована скорее как иллюстрация политической исто- рии Урала. Анализ политических процессов на Урале практически невозможен, как минимум, без краткого очерка экономиче- ского развития региона, по сути, это взаимосвязанные про- цессы, принявшие в последнее десятилетие форму политиче- ского и экономического кризиса. Общее представление о со- стоянии народнохозяйственного комплекса Урала до начала кризиса дает исследование Н. Талалаева и В. Васильева. Наи- более интересны здесь структуры экономики по каждому из уральских регионов. Динамику развития экономического кри- зиса в сочетании с географией областей Урала проанализиро- вал в соответствующей монографии авторский коллектив во главе с Е. Анимицей. Однако наиболее подробный анализ динамики развития экономики Уральского региона, инвари- * антов развития, представлен в исследовании, подготовленном "< авторами УрО РАН во главе с А. Татаркиным. В 1988—1991 гг. на базе Уральского социально- политического института были проведены семинары, конфе- ренции, посвященные опыту перестройки партийных струк- тур в условиях реформы политической системы. Материалы 14 были изданы в 1990 г. в двух сборниках. Они интересны в первую очередь конкретными материалами, иллюстрирующи- ми отношения советских и партийных органов, а также изме- нение этих отношений. Материалы охватывали ситуацию на территории всего Урала. Высокорезультативными стали результаты научно- практических конференций, проводившихся в 1995—1997 гг. в Екатеринбурге, Челябинске и других уральских городах. Сре- ди тем этих конференций можно отметить: «Современные проблемы местного самоуправления» (Челябинск, 1995), «Выборы Губернатора Свердловской области: итоги и пер- спективы» (Екатеринбург, 1995), «Интеллигенция и власть» (Екатеринбург, 1996), «Конституционализм в России» (Екатеринбург, 1996), «Будущее конституционализма в Рос- сии» (Екатеринбург, 1996), «Организация выборов: общее и особенное» (Челябинск, 1996), «Интеллигент в провинции» (Екатеринбург, 1997). Весьма фактологически насыщенны исследования автора настоящей монографии, посвященные динамике состава пар- тийных рядов в регионах Урала, по сути, это — картина рас- пада коммунистической партии. На этом фоне достаточно очевидны причины расширения компетенции советских орга- нов в 1990—1991гг., процесс которого был описан в работах И. Моделя, Ф. Рейдермана. Социальный фон деятельности органов власти представлен в исследованиях Б. Берзина, А. Гайды, Б. Житенева, Л. Когана. В 1995 г. Б. Житенев про- вел исследования состояния местного самоуправления в Че- лябинской области, которые стали основой его небезынтерес- ной книги. Лаборатория прикладной политологии УКЦ в 1992—1994 гг. выпустила несколько информационно- аналитических сборников, содержащих анализ политической ситуации в регионах Урала. Политические процессы на Урале (6 областей и 2 рес- публики) получили оперативное историко-политологическое освещение в серии книг Фонда политологических исследова- ний «Урал политический», возглавляемого автором данной монографии. Значимость этих исследований, посвященных политической истории Урала 1991 — 1996 гг. в их систематиче- ском характере, определении основных причин и тенденций 15 Введение развития уральских политических процессов, а также богатом документальном материале, облегчающем дальнейшее более глубокое изучение. Среди этих исследований можно назвать такие монографии автора, как «Урал: тенденции политиче- ского развития, 1991 — 1993 гг.» (Екатеринбург, 1993), «Урал: выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации» (Екатеринбург, 1994), «Урал: выборы в местные органы вла- сти» (Екатеринбург, 1994) и др. (полный список приведен в Библиографии). Интерес представляют некоторые справочные издания, такие как, справочник «Урал политический» под ред. автора, а также справочник «Основные общественно-политические организации Среднего Урала» Н. Привалова и Г. Давиденко. Большой фактологический материал содержится в справочни- ках «Кто есть кто в Курганской области», «Кто есть кто в Екатеринбурге», «Уральская диаспора в Москве» (последние два — издания екатеринбургского информационно-анали- тического агентства «Конус»). С 1995 г. в Свердловской области начал выходить анали- тический журнал-альманах «Урал» («Средний Урал»), посвя- щенный анализу текущей политической ситуации в области. Все номера этого издания содержат интересные аналитиче- ские и социологические обзоры, которые были использованы в настоящей работе. Нельзя не отметить и достаточно высо- кий аналитический уровень ряда политических обзоров жур- нала «Преображение Урала», издаваемого с 1996 г. Таким образом, в настоящей работе использован широ- кий круг имеющейся литературы, позволяющий вести даль- нейший анализ и существенный для концепции настоящего исследования. Вместе с тем поставленная тема разработана недостаточно. Автор постарался восполнить этот пробел, продолжив начатую многими исследователями работу. Краткая характеристика источниковой базы монографии Работа над исследованием в области современной поли- тической истории имеет определенную специфику, связан- ную, с одной стороны, с огромным количеством самых разно- 16 образных источников, с другой стороны, с их определенной ограниченностью, а также сложностью их отбора. В связи с этими обстоятельствами автор сгруппировал имеющиеся в его распоряжении источники в пять основных групп. Первая группа источников — архивные материалы. После ликвидации партийных комитетов большинство сохранившихся в их архивах текущих документов были переданы в областные архивы общественно-политической документации, возникшие на базе бывших партийных архивов. В Свердловской области это — Центр документации общественных организаций (ЦДООСО), в Курганской — Государственный архив общественно- политической документации (ГАОПДКО), а Челябинской — подразделение Государственного архива (ГАЧО) и т. п. Архивные материалы 1991 — 1996 гг. имеют текущий ха- рактер, большинство из них имеется в архивах органов управ- ления, например, по Свердловской области автор пользовался архивами ряда администраций, представляющими собой дос- таточно произвольный и несистематизированный набор доку- ментов, разделяемый лишь принадлежностью к тому или иному году. При этом многие кризисные моменты, такие, как двоевластие в Челябинской области 1993 г. не отражены в ар- хивах в достаточной, для составления представления, степени. Вторая группа источников — материалы периодической печати. К ним относятся центральные и местные газеты и журналы (список изданий — в конце книги). Одним из главных достоинств прессы является ее опера- тивность и многослойность. При этом, однако, информация, содержащаяся в периодической печати, требует дополнитель- ной систематизации, отделения важного от второстепенного. В этой связи, например, анализ уральской прессы за 1990 г. создает впечатление всеобщей заинтересованности в обсужде- нии проблем партии. Как раз этот сюжет через несколько лет оказался наименее интересным в ряду других публикаций. Третья группа источников — решения представительных и исполнительных органов власти, материалы партийных фору- мов. В принципе сюда же относятся конституции, действо- вавшие в рассматриваемый период, законы, постановления центральных органов власти. Эти материалы публиковались в периодической печати и выходили отдельными изданиями. 2 Заказ 788 17 Введение Четвертая группа источников содержит самые разнооб- разные статистические данные как федерального, так и ре- гионального уровней. Часть из них опубликована в специаль- ных изданиях и сопровождается серьезным научным аппара- том. Другая часть публиковалась в различных периодических изданиях и содержит лишь констатационную часть, без ка- ких-либо комментариев. Наконец, пятая группа источников содержит мемуарную литературу, а также использованные в работе личные беседы автора с рядом политиков и общественных деятелей региона. Среди мемуаров можно назвать книги М. Горбачева, Е. Лигачева, А. Перцева, М. Ненашева, А. Собчака и др. Ин- терес представляют мемуарные работы Президента. Удачно сочетается этот жанр с реальной политической историей во- обще и историей Урала в частности в книге А. Левина, по- священной борьбе Э. Росселя за создание истинно федера- тивных отношений в России. Материалы этой группы источ- ников используются автором в сочетании с остальной имею- щейся информацией. Следует отметить, что настоящая книга продолжает пре- дыдущие работы исследовательского коллектива Фонда «Урал политический», которые включены в библиографию, и явля- ется своего рода логическим их завершением. В целом все эти издания представляют картину развития политических про- цессов на Урале в течение 1991 — 1996 гг., первого пятилетия реформ в России. Для большего удобства читателя автор отказался от раз- мещения в тексте подстрочных ссылок, вынеся их в конец каждой главы, где размещены также библиография и прило- жения. Автор надеется, что новая работа будет полезна всем ин- тересующимся региональной политикой, а также конкретно — историкам, политологам, социологам, специалистам по по- литическим технологиям. Автор выражает благодарность всем, кто оказал поддержку в сборе материала и выходе этой книги в свет, прежде всего кан- дидату исторических наук Б. А. Кириллову, оказавшему большую помощь при работе над предлагаемой монографией. 18 |
Исповедь на заданную тему Ссср председателя Верховного Совета рсфср бориса Николаевича Ельцина широко известна за рубежом. Не во всех оценках и выводах соглашаясь... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф б. Н. Ельцина [Текст] : материалы международной науч практ конф. 26 февраля 2011 года / гбоу дпо со «Ин-т развития образования»,... | ||
Олег Павлович Мороз Главная ошибка Ельцина Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике | 1 Концептуальные требования Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет... | ||
Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» | ||
Выходит 1 раз в месяц Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева и филиал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина открылись в Тюмени... | Конспект урока гимнастики. 2 класс. Тема урока: кувырок вперёд Фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» | ||
Расписание занятий академических групп ммз -210702 не, сз 210101... Фгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Указом Президента РФ б. Н. Ельцина от 30. 01. 98 г. N 120 учрежден ежегодный российский праздник — День матери. Праздник отмечается... | ||
Разработка системы многоаспектной оценки технического состояния и... Работа выполнена в Государственном образовательном учреждение высшего профессионального образования “ Уральский государственный технический... | Презентация «Твой ангел» Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина №120 «о дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда Первого Президента РФ б. И. Ельцина. Выражаем благодарность директору Фонда Т.... | О проведении 2-й Всероссийской конференции «Социально-профессиональная мобильность в XXI веке», которая состоится 28–29 мая 2015 года в г. Екатеринбурге на базе фгаоу впо «Российский... | ||
Конкурс «Спаси дерево» В россии День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина №120... | Фгаоу впо «Урфу имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить... |