3. Календарно-тематическое планирование 10 класс1. №
Тема урока
Кол-во
часов
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
(учащиеся должны знать/уметь)
1
Курс обществознания:
цели, задачи,
формы работы
1
Урок-практикум Работа над учебным пособием. Тестирование
Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием
Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
2
Социальные науки и их классификация. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия
1
Урок-практикум
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки
Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:
- определения сущностных характеристик изучаемого объекта;
- извлечения необходимой информации из источников
3-4
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке
2
Урок-практикум Сообщения учащихся
Тестирование
Работа с источниками
Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве
Знать понятия:
миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, из-дры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.
Развивать умения:
- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из тек- ста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.);
- работы с текстами различных стилей;
- выступления с сообщениями
5-6
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху
2
Урок-практикум Работа с документами
Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке
Знать понятия: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Развивать умения:
- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;
- владения основными видами публичных выступлений
7-8
Общественная мысль России 2
Урок-практикум. Составить таблицу «Русская философская мысль XIX-XX в.»
Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Бердяев
Знать понятия: славянофилы, ленинизм.
Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме
9-10
Профессиональная деятельность в сфере
социально-гуманитарного знания Основные профессии
социально-гуманитарного профиля.
Профессиональные образовательные учреждения
2
Урок-практикум
Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии
социально-гуманитарного профиля.
Профессиональные образовательные учреждения
Знать понятия: академия, университет, колледж, лицей, гимназия.
Развивать умения:
- получение и осмысление социальной информации, систематизация полученных данных
11
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1
Тестирование.
Контрольный
опрос
Закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы 12
Место философии в системе обществознанияФилософия и наука 1 Урок- лекция Урок-дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь»?
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:
- определения сущностных характеристик изучаемого объекта;
- извлечения необходимой информации из источников
13-14
Происхождение человека и становление общества Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции
2
Урок-практикум. Составить таблицу «Теории происхождения человека»
Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции
Знать понятия:
Человек, антропогенез, социогенез
Развивать умения:
- характеризовать с научной позиции основные явления;
- оценивать различные суждения
15-16
Сущность человека как проблема философии Мышление и деятельность. Понятие информации
2
Урок-практикум
Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.
Соотношение мышления и языка
Знать понятия: деятельность, её структура, мышление, язык. Развивать умения:
- сопоставление различных научных подходов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
17-18
Социум как особая часть мира Факторы изменения социума Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения
2
Урок-практикум
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.
Социум как особая часть мира.
Факторы изменения социума
Знать понятия: общество, социум, общественные отношения.
Развивать умения:
- объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
- устанавливать соответствие
19-20
Системное
строение
общества
2
Урок-практикум
Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда
Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:
- систематизации изученных фактов;
- переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую
21-22
Типология обществ
2
Урок-практикум
Уровни рассмотрения общества: социально-философский, истори-котипологический социально-конкретный
Знать понятия: цивилизационный подход, формационный подход.
Развивать умения; - сопоставлять различные научные подходы
23
Восток и Запад
2
Урок-практикум
Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций
Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.
Развивать умение:
- оценивать различные суждения;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конфетных примерах
24-25
Смысл и направленность исторического развития Формации и цивилизации. Культура и цивилизация. Многообразие и диалог культур
2
Урок-практикум Работа с учебником (знаковый анализ)
Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры
Знать понятия:
общественно-экономическая формация, цивилизация, культура. Развивать умения:
-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и культуры);
- оценивать различные суждения о социальных объектах
26-28
Исторический процесс и его
участники
3
Урок-исследование «Кого считать исторической личностью»?
Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса.
Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума
Знать понятия: исторический процесс, народные массы, исторические личности. Развивать умения:
- осуществлять поиск, систематизацию, и интерпретацию социальной информации по теме;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения по определенной теме
29-30
Общественный прогресс Многообразие и неравномерность процессов общественного развития
2
Урок-практикум
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития
Знать понятия: прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы. Развивать умения:
- понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей
31-32
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
2
Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»
Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество
Знать понятия:
свобода, свободное общество.
Развивать умения:
- владеть основными видами публичных выступлений;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диспута
33-34
Общество и человек
2
Выполнение проблемных заданий
Тестирование
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний 35-36
Многообразие деятельности Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
2
социологическое мини-исследование «Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников»
Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность
Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения:
- проводить социологическое мини-исследование
37-38
Деятельность в сфере духовной культуры
2
Урок-практикум
Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление
Знать понятия: духовная культура, духовные ценности. Развивать умения:
- формирование развернутого плана ответа
39-40
Трудовая деятельность Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России
2
Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России»
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России
Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство.
Развивать умение оценивать различные суждения
41-42
Политическая деятельность Политическое лидерство
2
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика
Знать понятия:
власть, политика, субъекты, объекты политики. Развивать умения:
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
43-44
Деятельность как способ существования людей
2
Тестирование. Выполнение проблемных заданий
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний 45-46
Онтология и теория познания Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. 2
Урок-практикум
Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание
Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Развивать умения:
- сопоставлять различные научные подходы;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах
47-48
Понятие научной истины и её критерии Относительность истины
2
Урок-практикум на отделение основной информации от вторичной
Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение
Знать понятия: истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение.
Развивать умения:
-отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверности полученной информации
49-50
Виды и уровни человеческих знаний Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
2
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл
Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- приводить доказательства
51-52
Научное познание Дифференциация и интеграция научного знания
2
Урок-практикум Работа с источниками. Понятийный диктант
Основные особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания
Знать понятия:
научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.
Развивать умения:
- сопоставлять различные подходы;
- формировать собственные суждения
53-54
Особенности социального познание
2
Урок-практикум Анализ материалов СМИ, словарик темы
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук
Знать понятия: социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта. Развивать умение анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания
55-56
Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание.
2
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Общественное и индивидуальное сознание
Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание
Развивать умения:
- развернуто обосновывать суждения;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
57-58
Духовная жизнь людей. Самосознание и его роль в развитии личности.
Самопознание
2
Урок-практикум Решение проблемных, логических, творческих задач
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя
Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.
Развивать умение решения проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
59-60
Сознание и познание
2
Выполнение проблемных заданий. Тестирование
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний 61
Социальная психология как наука
1
Урок-лекция
Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение
Знать понятия: социальная психология
62-63
Человек. Индивид. Личность
2
Урок-практикум Выполнение
творческих
работ
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности
Знать понятия: индивид, индивидуальность, личность. Развивать умения:
- решать проблемные, логические, творческие задачи;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта
64-65
Периодизация
развития личности
2
Урок-практикум Моделирование ситуаций по теме, их анализ
Понятие возраста в психологии. Становление личности
Знать понятия: детство, отрочество, юность, возраст, зрелость, старость, социология, социализация. Развивать умения:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах
66-67
Направленность личности Социальная установка Ролевое поведение. Гендерное поведение
2
Групповая работа: критерии социального поведения школьника
Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение
Знать понятия: социальная сфера, социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, социальная роль Гендерное поведение Развивать умения:
- уверенно работать с текстами различных стилей;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта
68-69
Общение как обмен информацией Особенности общения в информационном обществе
2
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе
Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения:
- характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе
70-71
Общение как межличностное взаимодействие Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение в юношеском возрасте
2
Работа в группах: выработка памятки «Культура общения в юношеском возрасте»
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте
Знать понятия: кооперация, конкуренция, конформность, нонконформность общение как взаимодействие. Развивать умения:
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
72-73
Общение как взаимопонимание Идентификация в межличностном общении.
2
Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения)
Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении.
Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия
Знать понятия: общение, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия. Развивать умения:
- различать в социальной информации факты и мнения;
-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,
74-75 Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития
2
Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития
Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция.
Развивать умения:
- участия в обучающих играх;
- осмысления опыта взаимодействия с другими людьми 76-77
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения
2
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения
Знать понятия: толерантность, национализм бытовой Развивать умение ведения дискуссии
78-79
Межличностная совместимость Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
2
Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности
Знать понятия: межличностная совместимость, групповая сплоченность, самоопределение.
Развивать умения:
- отстаивания и аргументации своих позиций;
- участия в обучающих играх 80-81
Групповая дифференциация Стиль лидерства Взаимоотношения в ученических группах.
2
Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства
Знать понятия: социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер.
Развивать умения:
осмысления опыта взаимодействия с другими людьми 82-84
Семья как
малая
группа Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье
3
Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье
Знать понятия:
семья, тендерное поведение.
Развивать умения:
- исследования реальных связей и зависимостей;
- создания идеальных объектов 85-86
Антисоциальные группы Особая опасность криминальных групп
2
«Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп
Знать понятия: социальные нормы, Антисоциальные группы, дедовщина, криминальные группы. Развивать умения: - анализа явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни 87-89
Конфликт
3
Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта
Знать понятия:, конфликт, структура и функции конфликта. Развивать умения:
- использования элементов причинно-следственного анализа;
- осуществления конструктивного взаимодействия с людьми различных убеждений, культурных ценностей 90-91
Личность. Межличностные отношения
2
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы
92-93
Личность. Межличностные отношения
2
Контроль знаний
94-97
Итоговое повторение: Основные философские проблемы
4
Контроль знаний
98-101
Итоговое повторение Социум как особенная часть мира
4
Контроль знаний
102
-
105
Итоговое повторение Социальная психология личности, социальных групп
4
Контроль знаний
|