I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов





НазваниеI. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов
страница1/10
Дата публикации11.09.2014
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ПРЕДИСЛОВИЕ
Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям.

Председатель Комитета ГД по образованию и науке О.Н Смолина на совместном заседании Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям. 18.05.2008 отметил, что «опыт других стран мира показывает, что без законодательной базы невозможно развитие электронного обучения и приближение к информационному обществу. Обычно это осуществлялось в 3 этапа:

1 - закон «Об электронном образовании» (e-Learning),

2 - закон «Об индустрии информационных технологий» («Об e-Learning индустрии»),

3 - закон «Об индустрии знаний»».

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации была утверждена 7 февраля 2008 года Президентом Российской Федерации.

Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40-50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия.

Реальная альтернатива этому - развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно-образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.


Глава I. Информационные технологии

для качественного

и доступного образования
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Р.М. Ахмадуллина, к.п.н., доц. ТГГПУ

akhrimma@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с эффективным использованием Интернета в качестве источника информации для современных студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, Интернет – технологии, ассимилирующий, аккомодационный, дивергентный и конвергентный стили мышления.

На современном этапе развития общества знания, информация, становятся важнейшим продуктом его жизнедеятельности, все более приобретают ценностный характер. Важнейшей составляющей реформ образования в современном мире является его информатизация, неизменно предполагающая создание новой интеллектуально – обучающей среды, которая с одной стороны открывает безграничные возможности в плане получения информации и самообразования, а с другой, таит в себе новые опасности и порождает немало проблем.

Важнейшие стратегии современного образования – личностно-деятельностный и индивидуальный подходы, развитие творческого мышления и активности обучаемого, мониторинг образовательных результатов, балльно-рейтинговая система оценки, дистанционное обучение и другие – невозможно реализовать без применения современных информационных технологий, в том числе Интернет.

С одной стороны, образовательная практика накопила положительный опыт использования информационных технологий в учебном процессе в плане организации учебно-познавательной деятельности, педагогического руководства, использования различных информационных средств обучения. А с другой стороны, исследователи отмечают настолько глубокое радикальное изменение сущности и организации процессов обучения и развития человека по причине информатизации образования, что работы по использованию этих технологий в учебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытого образования предстают не как методические и организационные усовершенствования существующей системы образования, а как поиски принципиально новой модели образования, соответствующей требованиям новой информационной цивилизации [1].

В материалах ЮНЕСКО в числе базовых компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования и которыми должны быть оснащены молодые европейцы, называются:

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Овладение данными компетенциями немыслимо без использования информационных технологий не только потому, что мы уже существуем в новом культурно-образовательном пространстве, но и потому, что способности к нахождению и использованию информации являются залогом успешности всех категорий обучающихся, и, соответственно, в будущем обеспечат преимущество в профессиональной сфере.

В данном контексте на первый план выдвигаются, на наш взгляд, проблемы обучения грамотному использованию информационных технологий, среди которых технологии Интернет занимают все большее место. Их эффективное использование в качестве источника информации становится одной из важнейших способностей современных студентов.

Рассматривая Интернет - технологии как образовательный инструмент, исследователи отмечают «…возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения, поскольку при работе в Интернет повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика, появляется доступ к различным, подчас противоречивым источникам информации. Все это стимулирует развитие личности обучаемого – самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности» [2].

Однако, сами по себе возможности обеспечения развития обучаемых еще не гарантируют позитивного результата. Как показывают исследования[4], многие студенты могут хорошо пользоваться электронной почтой, электронными сообщениями, но не обладают необходимой способностью пользоваться информацией в Интернете. В связи с этим, замена традиционных источников информации на гипертекстовые, требует специальной подготовки как самих обучаемых, так и преподавателей в плане обеспечения такой подготовкой студентов.

Среди причин недостаточно эффективного, а порой просто неграмотного использования Интернета как источника учебной информации, можно выделить объективные и субъективные. Среди объективных причин, характерных для российского сектора, можно отметить дефицит образовательной, научно-методической, учебной, справочной и другой информации, а порой и сложность доступа к ней. Также имеет место кардинальное отличие текстов on-line от напечатанных. Напечатанные типично прочитываются в линейной манере, ограничены в объеме, а тексты on-line не ограничены, представлены нелинейно. Исследователи отмечают, что читатели, привыкшие к печатному формату, могут быть поставлены в тупик иллюстрациями, ненужными ссылками, необходимостью загружать информацию, что отвлекает от процесса чтения. Чтение в Интернете фундаментально отличается от обычного, а, следовательно, становятся важными такие причины субъективного характера, как различная степень грамотности обучаемых, их индивидуальные способности и способы обработки информации.

Зарубежными авторами выявлены пять функций, которыми необходимо обладать обучающимся для того, чтобы быть успешными пользователями информационных Интернет-ресурсов. Это:

  1. Идентификация важного вопроса.

  2. Локализация информации (определение ее местонахождения).

  3. Критическая оценка используемой информации.

  4. Синтез информации для ответа на вопросы.

  5. Коммуникативные ответы [5].

Авторы полагают, что из пяти названных функций локализация информации наиболее важна, так как большинство из того, что мы делаем в Интернете, зависит от нашей способности отыскивать информацию. Так как объем информации постоянно растет, эффективный доступ к ней становится все сложнее. Результаты простого поиска информации приводят к получению огромного ее количества. И, соответственно, нужны специальные способности, чтобы выискивать ее в стратегически точной манере. Соответственно информация становится ненужной, если ее неэффективно определили и извлекли.

Другие исследования, проведенные с целью проанализировать способности, необходимые для совершения удачного поиска информации в Интернете показали, что важными являются: грамотность; чтение (способность сканировать текст, глубоко вникать в содержание) и способность к критическому осмыслению прочитанного. При этом основным пунктом названа способность критического оценивания информации. Дополнительными свойствами грамотности были признаны: хорошее использование языка и развитие восприятия письменной речи. Важными также были названы логика, здравый смысл и развитие критического мышления [3].

Конечно, задачи гармоничного развития обучаемых, их разнообразных способностей никто и не думал упускать из виду даже при наличии такого мощного средства, как Интернет - технологии. Однако, само обучение их грамотному использованию также выявило некоторые проблемы.

С этой точки зрения интересными, на наш взгляд, являются результаты исследования, проведенного с целью выявить отношение студентов с различным стилем мышления к инструкциям, специально разработанными для Интернет – обучения. Результаты выявили статистически достоверные различия в отношении к данным инструкциям у студентов с различными стилями мышления. Студенты с ассимилирующим и аккомодационным стилями продемонстрировали более лояльное отношение к основанной на сети инструкции, чем студенты с дивергентным и конвергентным стилями мышления [6].

Отметим, что «ассимиляторы» любят работать в сфере науки и информатики, предпочитая заниматься работами, основным элементом которых является получение информации (поиск и анализ). Основными особенностями аккомодационного стиля являются активное экспериментирование и конкретный опыт. Оптимальная сфера для этих людей - сфера практического жизненного опыта.

Таким образом, на наш взгляд, существуют уже две проблемы: как правильно считывать информацию с интернета и как обучать этому студентов. И для преподавателя задача обучения студентов грамотному использованию информационных сетевых ресурсов еще более усложняется. Однако, эту задачу необходимо решать уже сейчас, несмотря на ограниченность теоретических исследований по данному вопросу.

В литературе в качестве одного из способов развить способность к локализации информации предлагается фиксировать в письменной форме логику рассуждений при работе с системами для поиска информации и гипертекстовыми системами (энциклопедиями, словарями, справочниками). Подобная рефлексия приучает к анализу своих действий и выработке своеобразных алгоритмов, помогающих быстро выбрать способ действия в подобной ситуации. Этот способ мы используем на своих занятиях со студентами в курсе «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» при изучении таких тем как: «Проектирование профессионального самообразования», «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса».

Кроме того, рассмотрение психолого-педагогических аспектов использования Интернет-ресурсов в обучении включено нами в тематику рефератов, выполняемых в рамках УИРС по курсам «Основы специальной педагогики», «Педагогические умения», «Практическая педагогика», а также в тематику исследовательских проектов в рамках НИРС.

Полагаем, что для решения задачи обучения студентов грамотному использованию Интернет-ресурсов необходимо использовать весь потенциал психолого-педагогических дисциплин как в теоретическом так и в организационно-методическом и технологическом аспектах.

Литература

  1. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: 1995.- 220 с.

  2. Захарова И.А. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Захарова. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – С. 58.

  3. Laurie A.Henry. Information Search Strategies on the Internet: A Critical Component of New Literacies // Webology, Volume 2, Number 1, April, 2005.

  4. Leu, D.J., Jr. (2000). Our children's future: Changing the focus of literacy and literacy instruction. The Reading Teacher, 53, 424-431.

  5. Nachmias, R. & Gilad, A. (2002). Needle in a hyperstack: Searching for information on the World Wide Web. Journal of Research on Technology in Education, 34, 475-486.

  6. Pat-Anthony Federico. Learning styles and student attitudes toward various aspects of network-based instruction/Computers in Human Behavior, Volume 16, Issue 4, 1 July 2000, Pages 359-379.


ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ

Э.М. Галимова, учит., Азнакаевский р-н РТ

elmiro4ka81@mail.ru

В наши дни информационные технологии проникли во все сферы современного общества, и система образования не стала исключением. Процесс внедрения информационных технологий в систему образования был изначально запланирован и поддерживался многочисленными программами, вплоть до государственной поддержки. Каждое учебное заведение старается задействовать в обучении компьютеры, дисплейные классы, локальные сети и средства доступа в Интернет.

Школы, оборудованные компьютерными классами, используют их, как правило, для преподавания информатики и обучения языкам программирования.

Педагоги, ставящие своей целью развитие творческих способностей обучаемых, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, педагог может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны преподавателя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.

2. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.

3. Стимулирование любознательности обучаемого. Предоставление ему возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей.

Можно выделить основные условия для развития творческих способностей школьников:

- применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению;

- включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;

- приобщение к изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;

- организация индивидуальных учебных заданий творческого характера.

Большинство учащихся испытывают затруднения при необходимости применения абстрактного мышления. Порой многим нелегко представить предметы в трехмерном измерении или же представить происходящий процесс в режиме «реального» времени. Применение информационных технологий в системе образования может помочь решить эти проблемы.

Современные технологии способствуют развитию соответствующих способностей и делают эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться все более и более совершенных результатов. Обучаемые, имеющие природные способности к рисованию, получают в свое распоряжение новые инструменты и могут проявить себя уже в компьютерной графике и анимации. Для тех же, кому эта область творчества давалась с трудом, работа с графическим редактором помогает стать смелее и поверить в свои возможности.

Остановимся подробнее на применении информационных технологий на уроке физики.

В качестве наиболее перспективного использования информационных технологий в преподавании физики можно выделить следующее:

- компьютерное моделирование изучаемых физических процессов

- использование сетевых технологий для общения между преподавателями и обеспечения удаленного доступа учащихся к полезной информации

- привлечение наиболее способной части учащихся к разработке электронных средств к информационной поддержке обучения физике.

Основу физики составляют экспериментальное изучение окружающего мира. Преподавание этого предмета непосредственно связано с проведением демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ.

Используя информационные технологии в преподавании физики можно решить следующие задачи:

- формирование умений и навыков поиска и обработки информации;

- формирование знаний и умений по физике: работа с компьютерными моделями, виртуальные лабораторные работы;

- формирование проектировочных умений, необходимых для адаптации к высшему образованию;

- развитие коммуникативных способностей;

- диагностика и контроль знаний – работа с тестами по темам и разделам физики.

Для развития творческого мышления у учащихся весьма плодотворными являются комбинированные уроки, например, физика – математика, физика – литература.

Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.

В связи с этим возникает потребность в дидактическом материале, систематическое применение которого на уроке физике будет развивать творческие способности учащихся и повысит их интерес к предмету.

Один из видов заданий заключается в написании небольшой сказки, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок происходит развитие творческого воображения, развитие образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

Примером «смешивания» физики с математикой могут быть задания, в которых ребятам предлагается условие задачи с математическими знаками с указанием единиц физических величин и чётко определено, что нужно найти. На основе данных, содержащихся в условии, ученик должен сформулировать задачу, сделать рисунок и решить её.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Учитель зачитывает литературный фрагмент и предлагает дать ответы на вопросы:

- определите физические явления, о которых идёт речь;

- укажите отличительные особенности и условия протекания явлений, описанных в отрывке и объяснить их;

- как будут протекать явления, если условия изменить;

- переделать или продолжить фрагмент.

Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

Для развития творческих способностей можно предложить систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло?

В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.

Для развития самостоятельности мышления, творческих способностей учащихся на различных этапах урока можно провести дидактическую игру.

Игра является хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности ученика.

Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлечённо. Эту увлечённость надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные формы уроков: урок-лекция, урок-игра, урок-зачет, урок-дискуссия, урок-исследование. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.

Выбор типа урока зависит от изучаемой темы, особенностей класса, возраста учащихся. Нестандартный урок даёт возможность проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету.

При оснащенности учебного заведения интерактивной доской появляется еще одна возможность заинтересовать учащихся обучаемому предмету – мультипликационные фильмы. Мультфильмы, продолжительностью не более 15 минут, могут более эффективно повлиять на запоминание темы, чем чтение книги. Но работу с литературой также не стоит оставлять на заднем плане, так как педагоги должны подготавливать учащихся, умеющих работать с книгой. Эта способность пригодится им уже за пределами школы.

Научить ребят физическому мышлению, подготовить их к пониманию широкого круга физических явлений, необходимо развитие научного, творческого мышления школьников. Развить в учащихся творческие способности – значит вооружить их пониманием связи теории и физического эксперимента, методов физического исследования и процессов получения новых знаний.

Таким образом, можно говорить о том, что в современной информационной среде есть некие катализаторы творческого процесса, но они проявляют себя в том случае, если и педагог ставит перед обучаемым творческие задачи и помогает увидеть преподаваемый предмет в жизни, «вокруг себя».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconИнформационные технологии в графической подготовке студентов. Интернет:...
Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconСоздание условий для обеспечения доступного и качественного образования,...
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров, изучение и внедрение новых технологий
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconКурс истории информатики в магистратуре по направлению «Информационные технологии»
Доклад посвящен анализу необходимости изучения истории развития информатики и информационных технологий при подготовке ит-специалистов...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов icon«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических...
Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов icon«Сельская образовательная сеть «Найдал» как механизм обеспечения...
Развитие сети образовательных учреждений является одним из направлений кпмо республики Бурятия. Цель проводимых преобразований в...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии»
Примеры использования интернет ресурсов для изучения темы “Письменность японского языка”
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconИнформационные технологии на уроках географии
Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса....
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике»
Сформировать у студентов знаний и навыков в области использования информационных технологий и информационных систем для решения экономических...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconРеферат по дисциплине «Информационные технологии»
Примеры использования икт для улучшения аудирования при изучении корейского языка
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconТесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании"
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconТесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании"
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconТесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Некоторые вопросы использования Интернет в начальной школе, доклад на конференции "Информационные технологии в образовании"
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconИспользование информационных технологий при подготовке к егэ
Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconСоздание условий для обеспечения доступного и качественного образования,...
Анализ работы по повышению образовательного ценза и квалификации педагогических работников с. 6
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет в нашей жизни. Возможность и преимущества использования интернет-ресурсов. Пример использования интернет-ресурсов в моей...
I. Информационные технологии для качественного и доступного образования о некоторых проблемах использования интернет – технологий при подготовке студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель статьи показать важность использования инновационных технологий на уроках в начальной школе в свете стандартов нового поколения....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск