1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью изучения дисциплины «Информатика» является формирование у студентов представлений об основах современных информационных технологий и компьютерной техники, а также подготовка студентов к использованию ЭВМ при решении учебных, научных и практических задач. Базовые составляющие теоретической части курса включают в себя положения по организации вычислительных процессов в компьютерах, их системах и сетях, об алгоритмизации, программировании и защите информации. Практическая часть курса предусматривает тренировку умений работать с персональной вычислительной техникой и знакомство с современными программными продуктами.
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать: основные положения, законы и методы информатики как науки, как то: понятие информации, методы ее сбора, хранения и обработки; архитектуру и принципы работы современных персональных компьютеров; современное состояние и направление развития компьютерной техники и программных продуктов; основы автоматизации решения экономических задач; виды современных программных средств и области их применения.
| Обучающийся должен уметь: воспринимать информацию и понимать ее сущность и значение в развитии современного общества, работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, уверенно использовать вычислительную технику и современные программные продукты для решения учебных и научных задач, применять средства автоматизации работы.
| Обучающийся должен владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, техническими средствами для измерения основных параметров социальных процессов.
| У студента должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-13 – понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;
ОК-14 – способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации;
ОК-15 – способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке.
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествовавших дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| 1. Математика: единицы измерения информации, кодирование информации, теория множеств, тория алгоритмов.
2. Иностранный язык: чтение специальной литературы.
3.Современные компьютерные технологии: информационные технологии, их виды и применение, прикладное программное обеспечение.
4. Безопасность жизнедеятельности: техника безопасности в работе с компьютерами, требования к техническим системам (ТС) и программному обеспечению (ПО), требования к компьютерным сетям.
| 3. Концепции современного естествознания: место и роль информатики среди других наук, человек как субъект информационного пространства.
2. Общая теория статистики: обработка статистической информации с помощью современных компьютерных программ
3. Математическая статистика и теория вероятностей: прикладные программные продукты для математического анализа экономических и общественных процессов.
4. Написание рефератов: текстовый и графический редакторы.
4. Курсовые и дипломная работы: программы пакета MS Office.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| Лекции
| 1-6
| 6
|
| Модуль 1. «Теоретические основы информатики»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 1
| 2
|
| Лекция 1. «Информатика как наука. Экономическая информация и ее свойства»
Информатика — наука, отрасль индустрии и инфраструктура. Информатика как наука, изучающая информацию и ее свойства в естественных, искусственных и гибридных системах. Место информатики в системе наук. Информатика как обрабатывающая информацию отрасль индустрии и инфраструктурная область.
Понятие информации, ее основные свойства и особенности. Понятие сообщения и его формы, знаки, алфавиты, понятие формального языка. Информация и данные.
Кодирование сообщений источника и текстов.
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 3
| 2
|
| Лекция 2. «Аппаратное обеспечение персонального компьютера»
Системный блок персонального компьютера. Память персонального компьютера. Накопители информации. Устройство ввода и вывода информации.
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 5
| 2
|
| Лекция 3. «Системное программное обеспечение персонального компьютера»
Классификация видов программного обеспечения. Обзор операционных систем персонального компьютера.
Общая характеристика операционных систем семейства Windows. Внедрение и связывание объектов в Windows. Управляющие программы Windows.
Служебные приложения Windows. Особенности операционной системы Windows XP.
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 7-12
| 6
|
| Модуль 2. «Прикладное программное обеспечение персонального компьютера»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 7
| 2
|
| Лекция 4. «Текстовые редакторы и процессоры»
|
|
| 9
| 2
|
| «Прикладное программное обеспечение персонального компьютера»
Лекция 5. «Табличные процессоры»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 11
| 2
|
| Лекция 6. «Системы управления базами данных»
Возможности Access. Объекты Access. Создание таблиц: путем ввода данных, с помощью Мастера, с помощью Конструктора. Данные и их типы. Типы полей. Числовые поля. Длинные текстовые поля и МЕМО - поля. Область ввода. Поле гиперссылки. Порядок полей. Поле счетчика. Подписи полей. Маски ввода и условие на значение. Ключевые поля. Индексированные поля. Редактирование полей. Ввод данных в таблицу. Связывание таблиц. Свойства связанных таблиц. Сортировка данных в таблице. Импорт, экспорт и присоединение таблиц.
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 13-18
| 6
|
| Модуль 3. «Основы алгоритмизации и программирования»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 13
| 2
|
|
Лекция 7. «Алгоритмы: основные свойства, способы задания, структуры».
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 15
| 2
|
| Лекция 8. «Организация работы в вычислительных сетях»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
| 17
| 2
|
| Лекция 9. «Информационная безопасность и защита информации»
| М,П
| ОК-13, ОК-14
|
| 1-6
| 12
| 4
| Модуль 1. «Состав и назначение ЭВМ. Поиск документов по реквизитам. Стандартные приложения. Архивация файлов »
| Э,И
| ОК-15
| 1
| 2
|
| Лабораторное занятие 1.
«Состав и назначение ЭВМ. Поиск документов по реквизитам. Стандартные приложения. Архивация файлов »
Информатика и информация. Единицы измерения информации. Архитектура ЭВМ. Современные характеристики основных устройств ЭВМ, их влияние на эффективность работы.
| Э,И
| ОК-15
| 2
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 2.
«Состав и назначение ЭВМ. Поиск документов по реквизитам. Стандартные приложения. Архивация файлов »
Программное обеспечение персонального компьютера. Операционная система Windows. Настройка рабочей среды. Стандартные программы системы Windows.
| Э,И
| ОК-15
| 3
| 2
|
| Лабораторное занятие 3.
«Файловая система и работа с ней»
Программа Проводник. Поиск файлов. Организация доступа к информации на других компьютерах. Сервисные программы: архиваторы, антивирусы.
Подключение программных приложений. Запуск пользовательских программ.
| Э,И
| ОК-15
| 4
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 4.
«Шрифтовое и абзацное форматирование текста деловых писем, приказов, докладов в текстовом редакторе MS Word»
Создание и редактирование документа. Автоматизация ввода текстов. Орфографическая проверка. Контекстный поиск. Работа со сносками.
Типы шаблонов документов и их использование.
| Э,И,
ПГ
| ОК-15
| 5
| 2
|
| Лабораторное занятие 5.
«Шрифтовое и абзацное форматирование текста деловых писем, приказов, докладов в текстовом редакторе MS Word»
Элементы символьного и абзацного форматирования.
Создание маркированных, нумерованных и иерархических списков.
Сноски и примечания.
Работа с многоколоночным документом.
Создание таблицы и ее редактирование и форматирование.
| Э,И
| ОК-15
| 6
| 2
|
| Лабораторное занятие 6.
«Работа с графической информацией. Создание бланков предприятий, оформление докладов иллюстрациями. в текстовом редакторе MS Word»
Связывание и внедрение графических объектов. Обтекание графических объектов текстом. Использование объекта в качестве фона.
Редактор формул.
| Э,И
| ОК-15
| 7-12
| 12
| 4
| Модуль 2. «Прикладное ПО»
| Э,И
| ОК-15
| 7
| 2
|
| Лабораторное занятие 7.
«Работа с многостраничными документами в текстовом редакторе MS Word »
Структура документа.
Стили оформления.
Использование стилей для автоматического сбора оглавления и указателей.
Слияние документов. Основной документ и источник данных. Использование полей различных типов при операции слияния.
| Э,И
| ОК-15
| 8
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 8.
«Слияние. Создание документов рассылки. в текстовом редакторе MS Word »
Слияние документов. Основной документ и источник данных. Использование полей различных типов при операции слияния.
| Э,И,
ПГ
| ОК-15
| 9
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 9.
«Использование функций различных категорий для вычислений и анализа данных в электронных таблицах Microsoft Excel»
Создание таблиц. Вычисления в таблицах. Автозаполнение. Связывание данных таблиц. Типы и форматы данных. Microsoft Excel
Форматирование рабочих листов.
Функции и их синтаксис. Примеры использования функций разных 2категорий.
| Э,И
| ОК-15
| 10
| 2
|
| Лабораторное занятие 10.
«Подведение итогов (промежуточные итоги, анализ данных при помощи сводных таблиц) в электронных таблицах Microsoft Excel»
Автоматический сбор итогов по списку. Консолидация. Применение сводных таблиц для анализа данных.
| Э,И
| ОК-15
| 11
| 2
|
| Лабораторное занятие 11.
«Графический анализ данных в электронных таблицах Microsoft Excel»
Графический анализ данных. Характеристики различных типов графиков и их применение. Использование мастера диаграмм. Особенности настройки диаграмм различных типов. Сглаживание кривых. Работа с графическими объектами MS Office.
| Э,И,
ПГ
| ОК-15
| 12
| 2
|
| Лабораторное занятие 12.
«Обработка информации больших таблиц. Создание и ведение баз данных в Excel в электронных таблицах Microsoft Excel»
Понятие списка. Использование фильтров для отбора данных из списка. Типы фильтров. Расширенный фильтр. Вычисляемые критерии.
| Э,И
| ОК-15
| 13-18
| 12
| 4
| Модуль 3. Базы данных и информационные системы
| Э,И
| ОК-15
| 13
| 2
|
| Лабораторное занятие 13.
«Надстройки для решения практических задач управления в электронных таблицах Microsoft Excel»
Типы надстроек. Включение надстроек. Анализ данных "ЧТО-ЕСЛИ". Подбор параметра, применение сценариев. Поиск решения.
| Э,И
| ОК-15
| 14
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 14.
«Разработка логической структуры базы данных. Создание базы данных. Использование форм для ввода информации в СУБД Microsoft Access»
Банки и базы данных. Основные понятия и определения. Системы управления базами данных (СУБД). Типы баз данных, их достоинства и недостатки. Требования, предъявляемые к базам данных. Понятие моделей БД. Этапы разработки структур баз данных. Анализ предметной области создаваемой БД. Проектирование таблиц и определение связей между таблицами. Проектирование отчетов, запросов и форм.
| Э,И
| ОК-15
| 15
| 2
|
| Лабораторное занятие 15.
«Фильтры и простейшие запросы к БД.в СУБД Microsoft Access Сложные запросы с вычислениями и на изменение БД. Разработка форм. Отчеты в СУБД.»
Поиск данных в таблице. Использование фильтров для отбора данных. Типы фильтров. Запросы в БД. Виды запросов. Формирование запросов с помощью конструктора и мастеров. Использование условий отбора и выражений для получения данных. Многотабличные запросы. Групповые операции. Параметрические запросы. Создание таблиц с помощью запросов.
Вычисляемые поля в запросах. Построитель выражений. Внутренне и внешнее соединение. Рекурсивное соединение. Запросы на изменение БД. Перекрестный запрос.
Формы, их назначение и использование. Создание формы с помощью мастера и конструктора. Разработка элементов формы: флажки и переключатели, списки и поля со списками, рисунки и т.п. Вычисляемые элементы. Создание многотабличных форм.
Типы отчетов. Использование мастера и конструктора отчетов для их создания. Вычисляемые значения в отчетах и их построение. Сортировка и группировка данных. Отчеты для связанных таблиц. Главные и подчиненные отчеты.
| Э,И, ПГ
| ОК-15
| 16
| 2
|
| Лабораторное занятие 16.
«Поиск информации в Интернет, возможности языка запросов. Эффективная организация деловой переписки при помощи электронной почты Интернет»
Глобальные вычислительные сети. Принципы функционирования. Имена и адреса компьютеров в Интернет, универсальный указатель ресурсов(URL). Службы Интернет.
Обзор средств и возможностей различных поисковых систем для поиска информации.
Электронная почта. Структура почтового ящика. Структура и элементы письма. Эффективная организация деловой переписки: фильтрация писем, автоматическая подпись, уведомление о получении письма и т.д.
| Э,И
| ОК-13, ОК-14
| 17
| 2
|
| Лабораторное занятие 17.
«Способы и режимы создания презентаций».
Структура и сценарий презентации. Графический дизайн, анимационные эффекты, использование видео- и аудиоматериалов в презентациях.
| Э,И
| ОК-15
| 18
| 2
| 2
| Лабораторное занятие 18.
«Особенности разработки различных видов слайдов. Управление показом слайдов»
| Э,И
| ОК-15
| |