Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69





НазваниеАлматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69
страница1/12
Дата публикации03.09.2013
Размер1.33 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
КОРПОРАЦИЯ «КАЗАХМЫС»

ЦЕНТР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ «АЛЬТЕРНАТИВА»

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «МИР ЕВРАЗИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО БИЗНЕСА




- Алматы-

2007 г.


ББК 65.272

С 69
Составители: Ворфоламеев Н.Н., Полетаев Э.Э., Чеботарев А.Е.

Социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса. Сборник материалов международной конференции. – Алматы, 2007 г. – 126 с.


ISBN 9965-767-32-7

Сборник составлен на основе выступлений и дискуссии участников международной конференции «Социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса», проведенной Центром актуальных исследований «Альтернатива» и информационно-аналитическим журналом «Мир Евразии» при поддержке корпорации «Казахмыс» в г. Алматы 13 марта 2007 года.

Введение
13 марта 2007 года в г. Алматы прошла Международная конференция «Социальная ответственность как основа конкурентоспособности казахстанского бизнеса».

Организаторами конференции выступили Центр актуальных исследований «Альтернатива» и информационно-аналитический журнал «Мир Евразии» при поддержке корпорации «Казахмыс».

В работе данного мероприятия приняли участие представители государственных органов, бизнес-структур, НПО, зарубежных и международных организаций, руководители и ведущие специалисты научно-исследовательских организаций.

Следует отметить, что вопросы социальной ответственности бизнеса все чаще становятся предметом широкого обсуждения. А во взаимоотношениях между государством, бизнес-структурами и обществом происходят весьма существенные изменения. Например, акценты во взаимодействии с бизнесом постепенно смещаются в сторону добровольного саморегулирования. С другой стороны, бизнес-структуры постепенно переходят от бессистемной благотворительности к более сложным, стратегическим формам взаимодействия с общественностью и властью.

В целом, социальная ответственность бизнеса является жизненно важным и общепризнанным фактором конкуренции в экономически развитых странах. Лидеры ведущих мировых компаний осознали, что процветание их бизнеса напрямую зависит от благополучия местного сообщества.

Исходя из всего этого, главной целью конференции было определено осмысление фактора социальной ответственности в процессе обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития бизнеса в Республике Казахстан.

Основными вопросами повестки дня конференции стали:

· Социальная ответственность бизнеса как требование времени и важный вектор государственной политики.

· Реализация принципов социальной ответственности: современный опыт ведущих компаний Казахстана.

· Перспективность социальной ответственности казахстанского бизнеса: экспертно-аналитические оценки.

Настоящая книга предназначена широкому кругу читателей, в том числе представителям деловых кругов, научно-исследовательских структур, государственных органов, международных организаций, а также всем, кто интересуется современными общественно-политическими процессами в Казахстане.
Даулет Габиев,

директор департамента управления государственными активами Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
Приветственное слово
Уважаемые участники конференции, дамы и господа! Разрешите мне от имени руководства Министерства экономики и бюджетного планирования приветствовать вас на этой конференции.

Основная цель сегодняшнего мероприятия определена как осмысление факторов социальной ответственности в процессе обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития бизнеса в Республике Казахстан. И для проведения такого своеобразного мозгового штурма в этом зале собрались представители всех самых активных субъектов нашего общества – представители государственных органов, бизнес сообщества эксперты, аналитики и наши иностранные коллеги.

Как известно, в одном из недавних своих выступлений Глава государства подчеркнул, что цель вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран с высокими стандартами жизни требует консолидации усилий и конструктивного взаимодействия государства и предпринимателей, частного сектора и всего казахстанского общества. Поэтому отрадно отметить, что сегодня в предпринимательской среде все большее значение начинает приобретать фактор ответственности перед обществом.

Но это, конечно, является закономерным явлением нашего общества и отечественного бизнеса. Передовой мировой опыт наглядно свидетельствует о том, что социальные задачи должно решать не только государство. Коммерческий сектор также должен активно участвовать в этом процессе, поскольку благополучие общества зависит от ответственности каждого его члена, каждого гражданского института. Стабильность и конкурентоспособность страны достигается через сотрудничество институтов государства и гражданского общества. Главной предпосылкой такого сотрудничества, является опора на социально ответственный бизнес.

Именно соблюдение принципов корпоративно социальной ответственности позволить говорить о бизнес сообществе как о надежном и серьезном партнере государства в решении задач социальной политики. На сегодня социальная политика пока еще формируется государством. Следовательно, этот процесс фактически замкнут на одного исполнителя. С участием же бизнес сообщества и всего гражданского общества мы можем перейти к более прогрессивной модели открытого формирования социальной политики с участием множества заинтересованных субъектов.

За последние годы вследствие развития экономики многие проблемы в социальной сфере были решены. Но цель вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира ставит перед нами новые задачи в социальной сфере, которые невозможно решить без участия всего общества, без упорного сотрудничества и в первую очередь сотрудничества государства и наиболее активной части нашего бизнес сообщества.

Сейчас во всем мире социальная ответственность бизнеса признана одной из основ устойчивого развития человечества. Практически все крупнейшие мировые корпорации работают по этому принципу. И наш бизнес не должен отставать от таких общемировых тенденций. Особенно это становится актуальным на пороге вхождения Казахстана в ВТО. Поэтому наш бизнес должен соответствовать всем мировым стандартам, в том числе и в плане корпоративной социальной ответственности.

Уже прошли начальные этапы формирования бизнеса в стране, когда успех определялся только прибылью, а предприниматель работал как замкнутый на себе и своем деле субъект. В современных же условиях необходима не сиюминутная прибыль, а долгосрочный успех и устойчивое положение компании на рынках, что может быть достигнуто только в условиях социальной стабильности и партнерских отношений бизнес сообщества с государством.

Казахстанский бизнес так или иначе участвует в социальных программах. Очень часто компании оказывают поддержку людям, расходуют не малые суммы на благотворительность. Но, пока нет системного подхода в этом направлении, это не станет нормой отношения между бизнесом и обществом, а также не сформируется этика бизнеса как главный мерило в социальной ответственности.

Поэтому, разрешите мне еще раз поприветствовать участников этой конференции. И я думаю, что наша работа на этой конференции позволит заложить основы для выработки казахстанской модели социальной ответственности бизнеса для продуктивного сотрудничества государства, общества и коммерческого сектора.

Наталья Максимчук,

советник ООН по реформам государственного управления парламента в Республике Казахстан
Вопросы современной мировой практики социальной ответственности бизнеса на примере Глобального Договора ООН
Обзор международного опыта
Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Все множество точек зрения по проблеме социальной ответственности бизнеса можно уложить между двумя нижеследующими альтернативами:

1. Ответственность бизнеса ограничивается созданием рабочих мест и обеспечением их эффективного использования. При этом практика данной ответственности проявляется в двух основных моделях:

- в англо-американской (либеральной) модели работник получает зарплату и через посредство частных структур самостоятельно удовлетворяет свои многообразные социальные потребности;

- в европейской (социальной) модели бизнес платит достаточно большие налоги, а государство на эти деньги создает условия для реализации наиболее значимых социальных потребностей населения.

2. Бизнес отвечает за все.

Наиболее последовательно эта модель воплощалась при социализме, где предприятия создавали, содержали и управляли множеством объектов социальной инфраструктуры.

Следует отметить, что различные модели социальной ответственности бизнеса имеют свои недостатки.

В частности, в либеральной модели вне зоны интересов бизнеса оказываются проблемы занятости, профессиональной квалификации, экологические проблемы, реализация долгосрочных социальных проектов.

В социальной модели обнаруживает себя неэффективность социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями.

Наконец, социалистическая модель ограничивает развитие бизнеса реализацией несвойственных ему функций.

Социальная ответственность бизнеса также делится на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности бизнеса
можно отнести:

  • Безопасность труда.

  • Стабильность и поддержание социально значимой заработной платы.

  • Социальное обеспечение сотрудников.

  • Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

  • Внедрение стандартов.

К внешней социальной ответственности бизнеса
относятся:

  • Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

  • Содействие охране окружающей среды.

  • Социальные инвестиции в развитие местного сообщества.

  • Спонсорство и корпоративная благотворительность.


Корпоративная социальная ответственность
Одной из наиболее распространенных разновидностей рассматриваемого явления выступает корпоративная социальная ответственность. Она представляет собой повседневную деятельность компании, направленную в конечном итоге на увеличение стоимости активов бизнеса через укрепление репутации, имиджа компании, брэнда, лояльности клиентов и сотрудников, прозрачности и публичной отчетности в деловой практике.

Современная европейская модель корпоративной социальной ответственности ориентирует бизнес на 3 сферы проявления инициативы – экономику, занятость и окружающую среду.

О том, какие выгоды от соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности имеют субъекты бизнеса, можно увидеть в следующей схеме:

К социальной ответственности через скандалы
Одной из причин активного внедрения политики социальной ответственности в деятельность субъектов бизнеса стал ряд скандалов, связанных с нарушением в областях экологии и прав человека, в которые оказались вовлечены крупнейшие компании.

Громкий инцидент связан с катастрофой танкера Valdez, принадлежавшего компании Exxon, у берегов Аляски в 1989 г. Неспособность компании ликвидировать последствия аварии привела к самому большому разливу нефти в американской истории и значительному падению репутации Exxon, которая стала объектом критики как со стороны экологических организаций, так и со стороны СМИ. Суммарные потери компании от данного скандала составили около 3 млрд. долларов. Таким образом, корпорация была вынуждена обратить более пристальное внимание на политику во взаимоотношениях с обществом, прежде всего в сфере экологии.

Другим ярким примером реализации принципов социальной ответственности бизнеса служит группа компаний The Royal Dutch Shell – один из лидеров нефтяной отрасли. В середине 90-х годов Shell столкнулась с рядом проблем, нанесших серьезный урон репутации компании и отразившихся на устойчивости ее развития. Один из скандалов был связан с плавучей нефтеналивной платформой Brent Spar, которую компания планировала захоронить в море. Несмотря на уверения Shell о невозможности загрязнения окружающей среды, данное событие вызвало озабоченность общественности. Для привлечения внимания к экологическим последствиям активисты из организации Greenpeace захватили платформу и потребовали от правительств действий по предотвращению затопления Brent Spar. В итоге, нескольким европейским политикам пришлось вмешаться в ситуацию. Негативные последствия скандала заключались также в том, что розничный бизнес Shell оказался под угрозой из-за бойкота со стороны потребителей, а несколько бензиновых станций компании подверглись нападениям.

Второй скандал был связан с проблемой прав человека в дельте реки Нигер, где Shell активно участвовала в освоении месторождений нефти. Один из лидеров местного племени, пытавшийся организовать протесты и обвинявший компанию в нарушении экологических требований, был арестован местным правительством и позже казнен. Shell оказалась под жесткой критикой за неспособность повлиять на освобождение лидера активистов и была обвинена в поддержке авторитарных режимов и несоблюдении прав человека.

Значительное падение репутации компании, отразившееся на ее рыночной стоимости, заставило руководство полностью пересмотреть свой подход к ведению бизнеса и разработать программу выхода из кризиса, позволявшую восстановить положительное отношение к Shell со стороны общества.

Реализация инновации на примере Royal Dutch Shell. Бизнес Shell представлен в 135 странах мира, численность персонала составляет 96.000 человек. Столкнувшись на практике с невозможностью ведения бизнеса, ориентированного лишь на извлечение прибыли без учета запросов стейкхолдеров, компания была вынуждена пересмотреть основные принципы своей работы. В настоящий момент вся деятельность компании базируется на философии устойчивого развития (“sustainable development”), согласно которой компания должна производить не только экономические, но и экологические и социальные блага.

В соответствие с выбранной концепцией развития, экономический рост компании Shell неотделим от совокупности экологических и социальных последствий. Поэтому наряду с финансовыми показателями деятельности приоритетными для Shell являются компоненты корпоративной социальной политики – выстраивание эффективных взаимоотношений с персоналом, местными сообществами и партнерами.

Чтобы преодолеть ряд проблем, связанных с кризисом репутации и падением финансовых показателей, в Royal Dutch Shell была разработана программа по введению инновационных принципов в процесс управления компанией.

Первым шагом по внедрении инновации в Royal Dutch Shell стала публикация в 1997 году новых обязательств компании в «Декларации общих принципов бизнеса», где констатировалось приверженность устойчивому развитию, соблюдение прав человека, широкая ответственность компании перед заинтересованными группами. Были зафиксированы обязательства компании перед акционерами, клиентами, работниками, обществом, а также принципы, которых компания придерживается при работе в экономической и политических сферах.

Shell обратилась к многопрофильной неправительственной консультационной организации SustainAbility, ранее критиковавшей компанию за ее политику в экологической сфере. В компании было кардинально пересмотрено отношение к экологической политике и был полностью изменен процесс принятия решений, который принял более совещательный и открытый характер.

Для оценки эффективности деятельности корпорации был утвержден список нефинансовых параметров – ключевых показателей деятельности, позволяющих оценивать усилия Shell в экономической, социальной и экологических сферах (см. табл.1). Данные параметры были зафиксированы в ежегодном докладе компании Shell Report 2000, предназначенном для информирования инвесторов и широкой общественности о положении дел в компании и ее действий в сфере экологии и социальной политики.

Аудиторские компании KPMG и PricewaterHouseCoopers провели проверку некоторых показателей социальной и экологической активности компании и отметили усилия Shell в данной области.

Сегодняшняя политика прозрачности компании предусматривает диалог со всеми стейкхолдерами. Двустороннее общение между руководством Shell и целевыми группами заключается в публикации в корпоративном отчете ответов компании на вопросы и отзывы читателей (как положительные, так и отрицательные). На сайте компании создан специальный дискуссионный форум, позволяющий всем желающим обсудить вопросы социальной стабильности и экологии с руководством Shell.
Глобальный Договор ООН
Глобальный Договор ООН - это добровольная инициатива в сфере корпоративной социальной ответственности, предложенная Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном в июле 2000 года.

Он также представляет собой сообщество, объединяющее представителей частного бизнеса, правительств, профсоюзов, неправительственных организаций и агентств системы ООН.

Глобальный Договор ставит задачу продвижения и развития принципов социальной ответственности бизнеса, обеспечивая тем самым его участие в решении наиболее острых проблем общества на глобальном и местном уровнях.

Основными принципами Глобального Договора являются:

1. Права человека:

  • Признание и поддержка компаниями прав человека в сферах своего влияния

  • Соблюдение прав человека на предприятиях

2. Труд:

  • Признание и поддержка принципа свободы ассоциаций и права на коллективный договор

  • Ликвидация всех форм принудительного труда

  • Искоренение практики эксплуатации детского труда

  • Искоренение дискриминации при найме на работу

3. Окружающая среда:

  • Признание необходимости взвешенного и дальновидного подхода к решению экологических проблем

  • Признание компаниями ответственности за использование и защиту окружающей среды

  • Поощрение разработки и распространения экологически безопасных технологий

4. Борьба с коррупцией:

  • Противодействие всем формам коррупции через прозрачность и общественную подотчетность

Участниками Глобального Договора являются крупнейшие коммерческие компании. На момент выдвижения данной инициативы ее поддержало всего 50 компаний. Сегодня же их число составляет свыше 2500. Данные компании представляют все сектора и отрасли на 5 континентах. Большинство участников входят в глобальный список 500 крупнейших компаний: Total, BG, Statoil, ABB, Siemens, BASF, Toshiba, Nokia Corporation, Pfizer и т.д. Но также есть малые и средние фирмы.


Нурлан Чигитаев,

директор по социальным вопросам ТОО «Корпорация «Казахмыс»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconМетодические рекомендации Владимир, 2007. Удк 021 ббк 78. 34(2)707
Владимирская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. Научно – методический отдел; сост. Н. Г. Ступина. – Владимир,...
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconКомитет по культуре санкт-петербурга
Некрасова ул. 10-12, лит. А, Санкт-Петербург, 191014, тел.: (812) 272-55-67, факс (812) 272-57-73
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconЯрославского края: состояние и перспективы Материалы межрегиональной...
Администрации Ярославской области, Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова; сост.: Железнова...
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconП. П. Марченя культурология: Учебно-практическое пособие Москва 2007 Марченя П. П
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям Киров 2007 ббк 20 к 65
Концепции современного естествознания: учебно-методи­чес­кий комплекс по всем направлениям и специальностям / авт сост. И. В. Пуртова....
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconКонспект лекций по философии Часть 1 Античная философия Новосибирск...
Савостьянов А. Н. Конспект лекций по философии / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2007. Ч. Античная философия. 68 с
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconБарбара Вуд Роман с призраком Scan: fanni; ocr & SpellCheck: Larisa f вуд,
Вуд, Барбара B88 Роман с призраком /Пер с англ. Н. Н. Лилиенталь — М.: Ооо «тд «Издательство Мир книги», 2007. — 272 с
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям Киров 2007 ббк 60 с 69
Социология: учебно-методический комплекс по всем специальностям и направлениям / авт сост. М. И. Ненашев. – Киров: филиал ноу впо...
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 3 изд.,...
Педагогические цели тестирования: определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела «Кровь Кровообращение»,...
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconКазахстане Алматы "азизи"

Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей факультетов...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебно-методический комплекс для студентов факультетов гму и Эиу...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебник для студ пед вузов. М.: Гуманит изд центр владос, 1998. 272 с
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconУчебное пособие Йошкар-Ола, 2007 ббк 40. 1 Удк 631. 5 А 46 Рецензенты: Т. М. Быченко
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconБбк 56. 14 я 73 Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический...
Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с
Алматы 2007 г. Ббк 65. 272 С 69 iconОтделы обучения и консультаций: +7 (727) 2507255 в г. Алматы
Определение возможности забеременеть: что Вы должны знать и чего, возможно, не знаете


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск