Скачать 409.08 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.4.2 Теория и методика обучения географии: аудиовизуальные технологии обучения ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050103.65 География, биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности (протокол № 2 от 27.09.2011 г.) И.о. зав. кафедрой Александрова Е.Ю. Раздел 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Осауленко В.Е. 1.2. Рецензенты: - декан экономического факультета БИЭПП, к.п.н., доцент Возница В.М.; - к.п.н., доцент кафедры географии и экологии Александрова Е.Ю. 1.3. Пояснительная записка Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены следующие требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе. Цель курса: способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения географии Задачи курса: 1. Обеспечивать осознание студентами взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования.2. Способствовать формированию компетентности студентов в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности.3. Содействовать освоению способов использования и применения средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования.4. Привлекать студентов к применению современных приемов и методов использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студенты должны знать: приемы и методы использования и средства ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; Студенты должны уметь: использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; владеть методикой использования ИКТ в предметной области; обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях. 1.4. Извлечение из государственного образовательного стандарта нет 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Теоретические подходы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании Тема 1. Введение. Информация в современном обществе. Содержание и задачи курса. Понятие об информационных технологиях. Эволюция каналов передачи данных. Взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования. Мотивация обучения. Интерактивные технологии. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Негативные стороны современных средств информации. Санитарные требования для использования компьютеров в обучении школьников. Ограничения в применении компьютера. Тема 2. Информационные системы и технологии. Основные задачи информатизации образования. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Принципы и методы системной динамики. Принципы построения информационных систем и разработки информационных технологий. Формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры. Объективно-ориентированные программные системы: текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы; мультимедийные учебники. Основные задачи информатизации образования. Коммуникативные умения школьников. Оперативность информации, динамичность хранения, коммуникативность. Технические средства обучения. Тема 3. Базы и банки данных. Базы данных на бумажных и электронных носителях. Сопровождение баз и банков данных. Базы и банки данных (применение баз данных в гидрометеорологии, прикладной экологии). Статистическая обработка данных. Сопровождение баз и банков данных. Потребности в создании банков данных в различных сферах жизнедеятельности, создание банка материалов по географии: дидактические материалы, доклады, кроссворды, города мира, статистические материалы (в форме таблиц), олимпиады, неделя географии, тесты, термины, самообразование, мониторинг по предмету, проекты, конспекты уроков и др. Методы формализации картографических данных. Разновидности электронных карт. Развитие методов компьютерной картографии.Преимущества компьютерных карт перед традиционными. Области применения ГИС и компьютерных карт. Требования к сопровождению и обновлению данных в ГИС. Функциональные возможности ГИС. Построение многослойных карт. Требования к визуализации данных. Раздел 2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе Тема 4. Методические аспекты использования ИКТ в школе. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Методы и приёмы в обучении географии. Элементы ИКТ, их характеристика Понятие оптимальной информационной емкости. Классификация обучающих технологий: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, разноуровневое, проблемное и др. Классификация типов уроков по географии как интерактивных. Свойства ИТК: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность Тема 5. ИКТ и система контроля знаний умений и навыков по географии Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки. Мониторинг учебных достижений учащихся. Виды контроля. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника. Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора (ЭИ используется как демонстратор схем, картинок, анимаций или видеофрагментов для ответа учащихся) Контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки). Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы, диктанты и т.д.) Тестирование. Требования к тестам. Формы тестов. Поурочный балл. Накопительная система навыков «Портфолио». Групповая и индивидуальная работа в обучении географии с использованием ИКТ. Тема 6. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Принципы разработки программного обеспечения для обработки больших массивов данных. Особенности создания баз и банков биологических, демографических, социально-экономических, гидрометеорологических и экологических данных. Тема 7. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point Классификация уроков. Возможности интерактивных карт, в том числе-контурных. Мультимедийные учебники по географии. Умения и навыки в школьной программе по географии. Условия создания презентаций. Тема 8. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике. Понятие оптимальной информационной емкости. Обучающие программы. Групповая и индивидуальная работа в обучении географии. Классификация обучающих технологий. Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов (пр, см, лб ) по изученному материалу Практические занятия Практическая работа №1. Интерактивные технологии (2 часа). Цели: актуализировать знания студентов о возможностях и недостатках интерактивных технологий. План
Вопросы для обсуждения 1.Использовали Вы в школьные годы интерактивные технологии, какие предметы и уроки Вам запомнились?
Литература:
Практическая работа №2. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования (2 часа). Цели: определить средства обучения и их применение в обучении План
Вопросы для обсуждения
Литература:
Практическая работа №3. Географические информационные системы (ГИС). (2 часа). Цели: определить преимущества компьютерных карт. План
Вопросы для обсуждения
Литература:
. Практическая работа №4. ИКТ как средство активизации учебно - познавательной деятельности учащихся (2часа). Цели: определить средства активизации учебно-познавательной деятельности План.
Вопросы для обсуждения:
Литература:
Лабораторная работа №1. Мониторинг учебных достижений учащихся (2 часа). Цели: закрепить понятие о видах и формах контроля. План.
Литература:
Лабораторная работа №2. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения (2 часа). Цели: определить необходимость верификации использования данных и результатов технологических средств обучения. План
Литература:
Лабораторная работа №3. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point (2 часа). Цели: закрепить знания о содержании школьной географии с помощью презентаций Power Point. План.
Литература:
Лабораторная работа №4. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике (4 часа). План занятия.
Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы. Литература:
www.ict.edu, http://festival.1september.ru/ 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
www.ict.edu.ru http://festival.1september.ru/ 1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1. Перечень используемых технических средств:
1.9.2. Пособия а) географические карты мира, России, СЗФО, Мурманской области, «Экологический атлас Мурманской области»; б) учебники и программы по географии; в) электронные атласы ММБИ-НОАА по арктическим морям, электронный атлас окружающей среды Белого моря. 1.9.3.Аудио- и видеотехника: компьютеры, диапроекторы; эпипроекторы; документ-камеры; кодоскопы. 1.10. Примерные зачетные тестовые задания |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебно-методический комплекс ... | ||
Учебно-методический комплекс ... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема: Ориентирование на местности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | В. Г. Белинский Пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Военно-патриотические старты. (Сценарий) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа летнего оборонно-спортивного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания ... | ||
Методические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |