Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»





Скачать 409.08 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
страница1/3
Дата публикации03.10.2013
Размер409.08 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.4.2 Теория и методика обучения географии:

аудиовизуальные технологии обучения

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050103.65 География, биология

(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

факультета естествознания,

физической культуры и

безопасности жизнедеятельности

(протокол № 2 от 27.09.2011 г.)
И.о. зав. кафедрой

Александрова Е.Ю.

Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: кандидат географических наук, доцент кафедры географии и экологии Осауленко В.Е.
1.2. Рецензенты:

- декан экономического факультета БИЭПП, к.п.н., доцент Возница В.М.;

- к.п.н., доцент кафедры географии и экологии Александрова Е.Ю.
1.3. Пояснительная записка

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены следующие требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».

Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе.

Цель курса: способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий (ИКТ) в процессе обучения географии
Задачи курса: 1. Обеспечивать осознание студентами взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования.2. Способствовать формированию компетентности студентов в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности.3. Содействовать освоению способов использования и применения средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования.4. Привлекать студентов к применению современных приемов и методов использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать: приемы и методы использования и средства ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

Студенты должны уметь: использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности; владеть методикой использования ИКТ в предметной области; обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ; уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.

1.4. Извлечение из государственного образовательного стандарта

нет

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы





п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050103.65 География, биология

4

7

40

20

12

8

-

20

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Теоретические подходы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании

1


Введение. Информация в современном обществе.

Интерактивные технологии.

2

2

2




3

2

Основные задачи информатизации образования

Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования

2

2


2




3

3

Базы и банки данных.

Географические информационные системы (ГИС).

2

2

2




4

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе

4

Особенности организации урока географии на основе ИКТ

ИКТ как средство активизации учебно - познавательной деятельности учащихся

4

2

2




2

5

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки.

Мониторинг учебных достижений учащихся

4

2





2

6

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

2

2







2

7

Типы уроков с использованием презентаций в программе PowerPoint

2










2

8

Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике.

2










2




Всего часов

20

12

8

-

20


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Теоретические подходы в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовании
Тема 1. Введение. Информация в современном обществе. Содержание и задачи курса. Понятие об информационных технологиях. Эволюция каналов передачи данных. Взаимосвязь дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования. Мотивация обучения. Интерактивные технологии. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Негативные стороны современных средств информации. Санитарные требования для использования компьютеров в обучении школьников. Ограничения в применении компьютера.
Тема 2. Информационные системы и технологии. Основные задачи информатизации образования. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Принципы и методы системной динамики. Принципы построения информационных систем и разработки информационных технологий. Формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры. Объективно-ориентированные программные системы: текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы; мультимедийные учебники. Основные задачи информатизации образования. Коммуникативные умения школьников. Оперативность информации, динамичность хранения, коммуникативность. Технические средства обучения.
Тема 3. Базы и банки данных. Базы данных на бумажных и электронных носителях. Сопровождение баз и банков данных. Базы и банки данных (применение баз данных в гидрометеорологии, прикладной экологии). Статистическая обработка данных. Сопровождение баз и банков данных. Потребности в создании банков данных в различных сферах жизнедеятельности, создание банка материалов по географии: дидактические материалы, доклады, кроссворды, города мира, статистические материалы (в форме таблиц), олимпиады, неделя географии, тесты, термины, самообразование, мониторинг по предмету, проекты, конспекты уроков и др.

Методы формализации картографических данных. Разновидности электронных карт. Развитие методов компьютерной картографии.Преимущества компьютерных карт перед традиционными. Области применения ГИС и компьютерных карт. Требования к сопровождению и обновлению данных в ГИС. Функциональные возможности ГИС. Построение многослойных карт. Требования к визуализации данных.
Раздел 2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе

Тема 4. Методические аспекты использования ИКТ в школе. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Методы и приёмы в обучении географии. Элементы ИКТ, их характеристика Понятие оптимальной информационной емкости. Классификация обучающих технологий: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, разноуровневое, проблемное и др. Классификация типов уроков по географии как интерактивных. Свойства ИТК: интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность
Тема 5. ИКТ и система контроля знаний умений и навыков по географии Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки. Мониторинг учебных достижений учащихся. Виды контроля. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника. Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа проектора (ЭИ используется как демонстратор схем, картинок, анимаций или видеофрагментов для ответа учащихся) Контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки). Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы, диктанты и т.д.) Тестирование. Требования к тестам. Формы тестов. Поурочный балл. Накопительная система навыков «Портфолио». Групповая и индивидуальная работа в обучении географии с использованием ИКТ.
Тема 6. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Принципы разработки программного обеспечения для обработки больших массивов данных. Особенности создания баз и банков биологических, демографических, социально-экономических, гидрометеорологических и экологических данных.
Тема 7. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

Классификация уроков. Возможности интерактивных карт, в том числе-контурных. Мультимедийные учебники по географии. Умения и навыки в школьной программе по географии. Условия создания презентаций.
Тема 8. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике. Понятие оптимальной информационной емкости. Обучающие программы. Групповая и индивидуальная работа в обучении географии. Классификация обучающих технологий. Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Электронные мультимедиа-издания включают

  1. собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса;

  2. мультимедиа-компоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты и т. д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса;

  3. интерактивный практикум;

  4. контрольные вопросы и тесты;

словарь терминов и понятий, список персоналий (чьи имена упоминаются в учебнике);

Вопросы для самостоятельного изучения

10




2

Презентации-рекламные ролики Презентации-информационные ролики 

Презентации для самостоятельного изучения

Презентации-плакаты 

Официально-эмоциональные презентации

Официальные презентации

Вопросы для самостоятельного изучения

10




3

  • Элементы ИКТ, дать краткую характеристику

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение

Конспект в тетради

10

Проверка тетради


4

  • Средства ИКТ

Домашнее тестирование

10

Тестовый контроль


5

Базы и банки данных (применение баз данных в гидрометеорологии, прикладной экологии).

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Сообщение












44




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов

(пр, см, лб ) по изученному материалу


Практические занятия


Практическая работа №1. Интерактивные технологии (2 часа).

Цели: актуализировать знания студентов о возможностях и недостатках интерактивных технологий.

План

  1. Понятие интерактивной технологии.

  2. Негативные стороны современных средств информации.

  3. Санитарные требования для использования компьютеров в обучении школьников.

  4. Ограничения в применении компьютера.

Вопросы для обсуждения

1.Использовали Вы в школьные годы интерактивные технологии, какие предметы и уроки Вам запомнились?

  1. Назовите факторы, обеспечивающие продвижение ИКТ. Дайте собственное толкование аббревиатуры.

  2. Какие основные устройства включает в себя компьютер?

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  3. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999



Практическая работа №2. Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования (2 часа).

Цели: определить средства обучения и их применение в обучении

План

  1. Технические средства обучения

  2. Принципы и методы системной динамики в образовании. Принципы построения информационных систем и разработки информационных технологий.

  3. Оперативность информации, Динамичность хранения. Коммуникативность.

Вопросы для обсуждения

  1. Определите соотношение понятий «система» и «динамика».

  2. По какому признаку классифицируются аудиовизуальные ТСО?

  3. Назовите средства обучения, представленные в задании.

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.; Питер, 2004



Практическая работа №3. Географические информационные системы (ГИС).

(2 часа).

Цели: определить преимущества компьютерных карт.

План

  1. Развитие методов компьютерной картографии.

  2. Преимущества компьютерных карт перед традиционными.

  3. Области применения ГИС и компьютерных карт.

  4. Обзор Интернет-ресурсов компьютерных карт.

  5. Требования к сопровождению и обновлению данных в ГИС.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое Internet?

  2. Что такое IP-адрес?

  3. Что обозначает edu в имени домена www.spu.edu?

  4. Какое проекционное устройство можно подключить к компьютеру?

Литература:

  1. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

  2. Трофимов А.М., Панасюк М.В. Геоинформационные системы и проблемы управления окружающей средой. Казань, 1984.

  3. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  4. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие. М., 2001.

.
Практическая работа №4. ИКТ как средство активизации учебно - познавательной деятельности учащихся (2часа).

Цели: определить средства активизации учебно-познавательной деятельности

План.

  1. Понятие оптимальной информационной емкости

  2. Классификация обучающих технологий: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, разноуровневое, проблемное и др

  3. Средства ИКТ.

  4. Организация и стимуляция познавательной активности на уроках.

Вопросы для обсуждения:

  1. По какому признаку классифицируются аудиовизуальные ТСО?

  2. Кто изобрел первый проектор, названный «волшебным фонарем»?

  3. Как называлось устройство, изобретенное Э. Берлинером, для воспроизведения грампластинок ?

Литература:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  3. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.


Лабораторная работа №1. Мониторинг учебных достижений учащихся (2 часа).

Цели: закрепить понятие о видах и формах контроля.

План.

  1. Виды контроля. Формы тестов.

  2. Проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки, встроенной в электронную модель учебника.

  3. Поурочный балл. Представление учениками результатов учебной деятельности (гипертексты, презентации, модели и т д.).

  4. Накопительная система навыков «Портфолио»

  5. Групповая и индивидуальная работа в обучении географии.

  6. Составить тестовые электронные задания по указанным темам.

Литература:

  1. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

  2. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1988.



Лабораторная работа №2. Методы анализа и экспертизы для электронных средств обучения (2 часа).

Цели: определить необходимость верификации использования данных и результатов технологических средств обучения.
План

  1. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

  2. Принципы разработки программного обеспечения для обработки больших массивов данных.

  3. Особенности создания баз и банков биологических, демографических, социально-экономических, гидрометеорологических и экологических данных.

Литература:

  1. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  2. Экоинформатика. Теория. Практика. Методы и системы. / Под ред. В.Е. Соколова. СПб: Гидрометеоиздат, 1992.

  3. Экологическая информация и принципы работы с ней. / Под ред. В.Н. Винниченко. М., 1998.


Лабораторная работа №3. Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point (2 часа).

Цели: закрепить знания о содержании школьной географии с помощью презентаций Power Point.
План.

  1. Классификация типов уроков.

  2. Работа с учебниками и программами по географии.

  3. Выполнение заданий по техкартам:

  • Какова цель, которую должна решить презентация?

  • Через какие задачи будет достигнута цель?

  • Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?

  • Каковы мотивы  аудитории, чтобы Вас   слушать?

  • В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?


Литература:

  1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: просвещение. 1988.

  2. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. М.: Картгеоцентр-Геодезиздат, 1993.

  3. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.


Лабораторная работа №4. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике (4 часа).
План занятия.

  1. Обучающие программы.

  2. Профильное обучение.

  3. Использование баз данных ИНТЕРНЕТ для подготовки к педагогической практике.

Номенклатура по географии. Программные средства: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) , источники информации - организованные информационные массивы -энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов, информационные системы управления, экспертные системы.

Литература:

    1. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

    2. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

    3. Интернет – ресурсы: http://www.edu.ru

www.ict.edu, http://festival.1september.ru/


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004.

  2. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. – М., Дашков и Ко, 2005.

Дополнительная:


  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  2. Божович М. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1976.

  3. Гершензон В.Е, Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.; Питер, 2004.

  5. Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999

  6. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  7. Ревич Б.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Учебное пособие. М., 2001.

  8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 1994.

  9. Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 5).

  10. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).

  11. Софронова Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования // Интернет – журнал «Эйдос», - 2005.

  12. Хомяков Д.М., Хомяков П.М. Основы системного анализа. М., 1996.

  13. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: просвещение. 1988.

  14. Экоинформатика. Теория. Практика. Методы и системы. / Под ред. В.Е. Соколова. СПб: Гидрометеоиздат, 1992.

  15. Экологическая информация и принципы работы с ней. / Под ред. В.Н. Винниченко. М., 1998.

  16. Интернет – ресурсы: http://www.edu.ru

www.ict.edu.ru

http://festival.1september.ru/

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1. Перечень используемых технических средств:

  1. Проектор «Оверхед».

  2. Оборудование компьютерного класса.

  3. Мультимедийное оборудование.


1.9.2. Пособия
а) географические карты мира, России, СЗФО, Мурманской области, «Экологический атлас Мурманской области»;

б) учебники и программы по географии;

в) электронные атласы ММБИ-НОАА по арктическим морям, электронный атлас окружающей среды Белого моря.
1.9.3.Аудио- и видеотехника:

компьютеры, диапроекторы; эпипроекторы; документ-камеры; кодоскопы.
1.10. Примерные зачетные тестовые задания

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconУчебно-методический комплекс
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconУчебно-методический комплекс
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconТема: Ориентирование на местности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconВ. Г. Белинский Пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconВоенно-патриотические старты. (Сценарий)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма летнего оборонно-спортивного
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconМетодические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск