Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности»





НазваниеТема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности»
страница1/13
Дата публикации09.07.2013
Размер1.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

муниципального образования Тимашевский район



ТЕМА: «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»


Автор опыта: Тасовая Ирина Юрьевна, воспитатель МБДОУ д/с № 40

ст. Роговская , 2013 г.

Оглавление

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА. 4

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. 4

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. 9

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта. 10

2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА (ГРУППЫ) ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ), ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. 12

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. 13

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 13

3.2. Актуальность педагогического опыта. 15

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте. 16

3.4. Результативность педагогического опыта. 17

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта 19

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта. 20

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 20

4. ВЫВОДЫ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Приложение 1. Диагностика 27

Приложение 2. План опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе 29

Приложение 3. Конспекты НОД 32

Приложение 4. Сценарии викторин, развлечений, досугов. 87

Приложение 5. Работа с педагогами. 100

Приложение 6. Материалы для организации детского экспериментирования в группах. 115

Приложение 7. Работа с родителями. 87

1.Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

«Детское экспериментирование

претендует на роль ведущей деятельности

в период дошкольного развития ребенка»

Н.Н. Поддьяков

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опытно - экспериментальная деятельность дошкольников

В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия.

Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.

Попытка разграничить игру и экспериментирование — не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Если позволительно использовать антропоморфные выражения, можно сказать, что Природа снабжает своих чад многочисленными приспособлениями, позволяющими выжить с первых минут после рождения. Их можно разделить на две группы: рефлексы и инстинкты.

У животных количество инстинктов достаточно велико: это поиск и добывание пищи, сохранение жизни, поиск полового партнера, продолжение рода, спасение от врагов, суточные и сезонные миграции, общение с представителями своего и чужого видов, охрана собственной территории и др.

Человек, в отличие от животных, при рождении инстинктов не имеет. Как минимум, до 7 лет он не способен искать и добывать пищу, у него отсутствует такой важнейший инстинкт, как сохранение жизни. Есть страх гибели, но это эмоция, а не инстинкт.

Человеческий детеныш более беспомощен, чем детеныш животного, и остается таковым гораздо дольше, чем его «младшие братья». Почему Природа так поступила? Неужели ей было трудно обеспечить элементарными формами защиты венец своего творения?

Но таков был великий замысел Природы, ведь она на стадии создания человека совершила две крупнейшие инновации:

— создала огромный банк памяти в виде человеческого мозга — равного, которому по емкости нет ни у одного живого организма,

— вложила в человека потребность загружать этот банк базой данных, причем загружать самостоятельно, а не извне, как компьютер.

К трем годам основная база данных о мире уже создана. В дальнейшем она будет продолжать пополняться и уточняться, но уже не столь интенсивно, как ранее. Начинается этап установления причинно-следственных связей, существующих между объектами и явлениями. Потребность в экспериментировании становится более мощной, собственные действия — более масштабными. К мысленному моделированию (экспериментированию) дети пока не способны, поэтому предвидеть последствия своих действий не могут.

Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форма, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснении взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается третий этап: детская деятельность как бы раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру (т.е. деятельность, в которой важен процесс, а не результат), второе — в осознанное экспериментирование. Дети осознали, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим методом для приобретения новых знаний. Формируется любознательность. Теперь они способны поставить перед собой задачу, продумать методику, проанализировать получившийся результат и, главное, выразить все это вербально — т.е. сделать свою деятельность доступной для понимания взрослых.

Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Природа заранее «знала»: если в ребенка вложить инстинкт самосохранения изначально, экспериментировать он не станет — будет бояться. Ведь птица или бабочка при приближении незнакомого объекта не экспериментирует, а улетает. И перелеты совершают, не проверяя, можно ли остаться зимовать за полярным кругом. Все эти реакции невозможно затормозить, они инстинктивны.

В старшем дошкольном возрасте ответственность за соблюдение правил безопасности детьми все так же лежит на взрослых. Ж.-Ж. Руссо по этому поводу писал: «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий»1.

Взрослые должны оберегать детей в различных жизненных ситуациях. Но нельзя впадать и в другую крайность: перестраховываясь, лишать ребенка возможности саморазвития.
ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Об этом хорошо сказал К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

И великий дидакт Я.А. Каменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности ,позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Из приведенных высказываний видно, что экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя общеобразовательную программу, изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалами, а мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформления уголков с соответствующим материалом. Таким образом, у нас назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, коллектив МБДОУ д/с № 40, решил остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждены, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области детский сад не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Над проблемой экологического воспитания МБДОУ д/с № 40 работает с 2008 года. За это время был реализован долгосрочный экологический проект старшего воспитателя М.Н. Павлюченко, в который входили экологический паспорт, схемы и комплексы занятий. Была создана экологическая тропа. Воспитателем Мельник Т.Н. разработан и реализован долгосрочный проект «Здравствуй, дерево клен!». В рамках этих проектов в групповых комнатах были созданы природные уголки и уголки для детского экспериментирования. На территории детского сада существует огород, на котором ребята и воспитатели выращивают овощные и декоративные растения. Воспитатели вместе с родителями и детьми занимаются озеленением клумб и групповых площадок.

В своей работе педагоги нашего сада стараются использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.

Замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование , особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

Проанализировав программу обучения и воспитания под редакцией М.А. Васильевой «Обучение и воспитание детей в детском саду», которая является базовой в нашем учебном заведении пришли к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Распределила подборку практического материала по разделам «живая природа», «неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей младшего и среднего возраста, обобщила и систематизировала материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Звездочки» был создан уголок детской научной лаборатории « Хочу все знать». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Так же в рамках этой работы мы с детьми выполнили проект « Огород круглый год». На окне выращивали лук, зелень и огурцы. Самым интересным для ребят оказалось выращивание огурцов. Все данные были занесены в календарь наблюдений. Финалом нашей работы оказалось консервирование нашей « продукции» для домашнего стола.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconПрограмма по воспитательной работе «Мир, в котором я живу»
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования личности творческой,...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» icon5 Конфликт как один из факторов развития производственного коллектива
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconПлан методической работы лицея №1 на 2013-2014 учебный год
Формирование познавательных универсальных учебных действий как один из факторов внедрения фгос основного общего образования в образовательную...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconТема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе...
Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» icon“Стилистические модуляции”
Целью моей работы является поиск факторов, подтверждающих, что и Стравинский, и Пикассо обладали всеми качествами, присущими творческой...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconДоклад на Международную экономическую конференцию в рамках Байкальского...
Как один из факторов снятия инфраструктурных ограничений развития экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconУшк как способ формирования и измерения профессиональной компетенции
Данные изменения касаются, в том числе, и требований, предъявляемых к личности педагога как творческой личности, конкурентоспособному...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» icon«Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной...
Не являются исключением и люди с нарушением зрения. И для слепых компьютерная техника стала необходимым и привычным средством работы...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconПрограмма проведения дня открытых дверей мбоу г. Иркутска сош №72...
Цель: Продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях социокультурного пространства развития личности...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconТема: Создание условий для оптимального развития творческой личности
Цель занятия: Познакомить педагогов с формами и методами, направленными на выявление и развитие творческих способностей воспитанников...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconС углубленным изучением отдельных предметов за 2010-2011 учебный год
Усилия администрации школы и коллектива были направлены на создание условий для развития каждого обучающегося как свободной, ответственной...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconТема Множественная линейная регрессия
На любой экономический показатель чаще всего оказывают влияние не один, а несколько факторов
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconТема исследования
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...
Тема: «экспериментальная деятельность – как один из факторов развития творческой личности» iconТема «Урочища»
Цель: создание творческой и психолого-педагогической среды для развития инновационного педагога, осуществляющего деятельность по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск