ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. N 518-1-П Об областной целевой Программе
"Развитие сельского хозяйства в Челябинской области
на 2013 - 2020 годы" В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2013 - 2020 годы". 2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию. 3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Феклина И.Е. 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года. Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 26 сентября 2012 г. N 518-1-П ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2020 ГОДЫ" ПАСПОРТ
областной целевой Программы
"Развитие сельского хозяйства в Челябинской области
на 2013 - 2020 годы" Наименование - областная целевая Программа "Развитие сельского
Программы хозяйства в Челябинской области на 2013 - 2020
годы" (далее именуется - Программа) Основание - распоряжение Губернатора Челябинской области от
принятия решения 03.08.2011 г. N 799-р "О создании рабочей группы"
о разработке
Программы Государственный - Правительство Челябинской области
заказчик Программы Государственный - Министерство сельского хозяйства Челябинской
заказчик - области
координатор
Программы Основной разработчик - Министерство сельского хозяйства Челябинской
Программы области Цель Программы - повышение конкурентоспособности производимой в
Челябинской области сельскохозяйственной продукции
на внутреннем и внешнем рынках на основе
инновационного развития агропромышленного комплекса
(далее именуется - АПК), создания благоприятной
среды для развития предпринимательства Задачи Программы - стимулирование роста производства основных видов
сельскохозяйственной продукции;
повышение финансовой устойчивости
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
стимулирование инвестиционной деятельности и
инновационного развития АПК;
повышение уровня занятости сельского населения;
создание условий для сохранения и восстановления
плодородия почв, развития мелиорации
сельскохозяйственных земель;
стимулирование эффективного использования земель
сельскохозяйственного назначения;
поддержка малых форм хозяйствования;
научное обеспечение реализации мероприятий по
развитию сельского хозяйства;
совершенствование системы информационного
обеспечения в сфере АПК Важнейшие - индекс производства продукции сельского хозяйства в
целевые индикаторы хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
и показатели индекс производства продукции растениеводства (в
Программы сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства (в
сопоставимых ценах);
уровень занятости сельского населения
трудоспособного возраста;
удельный вес прибыльных крупных и средних
сельскохозяйственных организаций в общем их числе;
объемы субсидируемых кредитов;
показатели развития растениеводства;
производство животноводческой продукции;
техническая оснащенность отрасли сельского
хозяйства Сроки - 2013 - 2020 годы
реализации Программы Перечень основных - оказание государственной поддержки
программных сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях
мероприятий поддержки растениеводства, животноводства,
технической и технологической модернизации
сельского хозяйства;
возмещение части затрат на уплату процентов по
привлеченным кредитам кредитных организаций;
мероприятия, направленные на улучшение общих
условий функционирования сельского хозяйства Объемы и источники - объем финансирования Программы из областного
финансирования бюджета на 2013 - 2020 годы - 6709,10 млн. рублей
Программы (в текущих ценах), в том числе по годам:
2013 год - 725,00 млн. рублей;
2014 год - 675,00 млн. рублей;
2015 год - 675,00 млн. рублей;
2016 год - 926,82 млн. рублей;
2017 год - 926,82 млн. рублей;
2018 год - 926,82 млн. рублей;
2019 год - 926,82 млн. рублей;
2020 год - 926,82 млн. рублей Ожидаемые - увеличение производства продукции сельского
конечные результаты хозяйства в хозяйствах всех категорий (в
реализации Программы сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012
и показатели году на 56,5 процента, в том числе
социально- продукции животноводства - на 9,1 процента,
экономической продукции растениеводства - на 150,6 процента;
эффективности повышение уровня занятости сельского населения к
2020 году до 72,5 процента;
рост удельного веса прибыльных крупных и средних
сельскохозяйственных организаций в общем их числе к
2020 году до 80,0 процентов Перечень подпрограмм - "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного
назначения в Челябинской области на 2013 - 2020
годы";
"Развитие мясного скотоводства в Челябинской
области на 2013 - 2020 годы";
"Развитие свиноводства в Челябинской области на
2013 - 2020 годы";
"Развитие молочного скотоводства и стимулирование
производства молока в Челябинской области на 2013 -
2020 годы";
"Поддержка начинающих фермеров Челябинской области
на период 2013 - 2020 годов";
"Развитие семейных животноводческих ферм в
Челябинской области на 2013 - 2020 годы";
"Развитие информационно-консультационной службы в
Челябинской области на 2013 - 2020 годы" Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ 1. Данная Программа разработана на основании распоряжения Губернатора Челябинской области от 03.08.2011 г. N 799-р "О создании рабочей группы" и во исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
2. Программа определяет цели, задачи и основные направления планомерного и поступательного развития сельского хозяйства Челябинской области на 2013 - 2020 годы, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
3. За период реализации областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2009 г. N 272-П "Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы", был обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, улучшилось экономическое положение сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, превышен дореформенный уровень производства мяса птицы.
Удалось повысить продуктивность скота и птицы. В частности, продуктивность коров увеличилась с 3550 килограммов в 2008 году до 4022 килограммов в 2011 году. Среднесуточный привес ремонтного молодняка крупного рогатого скота увеличился с 548 до 560 граммов, молодняка свиней - с 355 до 410 граммов, бройлеров - с 45,9 до 47,5 грамма.
За годы реализации областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства" в Челябинской области на 2009 - 2012 годы значительно укрепилась племенная база животноводства. По итогам 2008 года в молочном животноводстве насчитывалось 6 племенных заводов и 4 племенных репродуктора с поголовьем коров 9300, в мясном скотоводстве - 6 племенных заводов и 2 племенных репродуктора с поголовьем коров 6160.
По итогам 2011 года в сфере молочного скотоводства Челябинской области задействовано 6 племенных заводов и 8 племенных репродукторов с общим поголовьем племенных коров 11773, в сфере мясного скотоводства - 7 племенных заводов и 9 племенных репродукторов с общим поголовьем коров 12428. С 2009 года по 2011 год численность племенных коров увеличилась на 56,5 процента.
Значительно увеличилось производство скота и птицы на убой в живом весе, если в 2008 году было произведено 268,3 тыс. тонн, то в 2011 году произведено 323,7 тыс. тонн, рост составил 20,6 процента.
Птицеводы Челябинской области смогли в короткие сроки увеличить объемы производства мяса птицы на 53,2 тыс. тонн. В 2008 году - 140,2 тыс. тонн, в 2011 году - 193,4 тыс. тонн. Среднегодовой прирост производства мяса птицы за эти годы составил 12,6 процента, при этом были снижены затраты кормов на производство единицы продукции. Производство яиц в 2008 году составило 1315,3 млн. штук, в 2011 году - 1322,2 млн. штук.
В целях повышения конкурентоспособности птицефабрики и холдинги Челябинской области создали собственные бренды, гарантирующие безопасность и качество продукции, так как готовность потребителей приобретать продукцию от заслуживающих доверие производителей высока.
Благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального и областного бюджетов, направленной на поддержку элитного семеноводства, удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов вырос на 1,8 процентных пункта и составил в 2011 году 5,8 процента, что позволило обеспечить сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами. На 2,5 процента выросла площадь посевов зерновых и зернобобовых культур, на 25 процентов - урожайность, на 31 процент - валовой сбор зерна. В связи с высоким спросом на масличные культуры для обеспечения населения растительным маслом, а отрасли животноводства - кормовым белком, посевные площади рапса увеличились в 3,5 раза и составили в 2011 году 9,9 тыс. гектаров, производство семян рапса увеличилось в 6 раз.
Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе - крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее именуются - ЛПХ) позволила произвести 88 процентов картофеля, 84 процента овощей и 64 процента молока в общем объеме производства.
4. Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняется. Финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, а также сильная засуха в 2010 году негативно отразились на инвестиционном климате в АПК, динамике развития сельскохозяйственного производства.
Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов.
Финансовая неустойчивость отрасли сельского хозяйства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, обуславливает низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли сельского хозяйства, обновления основных производственных фондов.
В 2010 году не выполнены индикативные показатели по производству продукции растениеводства, вследствие нехватки кормов многие сельскохозяйственные товаропроизводители были вынуждены сократить численность молочного скота, что отразилось на объемах производства молока. Если в 2008 году было произведено 621,0 тыс. тонн молока, то в 2011 году - 553,4 тыс. тонн.
Сокращение инвестиций привело к тому, что снизились темпы технического переоснащения отрасли сельского хозяйства, объемы внесения минеральных удобрений, из-за отсутствия финансирования практически не проводились мероприятия по известкованию и гипсованию почв.
В настоящее время птицеводческие предприятия (в большей степени мясного направления) испытывают определенный дефицит в племенных ресурсах, о чем свидетельствует большое количество ввозимого инкубационного яйца, на которое тратятся значительные средства. Сложившаяся ситуация с обеспечением птицеводческих хозяйств племенной продукцией требует принятия срочных мер по расширению и совершенствованию собственной племенной базы в статусе репродуктивных хозяйств I и II порядков.
В связи с увеличением объема производства мяса птицы в 2011 году на большинстве птицефабрик комбикормовые и убойные цеха задействованы на полную мощность. Дальнейший прирост объемов производства мяса птицы на период 2013 - 2020 годов требует обновления оборудования комбикормовых и убойных цехов, модернизации действующих и создания новых производств по убою птицы.
Предприятия яичного направления не могут справляться с факторами сезонности, влияющими на стабильность производства и успешную реализацию яиц, что в свою очередь сдерживает наращивание объемов производства.
Увеличение производства мяса птицы сопровождается большим поступлением от птицеводческой отрасли птичьего помета, что негативно сказывается на экологической обстановке в Челябинской области и требует оперативного решения.
5. В этих обстоятельствах создание условий для повышения конкурентоспособности производимой в Челябинской области сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизации производства становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6. Основной целью Программы является повышение конкурентоспособности производимой в Челябинской области сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства.
7. Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи Программы:
1) стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
2) повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК;
4) повышение уровня занятости сельского населения;
5) создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развития мелиорации сельскохозяйственных земель;
6) стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
7) поддержка малых форм хозяйствования;
8) научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства;
9) совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК.
|