Скачать 3.43 Mb.
|
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан» МБУ «Центр внешкольной работы» Муслюмовского муниципального района Республика Татарстан Программа рассмотрена и одобрена «УТВЕРЖДАЮ» на заседании педагогического совета Директор МБУ «ЦВР» МБУ «Центр внешкольной работы» _______ А.Н.Фаттахова Протокол №1 «28» августа 2013 г ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного учреждения «Центр внешкольной работы» на 2013-2016 годы (Для детей с 8 до 17 лет) Программу составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Салахова Наиля Закияновна с. Муслюмово, 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ Паспорт программы ………………………………………………………………………………3 Пояснительная записка…………………………………………………………………………...5 Раздел 1. Цели, задачи, методология организации деятельности ЦВР ……………….. …..6 1.1 Цель деятельности ЦВР…………………………………………………………… 6 1.2.Задачи деятельности ЦВР………………………………………………………...........6 1.3.Задачи педагогов дополнительного образования ЦВР…………………….…...9 Раздел 2. Предназначение учреждения дополнительного образования детей и средства его реализации…………………………………………………………… ..9 2.1.Методологическая основа деятельности учреждения……………………… ... 10 2.2.Концептуальные основания организации деятельности ЦВР…………….... .12 2.3.Ценностные приоритеты и основные тенденции развития ЦВР……….…. ...13 Раздел 3. Описание «модели » выпускника ЦВР…………………………………….…..... ..14 3.1.Реализация модели……………………………………………………………..….14 3.2.Содержание модели выпускника…………………………………………..…… 15 Раздел 4. Основные направления и пути реализации программы………………..…....... ..18 4.1. Учебный план…………………………………………………………………......20 4.2. Учебный график……………………………………………………………….......21 4.3. Организация образовательного процесса…………………………………..…. .22 4.4. Анализ образовательной ситуации…………………………………………..…. .24 4.5.Содержание образовательных программ………………………….. ………........24 4.5.1.Авиамоделирование………………………………………………………….......25 4.5.2.Цифровое фото и видео……………………………………………………..… ...57 4.5.3.Робототехника………………………………………………………………..… ..80 4.5.4.Изобретательство и рационализаторство……………………………….. … 92 4.5.5.Юные краеведы……………………………………………………………....... .138 4.5.6.Художественная лепка………………………………………………………… .157 4.5.7. Сәхнә көзгесе....................................................................................................... 170 4.5.8. Юный эколог……………………………………………………………………189 Раздел 5. Внутренние внешние связи Учреждения……………………………………....... 216 Раздел 6. Ресурсное обеспечение………………………………………………………..... …..217 6.1. Реализуемые дополнительные образовательные программы…………...... .217 6.2. Сравнительная информация о количественном составе детского контингента………………………………………………………………………………..….217 6.3. Возрастной состав…………………………………………………………….......218 Раздел 7. Кадровое обеспечение……………………………………………………..……… 218 7.1.Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………………..……218 7.2.Образование педагогических работников……………………………..……. .218 7.3 Квалификационная категория…………………………………………..……. .218 Раздел 8. Выводы и перспективы развития ЦВР………………………………..……………..219 8.1.Организация воспитательной деятельности………………………….….…. ….219 8.2.Перспективы развития ЦВР………………………………………….……………220 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности. Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся у него способности. Инновация - создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в жизни. Данная образовательная программа – многофункциональный документ, отражающий реальное состояние МБУ «Центр внешкольной работы» (далее по тексту Учреждение), в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его развития. Образовательная программа адресована для всех интересующихся делами нашего Учреждения. Пользуясь текстом программы, они могут узнать о реализации дополнительного образования в Муслюмовском муниципальном районе в условиях Учреждения. Программа деятельности образовательного учреждения МБУ «Центр внешкольной работы» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий концепцию деятельности учреждения, содержательную и организационную характеристики деятельности учреждения дополнительного образования, в том числе инновационную деятельность, региональный компонент в образовательной деятельности, работу с семьей, детскими и юношескими общественными организациями; проведение массовых мероприятий, содержательного досуга с детьми. Данная программа соответствует Типовому положению, то есть обеспечивает личностное развитие, создает условия для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе; предполагает формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении. Центр внешкольной работы разработал настоящую программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций. Раздел 1. Цели, задачи и методология организации деятельности ЦВР Центр внешкольной работы - многопрофильное учреждение дополнительного образования, занимающееся образовательной, воспитательной и досуговой деятельностью на основе реализации принципов педагогики искусства и личностно-ориентированной методологии. За время своего существования ЦВР стал одним из популярных дополнительных образовательных учреждений районе. На сегодняшний день учреждение насчитывает 140 воспитанников в возрасте от 8-и до 17-ти лет. Педагогический коллектив ЦВР - это высококвалифицированные педагоги, имеющие профессиональное образование, достаточный опыт практической деятельности, авторы и разработчики образовательных программ, обладающие большим творческим потенциалом. Концептуальные принципы деятельности ЦВР основываются на принципах гуманистической педагогики сотворчества, направленной на культивирование всевозможных форм творческой активности ребенка. В ЦВР сложилась педагогическая система, характеризующаяся структурой, позволяющей реализовать процесс подготовки детей школьного возраста в режиме внеучебной деятельности. Деятельность ЦВР основана на нормативно-правовых и регламентированных основах. Так, в Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. 1. Цель деятельности ЦВР Формирование общей культуры и личности обучающихся, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация воспитательных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, воспитание гражданственности, трудолюбия, формирование здорового образа жизни, развитие и совершенствование образовательного процесса, материально – технической базы, осуществление мер социальной поддержки обучающихся и работников Центра. 2. Задачи деятельности ЦВР
Ценность дополнительного образования, реализуемого в ЦВР, в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и способствует профессиональному самоопределению детей, реализации их сил, знаний, полученных в общеобразовательных учреждениях. Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Значимость дополнительного образования, реализуемого в ЦВР, состоит также в формировании у детей самосознания, ощущения ценности собственной личности. В процессе обучения в ЦВР ребенок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности. На основе теоретического осмысления основных проблем в сфере дополнительного образования избраны ориентиры, сформулированы концептуальные идеи развития ЦВР. В Центре существует многоуровневая система непрерывного дополнительного образования: приходя в школьном возрасте, ребенок продолжает занятия в творческих объединениях. Разноуровневость проявляется и в возрасте обучаемых, и в содержании образования, и в уровне освоения программ. Срок реализации образовательных программ от 1 года до 3 лет. Педагогический процесс в ЦВР протекает в форме совместного решения педагогом и ребенком творческих задач, заявленных в образовательных программах. Дополнительное образование в ЦВР включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей: - гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; -представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей; -трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности; -эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; -организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -воспитание в процессе обучения. Создание дополнительных пространств самореализации личности гарантирует предоставление детям возможности выбора:
Образовательная программа Центра определяет назначение дополнительного образования, а именно:
3. Задачи педагогов дополнительного образования ЦВР
11 .Адаптация их к жизни в обществе. 12. Формирование общей культуры. 13.Организация содержательного досуга. Структурирование системы непрерывного дополнительного образования позволяет рассматривать единое образовательное пространство как интеграцию систем непрерывного базового и непрерывного дополнительного образования. Основные этапы дополнительного образования: обучение, воспитание и развитие человека, учебная деятельность, практическая деятельность. Принципы дополнительного образования: дополнительность, непрерывность, системность, гуманизация, добровольность, конкурентоспособность, креативность, природосообразность, равенство образовательных способностей, параллельность, вариантность. Раздел 2. Предназначение учреждения дополнительного образования детей и средства его реализации Общая культура раздвигает границы возможностей личности, позволяет подростку самому искать ответы на волнующие вопросы и помогает точно найти свое место в жизни. А это, собственно, и есть главная задача всего Центра внешкольной работы - профессиональное ориентирование школьников в планировании своей будущей карьеры, а, значит, и верный выбор своего места в жизни. 2.1. Методологическая основа деятельности учреждения. Деятельность Центра детского творчества основывается на следующих принципах:
Учащимся прививается чувство любви к Родине, начиная с малой Родины, семьи. Главное - занятия, уроки в детских творческих объединениях и участие в массовых мероприятиях должны приносить детям радость от открытий, от новых умений, знаний.
Разнообразие направлений дает возможность детям развивать свои возможности и творческие способности.
Стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.
Оосознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
Создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования. Достижение выполнения миссии ЦВР предполагает:
Дополнительное образование сегодня - чрезвычайно важная и активно развивающаяся часть системы образования. В Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ определено, что под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид образования - самостоятельный и самодостаточный - школой он заменен не будет, так как чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые школа удовлетворить в полной мере не может. Школа и учреждение дополнительного образования - не конкуренты друг другу. Но можно определенно утверждать, что учреждения дополнительного образования компенсируют недостатки и противоречия школьного образования в целом, максимально расширяя возможности для личностной реализации детей школьного возраста. Понятие «дополнительное образование» можно раскрывать как процесс и результат личностно-ориентированной деятельности, направленной на освоение социального опыта самостоятельной познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности на основе усвоения систематизированной совокупности знаний, умений и навыков, находящихся за пределами государственных образовательных стандартов. Дополнительное образование детей можно рассматривать и как один из видов образования по выбору, как эффективное средство социального, а в последующем, возможно, и профессионального самоопределения учащихся. Центр внешкольной работы - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей. Особую ценность в дополнительном образовании имеет индивидуальное творчество ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы, через это открытие они открывают новые грани мира и находят свое место в нем. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного общеобразовательного, а именно: личностная ориентация образования; ярко выраженная профильность; практическая направленность; мобильность содержания образования; многофункциональность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентаци- онной функции через содержание учебного материала. Для решения основной цели деятельности учреждения важно определение некоторых концептуальных позиций. Во-первых, дополнительное образование должно носить опережающий характер и быть нацелено на воспитание целостной личности, потенциальных профессионалов будущего, людей высоконравственных, обладающих высокой культурой. Под опережающим дополнительным образованием следует понимать соответствие содержания образовательных программ современным тенденциям и перспективам развития культуры, науки, техники и технологии. Во-вторых, важным акцентом при реализации дополнительного образования выступает историчность. Это значит, что в содержании дополнительного образования должен делаться акцент на исторической доминанте, на истории познания мира и развития культуры, на месте человека в истории и культуре.
2.2. Концептуальные основания организации деятельности ЦВР. Программа строится на концепциях и идеях внешкольного воспитания,дополнительного образования детей, нашедших свое отражение в работах А.К. Брудного, Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедева, А.Б. Фоминой, С.Т. Щацкого, И.И. Фришман. Большое влияние на формулировку основных идей и подходов программы оказала концепция социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей Б.В. Куприянова, А.В. Мудрика. При определении педагогической целесообразности в основу разработки были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина); концепция развития дополнительного образования в общеобразовательном учреждении (Е.Б. Евладова); концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю.Синягина); ; совокупность идей о повышении квалификации педагогов дополнительного образования (И.В. Калиш); совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова); концепция государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев). Опираясь на работы вышеназванных авторов, можно предполагать, что деятельность учреждения дополнительного образования детей: - должна содействовать развитию воспитанников, в индивидуально приемлемом направлении и темпе, обретению индивидуальности через самоопределение и проектирование собственной жизни в профессиональной и (или) досуговой сферах; - выстраивается в логике от мотива включения в жизнедеятельность детского объединения, через включение в процесс освоения деятельности, к включению в социально-профессиональную или культурно-досуговую общность; вариативна и представляет собой реализацию форм «творческое объединение»». Таким образом, ведущей целью ЦВР является создание единого образовательно-воспитательного пространства в социуме, обеспечивающего развитие каждого ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Исходя из философии и основной цели программы, были сформулированы следующие задачи:
2.3. Ценностные приоритеты и основные тенденции развития ЦВР Ценностные приоритеты и основные тенденции развития дополнительного образования детей это - личностно-ориентированный подход как базовая ценностная ориентация в выстраивании взаимоотношения обучающихся и педагогов дополнительного образования, позволяющая воспитанникам достигать успешности и полноценного личностного развития. Вариативность образования обеспечивают образовательные программы в различных областях деятельности. Компетентность и сформированность мотивации учащихся в сфере самостоятельной, познавательной, трудовой и общественной деятельности, что позволяет им значительно успешнее многих сверстников входить в социум, наиболее полноценно используя собственный личностный потенциал. Открытость системы дополнительного образования для реализации проектов и программ воспитания и развития детей. В Центре сложилась развитая система поддержки детского творчества, основу которой составляют конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выставки, соревнования, турниры, практико- исследовательские конференции по различным направлениям деятельности. В Центре сложилась творческая педагогическая среда, привлекающая к работе с детьми ярких неординарных людей, многие из которых являются подлинными мастерами своего дела. Перечисленные характеристики свидетельствуют о том, что она достаточно развита, имеет достижения, на которые можно опираться при осуществлении модернизации образования. Мониторинг, проведенный Центром, показал высокий уровень востребованности дополнительного образования и обозначил перспективы развития. |
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» | Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Профессиональный модуль: пм. 01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | ||
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Пм подготовка машин, механизмов установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц | Программа развития информатизации муниципального образовательного... Рассмотрена и одобрена Утверждаю | ||
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з ... | Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – спо) 110809... | ||
Программа вступительного испытания по русскому языку Архангельск... Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г | Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – спо) 190631.... | ||
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – спо) 190631.... | Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее... | ||
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования (далее – спо) по профессии... | Фгбоу впо «ргутиС» Факультет сервисных технологий Кафедра технологий... Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Технологий в сервисе и туризме | ||
Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии среднего профессионального образования (далее... | Программа рассмотрена утверждаю и одобрена з Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по профессии среднего профессионального образования (далее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрена на заседании мо рассмотрена на педагогическом Утверждаю: директор лицея | Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры: «Истории и философии» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |