Скачать 1.5 Mb.
|
Министерство транспорта Российской федерации (Минтранс России) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петрбургский государственный Университет гражданской авиации» Социология Методические указания по изучению курса. Для студентов всех специальностей. Санкт-Петербург 2012 Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом университета Ш87 (03) Социология: Методические указания по изучению курса/ СПб ГУГА. С.-Петербург, 2012. Подготовлены в соответствии с программой курса «Социология», требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Содержат тематический план, программу курса, планы семинарских занятий и методические указания к ним, а также рекомендации по самостоятельной работе студентов, написанию рефератов (контрольных работ для студентов заочного факультета) и подготовке к сдаче зачёта. Библ. 17 назв. Составитель Э.В. Слюсарь, канд. ист. наук, доц. Рецензент М.Н. Майор, канд. филос. наук, проф. Университет гражданской авиации, 2012 Раздел 1. Тематический план
Раздел 2. Программа курса Введение Образовательно-профессиональная программа по дисциплине «Социология» по всем специальностям и специализациям, квалификация (степень) выпускника «специалист» составлена на основании типового учебного плана. Курс III Форма контроля занятий – зачет Семестр V
Настоящая программа отражает непрерывную профессиональную, правовую, общественную подготовку по социально-экономическим дисциплинам. Образовательно-профессиональная программа по дисциплине «Социология» по всем специальностям составлена на основании и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Целевая установка Преподавание дисциплины «Социология» должно быть направлено на изучение достижений мировой и отечественной социологической мысли, законов социального развития общества, его функционирования, теории и практики социального управления коллективами. В процессе преподавания социологии необходимо помочь студентам овладеть умением прогнозировать развитие событий, сформировать у них творческий подход к осмыслению принципов обновления общественных отношений; развить способность аргументированно и эффективно анализировать назревшие проблемы социального развития коллективов; научить самостоятельно, совершенствовать систему своих социологических знаний. В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - об истории социологической мысли, учениях, школах, направлениях и концепциях;
- об основных социальных процессах в обществе и социально- профессиональной сфере, в которой предстоит работать студенту по окончании вуза; ЗНАТЬ И УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
- формы социальных взаимодействий; понимать природу и виды, факторы и типы социального процесса (интеграцию, дифференциацию, мобильность, социальный конфликт, социальный консенсус); - специальные социологические теории (социологию труда, социологию личности, социологию права, социологию общественного мнения); ВЛАДЕТЬ: - основами социологического анализа, методикой проведения социологического исследования, обработки эмпирической социальной информации, обоснования своей гражданской, профессиональной и мировоззренческой позиции по проблемам социального развития общества, технологией быстрого поиска основных причин и обстоятельств социального напряжения, социального конфликта и предложения рациональных способов и путей их развития; ИМЕТЬ ОПЫТ:
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Дисциплина «Социология» играет важную роль в формировании системы научных взглядов и знаний студентов, их научного мировоззрения и методологической культуры мышления. Изучение социологии должно способствовать развитию у студентов стремления к творческому мышлению, овладению навыками самостоятельного анализа социальных явлений. Теоретическими и научными основами социологии являются труды выдающихся ученых-социологов прошлого: О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, М.Вебера, Р.Мертона, П.Сорокина и др., достижения современной зарубежной и отечественной социологической мысли. Дисциплина «Социология» изучается во взаимосвязи с дисциплинами гуманитарного профиля: философией, экономикой, правом, политологией, психологией, педагогикой и др. Социальные проблемы пронизывают сферы политики и экономики. Социология включает в себя изучение основ социологических знаний, а также вопросы организации и проведения социологических исследований всех сфер жизнедеятельности общества. В содержательном плане изучение социологии должно включать исследование следующих проблем: история становления и развития социологии; общество как социально-культурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образа действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения и обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект, взаимосвязь личности и общества; социальный статус личности и ролевые теории личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальные организации; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения, социальные конфликты и логика их разрешения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества и возможные альтернативы его развития в будущем; методика и методы социологического исследования. Занятия по социологии организуются на общеметодических принципах. Одним из важнейших видов занятий, составляющих основу теоретической и методологической подготовки студентов, являются лекции. Они имеют целью дать стройную систему научных знаний по дисциплине и должны читаться на высоком теоретическом и научно-методическом уровне, носить проблемный и диалоговый характер, раскрывать актуальные вопросы современной социологической мысли. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, тесно увязываться с непосредственными задачами будущих выпускников Университета гражданской авиации, отражать профессиональную направленность подготовки студентов. На семинарских и практических занятиях, которые проводятся по основным и наиболее сложным проблемам, преподаватели должны стремиться закрепить знания, полученные студентами в ходе лекций и самостоятельной подготовки. Особое внимание при этом необходимо обращать на развитие умений и навыков обучаемых, необходимых для практической деятельности. Семинар предполагает творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение докладов, фиксированные выступления. Обсуждение теоретических проблем следует тесно связывать с профессиональным предназначением выпускников, задачами реформирования общества, сохранения единства и целостности Российского государства, утверждения новых экономических и политических отношений, утверждения господства права в стране. На практических занятиях необходимо вырабатывать у студентов навыки проведения социологических исследований по наиболее актуальным проблемам жизни общества и трудовых коллективов. Особенности изучения данной дисциплины состоят в том, что в ходе учебного процесса возможно широкое применение вычислительной техники. Обработка данных социологических исследований на компьютерах формирует у студентов навыки инженерной культуры, быстрого поиска оптимальных вариантов, решения сложных как профессиональных, так и социальных проблем, возникающих в трудовом коллективе. Текущий контроль изучения дисциплины осуществляется путем индивидуальных контрольных собеседований, в ходе семинарских и практических занятий. Итоговый контроль по дисциплине - зачет. Оценка может быть снижена при серьезных недостатках в учебной деятельности, нарушениях трудовой дисциплины, норм общественной морали и нравственности. Студент допускается к сдаче зачета только после ликвидации всех задолженностей по курсу (наличие конспекта лекций по курсу, исправление на положительные всех полученных неудовлетворительных оценок на семинарах или контрольных работах). Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и зачету по дисциплине; формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых социологических знаний. Кафедра осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. В часы самостоятельной работы преподаватели проводят консультации со студентами для оказания помощи. При необходимости проводятся групповые консультации. ПРОГРАММА КУРСА |
Методические указания для контроля знаний по модульно-рейтинговой... Данные методические указания являются приложением к учебному пособию по английскому языку для студентов 1 курса всех специальностей... | Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | ||
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | Методические указания по курсу «Информатика» (материалы тестирования... Охватывают все разделы курса | ||
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей Культурология: рабочая программа, метод указания и контр задания для студентов всех специальностей идо / Сост. Т. А. Чухно, Н. А.... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов первого... Английский язык: Методические указания и контрольные задания для студентов первого | Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические указания к изучению курса для студентов очного отделения... Методические указания предназначены для студентов очного отделения, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция» и031001... | Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | ||
Методические указания для выполнения контрольных заданий для студентов... Методические указания предназначены для студентов I курса фдо инженерных специальностей. В методических указаниях содержатся контрольные... | Г. И. Мартынова Методические рекомендации к изучению темы «история... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Методические указания к выполнению лабораторной работы №11 для студентов... Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных... | ||
Волгоградский государственный технический университет Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Методические указания содержат обширный... | Методические указания по экологии для студентов заочного отделения... С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова.... |