Скачать 1.35 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Красноярского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2» Предметная (цикловая) комиссия специального дошкольного образования ПП. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ) ПРАКТИКА Методические рекомендации по специальности 050705 Специальное дошкольное образование (очная форма обучения) 2011 год
Введение В профессиональной подготовке студентов специальности «Специальное дошкольное образование» значимое место занимает производственная практика, цель которой связана с практической подготовкой специалиста к работе с детьми, как с сохранным развитием, так и с отклонениями в развитии с учетом современных требований образовательного процесса. Практика рассматривается в качестве интегрирующего компонента личностно-профессионального становления специалиста специального дошкольного образования. Это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, применения полученных знаний и умений в практической деятельности, возможность реализации творческого потенциала и самоопределения в профессии. Практическая подготовка позволит выпускам быть готовыми к профессиональной деятельности с различными категориями детей, родителями в образовательных учреждениях разного вида. Цель производственной (профессиональной) практики студентов: овладение первоначальным опытом профессиональной деятельности по специальности 050705 Специальное дошкольное образование. Задачи производственной (профессиональной) практики студентов: -закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения; -освоение системы профессиональных умений и навыков; -воспитание и развитие профессионально- значимых личностных качеств; Производственная (профессиональная) практика по специальности 050705 Специальное дошкольное образование включает следующие этапы практик:
Учебная практика организуется и проводится на всех курсах обучения студентов параллельно с изложением соответствующих разделов учебных дисциплин предметного цикла специальности. К учебной практике специальности 050705 Специальное дошкольное образование относятся: практика наблюдений за профессиональной деятельностью воспитателя дошкольного учреждения; практика показательных мероприятий, практика экскурсий. По результатам выполнения заданий учебной практики студент представляет отчёт преподавателям дисциплин по заданной форме. Учебная практика осуществляется в общеразвивающих ДОУ. Педагогическая практика организуется в ДОУ компенсирующего вида для детей с особыми образовательными потребностями (с отклонениями в развитии зрительного восприятия, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта). При прохождении педагогической практики в 5-6семестрах студенты осуществляют свою деятельность в этих же учреждениях; каждая подгруппа студентов проходит практическую подготовку в течение девяти недель, затем подгруппы меняются базами практик. Таким образом, в течение года каждый студент осваивает содержание педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии зрительного и слухового восприятия, с нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения интеллекта. Критерии оценки по практике: «не аттестация» выставляется за:
«удовлетворительно»:
«хорошо»:
«отлично»:
Отчетная документация прописана в рабочей программе « Производственная (профессиональная) практика» по каждому этапу и виду практики. В соответствии с учебным планом специальности производственная (профессиональная) практика проходит на протяжении трех лет обучения- шести семестров. Результат учебной практики - недифференцированный зачет, результат практики по профилю специальности и преддипломной практики- дифференцированный зачет.
Тема 1.1. Ознакомление с дошкольным образовательным учреждением – базой практики Задание для практической работы
Количество часов – 3 часа Цель: ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательной работы базового дошкольного образовательного учреждения, изучение особенностей его функционирования. Порядок выполнения практической работы Во время практики студенты посещают дошкольное образовательное учреждение – базу практики. В результате беседы с представителем администрации дошкольного образовательного учреждения знакомятся с особенностями их функционирования. Предварительно вы знакомитесь с вопросами, на которые вам необходимо получить ответы и заполнить паспорт ДОУ:
Студенты составляют паспорт дошкольного образовательного учреждения. Пример оформления паспорта ДОУ см. в приложении. Требования к содержанию отчета - необходимо заполнить паспорт учреждения по образцу. Контрольные вопросы
Тема 1.2. Изучение специфики труда воспитателя Тема 1.3. Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателя детей раннего и дошкольного возраста Задание для практической работы Изучение специфики профессиональной деятельности воспитателя детей раннего и дошкольного возраста Количество часов – 12 часов Цель: формирование представлений о том, что воспитатель - субъект образовательного процесса в детском саду; изучение особенностей профессиональной деятельности: виды труда, функции, ролевые позиции. Порядок выполнения практической работы По должностным инструкциям познакомьтесь с функциями воспитателя детей дошкольного возраста Обратите внимание на внешний вид воспитателя, помощника воспитателя и всех сотрудников детского сада. По результатам беседы с воспитателем запишите виды профессиональной деятельности, ролевые позиции и способы деятельности воспитателя детей дошкольного возраста Знакомясь с воспитателем группы, задайте им следующие вопросы: - Ваше имя, отчество. - Как долго Вы работаете воспитателем детского сада? Что побудило Вас стать воспитателем? - Любите ли Вы свою работу? - Есть ли у Вас специальное педагогическое образование? Если «да», то какое? - Помните ли Вы самый счастливый день своей работы с детьми? Чем он Вам памятен? - Был ли в Вашем педагогическом опыте случай, когда ребенок поставил Вас в затруднительное положение? Как Вы из него вышли? - Какие трудности Вы испытываете в своей профессиональной деятельности, с кем или чем они связаны? Есть ли способ их преодолеть? - Испытываете ли Вы чувство удовлетворения от своей работы? - Что Вы пожелаете студентам, решившим посвятить свою жизнь воспитанию детей? 5. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н.Я. Михайленко) по вопросам:
Сначала задание выполняется на группах раннего возраста, затем на группах дошкольного возраста. Требования к содержанию отчета – отчет предоставляется устно. Контрольные вопросы
Тема 1.4. Ознакомление с формами работы, способствующими созданию среды психологического комфорта для ребенка (праздники, вечера развлечений и т. д.) Задание для практической работы Проанализируйте состояние развивающей среды в одной из групп для детей от 3 до 7 лет, используя предлагаемые критерии. Количество часов – 6 часов Цель: ознакомление студентов с особенностями построения комфортной и безопасной среды развития детей в ДОУ, реализующих вариативные образовательные программы; развитие аналитических способностей Обеспечивающие средства Дуброва В.П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998. Порядок выполнения практической работы
1 балл - не соответствует критерию; 2 балла - частичное соответствие критерию; 3 балла - полностью соответствует критерию. Напротив каждого критерия карандашом проставьте одну из цифр (1, 2, 3) соответствующую состоянию материально-технических и медико-социальных условий. После выполнения задания каждой группой студентов (2-3 человека) проведите коллективное обсуждение полученных материалов. Критерии оценки создания развивающей среды для детей от 3 до 7лет. См. Дуброва В.П., Милашевич Е. П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
Требования к содержанию отчета - коллективное обсуждение полученных результатов. Контрольные вопросы В чем особенности оформления интерьера групповых помещений ДОУ и участка для разных возрастных групп, чем это обусловлено? Тема 1.5. Ознакомление с системой дошкольного образования г. Красноярска Задание для практической работы Изучить систему дошкольного образования г. Красноярска. Количество часов – 8 часов Цель: ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательной работы различных типов и видов дошкольных образовательных учреждений, изучение особенностей их функционирования. Обеспечивающие средства Алгоритм выполнения задания. Порядок выполнения практической работы Во время практики студенты посещают дошкольные образовательные учреждения различных типов и видов, таких, как:
В процессе беседы с представителями администрации ДОУ, студенты знакомятся с особенностями их функционирования, встречаются с администрацией. Предварительно их знакомят с вопросами, на которые они должны будут ответить и заполнить паспорт ДОУ:
Пример оформления паспорта ДОУ дается в приложении 1. Составьте схему видов дошкольных образовательных учреждений. Требования к содержанию отчета – составление схемы видов дошкольных образовательных учреждений. Контрольные вопросы Чем обусловлена специфика режима работы различных видов ДОУ? Каково содержательное различие образовательных программ ДОУ? |