Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/20
Дата публикации03.04.2014
Размер2.97 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Преподаватели кафедры социальных дисциплин ТОГИРРО и преподаватели курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) г. Тобольска приняли участие в состоявшейся 6 марта 2013 г. в Кургане Всероссийской научно-практической конференции «Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в образовательных учреждениях в 2012/13 учебном году: опыт, проблемы и перспективы». Конференция прошла на базе Курганского областного государственного Института развития образования и социальных технологий.  

Конференция проходила в очно-дистанционном режиме, поэтому через видеоконференцсвязь в ней смогли принять участие также педагоги северных регионов страны: городов Тюмени, Тобольска, Лангепаса, Салехарда и др. В работе конференции приняли участие руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образования и методических служб, руководители и педагоги образовательных учреждений различных типов и видов, представители общественных и религиозных организаций.

С  идеей проведения конференции выступила Академия повышения квалификации работников образования (г. Москва). Исполняющая обязанности ректора Академии Светлана Леонидовна Тетерина подвела итоги координационной деятельности академии по научно-методическому сопровождению преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях РФ. При определении места проведения было учтено то, что в Курганской области накоплен опыт успешной апробации курса ОРКСЭ, по итогам которой Курганскому Институту развития образования и социальных технологий был присвоен статус федеральной стажировочной площадки.

Представляемый сборник материалов, изданный по итогам конференции, обобщает опыт преподавания курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Курганской, Тюменской и Челябинской областей, Алтайского края, Ханты-мансийского и Ямало-ненецкого автономных округов, городов Москвы, Кемерово, Тобольска, Тюмени.

Авторы раскрывают опыт взаимодействия образовательных учреждений с организациями Русской Православной Церкви, показывают методику оценивая образовательных достижений учащихся в условиях безотметочной системы курса ОРКСЭ, освещают  организацию экскурсионной работы по новому предмету на базе местных краеведческих и художественных музеев, анализируют развитие профессиональных компетенций преподавателей ОРКСЭ и многие другие актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Материалы сборника имеют практико-ориентированный характер и оказывают большую информационно-методическую поддержку в преподавании курса ОРКСЭ в 4-м классе современной общеобразовательной российской школы.

Пиманова Л.А., к.и.н., доцент, куратор преподавания курса  ОРКСЭ в ТОГИРРО
I. Реализация курса «основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Т.В. Соловьёва,

методист по истории, обществознанию

БОУ «ИПКиППРО РА», г. Москва, РФ
Формами организации методической работы в школе, районе являются профессиональные объединения педагогов – методические объединения. Методическое объединение учителей ОРКСЭ – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей, развитие их компетенций. Методическое объединение возглавляет руководитель (председатель) из числа учителей, который:

– имеет высокую профессиональную категорию и высокие результаты профессиональной деятельности;

– прошёл курсы повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ;

– пользуется уважением своих коллег-предметников, учителей и администрации школы, района;

– обладает высоким психолого-педагогическим тактом, коммуникативной культурой;

– организует образовательный процесс на основе педагогики сотрудничества и системно-деятельностного подхода.

Руководитель методического объединения назначается ежегодно приказом образовательного учреждения или районного (городского) отдела образования в начале учебного года. Учитель же обязан быть членом предметного методического объединения. Если его не устраивает общение с коллегами по предмету или он испытывает дискомфорт, учитель должен иметь возможность уйти в другое профессиональное объединение. Но это должно быть прописано в локальных актах школ, районных (городских) отделов образования.

Одним из важных направлений работы методического объединения школы, района, города по курсу ОРКСЭ является постоянное совершенствование педагогического мастерства педагогов через систематическую работу. Исходя из того, что курс ОРКСЭ – новый предмет, то задачами деятельности методических объединений учителей ОРКСЭ являются:

1. Изучение Закона Российской Федерации «Об образовании» в новой редакции, Федерального образовательного стандарта начального и основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», основных федеральных, региональных нормативных документов по курсу ОРКСЭ.

2. Изучение концептуальной и методической основы содержания курса ОРКСЭ.

3. Организация методического сопровождения профессиональной деятельности учителей ОРКСЭ.

4. Знакомство с методами, приёмами, технологиями обучения, формами взаимодействия педагога и младшего школьника по курсу ОРКСЭ.

5. Проведение мониторинговых исследований по введению и преподаванию данного курса, созданию условий для деятельности учителей ОРКСЭ, по выбору модулей курса, работе с родителями, общественностью.

6. Систематизация, обобщение передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики, работы учителей по преподаванию курса ОРКСЭ.

7. Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.

В содержание деятельности методических объединений входит обсуждение приёмов, технологий, методов обучения детей по курсу ОРКСЭ, изучение теоретических вопросов, диссеминация опыта работы педагогов данной категории. Формами работы методических объединений являются практикумы, заседания круглого стола, конференции, семинары, выпуск брошюр, всеобучи по сложным темам и вопросам, касающихся преподавания ОРКСЭ и введения ФГОС в образовательный процесс, в том числе формирования портфолио учителя и ученика. В связи с тем, что обществу требуется в настоящее время новый учитель, а курс ОРКСЭ – новый предмет, профессиональный рост учителя как субъекта личностной самореализации в подготовке к преподаванию данного курса является очень важным моментом.

Правильно организованная методическая работа, через деятельность методических объединений, направляется на создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции учителя, обучающего «фронтально», на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора. Методическая работа становится средством повышения компетенции учителя и средством его профессионального роста. Но практика показывает, что изучение вопроса организации методической работы по курсу ОРКСЭ в школе, районе, городе продолжает разворачиваться в основном в форме повышения квалификации на курсах и путём самообразования учителей. Методические объединения играют слабую роль для педагога, не везде они творчески действуют, в основном из-за нехватки нужных знаний у представителей администрации районных отделов образования, администрации школ, которые не обучались методике преподавания курса ОРКСЭ, но в тоже время выполняют контролирующую роль.

Методические объединения должны решать трудные и для педагога, спорные вопросы по работе с конфессиями, с родителями, общественностью, по методике преподавания курса ОРКСЭ.

На этапе планирования для успешной деятельности методических объединений нужно учитывать и рассматривать опыт работы по введению курса ОРКСЭ в различных регионах, приглашать на заседания методических объединений представителей разных религиозных конфессий для рассмотрения вопросов по теории и практике преподавания разных модулей курса ОРКСЭ.

Деятельность методических объединений зависит от интенсивности инновационной деятельности каждого педагога, администрации школ, районных отделов образования и прохождения ими специального обучения. Это приведёт к качественным изменениям и росту профессионального мастерства учителей. Важно выстроить методическую деятельность учителей в правильном направлении. Методическая работа – это деятельность, в процессе которой происходит не только повышение квалификации педагогов, их мастерства, но создаётся единая система работы по предмету.

Учитель должен выстроить свою работу так, чтобы ученики были вовлечены в исследовательские проекты, практические занятия, в ходе которых они научатся логически мыслить, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В соответствии с этим, одним из механизмов обновляющейся методической работы, создающей условия для повышения профессионального мастерства учителя, сегодня является развитие сетевого взаимодействия педагогов через Интернет. Важно научить педагогов не замыкаться в своей индивидуальной работе, а иметь выход на общение через организацию информационно-методической поддержки педагогов всего района, республики, страны с использованием различных Интернет-технологий. В план заседаний методических объединений нужно вводить больше практических занятий, стажировок, используя опыт педагогов в данном направлении, что позволит решить многие методические, теоретические, практические проблемы. Благодаря участию в онлайн-заседаниях, учитель развивает в себе профессиональную компетентность, которая важна для выполнения требований ФГОС второго поколения. В условиях модернизации системы образования происходит процесс обновления работы методических объединений, в плане работы которых обязательно должны быть мероприятия, связанные с обновлением содержания образования в рамках ФГОС второго поколения, позволяющие ученику самостоятельно добывать информацию.

В связи с этим, одним из направлений деятельности методических объединений является изучение и  внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий (личностно - ориентированных, проектных, информационных, групповых и т. д.). Именно профессиональный уровень учителей ОРКСЭ, наличие инновационных технологий, работа над проблемами, существующими в образовательном пространстве, определяют качество образовательного процесса, его динамику и перспективы развития.

Вся планомерно организованная работа методических объединений способствует повышению квалификации учителей ОРКСЭ, ориентирует деятельность на удовлетворение конкретных интересов родителей (законных представителей) и учащихся, выполняет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяющих достичь большего удовлетворения в педагогическом труде.
Управление процессом введения учебного курса «Основы религиознЫХ культур и светской этики»
С.В. Арещенко, преподаватель

ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования»,

г. Кемерово, РФ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», для реализации которой в 4-м классе разработан новый предмет – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).

Преподавание учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012/2013 учебного года осуществляется во всех государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Знакомство обучающегося с религиозными культурами и основными положениями этического учения соответствует принципам свободы совести и вероисповедания. Таким образом, реализуется право школьников на свободный выбор мнений и убеждений.

С целью выполнения поручения Президента Российской Федерации от 2.08 2009 № ПР-2009 о введении с 2012 года курса ОРКСЭ в субъектах РФ органами исполнительной власти различного уровня осуществляется ряд мер: проводятся обучающие курсы и семинары, разрабатываются локальные акты, информируется общественность и т.д. Можно выделить три основных направления деятельности по введению курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ: нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное. Данные направления работы реализуются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне общеобразовательного учреждения.

Нормативно-правовое обеспечение курса ОРКСЭ предполагает наличие международных документов, определяющих права и обязанности граждан при решении мировоззренческих вопросов. Здесь речь идет о таких документах, как Декларация прав человека, Международная конвенция о правах ребенка, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

На уровне законодательства Российской Федерации можно выделить ряд документов, регламентирующих положение учебных предметов по религиозным культурам в учебном плане школы. К документам подобного типа можно отнести Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются: поручение Президента Российской Федерации от 2.08.2009 № Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ; распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р; приказ Минобрнауки от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р.; приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 № 1312: «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р.

Каждая школа на момент введения курса ОРКСЭ должна иметь ряд локальных актов: об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках образовательной программы общеобразовательного учреждения (ОУ) и образовательной программы начального общего образования (НОО); о количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп из классов одной параллели и из 4 классов различных близлежащих ОУ); о внесении изменений в методику формирования системы оплаты и в положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в ОУ на основе принципа нормативного подушевого финансирования при введении комплексного курса ОРКСЭ и т.д.

Информационное сопровождение учебного курса включает ряд мер по информированию общественности о курсе ОРКСЭ в средствах массовой информации и Интернете. С этой целью создаются сайты, блоги и форумы для учителей ОРКСЭ. На федеральном уровне таким источником информации является сайт www.orksу.org.

На региональном уровне информирование о новом предмете осуществляется через СМИ и Интернет. О введении курса ОРКСЭ регулярно размещается информация на Едином образовательном портале Кузбасса и сайте
КРИПКиПРО. Учителя основ религиозных культур и светской этики имеют возможность оставить свой отзыв, комментарий или вопрос на форуме ipk.kus -edu.ru/forum2. Название рубрик на подобных интернет-ресурсах соответствует запросам педагогов-практиков. Среди наиболее часто встречающихся вопросов следующие: «Преподавание религиозных культур или религии?», «Как будет осуществляться выбор модуля родителями?», «Будет ли осуществляться взаимодействие с религиозными конфессиями?», «Отметочная или оценочная система по ОРКСЭ?», «Какой учебник лучше?» и др.

Важным этапом в процессе введения курса ОРКСЭ является подготовка педагогических кадров. Данный вопрос стоит тем более остро, что курс ОРКСЭ является новым для ОУ предметом. С целью подготовки учителей ОРКСЭ регулярно проводятся наборы на курсы повышения квалификации Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) (г. Москва), Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования
(КРИПКиПРО) (г. Кемерово). Так, на базе КРИПКиПРО обучено 927 учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ по образовательной программе повышения квалификации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания в условиях реализации требований ФГОС общего образования» (объем курса: от 72 до 144 часов). Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации и ведущих данный предмет в 2012/2013 учебном году, составляет 777 человек.

В Кемеровской области к преподаванию курса привлекаются различные специалисты: учителя начальных классов (396 чел.), учителя истории и обществознания (105 чел.), учителя русского языка и литературы (88 чел.), а также учителя других предметов (МХК, музыка, изобразительное искусство и т. д.), всего 188 человек. Реализуют (преподают) 2 и более модулей курса 75 % от общего числа преподавателей ОРКСЭ.

Большое внимание уделено подготовке тех, кто должен осуществлять консультативную, методическую помощь в процессе введения и реализации курса ОРКСЭ. На базе АПКиППРО обучено 13 тьюторов из Кемеровской области, на базе КРИПКиПРО – 101 тьютор. Учителя и методисты, прошедшие специальную подготовку, проводят консультации для учителей, родителей; организуют и проводят семинары, транслируют опыт на мероприятиях регионального уровня.

Регулярными являются семинары, конференции, лектории. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проведены собрание-совещание, интернет-конференция, Всероссийская научно-практическая конференция.

С февраля 2012 года на базе КРИПКиПРО работает лекторий для представителей родительских комитетов по теме «Основы религиозных культур и светской этики». В результате осуществляется информирование родительской общественности о курсе, а также проводится подготовка родителей к выступлению на муниципальных и общешкольных родительских собраниях.

Вопросы организационно-, учебно- и научно-методического сопровождения обсуждаются на постоянно действующих и проблемно-ориентированных семинарах.

Во всех субъектах РФ введение курса ОРКСЭ осуществляется с учетом опыта территорий-участников апробации. Так, на базе КРИПКиПРО 5–7 июня 2011/2012 учебного года состоялся семинар «Содержательные и методологические аспекты преподавания комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”» для учителей социально-гуманитарного цикла, осуществляющих работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при участии преподавателя из г. Томска.

В процессе введения курса ОРКСЭ важной составляющей является обеспеченность учителей учебными пособиями. На начало 2012/2013 учебного года школы Кемеровской области укомплектованы учебниками. Предварительно на все учебники по ОРКСЭ из федерального перечня были составлены экспертные заключения. По рекомендации департамента образования и науки Кемеровской области к использованию в общеобразовательных учреждениях предложены учебники издательств «Дрофа» и «Просвещение».

Для сбора и распространения уже имеющегося опыта активно используются резервы методического объединения учителей основ религиозных культур и светской этики и базовых площадок по апробации учебных пособий по ОРКСЭ.

С 1 сентября 2012/2013 учебного года при КРИПКиПРО работает региональное методическое объединение учителей (РМО), преподающих дисциплины духовно-нравственной направленности. Членами РМО осуществляется формирование методической базы к курсу ОРКСЭ.

На территории Кемеровской области определено 5 базовых площадок по апробации учебных пособий к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в городах Мариинске, Таштаголе, Междуреченске, Новокузнецке и Кемерово. На базе школ осуществляется консультирование учителей ОРКСЭ, проводятся семинары, мастер-классы, открытые уроки.

В течение 2011/2013–2012/2013 учебных годов организованы и проведены мониторинговые исследования с целью сбора информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах РФ. Так в 2011/2012 учебном году организованы и проведены мониторинги о выборе модулей и о готовности области к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. Собраны и обобщены данные о выборе родителями обучающихся 3-х классов (2011/2012 учебный год) модулей комплексного курса ОРКСЭ с целью их изучения обучающимися в 2012/2013 учебном году. По данным мониторинга родители сделали выбор в пользу следующих модулей: «Основы светской этики» – 16 409 человек; «Основы православной культуры» – 6 917 человек; «Основы мировых религиозных культур» – 4 036 человек; «Основы исламской культуры» – 23 человека, «Основы буддийской культуры» – никто не выбрал, «Основы иудейской культуры» – 1 человек.

В августе 2012 года был проведен опрос среди директоров, учителей, родителей о готовности ОУ Кемеровской области к введению курса ОРКСЭ. На вопрос о наличии в ОУ команды по вопросам внедрения курса ОРКСЭ, методического объединения учителей ОРКСЭ 85% опрошенных руководителей ОУ ответили утвердительно; 50% опрошенных этой же категории указали в анкетах на трудности при работе с родителями. По данным опроса все школы имеют учебники и рабочие программы по курсу ОРКСЭ.

Указали на наличие в своих рабочих программах по ОРКСЭ регионального компонента 76% учителей, принявших участие в опросе, что позволяет говорить о новом предмете как об этнокультурной составляющей духовно-нравственного воспитания школьников.

Важным в этой связи является и мнение родителей. Были ознакомлены с содержанием и условиями введения курса ОРКСЭ 87% родителей, которые приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий. По итогам первого полугодия 94% из них считают курс значимым для формирования личности ребенка.

Анализ уже проведенной работы указывает на ряд аспектов, требующих детальной проработки. Так, непрерывным должен быть процесс подготовки учителей к преподаванию курса ОРКСЭ в 2013/2014 учебный год. Многими уже обученными учителями отмечается недостаток знаний для ведения курса ОРКСЭ. Педагоги лишь частично обеспечены методическими материалами и пособиями по курсу.

С целью удовлетворения запросов учительской аудитории ежеквартально осуществляется сбор информации об учителях, нуждающихся в курсах повышения квалификации; по заявкам из муниципальных территорий организуются внеплановые курсы; осуществляется сбор, систематизация и доработка методических материалов, составленных учителями ОРКСЭ, методическое сопровождение учителей, прошедших курсовую подготовку, через систему ежемесячных семинаров.

Курс ОРКСЭ не только знакомит с основными нормами светской и религиозной морали, дает понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, но и способствует осознанию значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, ценности человеческой жизни. Управление процессом введения подобного предмета в образовательную программу общеобразовательной школы сопряжено с рядом сложностей, в том числе и мировоззренческой закрытостью общественности к пониманию истинных задач курса. Поэтому первоочередной задачей является работа с семьями обучающихся с целью их подготовки к принятию нового предмета и выбору одного из 6 модулей в рамках курса.
Интегральная технология тьюторского сопровождения учителей, внедряющих курс

«Основы религиозных культур и светской этики»
Н. Н. Ушакова,

ученый секретарь ГАОУ ДПО ИРОСТ,

доцент, к.п.н, г. Курган, РФ
Президентская национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет новые задачи повышения профессионализма педагогов, разработку моделей реформирования системы повышения квалификации педагогических кадров. Исследования запросов педагогов, внедряющих курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в образовательных организациях Курганской области, г. Ноябрьска (ЯНАО), г. Когалыма (ХМАО), г. Нефтеюганска (ХМАО), г. Сургута (ХМАО), г. Лангепас (ХМАО), показали, что чаще всего они выдвигают к содержанию образовательной программы повышения квалификации следующие требования: новизна информации, ее актуальность, практическая значимость, компактность. По мнению учителей, традиционно используемые формы повышения квалификации (лекции, практические занятия) направлены на максимальное усвоение информации, но не всегда способствуют развитию творческого мышления, самостоятельного приобретения новых знаний. В условиях внедрения интегрированного курса ОРКСЭ необходимо было найти новую технологию обучения, способную активизировать обучающихся, перевести их из пассивных потребителей учебной информации в творческих соучастников получения новых знаний. При ориентировке на изменения в современном образовании и систему задач в профессиональной деятельности преподавателя курса ОРКСЭ, возможно внедрение интегральной технологии тьюторского сопровождения учителей, внедряющих данный курс.

Интегральная технология в большей степени соответствует тьюторскому сопровождению учителей, внедряющих курс ОРКСЭ, т.к. предполагает выяснение специфики гуманитарной мысли, направленной на понимание чужих смыслов, выявление их значения с целью овладения ими как единой логикой культуры. Эта технология способствует толерантности мышления, диалогу культур, разнообразию эстетических вкусов, уважению к непохожим друг на друга культурным достижениям прошлого и настоящего, учит приемам интеграции, проявлению эмпатии, умению видеть и находить возможности компромиссов в конфликтных ситуациях.

Интегральная технология рассматривалась в исследованиях И.Д. Зверева, В.П. Максимовой, В.С. Безруковой, А.Э. Багдасарова, А.С. Границкой, В.В. Гузеева, В.А. Разумного и других авторов. В развитии и становлении педагогической интеграции как теоретической и методологической проблемы отмечаются следующие тенденции:

1) В.С. Безрукова рассматривает интеграцию со строго системных позиций, в контексте множественных классов связей, типологий.

2) А.Э. Багдасаров понимает интеграцию как связь с эстетикой, с образно-чувственным мышлением и видит в интеграции явление нетрадиционного метода обучения и воспитания будущего поколения.

3) В.А. Разумный рассматривает технологию гуманитарного образования на основе изучения интегрированного культуроведческого комплекса и методологии диалога культур.

4) В.В. Гузеев справедливо подчеркивает, что необходима интегральная образовательная технология, которая базируется на идеологии укрупнения дидактических единиц, трехуровневого планирования результатов обучения в виде систем задач, проектирования образовательного процесса на основе психологических закономерностей и использования целостного комплекса средств обучения с особой ролью компьютеров, которая использует весь набор методов обучения и широкий спектр организационных форм занятий.

Интегральная технология имеет следующие основания:

а) необходимость интенсификации форм повышения квалификации учителей, внедряющих курс ОРКСЭ;

б) интегрированное преподавание модулей курса ОРКСЭ, основанного на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, мировой культуры и уважении к ним;

в) трактовка явлений мировой культуры как диалога культур, подготовка субъектов образования к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

г) аксиологический подход к преподаванию курса ОРКСЭ;

д) ориентация на творческое развитие обучающихся.

Технологический процесс состоит из следующих этапов:

- вводное повторение (основная форма - беседа);

- изучение материала основного объема (форма – лекция, дистанционная форма обучения);

- тренинг-минимум (формы – практические занятия, самостоятельная работа);

- изучение материала дополнительного объема (в форме семинара-практикума);

- оценочный (форма - рефлексия).

Логическая структура учебного процесса, реализуемая в контексте интегральной технологии является развитием цельноблочных подходов к проектированию учебной темы. Минимальной единицей учебного процесса в ней является блок занятий, которые обеспечивают предметное и личностное развитие обучающихся через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации. Создана система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом обучения.
Структура блока занятий интегральной технологии


Вводное повторение

Изучение нового материала обязательного объема

Закрепление

Изучение нового материала дополнительного объема

Обобщающее повторение

Оценивание


Процесс обучения учителей в условиях тьюторского сопровождения индивидуальный и дифференцированный, позволяющий гибко реагировать на их профессиональные запросы, формировать позитивные профессиональные установки, актуализировать личностный потенциал развития. Особенность деятельности тьютора заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу. Интегральная технология тьторского сопровождения учителей, внедряющих курс ОРКСЭ, состоит из следующих этапов: ориентационный, активизирующий, оценочный.

Ориентационный этап: выявление ожиданий учителя в отношении повышения квалификации; соотношение их с возможностями курсов и самого обучающегося, выбор формы сопровождения (индивидуальная, групповая); определение актуального направления для профессионального саморазвития. Происходит смена мотивации, т.к. изменяются цели и потребности учителя, который пытается определить свои профессиональные проблемы и выбрать необходимую ему форму поддержки или научно-методического сопровождения. Это могут быть консультации, тренинги, мастер-классы, семинары или научно-методическое сопровождение тьютора. Роль тьютора на данном этапе является ведущей. Основные направления деятельности: диагностика, анализ, проектирование.

Активизирующий этап: активное вовлечение в педагогическую деятельность; изучение нового материала в лекционной форме (дистанционно), закрепление изученного в форме тренинга. Предназначен для отработки до автоматизма умений решать ключевые задачи, изучение материала дополнительного объема в форме семинара, обобщающее повторение в форме консультации. Данный этап предполагает расширение границ профессиональной компетентности, переход от репродуктивных способов овладения педагогическим опытом к продуктивным, повышение инициативы и самостоятельности учителя в процессе освоения программы повышения квалификации с тюторским сопровождением. Основное действующее лицо на данном этапе – учитель, повышающий свою квалификацию. Роль тьютора – организационная, консультационная, оценочная. Основные направления деятельности: соотнесение с программой повышения квалификации, предварительное оценивание результативности, коррекция. Этап отличается активностью и самостоятельностью обучающегося, установлением взаимосвязей между элементами содержания и построением целостного понимания изучаемой области.

Коррекционно-оценочный этап: диагностика сформированных умений, составление программы коррекционных действий, уточнение доли участия тьютора в ее реализации. Учитель и тьютор на данном этапе оценивают степень реализации поставленной цели, уровень удовлетворенности учителя процессом и результатом обучения, определяют содержание дальнейшей образовательной траектории учителя. Для успешного управления деятельностью обучающихся необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого обучающегося. Следовательно, на каждом семинаре-практикуме необходимо проводить контроль на предмет достижения обучающимися тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да – нет, достиг – не достиг, 0 – 1. Для отображения результатов таких работ целесообразно использовать таблицу мониторинга успешности – матрицу успешности.


Список учителей

Минимум

Средний уровень

Высокий уровень

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

А

1
















0

0

1



















Б

1
















0

0

0



















В

0

1
















0

0



















Г

1
















1
















1







Д

0

1
















0

1




















Общие правила оценивания:

  1. Проверяем то, чему учили. Обучающийся получает задание того уровня, над достижением которого он работал.

  2. Никто не становится хуже. Обучающийся никогда не получит задания более низкого уровня, чем то, над которым он уже работал, до конца данного блока занятий.

Систематизируем этапы интегральной технологии тьюторского сопровождения учителей, внедряющих курс ОРКСЭ, в таблице 1.

Таблица 1

Этапы тьюторского сопровождения

Основные направления деятельности

Формы сопровождения

Роль учителя

Роль тьютора

Ориентационный этап


выявление ожиданий учителя в отношении повышения квалификаци; выбор формы сопровожде-

ния; смена мотивации; вводное повторение

консультации, диагности-

ческое анкетирование

диагностика, анализ, проекти-

рование

ведущая роль: диагностика, анализ, проектирование

Активизирующий этап


расширение границ профес-сиональной компетент-ности учителя; повышение инициативы и самостоя-тельности учителя в процессе освоения программы ПК

лекции в дистанционной форме,

консультации, тренинги, мастер-классы, семинары, педагогическое проектирование

ведущая роль: активность и самостоя-тельность обучающегося, установление взаимосвязей между элементами содержания программы ПК, построение целостного понимания изучаемой области

организа-

ционная, консульта-ционная, оценочная

Коррекционно-оценочный


диагностика сформирован-ных компетент-ностей, составление программы коррекционных действий, уточнение доли участия тьютора в ее реализации

консультации, тренинги, рефлексия, анкетирование

самоанализ: оценивает степень реализации поставленной цели, уровень удовлетворен-ности процессом и результатом обучения

оценивает, определяет содержание дальнейшей образовательной траектории учителя


Интегральная технология тьюторского сопровождения учителей, внедряющих курс ОРКСЭ, позволяет соединить в единое, цельное, интегральное (что и породило ее название) такие педагогические направления как:

- укрупнение дидактических единиц (блочно-модульное построение образовательного процесса);

- планирование результатов обучения (уровневость и диагностичность планируемых результатов);

- психологизация образовательного процесса (построение логической структуры образовательного процесса на основе использования ведущей деятельности и мотивации обучающихся);

- компьютеризация;

- построение занятий таким образом, чтобы учителя на практике могли овладеть методами проблемного, критического мышления, мыслительного поиска, диалоговых способов мышления, а затем перенести их на свои уроки. В образовательную практику вводятся уроки-беседы, уроки-дискуссии, философские чтения, уроки-размышления, уроки-пресс-конференции и др.
Литература

        1. Агаркова, Е.И. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей   // Методист. - 2009. - № 8. - С.14-17.

        2. Безрукова, В.С. Проективная педагогика. /В.С. Безрукова. - Екатеренбург: Деловая книга, 1996.-344с.

        3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

        4. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев.- М.: Знание, 1995.- 135 с.

        5. Дудчик, С.В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт   // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С.82-88.

        6. Разумный, В.А., Драматизм бытия, или Обретение смысла/ В.А. Разумный. – М.: Изд-во «Пихта», 2000. – 406 с.

        7. Ушакова, Н.Н. Интегральная технология в гуманитарном образовании (учебное пособие). - Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2009. – 72 с.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск