Рассмотрено
Руководитель ППМ
МАОУ СОШ №44
города Тюмени
___________Г.Ю. Коробицына
Пр. №1 от. «__» __________2013г.
| Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_____________ В.А. Буянова
«__» _______________2013г.
| Утверждаю
ДиректорМАОУ СОШ №44
города Тюмени
___________ Н.Н. Ганненко
«__» _______________2013г.
|
Рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
(уровень: базовый)
Учитель Буянова Вера Анатольевна,
высшая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения)
|
.
2013/2014 учебный год
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
Класс2б
УчительБуянова В.А.
Количество часов
Всего 170 час; в неделю 5час.
Плановых контрольных уроков - 6, р/р - 6, списываний - 3, проверочных работ – 7.
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку ОС «Школа 2100»в соответствиистребованиямиФедеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщего образованияиобеспеченаУМКдля1–4кл.,авторовР.Н.Бунеева,Е.В. Бунеевой,О.В.Прониной,О.В.Чиндиловойидр.
УчебникБунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб. – М. :Баласс ; (Образовательная система «Школа 2100», 2011-2012г.)
Дополнительная литература
Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М. :Баласс, 2012-2013. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-й класс. Вар. 1 и 2. – по 32 с. – Изд. 2-е, перераб.
Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Баласс, 2010. — 256 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Комиссарова Л.Ю.Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся.– Изд. 2-е, перераб. – 128 с., ил.
Пояснительнаязаписка
Языкпо своей спецификеисоциальнойзначимости–явление уникальное:онявляется средствомобщенияивоздействия,средством храненияиусвоениязнаний,средоточиемдуховнойкультуры народа,основной формойпроявлениянациональногои личностногосамосознания и, наконец, первоэлементомхудожественнойлитературыкаксловесногоискусства.Всилу этогообстоятельстваязык имееттолькоему присущийстатуссреди других школьныхпредметов.
Курс русского языка вначальной школе – часть единогонепрерывногокурсаобучения,поэтомуонориентированнапредметицели обучениярусскомуязыкувосновнойшколе.Предметомобученияв основнойшколеявляетсясовременныйрусскийлитературныйязык вегореальномфункционировании.
Назначениепредмета«Русскийязык» вначальной школе состоит в том, чтобы заложитьоснову формирования функциональнограмотнойличности,обеспечитьязыковоеиречевое развитиеребёнка,помочьемуосознатьсебяносителемязыка.
Цель определяетсякак развитиеличностиребёнкасредствами предмета«Русскийязык»,аименно
–формированиеуучащихсяпредставленияоязыкекак составляющей целостнойнаучнойкартинымира;знаково-символическогои логическогомышлениянабазе основныхположенийнаукиоязыке (познавательнаяцель);
– формированиекоммуникативной компетенции(социокультурная цель).
Всоответствиисэтойцельюставятсязадачи:
1)развитие удетей патриотическогочувствапоотношениюкродному языку:любви иинтересакнему,осознанияегокрасотыиэстетическойценности,гордостииуважениякязыкукакчастирусской национальнойкультуры;
2)осознаниесебяносителемязыка,языковойличностью,котораянаходитсявпостоянномдиалоге(черезязык исозданныенанёмтексты)смиромиссамимсобой;
3)формирование удетей чувстваязыка;
4)воспитаниепотребностипользоватьсявсем языковымбогатством(азначит,ипознаватьего), совершенствовать своюустнуюиписьменнуюречь,делатьеёправильной,точной,бога-той;
5) сообщение необходимых знаний иформирование учебно-языковых,речевыхиправописныхуменийинавыков,необходимыхдля того, чтобыправильно,точноивыразительноговорить, читатьиписатьнародномязыке. II.Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Вкурсерусскогоязыкареализуютсяследующиесквозныелинии развитияучащихсясредствамипредмета.
Линии,общие скурсомлитературногочтения:
1)овладениефункциональной грамотностьюна уровнепредмета(первичныенавыкиработысинформацией);
2)овладениетехникойчтения,приёмамипониманияианализа текстов;
3) овладениеумениями,навыкамиразличныхвидов устной и письменнойречи.
Линии,специфическиедля курса «Русскийязык»:
4) приобретениеисистематизациязнанийоязыкекакосновы речевойдеятельности;
5)дальнейшееовладениероднымязыком;
6)овладениеорфографиейипунктуацией;
7)раскрытиевоспитательногопотенциаларусскогоязыка;
8)развитиечувства языка. Разделы
«Предложение»и«Текст» Вкурсе русского языка вначальнойшколеведущимнаправлением учебной деятельностидетей являетсяовладениеписьменной речью, культурой письменногообщения(естественно, наряду с развитиемуменийчтения,говоренияислушания).Поэтомувряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы«Предложение»и «Текст».
Во2-м классе дети закрепляютпризнакипредложения(предложение состоитиз слов, выражает законченнуюмысль,слова впредложении связаныпосмыслу;впредложенииотсловак словуможнозадатьвопрос),знакомятся сповествовательной,вопросительнойи восклицательнойинтонацией;совершенствуютумениеправильноорфографическиипунктуационнооформлятьпредложения на письме(писать1-еслово сзаглавнойбуквы,ставитьв конце предложения точку,восклицательный, вопросительныйзнакили многоточие); читатьипроизноситьихсправильной интонацией;конструироватьпредложенияизслов.
Углубляетсяпонятиеотексте(текстсостоитиз предложений, предложениявтекстесвязаныпосмыслу,утекстаесть заглавие; позаглавиюможноопределить,очём будет говоритьсявтексте). Детиучатся отличатьтекстотнаборапредложений,анализировать заглавие,соотноситьегоссодержаниемиглавноймыслью,самостоятельноозаглавливатьтекстиего части.Систематическипри работе с текстом идёт формирование у детей типаправильной читательскойдеятельностипотой же технологии,чтоинауроках литературного чтения:дети учатсясамостоятельноосмысливать текстдочтения, вовремячтенияипосле чтения. Этообеспечиваетединствоподходакработе стекстомиформированиеодного изважнейшихнавыков–навыкаосознанногочтения.
Раздел«Слово» Третьимважнейшим разделомвкурсерусскогоязыканачальнойшколыявляетсяраздел«Слово».
Словорассматриваетсясчетырёхточекзрения:
1)звуковогосоставаиобозначениязвуковбуквами;
2)морфемногосоставаисловообразования;
3)грамматическогозначения;
4) лексическогозначения, лексическойсочетаемости и слово-употребления.
Во2-м классепроисходит закреплениенеобходимогоминимумазнанийизобластифонетики: звук и буква, звукигласные и согласные;согласныезвонкиеи глухие,твёрдыеимягкие,парныеи непарные; слог, слогообразующая рольгласных; ударение, гласныеударныеибезударные,слогиударныеибезударные. Развиваютсяи совершенствуютсяуменияпроизноситьзвуки, слышатьзвучащее слово,соотноситьзвуковой состав слова и его написание,делатьзвуко-буквенныйанализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываютсязнание алфавита и навыкего практического использования.
Фонетическиезнанияиуменияявляютсябазовымидля развития следующихорфографическихумений:
1)видеть(обнаруживать)орфограммывсловахимеждусловами;
2)правильнописатьслова сизученнымиорфограммами;
3) графически обозначатьорфограммуи условия выбора(без введениятермина«условиявыбораорфограммы»);
4)находитьиисправлятьорфографическиеошибки.
Чтобыобеспечить преемственностьвизученииорфографии междуначальнойиосновной школойисделатьпроцессразвития орфографическихуменийболее осмысленным,вводитсяпонятие орфограмма(написание,которое нельзябезошибочноустановить на слух,написаниепо правилу).Дети знакомятсяс «опасными местами»всловахрусскогоязыка (гласныевбезударныхслогах; звук[й'] после согласных перед гласными; согласныена конце слова;место после [ш], [ж],[ч],[щ]; место после мягкогосогласного),учатся находитьэтиместа всловах,т.е.обнаруживатьвсловах орфограммы.
Изучаютсяследующиеорфограммы:
1)обозначениемягкостисогласныхнаписьме спомощьюбукв е, ё,и,ю,я,ь;
2)большаябуквавименах,отчествах, фамилияхлюдей,кличках животных,географическихназваниях;
3)буквыи,у,апосле букв шипящих[ж],[ш], [ч],[щ];
4)разделительныеьиъ;
5)проверяемыеинепроверяемыебуквыбезударных гласныхв корнеслова(наматериаледвусложныхслов);
6)проверяемыебуквысогласныхнаконцеслова;
7)пробел междупредлогом исоседнимсловом.
Крометого, дети знакомятсясправиламипереносасловиорфограммой-чёрточкойпри переносе.
Изучение орфографиив начальнойшколенаправлено на то, чтобы помочьдетямосознатьважностьправильногоиспользованияязыканетольковустнойречи, ноинаписьме,показать,что необходимымкомпонентомписьменнойречиявляетсяорфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залогуспешного общениявписьменнойформе.
Второйаспект в рассмотрении слова в курсе русскогоязыка начальнойшколы– это его морфемный состав.Чтобырешить однуизважнейшихзадачкурса–формированиеудетейчувства языка,–необходимообращениексоставуслова уже в1-мклассе,таккакчувствоязыкасвязанопреждевсегоспониманиемичутьёмкособенностямсловообразованияисловоизменения.
Во 2-м классе даётсяопределениекорня, однокоренныхслов, суффикса, приставки. Систематическипроводитсянаблюдениенад однокореннымисловами,подбор групподнокоренныхслов и выявлениепризнаков,покоторымсловаявляютсяоднокоренными (одинаковыйкореньи близостьсловпо смыслу).Дети знакомятсясопределённымисуффиксамиимёнсуществительных:-ок-,
-ик-, -тель-,-ушк-,-юшк-,-ёнок-,-онок-,-ят-, -ищ-, их значения- ми,учатсявидетьэти суффиксыв словах,образовыватьслова с этимисуффиксами.Такжепроисходитзнакомствосгруппойпри-ставок,сходныхпонаписаниюспредлогами:с,от,за,на, по,про, доидр.
«Составслова»–сквознаятемакурсарусскогоязыка. При изучениивсех разделовитемвкаждомклассевкачестведополни-тельногозадания к упражнениямпредлагаетсянаблюдениенад однокореннымисловамииих значением,заданияна нахождение однокоренныхсловикорня вних суффикса,приставки;наподбор однокоренныхслов.В1-м классе вкачествематериаладляобучения чтениюпредлагаютсягруппыоднокоренныхслов,именасуществительныес наиболеечастотными суффиксами;однокоренныеглаголысразнымиприставками.Во2-м класседляанализапредлагаютсясуществительные мужскогорода снулевымокончаниемтипа дуб–дубок, кот –котёнок,стол–столикит.п.,адля изучения приставокиобразованиясловспомощьюприставок–глаголыдвижения(бежал, побежал,добежал,прибежалит.п.).
Третийаспектрассмотренияслова – лексический.Онсвязан с называниемпредметовиявленийокружающегомира.Лексическая работапронизывает весь курс: регулярноведётсянаблюдение над значениемслов,в том числеоднокоренных; объясняютсяи уточняютсязначенияслов (втом числеспомощьютолковогословаря).Дети наблюдаютнад сочетаемостью слов,над словоупотреблением, практическизнакомятсяссинонимией,антонимией, омонимией,смногозначностью,спереноснымзначениемслова.
Четвёртыйаспектрассмотренияслова –морфологический.
Морфология–самыйсложныйдля ребёнкараздел,так как его изучение предполагает сформированностьопределённых мысли-тельныхопераций,способностикобобщению,кабстрагированию. Изучениечастейречи требуетзнанийосоставеслова исловообразовании,атакжезнанийизобластилексики(значение слова),синтаксиса(функционированиеслов в предложении).Нужнотакже иметьв виду,что морфологияизучаетсякак средство развития мышлениядетей,представленияоязыкекаксистемеи повышения орфографическойграмотности.
Во2-м классе детизнакомятся с группами слов, которые отвечают наопределённыевопросы(1)кто? что?2)какой?какая?какое?какие?3)чтоделает?что делал?что сделал?),учатсяставитьвопросыксловам, отслова кслову,узнают,что слова,которыеотвечаютна вопросы«кто?– что?»,могут называтьодин предмети много предметов;
частичноусваиваютопределениячастейречи.
Крометого, выделяетсягруппаслов,ккоторымнельзязадать вопрос (предлоги,союзы,атакжеслова,которые выражаютчувства,но не называютих – без введениятермина«междометие»). Так постепенноудетей складываетсяпредставлениеотрёх группах слов в русскомязыке– самостоятельных(знаменательных), служебных,междометиях–иобихфункцияхвречи.
|