Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка





Скачать 299.88 Kb.
НазваниеКафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер299.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Кафедра философии и социологии

Вохмина Ю.С.

Современные тенденции в преподавании русского языка
Работу выполнила:

аспирантка кафедры русского языка

и методики преподавания

института филологии

и межкультурной коммуникации ХГУ Вохмина Юлия Станиславовна

Предварительная экспертиза проведена

«_25___» _апреля_____ 2013___ г.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Острикова Татьяна Александровна

ПЛАН РЕФЕРАТА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....стр. 2 - 3
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………………3 - 8
II. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА?..................................................................................................9 - 11
III. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………11 - 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25 - 26
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….. 27

ВВЕДЕНИЕ
Цель реферата – дать обзор основных подходов, принципов и методов преподавания русского языка на современном этапе его развития.

Задачи: 1) изучить научно-методическую литературу по данной теме;

2) выявить основные проблемы в области методики преподавания русского языка;

3) рассмотреть основные современные подходы, принципы и методы обучения русскому языку в средней школе;

4) скомпоновать реферируемый материал в соответствии с логикой развития мысли;

5) сформулировать выводы по рассматриваемым проблемам.
Последние два десятилетия ознаменованы серьёзными изменениями в общественно-политической и культурной жизни нашей страны. Смена идеологических установок привела к многообразию типов школ, методик, программ, учебников. «В условиях плюрализма стало необходимым введение стандартов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Как бы в противовес стандартам, широко применяются инновационные методики («инновация» её авторами переводится как «движение к новому»), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлечённый поиск, их речевое творчество» [3. с. 21].

Многие российские методисты, учителя, общественные деятели считают, что ныне действующая система образования не способствует развитию внутренней мотивации обучения у современного школьника. В рамках этой системы школьник является пассивным объектом обучения. Новые приёмы и способы подачи материала, ориентированные на «внешний эффект», могут лишь на время заинтересовать ученика. Привыкая к ним, ребёнок снова теряет интерес к предмету.

«Как воспитать познавательную активность учащихся?» - этот вопрос является главным в современной методике и дидактике. Многие педагоги считают, что в обучении нужно применять такие технологии, которые дадут мощный импульс развитию школьника, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией и получать знания, сформируют готовность к дальнейшему обучению и социальной адаптации. Широкое распространение в связи с обозначенными проблемами получил древний китайский афоризм: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По мнению авторов современных инновационных технологий, на любом этапе урока учащийся должен вовлекаться в определённую деятельность и быть активным участником образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки выпускника средней школы (так называемый социальный заказ) обусловили необходимость разработки и внедрения нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта и примерных программ по учебным предметам.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом» [3. с. 7].

Методика, как и педагогика, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определённые аспекты формирования личности: этим обусловлены её связи с другими науками.

Философия обеспечивает методологические основы методики, понимания целей и задач обучения русскому языку.

Теория познания утверждает, что путь к истине проходит этапы чувственного и рационального познания и завершается проверкой на практике. Рациональное познание осуществляется средствами языка, и всё огромное информационное богатство , накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц – слов, словосочетаний, предложений, текстов. «Усвоение языка – это связь времён, это овладение духовным наследством многих поколений» [3. с. 7].

Язык является совершенным средством познавательной деятельности. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам и направленным на овладение речевыми умениями. Говорение и письмо – это устное и письменное выражение мысли.

Поскольку рациональное познание опирается на познание чувственное, постольку и усвоение языка должно быть постоянно связано с реальностью: слово – с его денотатом, текст - с фактами жизни.

Поскольку познание завершается проверкой на практике, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.

Язык тесно связан с сознанием и мышлением, так как мысль материализуется в речи, в языковых формах. С помощью грамматики мы формируем мысль, придаём ей чёткость и законченность. Система грамматических форм как бы упорядочивает наше мышление. Например, изучение видов сложного предложения не самоцель, а одно из средств совершенствования мысли, доведение её до высокого уровня стройности, чёткости, доказательности, последовательности.

Методика тесно связана с психологией, так как обе науки изучают развитие речи и мышления школьников, а также процессы восприятия учебного материала, его запоминания и воспроизведения. «В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов» [3. с. 8].

Психология изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи – говорения и восприятия чужой мысли.

«В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащегося» [3. с. 8]. Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся, например, ступени решения грамматико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы.

В методике используются данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках учащихся. Многие психологи занимались непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка. Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К. Маркова, С.Ф. Жуйков; орфографией, пунктуацией – Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся – Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.

«В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьников с компьютером» [3. с.9].

Методика тесно связана с дидактикой. Дидактика вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

В курсах дидактики бывают представлены различные классификации методов. Могут быть названы методы репродуктивные, поисковые, проблемные. Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный, индуктивный, метод языкового анализа, коммуникативный метод, генетический (при изучении словообразования, например), метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесён к числу поисковых методов и пр. Многие дидактические понятия и термины используются и в методике: урок, учебник, умения, цели обучения, воспитывающее обучение и др.

Предметом преподавания - русский язык – обеспечивается теснейшая связь методики с языкознанием и его основными разделами.

«Язык – система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функциональной системы» [3. с. 10].

Системный подход требует моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит модель «языковой личности». В её основу положен социальный заказ. Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представить себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения.

Теория системного подхода как совокупность общепризнанных принципов и методов научного познания получила развитие в трудах таких учёных-методистов, как В.В. Бабайцева, Е.Ф. Глебова, А.Д. Дейкина, Н.Д. Десяева, Э.Д. Днепров, Л.Ю. Максимов, М.В. Панов, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский и др.

Значительные изменения в программах средней школы вызваны утверждением коммуникативного подхода в обучении русскому языку как родному. В программы были введены многие речеведческие понятия, такие, как «текст», «типы текста», «стили текста» и т. п., обусловившие усиление коммуникативной направленности в преподавании русского языка. Основы текстоведения в школе разрабатывались такими лингвистами, как В.Г. Костомаров, Л.А. Введенская, Н.А. Ипполитова, В.Н. Мещеряков, И. Б. Голуб, Т.И. Чижова и др.

В последние годы большое внимание уделялось проблеме развития связной речи учащихся, в частности такого ее аспекта, как работа над выразительными языковыми средствами текстов разных стилей на уроках русского языка и литературы. Курсы школьной риторики успешно разрабатывались такими авторами, как Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, М.Р. Львов, А.К. Михальская, Н.Н. Кохтев, Н.А. Купина, Н.Н. Соловьёва и др.

На рубеже веков акценты переместились с изучения языка на изучение речи, а внимание учёных переключилось с объекта изучения (языка) на субъект речевой деятельности (человека). Этот факт предопределил значительное усиление так называемого антропоцентрического подхода (от греч. anthropos – человек). В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений.

«Антропоцентрический подход в современном виде окончательно сложился в гуманитарных науках совсем недавно, на рубеже тысячелетий, хотя и восходит к лингвистической концепции В. Гумбольдта. Он потребовал постановки новых задач не только в лингвистике, но и в методике. В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений. Так, согласно антропологическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на управление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности» [1. с. 9].

На принципе антропоцентризма основаны научные разработки таких известных авторов, как В.С. Библер, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, Н.Д. Голев, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкая, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, М.Г. Ярошевский и др.

«Для успешного развития методики русского языка необходимы связи с другими смежными научными направлениями – просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической деятельности» [3. с. 11].

Методика не может обойтись без опоры на историческую грамматику, фонетику, диалектологию. Она чутко реагирует на появление новых лингвистических теорий: теории словообразования, теории типов текста, теории актуального членения предложения, фонемной теории орфографии и др. При этом в своих научных исследованиях большинство авторов опирается на принцип историзма, выраженном в преемственности научных знаний и опоре на историческую память. Наиболее яркое воплощение данный принцип получил в трудах таких известных авторов, как М.Т. Баранов , К.Б. Бархин, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Е.С. Истрина, М.С. Лапатухин, М.Р. Львов, И.Р. Палей, Е.Н. Петрова, З.А. Потиха, А.В. Текучёв, Л.А. Тростенцова, Н.М. Шанский, Л.В. Щерба, А.Н. Щукин, О.В. Алексеева, Е.С. Антонова, Т.М. Воителева, В.В. Гадалова, Л.К. Лыжова, Н.Н. Маевский, Т.А. Острикова, О.В. Попова, В.С. Сипан, И.А. Сотова и др.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки «стандарта второго поколения» указывают реальные виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся начальной, средней и старшей ступени школы.

В новой примерной программе по русскому языку реализованы 2 основных подхода (принципа): компетентностный подход и коммуникативно-деятельностный.

Компетентностный подход призван обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

«Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [8. с. 4].

«Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей» [8. с. 5].

«Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом» [8. с. 5].

Таким образом, ключевыми понятиями в современной методике становятся не «знания, умения и навыки», а «компетенции». Рассмотрим происхождение и содержание этого понятия.

«Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области» [Википедия].

От знаний компетенции отличаются тем, что проявляются лишь в действии, а от умений – тем, что применяются при решении не какой-либо определённой, а разных задач. «Знания, умения и есть основа для развития и форма для проявления компетенций на разных этапах их формирования и в разных ситуациях» [2. с. 59].

Компетенции, в отличие от навыков, «осознаны и не автоматизированы» [4]. Они позволяют человеку действовать не только в привычной обстановке, но и в новой, нестандартной.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconТема Сроки обучения
В программе: современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы и современные методы оценки личностных,...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconАвтор серова надежда николаевна, учитель русского языка и литературы
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconТенденции развития современного русского языка
Задание № Напишите реферат на тему «Тенденции развития современного русского языка»
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconОбучение сочинению-рассуждению
Прошедший в стране Год русского языка потребовал от нас, учителей-словесников, большей инициативы, поисков новых, эффективных путей...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconКафедра сервисных технологий
Современные тенденции в развитии ассортимента материалов для изделий легкой промышленности
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconЛ. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconКафедра философии и психологии
Современные методы психологической диагностики, консультирования и коррекции детей
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconО преподавании русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году
Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений (в устной и письменной формах), необходимых...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык»: «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30 августа 2013 г г. Аннотированная...
Цель: способствовать более глубокому осмыслению процессов, явлений и форм современного русского языка с точки зрения их возникновения,...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconМ. В. Худякова современные теории экономической социологии
Давыденко В. А., Худякова М. В. Современные теории экономической социологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconРеферат по истории и философии науки Способы трансляции научного знания
Костин Александр Валерьевич, аспирант ргиис, кафедра «Социологии инноватики и гуманитарных дисциплин», специальность 08. 00. 05 –...
Кафедра философии и социологии Вохмина Ю. С. Современные тенденции в преподавании русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск