Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка»





НазваниеМетодические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка»
страница1/8
Дата публикации09.01.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины

«Теоретическая грамматика английского языка»

2009-2010 учебный год, весенний семестр

4 АОД (14 лекций, 20 лабораторных, экзамен)

4АКД (14 лекций, 20 практических, зачет)

В данных методических рекомендациях содержатся указания на виды учебной работы (самостоятельная работа) и их трудоемкость. Названы темы лекционных и лабораторных занятий, выделены темы, рекомендованные для самостоятельного изучения студентами. Сформулированы задания для самостоятельного выполнения в ситуации рейтинговой системы оценок. Приводится примерная тематика докладов, рефератов. Список рекомендованной литературы по каждой из тем. Приведены вопросы к экзамену, а также требования к ответу и критерии оценки.
Тематический план курса

4АОД




Название темы

Лекции

Лаб.раб.

РАЗДЕЛ I.Введение в теоретическую грамматику

1.

Грамматика в системном представлении языка.

1

2

2.

Морфемная структура слова.

1

РАЗДЕЛ II.Теория частей речи


3.

Категориальная структура слова. Грамматические классы слов.

1

2

4.

Существительное. Категории рода и числа.

1


2

5.

Существительное. Категории падежа, артиклевой детерминации.

1

6.

Глагол: неличные формы (вербалии).Категории лица, числа и времени.

1


2

7.

Глагол: категории вида, залога и наклонения.

1

8.

Прилагательное.

1

2

9.

Наречие.

1

2

РАЗДЕЛ III. Синтаксис


10.

Синтаксис словосочетания. Синтагматические объединения слов.

1

2

11.

Предложение. Актуальное чтение предложения. Коммуникативные типы предложения.

1



2

12.

Простое предложение: Структура составляющих, парадигматическая структура.

1

13.

Сложное предложение как полипрекативная конструкция. Сложноподчиненное и сложносочиненное предложения.

1

2

14.

Синтаксис текста.

1

2

всего

14

20

КСР

7

консультации

2

экзамен

7



Тематический план курса

4АКД




Название темы

Лекции

Прак.раб.

РАЗДЕЛ I.Введение в теоретическую грамматику

1.

Грамматика в системном представлении языка.

1

2

2.

Морфемная структура слова.

1

РАЗДЕЛ II.Теория частей речи


3.

Категориальная структура слова. Грамматические классы слов.

1

2

4.

Существительное. Категории рода и числа.

1


2

5.

Существительное. Категории падежа, артиклевой детерминации.

1

6.

Глагол: неличные формы (вербалии).Категории лица, числа и времени.

1


2

7.

Глагол: категории вида, залога и наклонения.

1

8.

Прилагательное.

1

2

9.

Наречие.

1

2

РАЗДЕЛ III. Синтаксис


10.

Синтаксис словосочетания. Синтагматические объединения слов.

1

2

11.

Предложение. Актуальное чтение предложения. Коммуникативные типы предложения.

1

2

12.

Простое предложение: Структура составляющих, парадигматическая структура.

1

13.

Сложное предложение как полипрекативная конструкция. Сложноподчиненное и сложносочиненное предложения.

1

2

14.

Синтаксис текста.

1

2




всего

14

20




КСР

7




зачет

6



РАЗДЕЛ I.Введение в теоретическую грамматику

Тема 1.Грамматика в системном представлении языка.

Определение языка. Распределение языка в речи. Язык как семиотическая система: его функции, элементы, структура. Языковые единицы как знаки. Сегментные и сверхсегментные языковые единицы. Уровни языковых единиц, их структурные и функциональные признаки. Иерархические отношения между единицами разных уровней. Слово и предложение как основные уровнеобразующие языковые единицы. Текстовый уровень как сфера реализации (функциональной манифестации) всех языковых единиц. Три составные части (подсистемы, строя) языка: фонетическая (фонологическая), лексическая и грамматическая системы языка. Системность грамматики. Морфология и синтаксис как два основных раздела грамматики. Грамматика как отрасль языкознания. Теоретическая и практическая грамматика. Синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами; синтагматические и парадигматические отношения в грамматике. План выражения и план содержания в языке; синонимия и омонимия в грамматике. Синхрония и диахрония; синхронические и диахронические отношения в грамматике. Язык – явление сложное, многогранное, его можно изучать и описывать с разных сторон: как психический или когнитивный феномен, как явление социальное, с точки зрения исторических изменений и т.д. Однако, прежде всего, язык рассматривается как особая знаковая система. Система есть структурированная совокупность элементов, объединенных некоторой общей функцией. Язык - это система специфических взаимосвязанных и взаимозависимых языковых знаков, объединенных функцией формирования мыслей, их хранения и обмена мыслями между людьми.

Основные понятия: language, speech, sign, lingual unit, system, subsystem, systemic approach, segmental lingual units, supra-segmental lingual units, hierarchy, hierarchical (hierarchic) relations, phoneme, morpheme, word (lexeme), word-combination (phraseme), denoteme, sentence (proposeme), supra-sentential construction (supra-phrasal unity, dicteme), nomination, predication, corteme, signeme, plane of content, plane of expression, synonymous relations (synonymy), homonymous relations (homonymy), paradigm, paradigmatic relations, syntagma, syntagmatic relations, synchrony, synchronic relations, diachrony, diachronic relations.

Морфемная структура слова.
Задания для самостоятельной работы
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них:

language, speech, sign, lingual unit, system, subsystem, systemic approach, segmental lingual units, supra-segmental lingual units, hierarchy, hierarchical (hierarchic) relations, phoneme, morpheme, word (lexeme), word-combination (phraseme), denoteme, sentence (proposeme), supra-sentential construction (supra-phrasal unity, dicteme), nomination, predication, corteme, signeme, plane of content, plane of expression, synonymous relations (synonymy), homonymous relations (homonymy), paradigm, paradigmatic relations, syntagma, syntagmatic relations, synchrony, synchronic relations, diachrony, diachronic relations

2. a) Парадигматические и синтагматические отношения также иногда обозначаются следующими терминами: “or-relationships” - “and-relationships” или “chain relationships” - “choice relationships”. Объясните этимологию данных терминов и используйте следующие примеры для иллюстрации:

Правильно: Неправильно:

book/ a book/ the book * a the book

I/ we/ you/ he/ she/ it/ they * I they took the book.

б) Проанализируйте синтагматические отношения между различными элементами в следующем текстовом отрывке:

... He was convinced the girl did not have the money on her. She was too astute to run that risk; also, the amount of cash would be too bulky to conceal. He had looked at her closely during their talk and afterwards, observing that her clothes clung tightly to her body and there were no suspicious bulges. The handbag she car­ried from the bank was tiny. She had no packages.

Wainwright felt certain that an accomplice was involved.

(A. Hailey)

в) Выберите из приведенного отрывка отдельные элементы и продемонстрируйте парадигматические отношения, в которые они могут вступать:

например: he - she - it...

he - him - his ...

was convinced - is convinced - will be convinced...

was convinced - were convinced...

She had no packages. – Did she have any packages?…
Литература:

1.Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. На английском языке. – М.: Высшая школа, 2003.

2.Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. – М.: Высшая школа, 2004.

3.Блох М.Я., Семёнова Т.Н., Тимофеева С.В. Практикум по теоретической грамматике английского языка, - М.: Высшая школа, 2004.

4.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 2003.

5.Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. – М.: Флинта, 2001.
Тема 2. Морфемная структура слова.

Определение морфемы. Слово и морфема; их соотношение в уровневой системе языка. Единицы промежуточного статуса между морфемой и словом. Традиционная классификация морфем, их позици­онная и семантическая характеристики. Корень и аффиксы. Лексические (словообразовательные, деривационные) и грамматические (словоизменительные, служебные) морфемы. Анализ морфемного состава слова по непосредственным составляющим. Грамматическая значимость деривационных аффиксов; лексические (словообразовательные) парадигмы. Особенности грамматических аффиксов (флексий) в английском языке. Внешняя и внутренняя флексия. «Алло-эмическая теория» в морфологии: соотношение морфов, алломорфов и морфем. Дистрибутивный анализ в морфологии: контрастная, неконтрастная, дополнительная дистрибуция. Дистрибутивная классификация морфем: морфемы пустые и полные (понятие нулевой морфемы), свободные и связанные, открытые и скрытые, сегментные и сверхсегментные, аддитивные и заместительные, непре­рывные и разрывные. Оценка дистрибутивных типов морфем.
Основные понятия: significative (meaning), intermediary phenomenon (phenomena), root, affix, lexical (derivational, word-building) affix, grammatical (functional, word-changing) affix, stem, outer inflexion, inner inflexion, suppletivity, the IC analysis, allo-emic theory, morph, allomorph, distribution (complementive, contrastive, non-constrastive), distributional analysis, full and empty morphemes, free and bound morphemes, overt and covert morphemes, segmental and suprа-segmental morphemes, additive and replacive morphemes, continuous and discontinuous morphemes.
Задания для самостоятельной работы
1. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них:

significative (meaning), intermediary phenomenon (phenomena), root, affix, lexical (derivational, word-building) affix, grammatical (functional, word-changing) affix, stem, outer inflexion, inner inflexion, suppletivity, the IC analysis, allo-emic theory, morph, allomorph, distribution (complementive, contrastive, non-constrastive), distributional analysis, full and empty morphemes, free and bound morphemes, overt and covert morphemes, segmental and suprа-segmental morphemes, additive and replacive morphemes, continuous and discontinuous morphemes

2. Слово antidisestablishmentarianism считается самым длинным нетерминологическим словом в английском языке. Определите каждую из его морфем и опишите их значения. Возможно ли определить значение этого слова, исходя из значения морфем? Проверьте значение данного слова по словарю.

3. Найдите соответствия следующих терминов на русском языке; дайте определения каждого из них:

part of speech, classes of words (subclasses, supra-classes), semantic features (categorial meaning), formal features, functional features, homogeneous (monodifferential) classification, heterogeneous (polydifferential) classification, syntactico-distributional classification, notional parts of speech, functional parts of speech, substitutional parts of speech, openness/closedness of word classes

4. Какова разница между «объяснительными терминами» и «терминами-именами»? Какие термины, кроме термина «части речи», в современно лингвистике являются «терминами-именами»? Как вы расцениваете термины, предлагаемые некоторыми лингвистами вместо традиционного термина «части речи», в частности, «части языка», «языковые классы», «классы слов» и др.?

5. а) Сравните различные термины, которые иногда используются для обозначения знаменательных слов в английском языке - content words, lexical words, major parts of speech, и служебных слов - empty words, grammatical words, structural words, minor parts of speech. Прокомментируйте, какие характеристики двух основных типов слов отражают эти термины.

б) Вспомните знаменитую фразу, созданную Л.В. Щербой: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Как на этом примере можно продемонстрировать основное различие между знаменательными и служебными частями речи? Попробуйте создать похожее предложение на английском языке.

в) По образному выражению А.М. Пешковского, если знаменательные слова уподобить позолоченным предметам, то служебные слова уподобятся золотым предметам, которые не могут быть позолоченными именно из-за того, что они сплошь золотые. Как вы понимаете это сравнение?

6. Сопоставьте аргументы а) противников и б) сторонников традиционной классификации частей речи. Какие аспекты вызывают наибольшие разногласия?

а) «... для многих и раньше было очевидно, что наши традиционные грамматические понятия - это в основном освященные веками и очень почтенные старые развалины, которые при первом прикосновении к ним рассыпаются в труху; что, в частности, деление на «части речи» не удовлетворяет элементарным правилам научной классификации: оно про­ведено не по одному и тому же признаку (сравним «существительное», с одной стороны, и «числительное» или «предлог», с дру­гой)» (М.И. Стеблин-Каменский). «... Классификации частей речи отражают фактически лишь не­которые более или менее произвольно выхваченные черты языковой действительности. Они отражают эту действительность с той же сте­пенью эмпирической достоверности и с той же степенью логической не­состоятельности, с какой в обыденной жизни мы «классифицируем» жильцов соседних квартир, подразделяя их на «хороших знакомых», «инвалидов», «молодых женщин», «неразговорчивых» и «бездетных»» (Ю.М. Скребнев).

б) «... классификация объектов науки, существующих в реальной действительности, в природе или обществе, на самом деле вовсе не требует той формально-логической последовательности принципа деле­ния, которая необходима для классификации отвлеченных понятий. Она требует только правильного описания системы признаков, определяющих в своей взаимной связи данный реально существующий тип явлений (например, биологические виды, литературные жанры, части речи и т.п.)» (В.М.Жирмунский). «... Говоря образно, различие частей речи не является разли­чием такого рода, как, например, различие между карандашами, одина­ковыми по форме, размеру, марке и всем прочим признакам, но отлича­ющимся друг от друга лишь по одному признаку - цвету. Напротив, классификация по частям речи представляет собой классификацию дру­гого рода - классификацию, предполагающую различия не всегда толь­ко, так сказать, по цвету, но допускающую в одном случае также раз­личия и по объему, в другом - по форме и т.д.» (А.И.Смирницкий).

7. В. Брёндаль, датский лингвист, сформулировал четыре основных логико-семантических категории – субстанции, количества, качества и отношения – в соответствии с которыми он разграничивал 15 классов слов. Охарактеризуйте такой тип классификации.

8. а) Опишите основные традиционно выделяемые знаменательные и служебные части речи и приведите примеры каждого класса в соответствии со знаниями, которые были вами получены в курсе практической грамматики.

б) Определите, к какой части речи относятся слова в следующем отрывке:

“I couldn’t bear Button sober,” I said to Charles. “Too true,” he said. “I’ll be damned glad when I get to London.” I’d known for a month that he’d landed a job there, but when he spoke so lightly about going away I felt lonely and lost; I wanted him to stay permanently in Dufton, I suppose, so that I’d at least be able to depend upon my hometown providing me with company. Dufton’s only virtue was that it never changed; Charles to me was part of Dufton. Now that he was leaving the town, the lever had be­en pulled that would complete its journey into death” (Braine).

9. а) К какой части речи относятся следующие слова? Подтвердите свои аргументы с помощью соответствующих контекстов их употребления. В каких случаях речь идет о разных лексемах и об аллолексах (вариантах) одной лексемы?

after, since, besides, just, exactly, well, too

б) К какой части речи относятся следующие слова? Иногда их относят к так называемым «неграмматическим классам слов»; согласны ли вы с таким определением?

слова приветствия и прощания – hello, goodbye, etc.;

слова согласия и несогласия – yes, no, etc.;

слова привлечения внимания – hey! yo! etc.;

слова - маркеры вежливости – please, pardon, etc.

10. а) Прокомментируйте промежуточный статус следующих групп слов в соответствии с полевым подходом:

связующие наречия (besides, instead, however, etc.);

связующие местоимения (when, where, who, etc.);

субстантивированные прилагательные (the poor, the unreal, etc.);

производные предлоги и союзы (in addition to, regard­less of, provided, as long as, etc.);

артикли (a, the), маркер инфинитива (to)

б) Прокомментируйте промежуточный статус выделенных слов в соответствии с полевым подходом:

11) Loving colors, I bought for myself beautiful reds and oranges, and greens and pinks, and teals and turquoise (Angelou). 2) I altered my path to pass his table, at which he immersed himself deep in conversation with the trollop, glancing up as I walked past and giving me a confident smile as if to say ‘business meeting’. I gave him a look which said, ‘Don’t you business meeting me,’ and strutted on (Fielding, H.). 3) Susan glanced at Jack – a what’s-this? look (Primary Colors).

б) Проанализируйте морфологическую структуру следующих слов, используя схему линейного анализа и «древа непосредственных составляющих»; используйте разные виды схем. Охарактеризуйте каждую из морфем:

reproductiveness, irregularities, unexpectedly, babysitter’s

12. Разделите следующее предложение на минимальные смысловые сегменты (морфы). Какие из них можно определить как слова, и какие как морфемы? Выделите единицы промежуточного статуса между словом и морфемой:

I have been thinking about Jane’s decision for a long time.

13. Помимо аффиксов, описанных выше – префиксов, суффиксов и др., в разных языках выделяют еще несколько типов аффиксальных морфем: интерфиксы, циркумфиксы, трансфиксы, амбификсы и др. Что это за морфемы и выделяются ли они в английском языке?

14. Прокомментируйте грамматическую релевантность лексических морфем с помощью следующих примеров.

а) Следующие слова абсолютно бессмысленны; они не существуют в английском языке. Попробуйте определить, к какой части речи они предположительно относятся. Обоснуйте свою точку зрения:

opture, cleply, procful, unsepted, wisder, excruate

б) Приведите примеры словообразовательных парадигм:

например: soft - softness - softly - to soften

to endure - endurance - endurable - endurably

15. а) Выделите в следующих словах морфему ‘-(e)s’. Разбейте слова на группы в соответствии со значением, которое передает эта морфема:

takes, pants, statistics, Brussels, linguistics, books, speaks, Alps, lots, vitals, fists, odds, corps, tidings, news, proceeds, human’s, ashes, stays, spectacles, civics, stops, official’s

б) Приведите другие примеры для иллюстрации лексической и грамматической суффиксальной омонимии (-er, -en, -ed, -ing).

16. а) Сравните алломорфы 1) лексической морфемы и 2) грамматической морфемы в следующих перечнях; дополните приведенные перечни собственными примерами:

1) grateful, gratitude, gratuity, gratulatory;

2) figured, grated, discussed

б) Разбейте следующее предложение на морфы и приведите возможные алломорфы для разных морфем, поместив их в окружения дополнительной дистрибуции:

These farmers took part in an international exhibition.

в) Проанализируйте дистрибуцию неопределенного артикля – a/an. Являются ли эти два элемента свободными вариантами, или их вариативность обусловлена окружением?

г) Чтобы продемонстрировать понимание «алло-эмической» теории, дайте примеры аллофонов разных фонем и аллолекс разных лексем.

17. Разделите следующие слова на морфемы; определите «дистрибутивный тип» каждой из морфем:

1) полные и пустые морфемы - lawyer, rejoinder;

2) свободные и связанные морфемы - chronic, playing;

3) открытые и скрытые морфемы – girl - girls;

4) сегментные и сверхсегментные морфемы - to export - export;

5) аддитивные и субституционные морфемы – girl - girls, man - men;

6) непрерывные и разрывные морфемы – played - have played

7) В американской дескриптивной лингвистике служебные слова определяются как «свободные грамматические морфемы». Согласны ли вы с таким определением?

Литература:

1.Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. На английском языке. – М.: Высшая школа, 2003.

2.Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. – М.: Высшая школа, 2004.

3.Блох М.Я., Семёнова Т.Н., Тимофеева С.В. Практикум по теоретической грамматике английского языка, - М.: Высшая школа, 2004.

4.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 2003.

5.Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. – М.: Флинта, 2001.


РАЗДЕЛ II.Теория частей речи

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели...
Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» icon«Теоретическая грамматика английского языка»
Пособие состоит из разделов: «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», «Лексикология» и «Стилистика». Учебный материал организован...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теоретическая фонетика английского языка»

Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconЛ. Н. Балаганина Теоретическая грамматика
Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого...
Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconГ. Г. Почепцов Теоретическая грамматика современного английского...
...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconМетодические рекомендации по дисциплине в2 Основы теории 1ИЯ: Теорфонетика
Курс “Теоретическая фонетика” является одним из основных теоретических курсов в системе методологических теоретических дисциплин...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс...
Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconРабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconПолезные интернет-ресурсы для учителей английского языка
Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины зарубежная литература...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины зарубежная литература...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины зарубежная литература...
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры раннего изучения иностранных языков...
Методические рекомендации для усвоения учебной дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка»
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка, протокол № от 2013...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск