Анализ работы МКОУ ДПО ЦИМПО за 2012-2013 учебный год В течение 2012-2013 учебного года организация деятельности муниципальной методической службы была направлена на развитие муниципальной системы образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и направлений стратегии – инициативы «Наша новая школа»
Методологическим основанием деятельности Центра является системный подход, многоуровневая организация, концепция непрерывного педагогического образования, личностно-ориентированный подход к педагогам и обучающимся, гуманистический подход к построению содержания и организации образовательного процесса, создание позитивной образовательной среды.
Цель работы ЦИМПО:
повышение качества методической поддержки образовательного процесса на уровне, отвечающем актуальным потребностям муниципальной системы образования, обеспечивающем рост профессионально-личностной компетентности педагогических и руководящих кадров и повышение качества образования.
Ведущими направлениями деятельности Центра являются:
научно-методическая деятельность;
информационно-аналитическая и мониторинговая деятельность;
организационно-методическая деятельность с педагогами;
организационно-методическая работа с обучающимися.
Работа по этим направлениям скорректирована с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Научно-методическая деятельность инновационно - экспериментальная работа
Одним из стратегических направлений научно-методической деятельности ЦИМПО в 2012-2013 году являлась поддержка и сопровождение инновационных процессов и экспериментальной работы в образовательном пространстве города. Были определены основные задачи:
- мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, отдельных педагогов и их объединений по вопросам введения ФГОС;
- обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей;
- проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования, связанной с решением задач, определенных ФГОС.
Для реализации поставленных задач по инновационной и экспериментальной деятельности на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, позволившие организовать работу на должном уровне.
Экспериментально-инновационное пространство города ежегодно расширяется, создаются новые интересные проекты:
на основании письма Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО) №01-00-11/219 от 19.03.2013 г. и Приказа департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска № 214-08-857/13 от 27.05.2013 г. МКОУ ДПО «ЦИМПО» осуществляет координацию реализации проекта по мониторингу состояния взаимодействия института семьи и образовательного учреждения по формированию гражданской идентичности (далее – ФГИ) в системе общего образования и реализации программы внедрения в массовую педагогическую практику следующих разработок:
учебно-методических комплексов и программ психолого-педагогической подготовки родителей и работников системы образования по формированию гражданской идентичности обучающихся;
моделей психолого-педагогической подготовки родителей и работников системы образования в рамках развития партнерства семьи и школы по формированию гражданской идентичности обучающихся.
В Проекте участвуют: МБОУ лицей-интернат № 1, МБОУ лицей № 2, МБОУ г. Иркутска лицей ИГУ, МАОУ гимназия № 2, МБОУ Гимназия № 25, МБОУ СОШ № 9, МБОУ СОШ № 23, МБОУ СОШ №30.
Проект по формированию гражданской идентичности органично лёг на почву образовательных учреждений – участников внедрения учебно-методических материалов и программы ФГИ, поскольку в школах города последовательно ведётся работа в данном направлении.
Важным направлением работы ЦИМПО является сопровождение педагогов ОУ по апробации учебно-методических комплектов российских издательств. Совместный план работы с издательствами предполагает регулярные встречи с методистами издательств и авторами учебников как на семинарах, так и в режиме вебинаров.
Апробация УМК «Экология» издательства «Академкнига/Учебник (автор Самкова В.А., Шурхал Л.И.) 5-6 кл. гимназия № 2, СОШ № №31, № 35, № 63, № 66, ЦО № 47, ПЖГ, ДОД ДДиЮТ (приказ ДО от 31.08.2012 № 214-08-1499/12)
Апробация УМК «Предшкола нового поколения» издательства «Академкнига/Учебник» СОШ № 63 (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2012 №214-08-1676/12)
Апробация учебника «История» издательства «ВЕНТАНА – ГРАФ» в 5 классе СОШ № 4 (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2012 №214-08-1675/12)
Апробация интерактивных электронных учебников в учебном процессе» СОШ № 5, № 11, № 57, гимназия № 3, гимназия № 25 (приказ ДО г. Иркутска от 16.03.2012 № 214-08-432/12) проект завершен в 2012-2013 учебном году.
Апробация УМК «Обществознание» издательства «Академкнига/Учебник (автор Е.С. Королькова) СОШ № 9, № 32, № 75, гимназия № 3 (приказ ДО г. Иркутска 31.08.2012 № 214-08-1499/12)
Апробация комплекса учебников издательства «Русское слово» Гимназия № 2, лицей-интернат № 1 (в рамках «пилотных» площадок опережающего введения ФГОС)
Апробация УМК «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» СОШ № 28, СОШ № 32 (приказ ДО г. Иркутска от 31.08.2012 № 214-08-1499/12)
Апробация УМК «Байкаловедение» Лицей-интернат №1, СОШ № 3, № 6, №7, № 10, № 14, № 19, № 23, № 24, № 26, № 30, № 32№ 35, № 43, № 53, № 55, № 63, № 66, № 67, № 73, № 75, № 77, гимназия № 2, гимназия № 3, Школа – интернат №46, ЦО № 47, ПЖГ (приказ ДО г. Иркутска от 31.08.2012 № 214-08-1499/12)
В режиме областных мега - и мультипроектов функционирует 11 площадок:
МБОУ Гимназия №2 (директор - Рублевский Д.В.) Обновление системы повышения квалификации работников образования Иркутской области (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.);
МБОУ лицей – интернат № 1 (директор - Куприна М.А.)
«Поддержка талантливых детей» Региональная экспериментальная площадка Министерства образования Иркутской области по теме: «Лицей – интернат как среда приобретения опыта творческой самореализации учащихся»,
тема: «Работа с одаренными детьми» (математика);
МБОУ лицей ИГУ (директор - Кузьмина Е.Ю., кандидат ф.-м.н., доцент) «Интеллектуально одаренные дети: комплексный подход к самореализации в культурно-образовательной среде» (Программа эксперимента утверждена решением областного экспертного совета от 24.09.2009).
«Особенности содержания и организация углубленного изучения математики в средней школе» с 2010-2011 уч.г.;
МБОУ г. Иркутска лицей ИГУ (директор - Кузьмина Е.Ю., кандидат ф.-м.н., доцент) Пилотный проект «Расширение возможностей образовательной среды Лицея: организации работы класса робототехники» с октября 2012 года;
Пилотный проект «Расширение возможностей образовательной среды Лицея: внедрение практико-ориентированных технологий через сотрудничество со Школьной лигой РОСНАНО» с декабря 2012 года;
Пилотный интернет - проект по организации работы в информационной системе «Единая образовательная сеть «Дневник.ру» (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 10.04.2012 №с 382-мр) с апреля 2012 г.
МБОУ лицей №2 (директор - Арабчук В.Ф.) Выявление и поддержка талантливых детей (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МБОУ СОШ №9 (директор - Семенюк А.В.) Выявление и поддержка талантливых детей (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МАОУ ЦО №47 (директор - Тютрина Н.Г.) Выявление и поддержка талантливых детей (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.),«Пилотная площадка опережающего введения ФГОС НОО»
МБОУ Лицей №3 Сетевое взаимодействие учреждений, осуществляющих социально – педагогическую деятельность как фактор формирования социальной позиции нового поколения» (Приказ Министерства образования Иркутской области №835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МБОУ СОШ №15 Развитие системы государственно-общественного управления школой» (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МБОУ СОШ №23 (директор – Бобенко Г.М.) Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника (учреждение лаборатория) (приказ Министерства образования Иркутской области от 02.11.2009 г. №835-мпр, распоряжение министра образования Иркутской области от 03.06.2010 г. №376-мр)
МБОУ СОШ № 30 (директор – Киселева О.С.) участник мегапроекта «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, осуществляющих социально-педагогическую деятельность как фактор формирования социальной позиции нового поколения» (распоряжение МО Иркутской области № 1217 –мр от 19.10.2012»)
МБОУ СОШ №34 (директор – Сахаровская Т.И.) Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника (Приказ Министерства образования Иркутской области № 835 от 02.11.09 г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МБОУ СОШ №50 (директор – Сердюк В.В.) Сетевое взаимодействие учреждений, осуществляющих социально – педагогическую деятельность как фактор формирования социальной позиции нового поколения» (Приказ Министерства образования Иркутской области №835 от 02.11.09г. Распоряжение Министра образования Иркутской области № 376 от 03.06.10 г.)
МБОУ СОШ №77 (директор – Рябоволова Т.Г.) «Организация инклюзивного образования в условиях школы полного дня» (экспериментальная площадка областного уровня).
В режиме муниципальных ресурсных и экспериментальных площадок функционируют следующие общеобразовательные учреждения:
МБОУ г. Иркутска лицей ИГУ (директор - Кузьмина Е.Ю., кандидат физико-математических наук, доцент) «Организация научно-исследовательской деятельности с обучающимися и педагогами» с 2008 г.
«Расширение доступного качественного образования через сетевое взаимодействие образовательных учреждений города Иркутска» (приказ ДО города Иркутска № 214-68-1905/12 от 04.10.2012 «О продлении эксперимента на базе МБОУ г. Иркутска Лицей ИГУ, СОШ №55 и СОШ №77»). 2011-2015
Эксперимент «Создание системы профильного математического образования в условиях сетевого взаимодействия лицея ИГУ и СОШ №19» (утвержден решением городского экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной работе департамента образования г. Иркутска от 29.06.2012.)
МБОУ СОШ № 2 (директор - Васютина Н.Ю.) «Внедрение свободного программного обеспечения в образовательный процесс» (приказ ДО г. Иркутска от 01.10.2011 №214-08-1780/11)
МБОУ СОШ №9 (директор - Семенюк А.В.) «Внедрение свободного программного обеспечения в Правобережном и Октябрьском округах» (приказ ДО г. Иркутска от 01.10.2011 №214-08-1780/11)
МБОУ СОШ №14 (директор – Тучкова Л.Л.) Духовно – нравственное становление личности в условиях эффективного взаимодействия звеньев учебно – воспитательного процесса в рамках реализации программы воспитания и перехода на новые образовательные стандарты (в режиме завершения) (Приказ ДО г. Иркутска «О работе ресурсных методических площадок» № 214 -08-1502/10-1 от 20.09.2010г)
МБОУ СОШ №18 (директор – Кадникова М.В.) Индивидуальная образовательная траектория – фактор качества образования (приказ ДО г. Иркутска № 214-08-1853-1/12 от 29.09.2012 г. «О присвоении статуса экспериментальных площадок»)
МБОУ СОШ № 23 (директор – Бобенко Г.М.) «Школа русской культуры – школа полного дня как социокультурный центр микрорайона» (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2010 г. №214-08-1974\10)
МБОУ СОШ № 26 (директор – Корж И.А.) Создание модели билингвального обучения и развития учащихся в рамках ЕДШ российского варианта (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2010 г. №214-08-1974\10)
МБОУ СОШ № 29 (директор - Алексеенко И.М.) Организация процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2010 г. №214-08-1974\10)
МБОУ СОШ №31 (директор - Корочкина А.М.) Формирование благоприятной экологической среды в школе как одно из направлений повышения качества образовательного процесса (на стадии завершения) (приказ ДО г. Иркутска от 01.11.2010 № 214-08-2103/10)
МБОУ СОШ № 40 (директор - Кондратьева И.В.) «Безопасное освоение информационного пространства» (завершение) (приказ ДО г. Иркутска от 20.09.2010 №214-08-1502/10-1)
МБОУ СОШ №66 (директор - Федоров В.Ф.) «Экологизация образовательного пространства в условиях МБОУ» (Приказ ДО г. Иркутска № 214-08-1974/10 от 01.09.2010 г.)
МБОУ СОШ №75 (директор – Преловская Н.Н.) Формирование положительной мотивации к обучению, повышение уровня и качества подготовки учащихся (приказ ДО г. Иркутска от 29.09.2012 №214-08-1853-11)
НОУ ПЖГ (директор - Беломестных А.И.) «Духовно- нравственное воспитание и развитие обучающихся» (приказ ДО г. Иркутска от 01.09.2012 №214-08-1674/12)
Со своими наработками в течение учебного года делились на городских семинарах для заместителей директора по НМР, УВР, для педагогов-предметников МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №29, МБОУ СОШ №14, МБОУ СОШ № 23, гимназия № 2, лицей-интернат № 1
По окончании года на городском научно – методическом совете был представлен опыт МБОУ СОШ №18 по теме: «Мониторинг как основа эффективного управления качеством образования в адаптивной школе» (завершение проекта) (приказ ДО г. Иркутска № 214-08-1903-1/12 от 04.10.2012 г. «О продлении эксперимента на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 18 в 2012-2013 учебном году), МБОУ СОШ №75.
С заявкой на работу в муниципальном экспериментальном режиме был представлен опыт МБОУ СОШ №10 (директор – Омолоева Н.А.) по теме «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе».
Основу муниципального инновационного пространства для учителей начальной школы составляют «пилотная площадка опережающего введения ФГОС НОО» на базе ЦО №47 и образовательные учреждения, осуществляющие в соответствии с договором о совместной деятельности «ЦИМПО - издательство «Академкнига/учебник» - образовательное учреждение» деятельность муниципального информационно-консультационного центра (МИКЦ) «Перспективная начальная школа» и «Предшкола нового поколения» на базе МБОУ СОШ №11, 14, 63.
Эксперимент по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Иркутска. «Пилотные» площадки опережающего введения ФГОС ООО (5классы)
Областной уровень: (распоряжение министерства образования Иркутской области от 21.05.2012 № 640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования») МБОУ лицей – интернат №1, МБОУ лицей №3, МБОУ гимназия №3, МБОУ гимназия №25, МБОУ гимназия №44, МБОУ СОШ №55, МБОУ СОШ №64, МБОУ СОШ №80.
Муниципальный уровень: МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ №34, МБОУ СОШ №40, МБОУ СОШ №57, МАОУ гимназия №2
Опыт работы образовательных учреждений- «пилотных» площадок был изучен экспертной группой в декабре 2012 года с посещением уроков, изучением нормативно – правовой базы, беседы с администрацией и педагогами ОУ, с продуктом экспериментальной деятельности можно было познакомиться в рамках городского образовательного форума в МБОУ лицее – интернате №1 и в апреле 2013 года в МАОУ гимназии №2 (для заместителей директора по НМР, УВР) и на семинарах для учителей предметников.
На школьных сайтах открыты страницы, посвященные ОЭР, по материалам которой можно проследить за ходом эксперимента и познакомиться с результатами экспериментальной работы
Результаты участия педагогов по направлению экспериментальной работы, итоги проведённых комплексных мероприятий (согласно плана экспериментальной работы) показали:
- изменение качества организации образовательно-воспитательного процесса в ОУ, развитие ключевых компетенций учащихся, их самостоятельности и познавательной активности, что привело к увеличению количества учащихся, принимающих участие в различных олимпиадах, конкурсах, проектах, НПК, а в конечном итоге - к повышению качества образования.
Все ОУ представили результаты инновационной и экспериментальной работы в 2012-2013 учебном году. (см. Приложение №1 «Отчеты по инновационной и экспериментальной работе»)
|