Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование»





Скачать 383.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование»
страница1/9
Дата публикации15.04.2015
Размер383.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка и общего языкознания
Словообразование и морфемика в академической грамматике русского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Магистратура

по направлению 050100 - «Педагогическое образование»

Профиль подготовки – «Русский язык и литература»


Лекции - 12 часов,

Практические занятия - 12 часов

Самостоятельная работа – 57 часов

Всего – 108 часов


Москва

Составитель:

кандидат филологических наук, доцент Горелкина А.В.
Заведующий кафедрой:

доктор филологических наук, профессор Ярыгина Е.С.

ЧАСТЬ I. МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Словообразование и морфемика в академической грамматике русского языка»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс “Словообразование и морфемика в академической грамматике русского языка” адресован студентам-магистрантам первого года обучения филологических специальностей педагогических университетов.

Цель курса: последовательное изучение современного состояния словообразовательной и морфемной систем русского языка, осуществляемое в единстве структурного, семантического, функционального, нормативного подходов.

Задачи курса:

  • познакомить с содержанием включенных в программу вопросов, с направлениями в изучении тех или иных проблем морфемики и словообразования;

  • сформировать базовый понятийный аппарат морфемики и словообразования;

  • выработать умения соотносить знания по морфемике и словообразованию со знаниями по другим разделам учебной дисциплины;

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой;

  • стимулировать и активизировать научно-исследовательскую деятельность будущих учителей русского языка.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Морфемика и словообразование являются важными звеньями языковой системы, связывающими лексику с грамматикой.

С одной стороны, словообразование служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов: словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение.

С другой же стороны, морфемные и словообразовательные средства служат отнесению мотивированных слов к определенным грамматическим классам, разрядам: например, словообразовательные префиксы активно участвуют в формировании разряда глаголов совершенного вида; суффиксы существительных относят мотивированное слово к определенному роду и типу склонения; суффиксы притяжательных прилагательных связаны с отнесением прилагательного к особому типу склонения и др.

И в словообразовании, и в морфологии мы имеем дело с морфемами, поскольку и словообразовательные, и грамматические (морфологические) значения слов выражаются чаще всего аффиксами. Морфемный строй языка – его морфемика – охватывает, таким образом, морфологию и словообразование.

Следовательно, без учета морфемных и словообразовательных средств невозможно понимание многих процессов и явлений в лексике, грамматике, а значит и в области теории высказывания в целом.

В программе разведены сведения по морфемике и собственно словообразованию (деривации). В морфемике язык предстает как статическая структура, а в словообразовании – как динамическая. Отдельные понятия морфемики как системы шире словообразовательного аспекта, например, функциональные типы морфем – формообразующие (словоизменительные) и словообразовательные морфемы. Если первые изучаются в морфологии, то вторые – преимущественно в словообразовании. Членимость основы шире понятия мотивированности (производности), а выявлению морфемного состава слова предшествует установление его словообразовательных связей. Различаются эти разделы и методами анализа – морфемным и словообразовательным.

При освещении теории соблюдается принцип совмещения традиционного и современного истолкования языковых явлений. Особое внимание обращено на вопросы, которые не получили в русистике однозначного решения.

Возрастающая роль разговорной формы литературного языка и устных форм общения является основанием для включения в рамки курса ряда проблем из области стилистического и окказионального словообразования. Обращение к возможностям словообразовательных средств передавать экспрессивную и эмоциональную информацию в процессе речевой деятельности представляется актуальным в аспекте соотношения лингвистического и экстралингвистического в осуществлении процесса общения.

Для разделов "Морфемика" и "Словообразование" характерен многоаспектный подход к лингвистическим единицам, что позволяет выявить их взаимосвязь и переходность. Это дает возможность показать нормативность языковых явлений и тенденции их развития, а также особенности функционирования в различных социолингвистических условиях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практика речи Модуль...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 050100. 62 Педагогическое образование
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математическая логика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины магистратура по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск