Скачать 319.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2011г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.13.2 – Методика преподавания литературы (специальная) г. Томск – 2011 1.Цели и задачи дисциплины Цели: ознакомить студентов с основными направлениями современной специальной методики преподавания литературы; раскрыть коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Задачи: - изучить теоретические, методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические основы специальной методики преподавания литературы; - выработать навыки аналитического похода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка; - научить приемам анализа произведений разных жанров, выбору видов учебной деятельности, способствующим коррекционно-педагогической работе с детьми с общими нарушениями речи. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины Изучение дисциплины должно помочь будущим учителям овладеть навыками организации детского и юношеского чтения, способствующего исправлению недостатков речи. Студенты должны приобрести следующие знания, умения, навыки: - уметь анализировать и синтезировать отобранный для урока литературы литературоведческий и языковой материал с учетом особенностей работы по коррекционно-речевому развитию школьников с общим нарушением речи; - сформировать специальные профессионально-методические умения планирования проведения уроков, внеклассных мероприятий по литературе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); - уметь конструировать и анализировать разные типы уроков литературы; - знать содержание, формы и виды работы по организации учебного процесса на уроке литературы; - знать особенности работы над произведениями разных литературных жанров; - знать психологические особенности восприятия художественной литературы с детьми с ОНР; - овладеть методикой анализа произведений детской литературы. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Методика преподавания литературы (специальная) как наука. Лекции Становление методики преподавания как науки в XІX веке. Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и др. Значение их трудов для развития специальной методики преподавания литературы. Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как частной методики самостоятельного учебного предмета в 50-е годы XX века. Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами конца XX – начала XXІ веков. Теоретические основы специальной методики преподавания литературы: методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические. Практические занятия Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, просмотр статей учителей – практиков по журналам периодики, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент как способ проверки эффективности методико-педагогических исследований). Раздел 2. Литература как учебный предмет. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Лекции Литература как один из важных компонентов общего образования учащихся с ОНР. Взаимосвязь этико-эстетических и коррекционно-развивающих задач в учебном предмете. Познавательная и воспитательная функции литературы как искусства слова и учебного предмета. Специфика содержания и структуры литературного образования детей с ОНР – речевая направленность курса, связанная с освоением идейно-эстетических ценностей литературы и совершенствованием речевых умений и навыков учащихся. Методика обучения правильному, беглому, выразительному и осознанному чтению. Развитие навыков выразительного чтения. Выразительное чтение как средство анализа произведения. Практические занятия Тренировочные упражнения на фольклорном и литературном материале. Дидактические игры по коррекции речевой недоразвитости. Раздел 3. Принципы и методы обучения литературе в школе для детей с ТНР. Лекции Основные принципы преподавания литературы в школе (научность, историзм, единство содержания и формы в школьном анализе, доступность, последовательность, систематичность и т.д.). Специфика использования дидактических принципов преподавания литературе в школе для детей с ТНР. Создание установки на организацию комплексной речевой деятельности учащихся (говорение, аудирование, чтение, письмо). Метод как система обучения и метод как способ обучения. Своеобразие преломления основных методов обучения в практике преподавания литературы в школе для детей с ТНР (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, Эвристический, исследовательский и т.д.). Практические занятия Репродуктивный метод. Значение упражнений репродуктивного типа для развития речи учащихся с речевым недоразвитием. Объяснительно-иллюстративный метод. Значение средств наглядности для развития ассоциативного и образного мышления детей с ОНР в процессе использования приемов данного метода. Эвристический метод и его особое место в процессе обогащения словарного запаса учащихся. Исследовательский метод. Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы обучения в процессе изучения художественного произведения. Работа по составлению партитуры для прочтения художественного текста. Раздел 4. Разделы и этапы литературного образования. Этапы работы над художественным произведением. Лекции Процесс работы над художественным произведением. Условность разграничения в учебно-методических целях изучения художественного произведения на несколько этапов и их взаимосвязь (вступительные занятия, чтение и усвоение содержания произведения, заключительные занятия). Зависимость выделения основных этапов изучения литературного произведения от объема и жанра произведения. Практические занятия — не предусмотрены. Раздел 5. Урок литературы в школе для детей с ТНР. Методические особенности работы над произведениями фольклора. Лекции Классификация детского фольклора. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки). Дидактические приемы и обучающие игры в работе с малыми жанрами фольклора. Народная проза: сказка и несказочная проза. Сказкотерапия. Практические занятия Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, чистоговорки (скороговорки), загадки. Упражнения по отработке артикуляции. Притчеобразность малых жанров фольклора, разные приемы по уяснению переносного смысла, иносказания. Дидактические игры. Установка на вымысел в жанровых разновидностях сказки (сказка о животных, волшебная сказка, бытовая сказка). Связь вымысла и реальности. Сказкотерапия. Установка на достоверность в несказочной прозе (предания, былички, легенды). Топонимические предания. Дидактический материал по изучению произведений фольклора. Литературные (авторские) сказки. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |