Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов





НазваниеРабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов
страница1/31
Дата публикации30.07.2013
Размер3.86 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульянковская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/Кашарина.Г.М../

Протокол № __1___от

«___»________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Ульянковская ООШ»

_________/Челнокова Т.П../

«___» ____________ 20___г.


«Утверждаю» Директор

МБОУ «Ульянковская ООШ»

_________/Челнокова Н.А../

Приказ № _______ от

«___» ____________ 20___г.






Рабочая программа
по русскому языку в 4 классе

Кашариной Галины Михайловны,

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____от

«___» ____________ 2012г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук.

Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.

Программа рассчитана на 102 часов. Из них 28 часа отведено на развитие речи. За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года – организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

1. Чуракова, Н. А. Русский язык : 4 класс : учебник : в 3 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

2. Байкова, Т. А. Русский язык : 4 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Чуракова, Н. А. Русский язык : 4 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей и учатся использовать их при решении конкретных учебных задач.

Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний, например интрига. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.

Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий «кусочек» знаний в «другой» книге.

Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4 лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное окружение школьника, с которым они и наравне решают те же задачи, и завязывают содержательную переписку, смысл которой не только в создании интерактивной формы обучения русскому языку, но и в возрождении почти утраченной культуры переписки, а также культуры клубной работы для младших школьников, восстановлении того воспитательного потенциала (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.

Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка – хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности; в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение». Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.). Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1 класса, по 4 раза – в каникулы начиная со 2 класса).

Решение проблем развития речи опирается на разделение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна – это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М. В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П. С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П. С. Жедек, М. И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е. С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В. В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л. В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М. С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н. И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

Содержание тем учебного курса



Фонетика и орфография  

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). 

Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения. 

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. 

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на). 

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив-  и –ов-). 

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. 

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). 

Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). 

Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и. 

Звукобуквенный разбор слова. 

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). 

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. 

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. 

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. 

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. 



Морфемика и словообразование

Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения). 

Морфемная структура русского слова. 

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. 

Разбор слов разных частей речи по составу. 



Морфология и лексика  

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). 

Имя существительное. Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении. 

Морфологический разбор имени существительного. 

Имя прилагательное. Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. 

Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении. 

Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя).личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. 

Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. 

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при  безударных личных окончаниях. 

Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. 

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите. 

Синтаксическая роль глаголов в предложении. 

Союз. Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. 



Синтаксис и пунктуация

Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. 

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. 

Разбор простого предложения по членам предложения. 

Представления о сложном предложении (наблюдения). 

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. 

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.   



Развитие речи с элементами культуры речи

Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. 

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». 

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. 

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. 

Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах. 

Требования к уровню подготовки учащихся
к концу четвертого года обучения


Учащиеся должны знать/понимать:

• общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

• правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; • правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

• правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

• правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;

• правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

• правописание определяемых программой словарных слов;

• части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

• три типа склонения существительных;

• названия падежей и способы их определения;

• два спряжения глаголов;

• члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

• однородные члены предложения;

• особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

уметь:

• писать о–е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова;

• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

• правильно употреблять местоимения «оба» и «обе» в разных падежных формах;

• применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;

• производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;

• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;

• обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);

• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;

• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;

• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

• доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;

• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для работы со словарями;

• соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;

• устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

• написания письма с соблюдением норм речевого этикета.

Словарные слова:

автомобиль, аннотация, беседа, библиография, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 46 слов).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconУрок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош»
Открытый урок по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов мбоу «Оскольская оош» Лавровой Натальи Михайловны, проводился...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку во 2 классе Кашариной Галины Михайловны
Умк «Перспективная начальная школа» Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук. Программа рассчитанана170часов, 5 часов в...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по географии в 6 классе Кашариной Галины Михайловны
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе учителя первой кв...
Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа педагога рудичевой Елены Серафимовны, учителя высшей...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В. Ф. Греков // Программно-методические материалы....
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку в 10-11 классе разработана на...
Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классе разработана на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconУчителя начальных классов Кутанинской средней общеобразовательной...
Вера в человека (эссе)
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе Составитель : Л. А. Борисенко
А, классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы курса русского языка...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе на 2013 2014 учебный год
Составлена на основе : С. И. Львова, Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе Кашариной Галины Михайловны, учителя начальных классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алексеевой Галины Валерьевны учителя начальных классов мбоу сош №1 г. Шагонар, Улуг-Хемского района, рт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск