Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда»





НазваниеТема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Дата публикации06.09.2014
Размер35.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока:

«Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда»

Цели урока:

  • ввести понятие объема тела;

  • рассмотреть свойства объемов;

  • рассмотреть теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

В курсе планиметрии мы с вами рассматривали положительную величину, это площадь многоугольника. Давайте вспомним основные понятия, связанные с этой величиной.

    • Что, значит, найти площадь многоугольника?

    • Назовите единицы измерения площадей.

    • Найдите площадь фигур изображенных на рисунке. (Слайд 1)

Давайте все о чем мы с вами только, что говорили, запишем в таблицу. (Слайд 1.1).

  1. Изучение нового материала.

  • Объем тел.

Мы с вами изучаем стереометрию – это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.

Предполагается, что каждое из рассматриваемых тел имеет объем, который можно измерить с помощью выбранной единицы измерения. Давайте повторим и обобщим знания связанные с понятием объем тел, одновременно будем заполнять вторую часть таблицы.

S – это положительная величина, численное значение которой обладает следующими свойствами:


V – это положительная величина, численное значение которой обладает следующими свойствами:


10. В качестве единицы измерения площади обычно берут квадрат со стороной равной единицы измерения отрезков





20. Если фигура, составлена из нескольких фигур, то ее площадь равна сумме площадей этих фигур.





30. Равные фигуры имеют равные площади.




  • Что принимают за единицу измерения объемов? (Куб, ребро которого равно единице измерения отрезков. 1см3, 1м3 и тд.) (Слайд 2)

Процедура измерения объемов аналогична процедуре измерения площадей.

  • Что, значит, найти объем тела?

Число единиц измерения (единичных кубов) и частей единицы, содержащихся в данном теле, принимается за числовое значение объема при выбранной единице измерения. Это число может быть как рациональным (в частности, целым), так и иррациональным.

  • Найдите объем фигуры изображенной на рисунке. (Слайд 2.2)

  • Какие фигуры на плоскости называются равными?

Равенство двух фигур, в частности двух тел, в стереометрии определяется так же, как и в планиметрии: два тела называются равными, если их можно совместить наложением.

Например, два прямоугольных параллелепипеда с соответственно равными измерениями. (Слайд 2.3)

Следовательно, если два тела равны, то каждое из них содержит столько же единиц измерения объемов и ее частей, сколько и другое тело, то есть

Равные тела имеют равные объемы.

Рассмотрим еще одно свойство объемов. (Слайд 2.4)

  • Из чего состоит это тело?

  • Имеют ли цилиндр и параллелепипед общие внутренние точки?

  • Как найти объем этого тела?

Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.

Эти свойства объема называют основными свойствами объемов. В дальнейшем на основе этих свойств выводятся формулы для вычисления объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.

  • Объем прямоугольного параллелепипеда

Следствие

Рассмотрим куб, принятый за единицу измерения объемов. Его ребро равно единице измерения отрезков. Разобьем каждое ребро этого куба на n равных частей и проведем через точки разбиения плоскости, перпендикулярные к этому ребру.

(Слайд 3)

Куб разобьется на n3 равных маленьких кубов с ребром .Сумма объемов всех маленьких кубов равна объему всего куба и равна 1, следовательно объем каждого маленького куба равен .

Итак,

Объем куба с ребром равен

Этот факт используется при доказательстве теоремы об объеме прямоугольного параллелепипеда.

Теорема: Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.

Доказательство не является обязательным, но мы его можем рассмотреть во внеурочное время с теми, кто будет сдавать геометрию и с теми, кто интересуется математикой. А пока давайте ответим на следующие вопросы: (слайд 4)

  • Что называется измерениями прямоугольного параллелепипеда?

  • Как можно записать формулу объема прямоугольного параллелепипеда?

  • Как найти площадь прямоугольника?

  • Как можно еще записать формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда?

  • Какая ошибка допущена при построении прямоугольного параллелепипеда?

  • Куб – частный случай прямоугольного параллелепипеда.

Его объем равен V = a3

  1. Решение задач

№ 647, 648(а, б), 649 (а)

  1. Итог урока

  1. Что называется объемом тел?

  2. Что значит измерить объем тел?

Как получить единичного куба?

  1. Чему равен объем куба? Параллелепипеда?

    1. Домашнее задание

Пп. 63, 64; 648(в, г), 649(б, в), вопрос1 к главе VII

Задача: Вывести формулу для вычисления V куба, если известна его диагональ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconРазработка урока математики в 5 классе по теме: «Объём прямоугольного параллелепипеда»
Цели урока: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов, ввести понятие объёма, познакомить с правилом вычисления...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconПлан урока. Тема урока : Объем прямоугольного параллелепипеда
Образовательная: закрепление понятия объема прямоугольного параллелепипеда, умение применять формулу объема при решении практической...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрок 3 Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда
Цели: повторить понятие площади плоских фигур, ввести понятие объема тела, единиц измерения объемов тел; изучить основные свойства...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрок по математике в 5 классе. Тема «Объем параллелепипеда»
Дать представление об объеме, получить формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» icon«Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрока Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда»
Цель урока: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составить конспект. Объем и его свойства. Объем прямоугольного параллелепипеда. П 63, 64
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование представлений об элементах прямоугольного параллелепипеда
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрок 2 Призма. Параллелепипед
Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрока: Решение задач по теме «Объёмы тел вращения»
Учебник, раздаточные материалы, (опорные конспекты с приложенными к ним листами самоконтроля; формулы из планиметрии; формулы объёмов...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда»
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Ознакомить с соотношением единиц объема, учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми...
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconКонспект урока по геометрии в 11 классе по теме «Объемы тел»
Научные доказательства свидетельствуют о том, что всестороннее развитие личности возможно только в процессе деятельности человека....
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconУрок по теме «Построение сечений параллелепипеда»
Установить взаимосвязь между видом сечения и расположением точек на ребрах параллелепипеда
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconКонспект урока по обществознанию Тема: «Развитие гражданского права в современной России»
МО, г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17- а, тел./ факс: 60- 40- 70, тел.: 62- 21- 22
Тема урока: «Объемы тел. Объем прямоугольного параллелепипеда» iconТема урока : Три свойства прямоугольного треугольника
Принципы: научности и доступности, наглядности, системности и последовательности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск