Скачать 48.58 Kb.
|
Урок алгебры в 9 классе по теме « Решение систем уравнений второй степени» Тема урока: « Решение систем уравнений второй степени» Цели: 1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени; Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени. 2) Рассмотреть некоторые нестандартные приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными, 3) Способствовать формированию умений обобщать, проводить рассуждения, анализировать. Развивать мышление и речь. Оборудование: компьютер, экран, проектор. Ход урока. Три пути ведут к знаниям: Путь размышления- это путь самый благородный, Путь подражания- это путь самый лёгкий, Путь опыта – это путь самый горький. 1.Организация класса. Объявление темы, цели урока. 2. Проверка домашнего задания: 1. Решения № 434 д (способом сложения и подстановки) Учащиеся сравнивают результаты пунктов д/р, делают анализ ошибок. 2.Вычислите координаты точек пересечения парабол у = 3х2 – 8х -2 и у = х2 – 4. Решение: находим решение уравнения 3х2 – 8х -2 = х2 – 4. Х2 -4х+1 =0, х1 = 2+, х2 = 2 - Тогда у1 = 4 +3; у2 = 3 - 4. Ответ: ( 2+) и (2 - ; 3 - 4 3. Фронтальный опрос (мозговой штурм) :
4. Тестовая работа. ( три группы, в каждой группе свой консультант) Задание: указать номер верного ответа (на карточках).
Верные ответы: 1 группа: № 2, 2 группа: № 3, 3 группа: № 1. 5. Практическая работа Постройте схематически графики уравнений. Выясните ,сколько решений имеет система уравнений? (Работа по карточкам) 6 .Математический диктант а) уравнение прямой, проходящей через начало координат, б)уравнение прямой, содержащей луч, являющийся биссектрисой 1 координатной четверти, в) уравнение окружности с центром (0;0) радиуса 5 г) запишите центр окружности ( х-2)2 +(у-1)2 =1 д) Является ли пара чисел (-1;3) решением уравнения х2 – у +2=0 е) уравнение прямой, параллельной оси х, проходящей через точку (1;2). 7. « Для тех, кто хочет знать больше» Фронтальная работа (15 мин) 1) Решим систему: х2 – 9у2 –х + 3у = 0, Х2 –ху +у =7. Решение: Многочлен из левой части 1-го уравнения разложим на множители: х2 – 9у2 –х + 3у = (х – 3у) (х + 3у) – (х – 3у) = (х – 3у) (х + 3у - 1), тогда получаем равносильную систему: (х – 3у) (х + 3у - 1) = 0, х – 3у = 0, Х2 –ху +у =7. х + 3у – 1 =0; х + 3у – 1 =0, Х2 –ху +у =7. Решим отдельно 1-ую систему: х – 3у = 0, х + 3у – 1 =0; х = 3у, 9у2 -3у2 +у – 7 = 0; Из 2-го уравнения: 6у2 +у -7 = 0 Д = 169, у1 =- 1 , у2 = 1. Тогда х1 =-3 и х2 = 3. Получили пары (-3; -1) и (3; 1). Из второй системы: х = -3у + 1, (-3у + 1)2 – у(-3у + 1) + у – 7 = 0 2у2 - у – 1 = 0 У3 = - , у4 = 1. Тогда х3= 2,5 и х4 = -2. Получили пары (2,5) и (-2; 1) Ответ: (-3; -1); (3; 1) и (2,5) и (-2; 1) 2) Решим систему: х2 + 3ху + у2 = 11, Ху + х + у = 5; Решение: уравнения этой системы содержат сумму переменных (х + у), Произведение ху и сумму квадратов (х2 + у2 ). Если в этой системе заменить х на у, а у на х , то получим ту же систему. Такие системы называют симметричными. Их удобно решать, вводя новые переменные. Пусть х + у = u, ху = v , Тогда х2 + у2 = (х +у)2 - 2ху = u2 - 2v. Получаем u2 - 2v + 3v = 11, u2 + v = 11 v + u = 5; v + u = 5; Решив эту систему способом подстановки, найдём, что u1 = -2; v1 = 7; u2 = 3; v2 = 2. Тогда, подставив в замену, получим: Х + у = -2, х + у = 3, Ху = 7; и ху = 2 ; Первая система даёт : х = -2 – у, (-2 - у) у = 7 -у2 – 2у – 7 = 0 Д = - 24 < 0 решений нет. Вторая система: х = 3 – у, у(3 - у) = 2; -у2 + 3у – 2 = 0 Д = 1, у1 = 1, у2 = 2; тогда х1 = 2, х2 = 1. Ответ: (1; 2); (2; 1) Для той группы учащихся, которым такая работа непосильна, можно предложить задачи из учебника № 538 Решение: составим систему: х +у = 5 (х - у), х2 - у2 = 180. ОДЗ: х, у > 0. Ответ: 18 и 12. № 541. Решение: пусть число десятков – х, а число единиц – у, тогда данное число имеет вид 10х + у. Из условия имеем: 4(х +у) = 10х + у, 2ху = 10х + у; Получим х = 3, у = 6, 10* 3 +6 = 36. Ответ: 36 Если позволит время можно «устроить» обмен информацией между этими группами. 8. Из материалов ГИА. 2х + 3у= 4, Задание: При каком р верно решение системы х – у = -3, Х + 2у = р ? Решение: Надо решить систему 2х + 3у= 4, х – у = -3, получим пару (-1; 2) и эту пару подставим в третье уравнение : -1 + 2*2 =р р =3 Ответ: система имеет решение при р =3. По желанию дома решите аналогичное задание: при каком р система имеет решение 3х – 2у = 7, Х + у = 4, 2х – у = р. №449, 435 9. Итог урока. Выставление оценок. |
Тема урока: «Решение систем уравнений второй степени» Обучающие: систематизировать знания по данной теме, выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени... | Урок по алгебре в 9 классе по теме: «Системы уравнений второй степени.... Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний по данной теме | ||
Решение текстовых задач с помощью систем. Воспитательная Обучающая: Закрепить умение решать системы уравнений второй степени. Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени | Урок математики (алгебры) в 9-м классе по теме: "Решение задач с... Оформление кабинета: особым образом расставлены столы для работы в группах (количество групп – 4). На доске – плакат, на котором... | ||
Урок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений» Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических... | Конспект урока алгебры в 9 классе «Решение систем уравнений, используя... Цель урока: Формирование и закрепление у учащихся навыков решения систем уравнений, используя теорему Виета | ||
Урок алгебры в 8 классе по теме: «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» | Конспект урока на обобщающее повторение алгебры в 11 классе по теме... Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» | ||
Урок Шидакова Л. Х. Гнездилова В. И. Шидакова А. К гнездилова В.... В школе стало традицией проведение предметных недель. С 27. 01. 2014 г по 02. 2014 года на высоком методическом уровне прошла «Неделя... | Методические рекомендации, разработка методических материалов. Тема:... Координаты автора: место работы: моу сош №129 Орджоникидзевского района г. Уфы, электр почта: sch129@yandex ru | ||
Урок математики в 4 классе по теме «Решение уравнений вида х×8 = 26 + 70» Познакомить с приемом решения уравнений на основе знаний связи между множителями и произведением | Тема: Решение задач с помощью системы уравнений первой и второй степени. Здравствуйте, ребята. Ещё начиная с начальной школы вы учились решать задачи. Для этого с каждым годом вы обучались всё новым и новым... | ||
Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений | Тема: Старые методы для решения новых систем уравнений Тип урока Изучить методы решения систем уравнений, одно из которых является уравнение i-ой степени, а другое ii-ой степени | ||
Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений» Автор: Сорокина Елена Николаевна, учитель математики мбоу «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» | Урок семинар по теме: «Решение уравнений и систем уравнений». Цели... Обобщить и углубить знания учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной работе и зачету |