Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г





НазваниеМилаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г
страница1/11
Дата публикации18.12.2014
Размер1.18 Mb.
ТипУчебный курс
100-bal.ru > Математика > Учебный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МОУ «Большеелховская СОШ»

Милаева Надежда Васильевна

СБОРНИК

учебных и элективных курсов

по математике

для учащихся 5-11 классов

2014 г.

МОУ «Большеелховская СОШ»


Н.В. МИЛАЕВА

СБОРНИК

учебных и элективных курсов

по математике

для учащихся 5-11 классов


Саранск 2014

Сборник содержит актуальные учебные и элективные курсы по математике для 5-11 классов (программы и конспекты занятий). В каждой программе обозначены цели, задачи и прогнозируемые результаты, подробно раскрыто содержание. Реализация предлагаемых программ направлена на формировании интереса к решению задач разного типа: логические, прикладного характера и др. Данный сборник адресован преподавателям математики, его материалы могут быть использованы не только в рамках учебного и элективного курсов, но и во внеклассной работе, во время проведения предметной недели, в урочной деятельности.

Учебный курс по математике

«Искусство вычислять»

для учащихся 5 кл. на 17 часов
Пояснительная записка

В настоящее время учебные курсы играют значительную роль в развитии способностей детей, в повышении результатов их деятельности.

Учебный курс «Искусство вычислять» рассчитан на 17 часов для учащихся 5 класса. Содержание тесно связано с программой. Но оно не дублирует учебники, а несколько углубляет их. В данный курс включен такой материал, который будет занятным и доступным как для детей среднего развития, так и для одаренных и увлекающихся математикой (присутствуют элементы более сложного содержания).

Искусство вычислять быстро, без микрокалькулятора – мечта каждого ученика, учителя и родителя.

Высказываю надежду, что все способы вычислений заинтересуют учеников, и они будут применены на практике.

Кроме обычных занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, самостоятельных, здесь будут игры, викторины, ребусы, кроссворды, сказки, что будет способствовать расширению кругозора учащихся в области математики, пробуждению желания к саморазвитию, самообразованию.

Учебный курс «Искусство вычислять» призван научить учащихся считать быстро, находить иррациональные способы вычислений, повысить математическую подготовку и интерес к предмету.
Цели курса:

  • Ознакомить учащихся с приемами, облегчающими вычисления;

  • Развивать вычислительные навыки, интерес к математике;

  • Создавать условия для расширения математического кругозора.


Задачи курса:

  • Научить вычислять в различных вариациях, используя занимательные элементы;

  • Умножать при помощи таблиц; умножать на 9, 11, 15, 7, 37; умножать на 5, 25, 50; находить квадрат двузначного числа, оканчивающегося на «5», квадрат двузначных чисел;

  • Обеспечить групповую форму математической деятельности;

  • Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности, принимать участие в любой виде математической игры.


Место курса в системе предпрофильной подготовки

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике. Он углубляет базовый курс по математике, является предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с разными приемами, облегчающими вычисления.

Способы вычисления, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу математики. Поэтому данный учебный курс будет способствовать развитию математических знаний и умений учащихся, поможет осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню усвоения курса

Учащиеся должны:

  • Описывать и объяснять приемы, облегчающие вычисления;

  • Выполнять действия, используя рассматриваемые приемы вычисления;

  • Сравнивать новые приемы с традиционными способами вычисления;

  • Решать занимательные задачи;

  • Составлять и разгадывать кроссворды, ребусы;

  • Сочинять математические сказки;

  • Делать физкультминутки.

В результате изучения учебного курса учащиеся выпустят математическую газету и сделают презентацию о некоторых приемах вычисления.


Учебная программа




Наименование раздела

Кол-во

часов

1

Приемы, облегчающие сложение

4

2

Приемы, облегчающие вычитание

2

3

Умножение на 7, 9, 11, 15, 37

6

4

Умножение и деление на 5, 25, 50

2

5

Занимательная математика

3

Итого:

17


Учебно-тематический план


п/п

Наименование

раздела, темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Практикум

Контроль

1. Приемы, облегчающие сложение

1.1

Развитие вычислительных навыков

1










1.2

Необычный способ сложения столбцами




1







1.3

Сложение с применением его свойств. Задачи-шутки.




1







1.4

Сложение многозначных числе. Самостоятельная работа







0,5

0,5

2. Приемы, облегчающие вычисления

2.1

Вычитание с помощью дополнения




1







2.2

Вычитание многозначных чисел

Выступление «Старинные истории»




1




3. Умножение на 7, 9, 11, 15, 37

3.1

Умножение на 9, 11, 15




1







3.2

Умножение на 7, 37




1







3.3.

Умножение при помощи таблицы







1




3.4

Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на 5




1







3.5

Умножение двух одинаковых двузначных чисел.




1







3.6

Умножение многозначных чисел. Самостоятельная работа







0,5

0,5

4. Умножение и деление на 5, 25, 50

4.1

Умножение и деление на 5, 25, 50




1







4.2

Деление многозначных чисел. Самостоятельная работа







0,5

0,5

5. Занимательная математика

5.1

Разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, загадок.







1




5.2

Выпуск математической газеты. Презентация «Приемы вычисления»










2

Итого:

17


Содержание программы

Тема 1. Приемы, облегчающие сложение

(1 ч – лекция, 2 ч – семинар, 0,5 ч – практикум, 0,5 ч – контроль)

В данной теме рассматривается сложение с применением его свойств и необычный способ сложения сразу нескольких многозначных чисел столбцами, решаются задачи-смекалки, проводится самостоятельная работа.

Например:

1. 4556

+ 7349

5478

3764

27

+ 22

19

19 ____

21147
2. 11636

+ 21474

33110

36+74=110

116 сот+214 сот=330 сот

3. С применением переместительного свойства:
475+268+525+132=1400


Тема 2. Приемы, облегчающие вычисления.

(1 ч - семинар, 1 ч - практикум)

При изучении этой темы учащиеся знакомятся с новым приемом вычитания, вычитанием с помощью дополнения, старинными историями.

Например.

  1. 338-297=341-300=41 или 338-297=338-300+3=41

  2. 5243-2995=5248-3000=2248 или 5243-2995=5243-3000+5=2248


Тема 3. Умножение на 7, 9, 11, 15, 37

(4 ч - семинар, 1,5 ч – практикум, 0,5 - контроль)

В этой теме учащиеся знакомятся с приемами умножения на 7, 9, 11, 15, 37; способом умножения двузначного числа на такое же двузначное число; двузначных чисел, оканчивающихся на 5. Усвоение материала проверяется тестированием.

Например:


Тема 4. Умножение и деление на 5, 25, 50

(1 ч - семинар, 0,5 ч – практикум, 0,5 - контроль)

В данной теме учащиеся знакомятся с приемом умножения и деления на 5, 25, 50; проводится самостоятельная работа.

Например:


Тема 5. Занимательная математика

(1ч – практикум, 2 ч – контроль)

Учащиеся решают ребусы, кроссворды, выпускают математическую газету и составляют презентацию «Приемы вычисления»
Занятие 1. Лекция «Развитие вычислительных навыков»

Цель. Показать важность знания вычислительных приемов для развития математических способностей учащихся.

Тип занятия – изучение нового материала.

Ход занятия.

  1. Знакомство учащихся с учебным планом всего курса.

  2. Лекция.

  1. Вычислительные навыки.

    • Правильность;

    • Осознанность;

    • Рациональность;

    • Обобщенность;

    • Автоматизм;

    • Прочность.

  2. Приемы вычисления на сложение, вычитание, умножение и деление.

  3. Занимательная математика:

  • Кроссворды;

  • Ребусы;

  • Задачи-шутки;

  • Задачи на смекалку.

  1. Домашнее задание. Составить кроссворд.


Занятие 2. Необычный способ сложения

Цель. Формирование умений находить сумму нескольких многозначных чисел необычным способом.

Тип занятия – комплексное применения знаний.

Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания

  2. Работа с приемами сложения.

  1. Сложение столбцами.

1) 4556

+ 7349

5478

3764

27

+ 22

19

19 ____

21147

Проверка:

19

19

+ 22

27

21147
2) 4078+5870+95566+2405

3)7899+3973+3977

III Сложение по частям

1) 11636

+ 21474

33110

2) 5533+1847

3) 13463+55290

4) 306208+314315

IV Физкультминутка

V Тренировочные примеры (работа с парами)

Составить примеры друг для друга

VI Домашнее задание. Повторить свойства сложения. Найдите сумму двумя способами.

    1. 4275+3044+8141;

    2. 1888+2005+3448


Занятие 3. Сложение с применением его свойств

Цель. Формирование умений применять свойства сложения при нахождении суммы.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания

  • Какими способами сложения вы знакомы?

  • Какова сумма «данных» слагаемых?

II Работа с новыми приемами сложения.

  1. Сложение с использованием его свойств

  1. 475+268+525+132=1400

  2. (262+48)+738

  3. 25+1250+975+750

  4. 333+(508+667)

  1. Сложение в строчку

  1. 1012+1012+1012+1012+1012+1008+1008+1008+1008+1008=1000·10+12·5+8·5=1000·10+(12+8) ·5=10100

  2. 10125+10125+10115+10115+10250+1025

  1. Прибавление к числу суммы двух чисел.

  1. 35+47+76+93+55=35+7+40+6+70+3+90+5+50=306

  2. 19+29+38+47+36

III Физкультминутка

IV Игра «Проверка волшебного числа 1089»

Указание. Запишите разными цифрами любое трехзначное число (625). Вычтите из него то же, но перевернутое (526). Полученную разность (099) сложите с этой перевернутой разностью (990). Всегда получается число 1089.

V Найдите сумму, используя удобные приемы сложения

1) 375+224+625+776

2) 29+795+971+205

3) 824+645+176+655+255+245

VI Домашнее задание. Поиграйте в игру «Проверка волшебного числа 1089» с родителями.
Занятие 4. Сложение многозначных чисел.

Самостоятельная работа

Цель. Проверить выработанные навыки сложения в ходе самостоятельной работы.

Тип занятия – проверка знаний.

Ход занятия.

I Повторение (приведите примеры)

  • Сложение по частям;

  • Сложение в строчку;

  • Сложение столбцами;

  • Сложение и использованием его свойств.

II Задача-смекалка

Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л?

III Физкультминутка.

IV Самостоятельная работа.

Выполните сложение:

  1. По частям, столбцами

  1. 4275+9424+3888+1212

  2. 3245+1023+2004+2222

  3. 1276+3493+4044+3001

  1. Примените свойства сложения.

  1. 275+394+825+600

  2. 176+355+255+245+824+645

  3. (123+6034)+877

V Домашнее задание. Повторить приемы сложения.
Занятие 5. Вычитание с помощью дополнения

Цель. Формирование умений выполнять вычитание с помощью дополнения.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия

I Анализ самостоятельной работы

II Работа с приемами вычитания

1) 338-297=341-300=41

2) 5243-2995=5248-3000=2248

3) 2127-1997=2130-2000=130

4) 50640-40980=50660-41000=9660

III Выполните вычитание

    1. 452-194

    2. 1728-693

    3. 8207-6995

    4. 2115-1991

IV Физкультминутка

V Разминка ума.

Задача. Для своих двух книг Вася купил 3 разные обложки. Сколькими различными способами он сможет обернуть книги купленными обложками. ( 6 способов)

VI Найдите разность с помощью дополнения.

  1. 338-297

  2. 5243-2995

  3. 3137-1997

  4. 50640-40980

VII Домашнее задание. Повторить таблицу умножения. Доклад «Старинные истории» (стр. 24 «В царстве смекалки»)

Занятие 6. Вычитание многозначных чисел.

Доклад «Старинные истории»

Цель. Выработать навыки вычитания многозначных чисел с применением приемов и свойств вычитания.

Тип занятия – закрепление знаний.

Ход занятия

I Доклад»Старинные истории»

II Вычитание многозначных чисел.

Выполните (в строчку), используя прием-дополнение.

  1. 586-126

  2. 4385-2409

  3. 5677-3991

  4. 6486-4593

  5. 823-697

  6. 53427-40595

Проверьте столбиком (вычитанием и сложением)

III Физкультминутка.

IV Разминка ума. Как нужно разрезать циферблат часов на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова?

V Вычислите х, пользуясь зависимостью между компонентами и результатами действий:

1) (64-10х):4+11=22

2) (12+34х)·56-789=18923

VII Домашнее задание. Составить ребус.
Занятие 7. Умножение на 9, 11, 15

Цель. Формирование умений и навыков умножения на 9,11,15.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия

I Игра «Лучший счетчик» (проверка таблицы умножения)

II Умножение с использованием свойств умножения

a·b=b·a

(a·b) ·c=a·(b·c)

(a+b) ·c=ac=bc

    1. 25·48·4

    2. 125·18·4

    3. 125·23·8

    4. 75·16·4

    5. 8·38·125

    6. 8·125·25·4

III Работа с приемами умножения на 9, 11, 15

  1. 44·9=440-44=396

  2. 44·11=440+44=484

  3. 44·15=440+220=660

IV Выполните умножение

  1. 38·9

  2. 38·11

  3. 38·15

  4. 84·9

  5. 84·11

  6. 84·15

  7. 126·9

  8. 126·11

  9. 126·15

V Разминка ума. В Велосипедном колесе 32 спицы. А сколько промежутков между спицами? (32)

VI Найдите произведение.

  1. 334·9

  2. 334·11

  3. 334·15

  4. 444·9

  5. 444·11

  6. 444·15

VII Домашнее задание. Сочините кроссворд «Умножение»
Занятие 8. Умножение на 7 и 37

Цель. Формирование умений и навыков умножения на 7 и 37.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия.

I Проверка домашнего задания. Кроссворд «Умножение»

II Работа с приемами умножения на 7 и 37

  1. 15873·7=111111

  2. 15873·28=15873·7·4=444444

  3. 15873·35=15873·7·5=555555

  4. 15873·42

  5. 15873·49

  6. 15873·56

  7. 15873·63

37 умножим на 3, 9, 12, 15, 18…

  1. 37·3=111

  2. 37·9=333

  3. 37·12=444

  4. 37·15=555

  5. 37·18=666

III Физкультминутка.

IV Разминка ума. (шутка)

Володя и Миша зашли в книжный магазин. Миша хотел купить книгу, но оказалось. Что для покупки выбранной книги ему не достает 1 коп. Он обратился к Володе с просьбой добавить несколько копеек. На это Володя ответил: «У меня не достает на покупку этой книги 32 коп. Но если мы сложим все твои деньги и мои, то у нас на покупку этой книги денег не хватит». Сколько стоила книга? Сколько денег было у Миши и у Володи?

Ответ. 32 коп, 31 коп, 0 коп.

V Выполните умножение.

  1. 37·21

  2. 37·24

  3. 37·27

  4. 37·30

  5. 37·60

VI Домашнее задание. Повторите интересные случаи умножения на 7 и 37.
Занятие 9. Умножение при помощи таблиц

Цель. Формирование умений и навыков умножения с помощью таблиц.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания.

Интересные случаи умножения на 7 и 37.

II Работа над умножением при помощи таблиц.

1) Составляем таблицу умножения от 11 до 19 или таблицу Пифагора.

11·1 … 19·1

11·2 19·2

11·3 19·3

11·4 19·4

11·5 19·5

…. ….

11·11 19·19

2) Выполните умножение при помощи таблицы.

  1. 26·12

  2. 32·18

  3. 47·11

  4. 56·13

  5. 27·14

  6. 52·18

  7. 13·16

  8. 17·51

  9. 16·82

III Физкультминутка

IV Разминка ума.

Если 1000000000 человек станут плечом к плечу, то на сколько км протянется этот ряд? Сначала скажите приблизите, без вычислений, а затем проверьте свое предположение расчетом (считать, что каждые два человека займут 1 м)

Ответ. 500000 км.

V Умножьте столбиком.

  1. 2867·23

  2. 2867·203

  3. 2867·2003

VI Домашнее задание. Составьте математическую сказку.

Занятие 10. Умножение двузначных чисел,

оканчивающихся на 5.

Цель. Формирование умений умножать двузначное число, оканчивающиеся цифрой 5.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия

I Проверка домашнего задания. Математическая сказка.

II Работа с приемом умножения.

25·25=(2·3)(5·5)=625

95·95=9025

75·75=5625

III Физкультминутка.

IV Разминка ума. Встретились 6 товарищей и решили сыграть друг с другом в шашки по одному разу. Сколько всего партий они должны сыграть?

(15 партий)

V Умножение на пальцах (на 6,7,8,9)

VI Домашнее задание. Повторить и выучить прием умножения
Занятие 11. Умножение двух одинаковых чисел.
Цель. Формирование умений находить произведение двух одинаковых двузначных чисел.

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Ход занятия

I Повторение

  • Умножение на 11 (двумя способами)

  • Квадрат двузначного числа, оканчивающегося на 5.

II Игра «Кто быстрее?» (умножение и деление)

    1. 46·5

    2. 88·5

    3. 360:5

    4. 720:5

    5. 96·5

    6. 42·5

    7. 200:5

    8. 400:5

III Прием умножения

11·11

12·12=1+(2+2)(2·2)=144

13·13=1+(3+3)(3·3)=169

………………

19·19=1+(9+9)(9·9)=361

IV Игра «Я быстрее!» (квадрат двузначного числа и чисел, оканчивающихся цифрой 5)

  1. Домашнее задание. Выучить прием умножения.


Занятие 12. Умножение многозначных чисел.

Самостоятельная работа
Цель. Выработать навыки умножения с использованием разных приемов вычисления.

Тип занятия – проверка знаний.

Ход занятия.

I Повторение.

  • Умножение на 9, 11, 15

  • Квадрат двузначного числа.

  • Умножение на пальцах.

II Самостоятельная работа.

Выполните умножение


      1. 144·8·2·125

      2. 36·25·3·4

      3. 205·9, 206·11, 206·15

      4. 68·9, 68·11, 68·15

      5. 15873·7=111111

15873·49

15873·56

15873·63

6) 37·3=111

37·15

37·24

37·30

7) 13·13

16·16

19·19

8) 45·45

65·65

95·95

9) 45·45

65·65

95·95



Занятие 13. Умножение и деление на 5, 25, 50

Цель. Формирование умений производить умножение и деление на 5, 25, 50.

Тип занятия – комплексное применение знаний.
Ход занятия

I Анализ самостоятельной работы.

II Работа с приемами умножения и деления

1. Умножение и деление на 5

  1. 36·5=(36:2) ·10=180

  2. 43·5=(43:2) ·10=21·10+5(ост.1)

  3. 84·5=(84:2) ·10=420

  4. 87·5=(87:2) ·10=430+5=435

  5. 240:5=24·2=48

  6. 245:5=2·24+5:5=49

  7. 395:5=39·2+5·5=79

2. Умножение и деление на 25

  1. 48·25=(48:4) ·100

  2. 49·25=(49:4) ·100=12·100+25=1225

  3. 35·35=(35:4)=8·100+25·3=875

  4. 800:25=4·8=32

  5. 825:25=4·8+25:25=32+1=33

  6. 850:25=4·8+50:25=32=2=34

  7. 875:25=4·8+75:25=35

3. Умножение и деление на 50.

  1. 48·50=(48:2) ·100=2400

  2. 38·50=(38:3) ·100=1900

  3. 79·50=(79:2) ·100=3900+50=3950

III Физкультминутка.

IV Выполните действия.

  1. (728+563+272+237):25

  2. (24·5+24·25):(12·25+12·5)

  3. (725-275):25

  4. 725·275:25

V Домашнее задание. Выучить рассмотренные приемы.
Занятие 14. Деление многозначных чисел

Цель. Выработать навыки деления многозначных чисел с разными приемами.

Тип занятия – закрепление знаний.

Ход занятия.

I Повторение приемов умножения и деления на 5, 25 и 50.

II Выполните умножение.

  1. 86·5

  2. 126·5

  3. 24·5

  4. 86·25

  5. 126·25

  6. 24·25

  7. 86·50

  8. 126·50

  9. 24·50

III Выполните деление.

  1. 340:5

  2. 345:5

  3. 495:5

  4. 625:25

  5. 650:25

  6. 675:25

  7. 1625:50

  8. 2650:50

  9. 1495:50

IV Физкультминутка.

V Разминка ума.

Дан ряд цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. не переставляя их, поставить между ними знаки сложения так, чтобы получить сумму 100.

VI Самостоятельная работа.

Выполните действия

  1. 36·25

  2. 39·25

  3. 45·25

  4. 640:5

  5. 36·15

  6. 39·15

  7. 45·15

  8. 640:25

  9. 36·11

  10. 39·11

  11. 45·11

  12. 875:5

  13. 36·5

  14. 39·5

  15. 45·5

  16. 875:25

VII Домашнее задание. Составьте кроссворд или ребус
Занятие 15. Составление и разгадывание

кроссвордов, ребусов, сказок.

Цель. Развитие творческих способностей учащихся, интереса к предмету.

Тип занятия – обобщение и систематизация знаний.

Ход занятия.

I Анализ самостоятельной работы.

II Проверка домашнего задания

III Составление сказок, кроссвордов и ребусов (работа в парах)

IV Оценивание работ друзей.

V Домашнее задание. Принести материал для математической газеты.
Занятие 16. Выпуск математической газеты.

Цель. Приучать учащихся находить важный и интересный материал и уметь его размещать в газете, не забывая об ярком оформлении.

Тип занятия – информационный.
Ход занятия

I Для чего выпускаются газеты?

II какая информация размещается в ней?

III Каков порядок размещения данных в газете?

IV Работа над газетой.

Занятие 17. Презентация «Искусство вычислять»

Цель. Повторить и обобщить приемы вычисления.

Тип занятия – обобщение и систематизация знаний.
Ход занятия.

I Повторение проемов вычисления с помощью презентации.

II Оценка выпущенной газеты.

III Подведение итогов.


Терминологический словарь

  1. Квадрат числа – это произведение двух одинаковых чисел.

  2. Искусство вычислять – приемы или способы, облегчающие вычисления.

  3. Сложение столбцами – прием, при котором сумма цифр каждого столбика записывается отдельно.

  4. Сложение в строчку – сложение с прибавлением к числу суммы двух чисел.

  5. Сложение по частям – способ, при котором складываются десятки, сотни.

  6. Вычитание с помощью дополнения – способ, при котором вычитаемое дополняется до круглого числа, а уменьшаемое увеличивается на это же число.



Литература.

    1. А.А.Свечников, П.И.Сорокин. Числа, фигуры, задачи. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 1997 г.

    2. Ф.Ф.Нагибин. Математическая шкатулка. – М.: просвещение, 1988

    3. Е.И.Игнатьев. В царстве смекалки. – М.: наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979 г.

    4. Интернет - ресурсы




Программаучебного курса для учащихся 6 класса

«Задачи логического характера»на 17 часов


  1. Пояснительная записка


Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Особое внимание специалистов, занимающихся вопросами школьного математического образования, направлено на модернизацию задачного материала, так как представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, предполагают алгоритмический способ решения, чем значительно сужают операционное и информационное поле деятельности учащихся.

Учащихся привлекают задачи определенного жанра, в специальной литературе обозначенные различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные, т.е. задачи, способ решения которых не находится в распоряжении решающего, - задачи нестандартные объективно или субъективно. Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность учащихся в процессе решения нестандартных задач является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичность; их органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность.

В различных исследованиях содержится психологическая характеристика процесса решения задачи, в том числе и нестандартной (Л.Л.Гурова, 3.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Я.А.Пономарев и др.), рассмотрены фазы мыслительного процесса при решении задач (Н.А.Менчинская), выделены обобщенные приемы умственной деятельности (З.И.Калмыкова, Г.Н.Кулюткин, А.Ф.Эсаулов и др.), рассмотрены возможности педагогического управления мыслительной деятельностью учащихся (З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, З.И.Слепкань и др.)

В методике преподавания математики довольно полно разработаны вопросы обучения учащихся решению задач. В методических исследованиях выявлены роль и место задач в процессе обучения математике, охарактеризованы этапы решения задачи систематизированы приемы поиска решения задачи, проанализированы внешняя и внутренняя структура задачи. В последние годы выполнен ряд методических исследований, в которых рассматриваются вопросы, связанные с обучением учащихся решению нестандартных задач. Как показывают различные психолого-педагогические и методические исследования, учащиеся теряются, столкнувшись с нестандартными задачами, что нередко приводит к отказу от попыток решать задачу. Учащиеся недостаточно владеют умениями, определяющими тактику и стратегию действий при решении различных задач, в частности, умением самостоятельно разрабатывать некоторую программу действий, соотносить ее с полученными результатами, осуществлять контроль и оценку выполнения исходной программы действий, обобщать полученные результаты.

Перечисленные выше причины обусловили выбор темы элективного курса «Задачи логического характера»

Задачи логического характера большей частью связаны с теорией множеств: одни – непосредственно (задачи на логические таблицы, на графы, операции над множествами, выделение элемента множества, комбинаторные задачи, правило крайнего ), другие – косвенно.

Учебный курс «Задачи логического характера» рассчитан на 17 часов для учащихся 6 класса, одаренных и увлекающихся математикой.

В программе приводится тематическое планирование, включая планы занятий. Основная форма занятий – практикум. Предполагается, что данная программа будет способствовать развитию математической интуиции, нестандартного мышления учащихся, что станет отправной точкой для побед в олимпиадах по математике.


  1. Цели и задачи курса

Цели:

  1. Развивать у учащихся логическое мышление, интерес к математике;

  2. Ознакомить учащихся с задачами логического характера и способами их решения;

  3. Создавать условия для расширения математического кругозора.

Задачи:

  1. Отработать способы решения задач логического характера (логические переливания, таблицы, графы);

  2. Научить выявлять нестандартный характер задачи;

  3. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности.




  1. Требования к уровню усвоения курса


Учащиеся должны:

    1. Использовать полученные методы и приемы при решении нестандартных задач;

    2. Находить нестандартный подход к решению задач;

    3. Применять полученные знания на школьных, муниципальных и межрегиональных олимпиадах;

    4. Математически грамотно записывать ход решения задач.

Изучение элективного курса заканчивается показом презентацией, выполненных учениками, о некоторых методах решения задач логического характера.


  1. Учебно-тематический план






Наименование раздела

Количество часов

1

Введение в курс «Задачи логического характера»

1

2

Задачи на переливание

2

3

Задачи на логические таблицы

2

4

Задачи на операции над множествами

2

5

Задачи на взвешивание

1

6

Задачи на расположение элементов по кругу

2

7

Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера

2

8

Задачи, решаемые методом перебора

2

9

Олимпиада

2

10

Итоговое занятие. Презентация

1

Итого:

17
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconРасписание элективных курсов для учащихся 9-х классов мбоу «Копьевская сош»

Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconРасписание групповых, индивидуальных занятий, курсов по выбору, элективных...

Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расписание учебных курсов, курсов по выбору, элективных занятий, занятий исследовательской и проектной деятельностью на 2013-2014...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПоложение об обучении учащихся профессионального цикла
Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconО безотметочном оценивании элективных курсов в гбоу сош №687
Минобразования России от 13. 11. 03г. №14-51-277/13-03 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconРабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая...
Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconО ведении элективных курсов 2013 год Общие положения
Настоящее положение регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и определяет порядок получения дополнительного...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconУчебное пособие по математике «математический анализ в схемах» ( для учеников 11-х классов)
Миронова Т. В. Сборник текстов для дополнительного чтения и тесты на аудирование: Для студентов младших курсов всех специальностей....
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПрограмма элективных курсов для учащихся 10-11 классов Делопроизводство....
Согласовано с экспертной группой информационно-методического центра му «ОО» Исполнительного комитета Мензелинского муниципального...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПринципиальным положением организации школьного математического образования...
Ак школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями....
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconРабочая программа по математике для 5-6 классов Учебный год: 2012-2014...
Примерной программе основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития...
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconЭлективный курс по истории России «История России в лицах» Россия...
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов. Объем курса 17 часов
Милаева Надежда Васильевна сборник учебных и элективных курсов по математике для учащихся 5-11 классов 2014 г iconСборник статей и материалов элективных курсов, опубликованных в Интернет-семинаре...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск