Скачать 1.34 Mb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по обществознанию в 11 классе (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию ( профильный уровень). М.: Вентана – Граф, 2008 г, с учетом авторской программы Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, А. Ю. Лазебниковой. Программы общеобразовательных учреждений: история. Обществознание: 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 88 с. ISBN 978 - 5 - 09 – 024522 – 7. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Обществознание». 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова и др; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во " Просвещение". – 4 -е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2009, 2010 , 2011 гг. - 432с - ( Академический школьный учебник). - ISBN 978 - 5 - 09 - 020521 -4. Программа рассчитана на 102 часа в год ( 3часа в неделю). Программой предусмотрено проведение - контрольных работ – 6; - самостоятельных работ( терминологических диктантов) - 20 . Из резерва времени добавлены часы в теме 6 - 3 часа, до 31 часа; теме 7 - 2 часа, до 30 часов, тема 8 - 2 часа, до 18 часов, тема 9 - 3 часа, до 11 часов. Итоговое повторение предполагает 16 часов. Изучение обществознания на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения обществознания на этапе среднего ( полного) общего образования на профильном уровне: - сформировать представление у учащихся о специфике социально-гуманитарного знания; определить место философии в системе обществоведческих наук; - систематизировать знания о человеке и формировать представление о проблемах, рассматриваемых наукой философия человека; - расширять систему сведений о познавательной деятельности человека; углублять знания об особенностях применения методов научного познания при исследовании общественных процессов и явлений; - формировать представление о функциях и роли социальной философии в изучении становления, развития и функционирования общества; -углублять и систематизировать совокупность знаний о социальной психологии; расширять систему сведений о социальной психологии личности, психологии социальных групп; - совершенствовать развитие специальных и общеучебных умений до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и явления при решении познавательных и практических задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях. Принципы отбора содержания учебного материала курса на профильном уровне обеспечивают преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее: биосоциальная сущность человека; человек в обществе; познание; духовно-нравственная сфера; становление личности; межличностные отношения в группах; роль общения во взаимодействии людей; социальная структура российского общества; правовое государство и гражданское общество; политические партии и движения; политический процесс. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку: специфика социально-гуманитарного знания; основные вопросы философии; человек как проблема философии; проблема познаваемости мира; становление, развитие и функционирование общества как главные вопросы социальной философии; социальная психология личности; взаимосвязь искусства и духовной жизни человека; социальные интересы и формы социального взаимодействия; отклоняющееся поведение и социальный контроль; роль СМИ в политической жизни; политическое сознание и политическое поведение. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социальной психологии (10 класс); социологии, политологии (11 класс). В профильных классах экономика и право изучаются как самостоятельные курсы. Значение курса заключается в формировании у учащихся социальных навыков, развития умений, ключевых компетентностей, усвоения ими совокупности моральных норм и принципов поведения в обществе, правовых норм, регулирующих отношения во всех сферах жизни общества, системы гуманистических и демократических ценностей. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. При изучении обществознания на профильном уровне общеобразовательной школы учащиеся приобретают и усовершенствуют опыт: - определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - исследования реальных связей и зависимостей; - умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - объяснения изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации; - передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - выбора вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - уверенной работы с текстами различных стилей, понимания их специфики; адекватного восприятия языка средств массовой информации; - владения навыками редактирования текста; - самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижения гипотез, осуществления их проверки, владения приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); - формулирования полученных результатов; - создания собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализации оригинального замысла, использования разнообразных (в том числе художественных) средств, умения импровизировать; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владения основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Работа по программе определяется закреплением и развитием у школьников интереса к обществознанию, обучением точной монологической и диалогической формам речи на основе этических норм и правил ведения диалога. Возрастает роль теоретических обоснований изучаемого материала на основе системности и обобщения. Это позволяет в свою очередь развивать у школьников умения анализировать и систематизировать, действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. Значительное внимание уделяется решению теоретических задач, познавательных заданий и практических задач, отвечающих требованиям сдачи экзамена уровня «А», «В», «С» в формате ЕГЭ. Изучение обществознания в 11 классе предусматривает ознакомление с основами четырех социальных наук: философии, социальной психологии, социологии, политологии. Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы. При изучении тем " Социальная структура общества и социальные отношения", " Социальные институты", " Социальные статусы и роли" - с историей; " Демографическая ситуация в России и мире" - с географией; " Духовная культура общества" - с литературой. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: - работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); - критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению; - осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов; - подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; - осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. Государственная итоговая аттестация проводится в письменной форме в формате ЕГЭ. Требования к уровню достижений обучающихся. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуально и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Эти требования структурированы по трем компетенциям: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни». Требования к уровню подготовки по обществознанию. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на профильном уровне ученик должен знать/понимать
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений; ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. |
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих... Федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)... | Программа по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология, профильный уровень» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию в 11 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по... | Рабочая программа по обществознанию для 10 классов Программа рассчитана на 2 часа в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по курсу «История» (профильный уровень) Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... | Внеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | ||
Профильный уровень Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано» Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего... | Рабочая программа по обществознанию в 11 классе Учитель Программа по обществознанию для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по обществознанию Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)... | Рабочая программа по химии 11 класс (профильный уровень) 102 часа Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень),... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... |