«Согласовано»: «Утверждаю»:
Зам. директора по УВР Директор ГОУ СОШ №534
________ Каграманян М.Э. ______ Шестакова Д.В.
«_______» __________2013г. Приказ №____от_________
Рабочая учебная программа
по химии
Основная общеобразовательная программа
основного общего образования
Срок реализации программы – 1 год
Предмет биология.
Класс 10 «Б» (профиль).
Разработчик программы Аптулина О.А..
Количество недельных часов –3. Всего часов в году – 102.
Количество контрольных работ–7.
Количество практических работ–12.
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В..Б.Захарова
Тематическое и поурочное планирование к учебнику Москва, Дрофа, 2005(учебник Захаров В.Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология 10 класс профильный уровень); составитель: О.А.Аптулина. Дополнительная литература: 1 Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с; 2) Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Заха¬рова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2001. - 224с;
4) Биология. 10 класс. Профильный курс. Методическое пособие в 2 частях / Сост. И.В.Зверева, А.Ю.Мамонтова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 128с.;5) Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.- 2-е изд., стереотип./ авт.- сост. Т.И.Чайка.- Волгоград: Учитель, 2008.- 271 с.;6) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс Биология, б-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;
Москва – 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В..Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе -105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
□ освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
□ овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
□ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
□ воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
□ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым мчащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к ровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений. Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
• выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
• определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
• отличать научные методы, используемые в биологии;
• определять место биологии в системе естественных наук.
• доказывать, что организм - единое целое;
• объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
• обосновывать единство органического мира;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• отличать теорию от гипотезы. Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
• определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
• приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
• объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
• указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
• отличать биологические системы от объектов неживой природы. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация этих работ представлена в следующей таблице. Перечень лабораторных и практических работ
КЛЕТКА
| №
| Название лабораторной работы
| №
| Название практической работы
| 1
| Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание.
| 1
| Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
| 2
| Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
| 2
| Сравнение процессов брожения и дыхания.
| 3
| Опыты по определению каталитической активности ферментов.
| 3
| Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
| 4
| Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
| 4
| Сравнение процессов митоза и мейоза.
| 5
| Изучение клеток дрожжей под микроскопом.
| 5
| Сравнение процессов развития половых. клеток у растений и животных.
| 6
| Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.
| 6
| Решение задач по молекулярной биологии.
| 7
| Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.
|
|
| ОРГАНИЗМ
| 8
| Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
| 7
| Составление схем скрещивания.
|
|
| 8
| Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
|
|
| 9
| Решение генетических задач на неполное доминирование.
|
|
| 10
| Решение генетических задач на сцепленное наследование.
|
|
| 11
| Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.
|
|
| 12
| Решение генетических задач на взаимодействие генов.
|
|
| 13
| Выявление источников мутагенов в окружающей среде.
|
|
| 14
| Сравнение процессов бесполого и полового размножения.
|
|
| 15
| Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
|
|
| 16
| Сравнительная характеристика пород (сортов).
|
|
| 17
| Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
| ВИД
| 9
| Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
| 18
| Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.
| 10
| Выявление изменчивости у особей одного вида.
| 19
| Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.
| 11
| Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
| 20
| Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
| 12
| Выявление идиоадаптаций у растений.
| 21
| Сравнение процессов экологического и географического видообразования.
| 13
| Выявление идиоадаптаций у животных.
| 22
| Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
|
|
| 23
| Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции.
|
|
| 24
| Выявление ароморфозов у растений.
|
|
| 25
| Выявление ароморфозов у животных.
|
|
| 26
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.
|
|
| 27
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека.
|
|
| 28
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения формирования человеческих рас.
| ЭКОСИСТЕМЫ
| 14
| Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.
| 29
| Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях).
| 15
| Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.
| 30
| Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
| 16
| Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
| 31
| Решение экологических задач.
| 17
| Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
| 32
| Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота.
| 18
| Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.
| 33
| Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
|
| Итого: 18 лабораторных работ.
| Итого: 33 практические работы.
|
Жирным курсивом выделена практическая работа, которая не представлена в Примерной программе по биологии. Но, так как задачи по молекулярной генетике обязательно входят в Часть 3 контрольной работы ЕГЭ по биологии, эта практическая работа рекомендуется для проведения по усмотрению учителя.
Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с приведенным выше перечнем. Часть лабораторных и практических работ включена в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. В этом случае работы могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы. В 10 классе:
• увеличено количество часов на темы: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ и энергии», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Общей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;
• расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;
• уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.
В 11 классе:
• увеличено количество часов на тему «Понятие о биосфере» на 2 часа (в рабочей программе по этой теме предусмотрено изучение биохимических циклов азота, фосфора, углерода на отдельных уроках);
• уменьшено количество часов по темам: «Развитие представлений об эволюции живой природы» - на 1 час, «Дарвинизм» - на 1 час, «Основные черты эволюции» - на 2 часа, «Жизнь сообщества» - на 3 часа;
• увеличено количество часов на тему «Взаимоотношения между организмами» на 5 часов. В соответствии с Примерной программой в рабочую программу включены уроки по теме «Агроценозы», не предусмотренные программой В.Б. Захарова, а также выделены в отдельные уроки лабораторные и практические работы. Такое перераспределение часов создает условия для формирования умений и навыков основных видов деятельности, предусмотренных Государственным стандартом (учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной).
Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;
2) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень. Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;
рабочей тетради: Сухова Т.С, Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006. - 171с;
а также методических пособий для учителя:
1) Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;
2) Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2001. - 224с;
4) Биология. 10 класс. Профильный курс. Методическое пособие в 2 частях / Сост. И.В.Зверева, А.Ю.Мамонтова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 128с.;
5) Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.- 2-е изд., стереотип./ авт.- сост. Т.И.Чайка.- Волгоград: Учитель, 2008.- 271 с.;
6) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс Биология, б-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;
7) Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 е ш «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:
Дрофа, 2002;
4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Про-шещение, 1997;
6) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая Биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. 240с;
2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений/Т.В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4) Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6) Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин И. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику.- М.: Дрофа, 2005. - 171с;
7) Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л. В. Высоцкая,
Ш. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
МULTIМЕDIА - поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
• Лаборатория КЛЕТКА • Лаборатория ГЕНЕТИКА • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1seрtеmbег.гu - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nаtuге.гu - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education. - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы: Председатель М/О ___________________ _____________________
«_____»____________ ______г. «_____»____________ _______г.
Календарно-тематическое планирование уроков биология
(предмет)
Классы: 10 «Б» (профиль)
Учитель: Аптулина Ольга Анатольевна
Количество часов в неделю: 3
Плановых контрольных работ: 7
Лабораторных работ:8
Практических работ: 12
Зачетов: 7
Тестов:
Экскурсий:
____________ ___________
____________ ____________ Планирование составлено на основе: Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В..Б.Захарова
Тематическое и поурочное планирование к учебнику Москва, Дрофа, 2005(учебник Захаров В.Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология 10 класс профильный уровень); составитель: О.А.Аптулина. Дополнительная литература: 1 Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, СТ. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с; 2) Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Заха¬рова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2001. - 224с;
4) Биология. 10 класс. Профильный курс. Методическое пособие в 2 частях / Сост. И.В.Зверева, А.Ю.Мамонтова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 128с.;5) Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина.- 2-е изд., стереотип./ авт.- сост. Т.И.Чайка.- Волгоград: Учитель, 2008.- 271 с.;6) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс Биология, б-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138
Тематическое планирование составил ______________
(подпись) расшифровка подписи: _________________________
|