Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению





НазваниеУчебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению
страница1/11
Дата публикации26.11.2014
Размер2.11 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра__________психологии________________
Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

___психологии______

___________________ зав.кафедрой__________

Протокол №__________

от__________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По __ Психологии готовности личности к самоосуществлению ______

(Указывается название дисциплины в соответствии с ГОС)
Специальность: экология 020801.65

(наименование и код специальности)

Хабаровск

2009

АННОТАЦИЯ

  1. Цели учебной дисциплины

Факультатив представляет собой национально-региональный компонент к образовательной программе по специальности «Экология». Необходимость данного факультатива обусловлена требованием общества к развитию компетентной и творческой личности, способной быть конкурентной в современных условиях развития профессионального сообщества. Процессы самоосуществления позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс самоосуществления обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений. Творческое самоосуществление личности обеспечивается благодаря саморазвитию как показателя субъектности, активности, рефлексии. Готовность личности к самоосуществлению является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования. Психология готовности личности к самоосуществлению определяется как составляющая культуры человека, его гуманности, духовности, готового к профессиональной самоорганизации и саморазвитию, критерием которого является компетентность, личностный рост, образовательная траектория. Вопросы готовности к самоосуществлению не достаточно широко вошли в образовательную программу по специальности «Экология», что обедняет и содержание экологического образования, и снижает качество профессиональной подготовки будущих экологов. Готовность личности к самоосуществлению является не только личностной, педагогической, но и государственной проблемой, т.к. развитие потребности личности в самопреобразовании является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенций и обучения «через всю жизнь». Создать в процессе профессиональной подготовки среду для самоосуществления каждого студента – это значит усилить гуманистическую сущность образовательного процесса высшей школы.

2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО)

Факультатив «Психология готовности личности к самоосуществлению» дополняет основной базовый курс «Педагогика и психология», курс по выбору «Психология общения» и факультатив «Психологическая культура личности», его содержание интегрировано в содержание экологического образования и носит теоретический и практико-ориентированный характер. Он выполняет определенную роль в гуманитарной, культурологической, социальной, экологической, интеллектуальной составляющих профессионально-личностной подготовки специалистов-экологов.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

- гуманизация образования;

- фундаментализация знаний;

- культурологический подход;

- интеграция содержательных компонентов;

- целостность освоения всех разделов факультатива во взаимосвязи.

3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины

Специалист должен овладеть системой:

знаний: - основных понятий и категорий факультатива;

- основных концепций саморазвития;

- психолого-педагогических основ самоосуществления;

- о себе как субъекте познания;

- о современных способах реализации процесса самоосуществления;

- о профессиональной культуре и мастерстве;

умений: - анализа процесса и результата деятельности и его критериев

эффективности;

- проектирования будущей профессиональной деятельности;

- самообразования, саморазвития и самопреобразования как

будущего профессионала;

а также владеть:

- методами определения, выявления собственного уровня готовности к самоосуществлению как на этапе профессионально-учебной деятельности, так и на этапе становления профессионала;

- навыками самокоррекции, самопреобразования и саморегуляции результатов процесса самоосуществления.

Программа факультатива составлена с учетом современных научных исследований в области саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации, государственных образовательных стандартов по специальности «Экология», а также с учетом результатов авторских и региональных исследований и практики.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Кафедра ______психологии_____________

«Утверждаю»:

зав.кафедрой____Ткач Е.Н.
________________________

(подпись, Ф.И.О. завкафедрой)

«_______» ________________200 _г.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по ___Психологии готовности личности к самоосуществлению________

(указывается дисциплина)
Специальность ____020801.65_________ __________экология__

код ОКСО наименование


Курс________5_______

Семестр_____9________

______2009_____

(год)

Разработчик (и)
_____доцент__ __психологии__ _________ Н.П. Долгих___

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)


рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина ______________________________психологии___________________________

(наименование кафедры)
______________ протокол № _____

(дата)

Задачи учебной дисциплины:

Раскрыть сущность процесса, результата самоосуществления личности и направления саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях;

Углубить представления о целостности человека как выражения самоосуществления;

Развить мотивацию студентов к саморазвитию как направлению самоосуществления;

Выявить рефлексивные возможности образовательной среды вуза в процессе осмысления студентами основных компонентов готовности личности к самоосуществлению;

Систематизировать знания студентов о культуре как поле проявления самоосуществляющегося человека;

Развить умения определять степень собственной готовности к самоосуществлению в дальнейшей жизни средствами диагностического инструментария.

Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности

В разделе размещаются все дидактические единицы стандарта по данной дисциплине




Основные дидактические единицы и разделы факультатива «Психология готовности личности к самоосуществлению»




Психологии готовности личности к самоосуществлению

1

Самоосуществление как процесс, как результат и как направление саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях

2

Целостность человека как выражение самоосуществления

3

Саморазвитие как направление самоосуществления

4

Культура – условие и поле проявления самоосуществляющегося человека

5

Ценностный компонент готовности личности к самоосуществлению

6

Креативный компонент готовности личности к самоосуществлению

7

Когнитивный компонент в структуре готовности личности к самоосуществлению

8

Мотивационно-целевой компонент готовности личности к самоосуществлению

9

Эмоциональный компонент в структуре готовности личности к самоосуществлению



Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема




Виды учебной работы

Объем в часах

ДО

1

Общая трудоемкость

72

2

Аудиторные занятия

36

3

Лекции

18

4

Семинары/практические занятия

18

5

Курсовые работы




6

Самостоятельная работа

36

7

Вид итоговой аттестации

Зачет


Тематическое планирование дисциплины (ДО)



Наименование темы в соответствии с дидактичес-кой единицей стандарта

Всего часов

Лекции

Семина-ры

Практи-ческие

Сам. рабо-та

Продукт самостоятельной работы

1

Самоосуществление как процесс, как результат и как направление саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

2

Целостность человека как выражение самоосуществления

8

2

2




4

Рефератыдоклады, контрольные задания

3

Саморазвитие как направление самоосуществления

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

4

Культура – условие и поле проявления самоосуществляющегося человека

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

5

Ценностный компонент готовности личности к самоосуществлению

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

6

Креативный компонент готовности личности к самоосуществлению

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

7

Когнитивный компонент в структуре готовности личности к самоосуществлению

8

2

2




4

Рефератыдоклады, контрольные задания

8

Мотивационно-целевой компонент готовности личности к самоосуществлению

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

9

Эмоциональный компонент в структуре готовности личности к самоосуществлению

8

2

2




4

Рефератыдоклады, тесты, контрольные задания

ИТОГО

72

18

18




36






Тема 1. Самоосуществление как процесс, как результат и как направление саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях

Человек в современной ситуации. Тенденции и потенциальные возможности развития на разных возрастных этапах.

Проблема готовности личности к деятельности в исследованиях А.К. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Дергача, И.С. Кон, Е.Г. Колова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.В. Пуни, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, А.Г. Спиркина, В.Ф. Сафина, Н.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др.

Исследование готовности личности к самоосуществлению в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Б.Ю. Березина, Т.Н. Березиной, Б.С. Братусь, Ш. Бюлера, В.Л. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, В.Н. Маркина, С.Л. Рубинштейна, К.Г. Юнга.

Проблема самоосуществления человека в рамках концепции «жизненного пути» как:

- специфическая форма человеческой жизни (Ш. Бюлер);

- реализация индивидом своих жизненных целей, планов (Б.Г. Ананьев);

- способ жизни личности, целесообразность и целенаправленность – основные

характеристики жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина);

- итог самосовершенствования и самореализации человека в различных сферах

деятельности.

- «быть, исполниться, состояться» (М.К. Мамардашвили).

- компонент структуры самосознания наряду с самопознанием и самоотношением

(Б.Ю. Березин);

- устремленность к высшему (Б.С. Братусь);

- осуществление себя и своей сущности (С.Л. Рубинштейн);

- процесс, направленный на реализацию собственной самости (К.Г. Юнг);

- творчество и форма экзистенциального раскрытия человека (В.Н. Маркин).

Самоосуществляющийся человек проникает внутрь себя самого (В.П. Зинченко) и предъявляет миру свое Я через творчество.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по Психологии готовности личности к самоосуществлению iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск