Скачать 2.11 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра__________психологии________________ Согласовано Утверждено на заседании кафедры ___психологии______ ___________________ зав.кафедрой__________ Протокол №__________ от__________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По __ Психологии готовности личности к самоосуществлению ______ (Указывается название дисциплины в соответствии с ГОС) Специальность: экология 020801.65 (наименование и код специальности) Хабаровск 2009 АННОТАЦИЯ
Факультатив представляет собой национально-региональный компонент к образовательной программе по специальности «Экология». Необходимость данного факультатива обусловлена требованием общества к развитию компетентной и творческой личности, способной быть конкурентной в современных условиях развития профессионального сообщества. Процессы самоосуществления позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс самоосуществления обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений. Творческое самоосуществление личности обеспечивается благодаря саморазвитию как показателя субъектности, активности, рефлексии. Готовность личности к самоосуществлению является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования. Психология готовности личности к самоосуществлению определяется как составляющая культуры человека, его гуманности, духовности, готового к профессиональной самоорганизации и саморазвитию, критерием которого является компетентность, личностный рост, образовательная траектория. Вопросы готовности к самоосуществлению не достаточно широко вошли в образовательную программу по специальности «Экология», что обедняет и содержание экологического образования, и снижает качество профессиональной подготовки будущих экологов. Готовность личности к самоосуществлению является не только личностной, педагогической, но и государственной проблемой, т.к. развитие потребности личности в самопреобразовании является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенций и обучения «через всю жизнь». Создать в процессе профессиональной подготовки среду для самоосуществления каждого студента – это значит усилить гуманистическую сущность образовательного процесса высшей школы. 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО) Факультатив «Психология готовности личности к самоосуществлению» дополняет основной базовый курс «Педагогика и психология», курс по выбору «Психология общения» и факультатив «Психологическая культура личности», его содержание интегрировано в содержание экологического образования и носит теоретический и практико-ориентированный характер. Он выполняет определенную роль в гуманитарной, культурологической, социальной, экологической, интеллектуальной составляющих профессионально-личностной подготовки специалистов-экологов. Принципы отбора содержания и организации учебного материала: - гуманизация образования; - фундаментализация знаний; - культурологический подход; - интеграция содержательных компонентов; - целостность освоения всех разделов факультатива во взаимосвязи. 3. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины Специалист должен овладеть системой: знаний: - основных понятий и категорий факультатива; - основных концепций саморазвития; - психолого-педагогических основ самоосуществления; - о себе как субъекте познания; - о современных способах реализации процесса самоосуществления; - о профессиональной культуре и мастерстве; умений: - анализа процесса и результата деятельности и его критериев эффективности; - проектирования будущей профессиональной деятельности; - самообразования, саморазвития и самопреобразования как будущего профессионала; а также владеть: - методами определения, выявления собственного уровня готовности к самоосуществлению как на этапе профессионально-учебной деятельности, так и на этапе становления профессионала; - навыками самокоррекции, самопреобразования и саморегуляции результатов процесса самоосуществления. Программа факультатива составлена с учетом современных научных исследований в области саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации, государственных образовательных стандартов по специальности «Экология», а также с учетом результатов авторских и региональных исследований и практики. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра ______психологии_____________ «Утверждаю»: зав.кафедрой____Ткач Е.Н. ________________________ (подпись, Ф.И.О. завкафедрой) «_______» ________________200 _г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ по ___Психологии готовности личности к самоосуществлению________ (указывается дисциплина) Специальность ____020801.65_________ __________экология__ код ОКСО наименование Курс________5_______ Семестр_____9________ ______2009_____ (год) Разработчик (и) _____доцент__ __психологии__ _________ Н.П. Долгих___ (должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия) рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина ______________________________психологии___________________________ (наименование кафедры) ______________ протокол № _____ (дата) Задачи учебной дисциплины: Раскрыть сущность процесса, результата самоосуществления личности и направления саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях; Углубить представления о целостности человека как выражения самоосуществления; Развить мотивацию студентов к саморазвитию как направлению самоосуществления; Выявить рефлексивные возможности образовательной среды вуза в процессе осмысления студентами основных компонентов готовности личности к самоосуществлению; Систематизировать знания студентов о культуре как поле проявления самоосуществляющегося человека; Развить умения определять степень собственной готовности к самоосуществлению в дальнейшей жизни средствами диагностического инструментария. Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности В разделе размещаются все дидактические единицы стандарта по данной дисциплине
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
Тема 1. Самоосуществление как процесс, как результат и как направление саморазвития изменяющегося человека в изменяющихся условиях Человек в современной ситуации. Тенденции и потенциальные возможности развития на разных возрастных этапах. Проблема готовности личности к деятельности в исследованиях А.К. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Дергача, И.С. Кон, Е.Г. Колова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.В. Пуни, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, А.Г. Спиркина, В.Ф. Сафина, Н.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др. Исследование готовности личности к самоосуществлению в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Б.Ю. Березина, Т.Н. Березиной, Б.С. Братусь, Ш. Бюлера, В.Л. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, В.Н. Маркина, С.Л. Рубинштейна, К.Г. Юнга. Проблема самоосуществления человека в рамках концепции «жизненного пути» как: - специфическая форма человеческой жизни (Ш. Бюлер); - реализация индивидом своих жизненных целей, планов (Б.Г. Ананьев); - способ жизни личности, целесообразность и целенаправленность – основные характеристики жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина); - итог самосовершенствования и самореализации человека в различных сферах деятельности. - «быть, исполниться, состояться» (М.К. Мамардашвили). - компонент структуры самосознания наряду с самопознанием и самоотношением (Б.Ю. Березин); - устремленность к высшему (Б.С. Братусь); - осуществление себя и своей сущности (С.Л. Рубинштейн); - процесс, направленный на реализацию собственной самости (К.Г. Юнг); - творчество и форма экзистенциального раскрытия человека (В.Н. Маркин). Самоосуществляющийся человек проникает внутрь себя самого (В.П. Зинченко) и предъявляет миру свое Я через творчество. |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психотерапии» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психическая саморегуляция» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины «невропатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии | ||
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по социальной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы... ... |