Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков





Скачать 395.21 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков
страница1/4
Дата публикации04.01.2015
Размер395.21 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
«Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся» разработана Министерством образования и науки Удмуртской Республики совместно с Удмуртским Государственным университетом (кафедры: «Психология развития и дифференцированной психологии»; «Педагогики и педагогической психологии») и утверждена приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 29.08.2011г. № 516.

Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся.

к.психол.н, доцент А.Р. Кирпиков

к.п.н., доцент А.С. Сунцова

Введение:

1. Понятие законопослушного поведения.

2. Представления о законопослушном поведении у современных детей и подростков, их родителей и педагогов.

2..1 Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.

2.2. Анализ результатов работы фокус-групп по проблеме формирования законопослушного поведения.

3. Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение

Кардинальные преобразования в мировом сообществе, политические, социально-экономические и экологические кризисы, являясь мощными факторами происходящих изменений в современном обществе, - влияют, в том числе, на процесс социализации и становление личности несовершеннолетних. Это, в свою очередь, приводит к появлению случаев детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, повышению количества правонарушений и преступлений. При этом, характерной чертой преступлений несовершеннолетних становится насилие и жестокость. Нарушенные семейные отношения формируют помимо психических расстройств такие группы детских проблем, как уход в религиозные секты, неформальные объединения с криминальной и фашистской направленностью, агрессивное и преступное поведение. Дети, выросшие в жестокой и неблагоприятной семейной обстановке, чаще оцениваются сверстниками и воспитателями как агрессивные. Такие дети чаще проявляют свою агрессию и в дальнейшей, особенно семейной жизни.

На основании анализа соответствующей литературы и данных наших собственных исследований, проведенных студентами Института педагогики, психологии и социальных технологий в 2005-2011г.г, мы отмечаем:

В становлении личности и выборе стратегии ее поведения ведущую роль играет образ жизни, культивируемый в семье ребенка. Опросы среди сельских школьников Удмуртской Республики, проведенные в 2006 – 07 г.г. (всего 246 человек) показали, что 56% семей, по мнению респондентов, не ведут здоровый образ жизни (их родители часто и много выпивают спиртного). Впервые 17% опрошенных попробовали спиртное в возрасте 10-11 лет, 19% опрошенных – в возрасте 12-14 лет. 8% школьников ответили, что спиртное (пиво) выпивают вместе с родителями. По мнению подростков (24%) их сверстники, чьи родители, разрешают своим детям и их друзьям собираться дома и выпивать спиртное, пользуются популярностью.

Мы отмечаем, что 75% опрошенных школьников в возрасте 13-15 лет имеют достаточно четкие представления о вреде курения, употребления наркотиков и спиртного, однако, 38% из них курят, 22% регулярно употребляют спиртное. Обращает на себя внимание тот факт, что среди школьников 10-12 лет преобладают, в основном, поверхностные оценочные суждения о том, в чем именно и каким образом наносится вред здоровью. Большинство респондентов из данной возрастной группы так и не смогли дать обоснованных ответов. При этом, наиболее четкие и грамотные ответы о вреде курения сформулировали курящие подростки. Практически все школьники отметили, что информацию о пагубности вредных привычек для человека и общества они получили в школе и из СМИ, в том числе, из Интернета. По мнению школьников, родители сами не владеют информацией и их мнение и запреты не являются для них авторитетными в этих вопросах.

По данным нашего исследования мы отмечаем, что 41% учащихся в возрасте 13-15 лет не считают употребление спиртного и курение отклоняющимся от нормы поведением, наоборот, данное поведение выступает для них атрибутом вхождения во взрослую жизнь и считается принятым в их среде. Школьники 11-12 лет (70%) считают такое поведение не правильным, в качестве методов борьбы с пагубными привычками называют запрет продавать сигареты и спиртное, лечение пьющих и курящих родителей и подростков.

Особо обращает на себя внимание то обстоятельство, что сельские школьники затруднились при ответе на вопросы о том, что такое здоровый образ жизни и как еще семья может проводить досуг, если не употреблять спиртное. Здесь преобладали ответы типа: «работать в огороде, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры». Самым типичным был ответ: «не знаю».

Таким образом, информирование подростков носит сугубо односторонний характер, а именно, демонстрируется только вред от нездорового образа жизни, но при этом не предлагаются альтернативные формы и способы организации жизни семьи. В этом мы видим ограниченность просветительской работы среди школьников, которая имеет «запугивающий» характер, а потому является малоэффективной. Включение активных форм просвещения здорового образа жизни и организация общественно-полезной деятельности подростков в области досуга и укрепления здоровья, представляются более эффективными способами профилактики курения, наркомании, алкоголизма и совершения противоправных действий среди детей и подростков. Организация данной работы должна вестись с учетом возрастных особенностей детей и школьников в реализации социальной инициативы, активности и потребности в общении со сверстниками. В реализации данной работы необходимо создавать психолого-педагогические условия вовлечения не только социально успешных подростков, но, прежде всего, передавать инициативу подросткам с отклоняющимся поведением, для которых данная деятельность может быть сферой проявления их личностной самореализации.

Именно поэтому проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков становится  одной из главных в современном российском обществе. Рост  правонарушений  и  преступности, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием детей - является достаточным основанием для совершенствования воспитания нравственно-правовой культуры и формирования законопослушного поведения.

Таким образом, незаконопослушное поведение детей и подростков неразрывно связано с десоциализацией личности. В связи с этим как профилактика безнадзорности и беспризорности особое значение получает формирование законопослушного поведения несовершеннолетних посредством организации системы их нравственно- правового воспитания.

1. Понятие законопослушного поведения

Право и мораль – это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, одинаково от всех своих членов.

«Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности» [11, с. 38].

По мнению известного русского философа В.С. Соловьева «там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность неспособна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения» [12, с. 49].

Следует четко осознавать, что право – категория этическая, нет, и не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций добра и зла, честного и бесчестного, добродетельного и постыдного. Мораль – ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и, обогащая друг друга.

Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в нравственно-правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Практическая направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод человека.

Нравственно-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже осознанно понимать и принимать сущность законов.

На наш взгляд, система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения, осознавали суть правонарушений и принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить особое внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания нравственно-правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.

Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.

Исследования, посвященные изучению формирования механизмов законопослушного поведения, были начаты в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Особое внимание в исследованиях по данной проблеме уделялось изучению стадий морального сознания и особенностям формирования моральных суждений у детей (Ж. Пиаже, 1957; Л. Колберг, 1964). Так, например, американский психолог Л. Колберг разработал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм, согласно которой нравственное развитие личности проходит три уровня развития моральных суждений.
2. Представления о законопослушном поведении у современных детей и подростков, их родителей и педагогов.

2.1 Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.

Для более четкого понимания специфики формирования законопослушного поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. Результаты нашего исследования позволяют констатировать следующее:

1) Современные дети и подростки, их родители и различные специалисты достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:

а) Был порядок в стране;

б) Жизнь была безопасной;

в) Чтобы жить в правовом государстве и жизнь была правильно организована.

2) Принимавшие участие в исследовании дети (подростки), родители и специалисты из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:

1место: Конституция РФ;

2 место: Закон РФ «Об Образовании»;

3 место: Устав школы (училища).

Особое внимание заслуживает то, что чаще всего ответ «не знаю» давали учащиеся общеобразовательных школ и системы начального профессионального образования (городские).

Родители учащихся чаще всего называли Закон о правах потребителя, а уже затем Конституцию и Закон РФ «Об образовании»;

3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Для их педагогов по отношению к детям и подросткам таким правилом является – «учиться». К этому важнейшему правилу для подростков они добавляют еще – «быть вежливым и добрым». Исключением здесь являются родители. Чаще всего, они называют такое человеческое качество как «порядочность». При этом они, как и педагоги считают, что важнейшим правилом является «уважать старших» и соблюдать субординацию.

4) В связи с тем, что подросткам, педагогам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».

Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час. Педагоги так же подчеркивают, что подростки готовы отказаться от всего того, что ограничивает их права и, конечно же, от обязательного посещения школы.

Родители детей и подростков здесь более конкретны и говорят о том, что они готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.

5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, - существует согласованность во мнениях у детей и подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Так в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа. Впрочем, ответа не знают и их педагоги. Говоря о своих воспитанниках, они, прежде всего, подчеркивают, что подростки никогда бы не отказались от своих прав и от свободы в действиях, часто при этом не задумываясь о последствиях.

Родители детей и подростков очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).

6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, дети и подросткам также было трудно найти ответ. Самый типичный здесь ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители здесь были более конкретны. Они отметили такие важнейшие правила современных детей и подростков как: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».

7) Очень интересными стали ответы, почему же дети и подростки нарушают правила и законы. Дети и подростки здесь отмечают:

а) нечем заняться;

б) взрослые показывают пример;

в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;

г) хотят показать себя, отличиться;

д) нехватка внимания.

Педагоги и родители здесь удивительно единодушны:

а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;

б) отсутствие положительного примера взрослых;

в) не думают и не знают о последствиях;

г) снижение моральных норм в СМИ;

д) попадают в плохую компанию.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального Закона Российской Федерации №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психология
А. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconПрограмма «подросток» по воспитанию правовой культуры и формированию...
Закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24. 06. 1999г.)
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению тезисов, рефератов,...
Автор составитель канд психол н., доцент, зав кафедрой специальной психологии асо (ксюи)
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины. Автор программы:...
Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому,...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доцент кафедры психологии развития и инноваций Института психологии социологии и социальных отношений гбоу впо мгпу, к психол н.,...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии» для студентов специальности
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconПрограмма дисциплины «Социальные технологии в работе с персоналом»...
Авторы: к психол н., доцент Т. С. Вещугина (), к с н, доцент А. В. Климова (
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМодульная программа формирования и развития психолого-педагогической...
Программа разработана коллективом в составе: д п н., проф. Демакова И. Д., д п н., проф. Логинова Л. Г., к п н., доцент Лутцева Е....
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции...
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории,...
Авторы-составители: к и н., доцент Кветкина И. И., к и н., доцент Чехоева И. А., ст преп. Кулумбекова А. К
Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних учащихся к. психол н, доцент А. Р. Кирпиков iconМетодические рекомендации по определенным направления организации реабилитационного процесса
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск