Скачать 1.03 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.09 Профилактика девиантного поведения молодежи Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «040104-Организация работы с молодежью» (код и наименование специальностей) Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008г. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Гурявичене Е.А., ассистент
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ) Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ) 1.3. Пояснительная записка Одной из актуальных проблем современного общества является отклоняющееся поведение. Именно оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Таким образом, возникла необходимость включения в образовательный процесс педагогических вузов учебной дисциплины «Психология девиантного поведения». Ее основное содержание отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040104-Организация работы с молодежью». Освоение данной программы позволит студентам чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения, а также позволит сформировать адекватные представления об особенностях позитивного воздействия на отклоняющееся поведение личности. Цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности. Задачи курса: в систематическом виде изложить основные представления о природе девиантного поведения, рассмотреть общие закономерности и характеристики механизмов функционирования девиантного поведения; познакомить студентов с условиями и закономерностями формирования различных форм отклоняющегося поведения; представить систему основных девиантологических категорий и понятий; сформировать профессиональную мотивацию изучения отклоняющегося поведения и культуру рефлексии. Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований. В результате изучения учебной дисциплины «Психология девиантного поведения» студенты должны знать:
Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ по психологии отклоняющегося поведения, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса «Психология девиантного поведения». Для этого они должны уметь самостоятельно работать с научной литературой, анализировать факты обыденной психологии, жизненные отношения и профессионализм человека в различных сферах деятельности, рефлексировать собственную деятельность. Структура дисциплины составляет 3 раздела: Первый раздел «Социальная норма и социальное отклонение» знакомит студентов с предметом изучения дисциплины «Психология девиантного поведения», уточняет критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», представляет виды социальных норм. В программе рассматриваются классификации видов отклоняющегося поведения, социальные факторы и биологические предпосылки поведенческих девиаций. Второй раздел «Краткая психологическая характеристика девиаций» направлен на изучение основных видов отклоняющегося поведения личности, таких как агрессивное поведение, делинквентное поведение, зависимое поведение, суицидальное поведение. Третий раздел «Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности» знакомит студентов со стратегиями социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Итоговая аттестация – экзамен по теоретическим вопросам. В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040104-Организация работы с молодежью». Данная программа является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Социальная норма и социальное отклонение Тема 1. Социальная норма и социальное отклонение Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия. Нормы в психологии. Понятие «социальная норма». Виды социальных норм и механизмы их функционирования. Социальные отклонения. Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. Отклоняющееся (девиантное) поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, которое приводит к дестабилизации межличностных отношений, нарушению норм социального контроля, социальной дезадаптации и в конечном счете блокирует социальное развитие индивида. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения. Проблема классификации поведенческих отклонений. Три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Медицинская классификация поведенческих расстройств. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов. Раздел 2. Детерминация отклоняющегося поведения. Тема 3. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности. Классификация факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности. Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиаций. Детерминация – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3, Дс. Ф. 3, Сд. В 2... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. Кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье... Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Формирование готовности молодежи допризывного возраста к службе в... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |