Скачать 1.68 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Е.Н. ГОШЕВА ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно - методический комплекс для студентов педагогических вузов Мурманск 2007 Рецензенты: Е.М. Зубрицкая, канд. пед. наук (МГИ); И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГПУ) Гошева Е.Н. Детская практическая психология: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов. – Мурманск: МГПУ, 2007. – с. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» педагогического вуза. Комплекс включает: пояснительную записку, краткое содержание курса, тематику практических и лабораторных занятий, а также рекомендации к выполнению наиболее сложных заданий курса, список основной литературы, вопросы к итоговому зачету, глоссарий и приложение, включающее дополнительные материалы по изучаемым темам. Печатается в авторской редакции. © Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2007 Детская практическая психология Пояснительная записка Курс «Детская практическая психология» опирается на теоретические положения, рассматриваемые в курсах «Общая психология», «Возрастная психология» и «Детская психология», являясь их логическим продолжением, позволяющим углубить и расширить знания студентов по вопросам, связанным со спецификой психологической работы с дошкольниками. Цель курса: ознакомление студентов с общими теоретическими основами практической психологии, ее спецификой относительно деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Данный курс позволяет решать задачи: 1) формировать теоретические знания студентов в области детской практической психологии; 2) развивать у студентов способность мыслить психологически, так называемое теоретическое «психологическое мышление», позволяющее отражать психическую реальность в форме психологических понятий и категорий; 3) формировать умения применять полученные психологические знания для объяснения фактов и явлений педагогического процесса, для преобразования психики воспитанника в интересах развития его личности в образовательном процессе; 4) на развитие умений самопознания и рефлексии у студентов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь): Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1). Специальность 050703.00 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (очное отделение).
Вариант 2. 030900 «Дошкольная педагогика и психология» (заочное отделение)
Содержание разделов дисциплины Лекция 1. Практическая психология как отрасль психологической науки. Понятие « детская практическая психология» Василюк Ф.Е. отождествляет практическую психологию с прикладной, указывая, что она представляет собой приложение психологических знаний к определенной социальной сфере [1,с.27]. Шаграева О.А. с коллегами рассматривает детскую практическую психологию как особую отрасль психологической науки, основной задачей которой является психологическая помощь ребенку [2,с.3]. Специфика теоретической и практической психологии Теоретическая психология направлена на поиск новых научных знаний о закономерностях и механизмах развития и функционирования психики. Практическая психология направлена на решение конкретных проблем конкретных людей. В практической психологии преобладает интуитивная составляющая. Между практической и теоретической психологией есть отличия в ценностных предпочтениях и самоидентификации людей, их осуществляющих, в применяемых инструментах и др. Основные понятия детской практической психологии К основным понятиям можно отнести термины «психолог», «клиент», «заказчик», «пользователь психологической информации», «психологическая помощь», «психологическое воздействие», «психологический запрос», «психодиагностика», «психологическое консультирование», « психологическая коррекция» и мн. др. Принципы практической психологии К принципам практической психологии относят: принцип самоценности дошкольного детства и самоценности клиента, принцип уникальности психологической проблемы клиента, принцип «Не навреди», принцип гуманизма и др. Психологическая служба как система, реализующая цели и задачи детской практической психологии. В «Положении о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» под службой понимается организационная структура, включающая в себя различные типы образовательных и научных учреждений, оказывающих психологическую помощь участникам образовательного процесса [4,с.152]. Психологическая служба образования представляет собой, с точки зрения И.В. Дубровиной, единство четырех аспектов – научного, прикладного, практического и организационного [5,с.21]. Миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах [8,с.6]. В настоящее время структуры управления службой практической психологии успешно функционируют в 62 субъектах РФ. Создано 740 ППМС-центров, работают более 64 тысяч педагогов-психологов [7,с.22]. Направления деятельности детского практического психолога определяются направлениями деятельности психологической службы: 1) обеспечение развивающих компонентов образовательной среды (мониторинг, проектирование и экспертиза психологических составляющих системы); 2) психологическая помощь участникам образовательного процесса (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие, коррекция и консультирование); 3) совершенствование самой службы (развитие кадрового, организационного и управленческого потенциала) [3, с.7]. Психологическая служба в ДОУ формируется медленнее, чем в школе, т.к. вопросы психологии детей раннего и младшего дошкольного возраста разработаны слабее, слабо разработан диагностический инструментарий, многие проблемы психического здоровья находятся в латентном состоянии и клиенты не чувствуют потребности в психологе. Задачами практической психологии образования на современном этапе являются: 1) интеграция, обобщение и распространение опыта регионов России по решению актуальных задач развития образовательной системы РФ; 2) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 3) психологический мониторинг и экспертиза образовательных систем и пространств; 4) участие психологов в разработке образовательных проектов[6,с.7]. Актуальными проблемами современной детской практической психологии являются: изучение рисков реформ российского образования, разработка условий психологической безопасности среды и личности в образовательном пространстве, развитие исследовательской деятельности детей, разработка методов коррекции асоциального поведения детей, решение проблем педагогического и психологического тестирования, разработка вопросов психологии детей с ограниченными возможностями) [8, с.5]. В целом, специалисты отмечают ряд проблем в сфере практической психологии образования, тормозящих ее эффективное развитие: 1) разрыв между теоретической и практической психологией образования; 2) несоответствие содержания учебных планов и программа подготовки психологов требованиям их будущей профессиональной деятельности; 3) неразработанность нормативных документов [9,с.92-96 ] |