Урок обучения грамоте





Скачать 125.42 Kb.
НазваниеУрок обучения грамоте
Дата публикации15.09.2013
Размер125.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
Система учебников «Школа России»
Евграфова Елена Алексеевна

Учитель первой категории

1 «а» класс

Урок обучения грамоте

Визитная карточка урока

Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Место урока в теме:

Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.
Цели урока:

  • Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;

  • Формировать навык чтения;

  • Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;



Задачи урока:

Обучающие:

  • уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;

  • продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;

  • распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;

  • читать тексты, выполнять задания к ним.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать и обобщать;

  • развивать внимание, речь, логическое мышление;

  • способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;

  • воспитывать аккуратность, желание трудиться.


Для организации урока было применено оборудование:
Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер, проектор, экран, рисунки, доска, мел, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения., тетрадь для печатания,

интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику, презентация на тему «Цирк».
На уроке были использованы методы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические;

  • самостоятельная работа.

Формы познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • дифференцированная.


Конспект урока обучения грамоте.
Класс: 1.
Тема урока:
«Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц , ц ».


УМК «Школа России»
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.
Москва, «Просвещение», 2011, с. 51
Тип урока: урок усвоения и первич-
ного закрепления новых знаний.
Форма урока: классно – урочная
с использованием ИКТ.


2012 год

Ход урока.
1. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!
2. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
- Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв:

- Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?

( буквы, обозначающие согласные звуки)

- Назовите признаки согласных звуков.

(когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом)

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки?

- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук?

- Буквы рады, что вы их не забыли!
Игра « Колокольчики».

( сигнал в виде колокольчика)

- Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик.

Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье.

- Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости.

- Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат.
Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости ( щёки надуты);

С ними худые – кожа да кости ( щёки втянуты);

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись ( губы растянуты в улыбку);

Поцеловать они всех потянулись ( губы вытянуты в трубочку);

Утром проснулись – в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку);

Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо–влево по верхним зубам);

Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки);

И самоваром пыхтим , что есть мочи…( выпускаем воздух изо рта);

Чашки поставим, чтоб чаю налили ( выпячиваем подбородок вперёд);

На нос подуем – мы чай остудили ( дуем на нос);

Чаю попили – никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем ( облизываем губы языком по кругу).

- Разминка закончена.
3. Постановка темы и цели урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
Слайд 1. Внимание, на экран.


- Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы.

( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы)

- Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ ц ] )
Отгадайте загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нём.

И он разбился, а оттуда

Живое выглянуло чудо.

(цыплёнок)

Рис. на доске.

- Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып)

- Произнесём хором!

- Какой новый звук услышали в начале слова? ( звук [ ц ] )

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

(Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей)
4. Работа над новым материалом.

Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.
Знакомство со звуком [ ц ]:

- произнесём звук хором.

- когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)

- что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)

Вывод: звук [ ц ] - согласный.

- закройте ушки пальчиками, произнесите звук.

- как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)

Вывод: звук [ ц ] – глухой.

- назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ

- что заметили ? (произносим одинаково)

Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.

- как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог.

- дайте характеристику новому звуку [ ц ]

(звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый).
Физкультминутка.

Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока.
Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.
Звуковой анализ слова.
Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова.

- поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).
Игра «Собери схему слова».

Внимание, на экран.
Работа «цепочкой» с подсказками учителя.


Слайд 2.

- произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку):

- сколько в слове слогов? (три слога)

- назовите первый слог? ( цып-)

- что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)

- какой это слог-слияния? (твёрдый)

- почему? (звук [ ц ] - всегда твёрдый).

- что слышим в конце этого слога? (звук [ п ])

- дайте ему характеристику? (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)

- назовите второй слог? (лё-)

- что услышали? (слог-слияния)

- какой это слог-слияния? (мягкий)

- почему? (буква ё образует мягкий слог-слияния)

- назовите третий слог? (нок)

- что услышали в начале этого слога? (слог-слияния)

- какой это слог-слияния? (твёрдый)

- почему? (буква о образует твёрдый слог-слияния)

- что слышим в конце этого слога? (звук [ к ])

- дайте ему характеристику? (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый)

- произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).
Слайд 3. Цыплёнок благодарит вас за помощь.




Знакомство с буквами Ц, ц. На что похожа буква ц?

- Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску:

Буква П (э) домой вернулась,

Раз-два-три, перевернулась,

Превратилась в букву Ц (э)

С ножкой маленькой в конце.

- На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок,

Точно с краником бачок!
Рис. 2 Вот какая буква Ц (э),

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка!

- Буква Ц (э) бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.
Работа в тетради для печатания.

Графический анализ печатной буквы Ц, ц.

Цель. Формирование зрительно-двигательного образа буквы, умения анализировать. Реализация идеи педагогического сотрудничества.

- открыли тетрадь по закладке.

- понаблюдайте за своей посадкой (дети говорят рифмовку хором)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.
Внимание, на экран.

- посмотрите, как правильно напечатать буквы Ц, ц

- внимательно следим за движением руки:

Слайд 4.



- А теперь работаем вместе со мной:

Образец печатается на доске учителем и сопровождается объяснением.

Дети выполняют работу в тетради.

- сравните свои буквы с образцом, что не получилось?

- поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа, дайте друг другу совет.

- допечатайте буквы до конца строки.

- кто как научился печатать новую букву?

- оцените свою работу, поднимите «сигнальчик».

Молодцы! Вы все хорошо потрудились.

(закрыли тетрадь, вернули на место)
Работа по ленте букв.

- скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? ( в синий домик)

- почему? ( она обозначает согласный звук [ ц ])

- на какой этаж? ( на первый)

- почему? (она обозначает глухой звук)

Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
Физкультминутка.

Мы долго трудились

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встали…

( ученик проводит разминку)

Вверх рука и вниз рука,

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Руки-ноги разминаем

Точно знаем – будет прок.

Потянулись и прогнулись,

Руки в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись,

Вновь урок у нас идёт.
5. Закрепление новых знаний.

«Динь-динь-динь!»- звенит звонок,

Слоги мчатся на урок.

Чтобы слоги знать,

Надо слоги прочитать.

Чтение по слоговой таблице:

ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ

- появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»;

- прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д.
Гимнастика для ГЛАЗ.

Мы читали, мы читали,

Наши глазки так устали.

Пусть немножко отдохнут

Вслед за стрелочкой пойдут
Слайд 5.


- ребята, пока мы с вами отдыхали, наш цыплёнок что-то совсем загрустил.

- наверное, он скучает по своей маме?

- хотите познакомиться с его семьёй?

Дружно встали за конторки:

- слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.

Текст:

Наступила весна.

У курицы появились цыплята.

Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.

Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.

Мама – курица гордилась детьми.
- читаем текст по цепочке:

- назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка)

- подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?

  • Вопросы детей друг другу:

Когда появились цыплята?

Как курица назвала цыплят?

На что они были похожи?

Как мама-курица относилась к своим детям?
Просмотр мультфильма по теме урока.

- Однажды, в солнечный денёк…

- что было дальше – мы сейчас посмотрим.

Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ].

(акация, спицы, платьице, цветы, гусеница, к концу)
Слайд 6.

- Наши цыплята ещё маленькие, поэтому отправились отдыхать, а мы продолжаем урок.
Отгадайте загадку.

Все глядят на середину,

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали,

Вы, конечно, там бывали…

(Цирк)

- Верно, у буквы Ц(э) купив билет,

Мы побываем в цирке!

- звучит торжественная музыка… (фонограмма)

- на арене цирка появляется…

- КТО?

В цирке он смешнее всех,

У него большой успех.

Только вспомнить остаётся

Весельчак тот как зовётся?

(клоун)
- Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания.

- Если вы справитесь – узнаете волшебное слово.
Игра «Прятки». ( на доске)

- найдите в данных словах спрятанные другие слова

(карточки открываются постепенно)

- чем похожи слова в левом столбике? ( есть буква Ц)
Игра « Пропала буква» (на доске)

- из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова.

(карточки открываются постепенно)

- назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце.

Открывается волшебное слово: (читаем хором)

МОЛОДЦЫ!
- ученик читает стихотворение о букве Ц:

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - В НАЧАЛЕ,

Есть слова, где Ц - в конце…

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы;

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Точно камушек в кольце!
Слайд 7.

6. Итог урока (рефлексия).
- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.

- А почему, вы расскажете сами:

- что нового мы узнали?

Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.

- расскажите всё, что вы узнали о букве Ц?

Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук.

Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук.

Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый.

Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.

Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.
Клоун доволен ответами и приготовил вам ещё один сюрприз:

- Вы хотели бы прямо сейчас оказаться на настоящем цирковом представлении? (да)
Внимание, на экран.
Слайд 8.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обучения грамоте iconУрок русского языка Тема: «Алфафит»
Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр
Урок обучения грамоте iconУрок: чтение (период обучения грамоте) Тема
...
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу»
Урок обучения грамоте iconУрок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления...
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.»
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте в 1 классе
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте
Учитель высшей квалификационной категории Косарева Наталья Николаевна, мбоу «оош №10» 18. 10. 2012г
Урок обучения грамоте iconТема урока : Буква
Урок обучения грамоте в 1 классе разработан И. М. Лимарёвой, гимназия №122 город Казань
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте и письму
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро Фоминская средняя общеобразовательная школа №1
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте Буква Э. Знакомство с творчеством В. Бианки умк «Гармония»
«Азбука» Бетенькова Н. М., Горецкий В. Г., Фонин Д. С. Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте в 1 классе умк «Начальная школа ΧΧΙ века»
Методы активизации познавательной деятельности: словесный, наглядный, частчно-поисковый, практический
Урок обучения грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О. 10 урок в период обучения грамоте
Урок обучения грамоте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обучения грамоте и письму в 1 классе (по программе «Школа России»). (слайд 1)
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте 1 класс Тема: «Строчная буква л»
Оборудование: мультимедийная установка, звуковые линейки, Су Джок, пеналы, тетради, дополнительные прописи для штриховки
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте. 1 класс, Образовательная система «школа 2100»
Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.)
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё
Оборудование: Учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, пропись «Мои волшебные пальчики»
Урок обучения грамоте iconУрок обучения грамоте и письму
Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск