Скачать 125.42 Kb.
|
Система учебников «Школа России» Евграфова Елена Алексеевна Учитель первой категории 1 «а» класс Урок обучения грамоте Визитная карточка урока Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний. Место урока в теме: Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний. Цели урока:
Задачи урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Для организации урока было применено оборудование: Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер, проектор, экран, рисунки, доска, мел, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения., тетрадь для печатания, интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику, презентация на тему «Цирк». На уроке были использованы методы:
Формы познавательной деятельности:
Конспект урока обучения грамоте. Класс: 1. Тема урока: «Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц , ц ». УМК «Школа России» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. Москва, «Просвещение», 2011, с. 51 Тип урока: урок усвоения и первич- ного закрепления новых знаний. Форма урока: классно – урочная с использованием ИКТ. 2012 год Ход урока. 1. Организационный момент. Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! 2. Актуализация опорных знаний. Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока. - Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв: - Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике? ( буквы, обозначающие согласные звуки) - Назовите признаки согласных звуков. (когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом) - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки? - Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук? - Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук? - Буквы рады, что вы их не забыли! Игра « Колокольчики». ( сигнал в виде колокольчика) - Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик. Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье. - Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости. - Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Толстые внуки приехали в гости ( щёки надуты); С ними худые – кожа да кости ( щёки втянуты); Бабушка с дедушкой всем улыбнулись ( губы растянуты в улыбку); Поцеловать они всех потянулись ( губы вытянуты в трубочку); Утром проснулись – в улыбочку губы (губы растянуты в улыбку); Дружно мы чистим верхние зубы (язык двигается вправо–влево по верхним зубам); Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки); И самоваром пыхтим , что есть мочи…( выпускаем воздух изо рта); Чашки поставим, чтоб чаю налили ( выпячиваем подбородок вперёд); На нос подуем – мы чай остудили ( дуем на нос); Чаю попили – никто не обижен, Вкусный был завтрак – мы губки оближем ( облизываем губы языком по кругу). - Разминка закончена. 3. Постановка темы и цели урока. Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Слайд 1. Внимание, на экран. - Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы. ( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы) - Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ ц ] ) Отгадайте загадку: Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нём. И он разбился, а оттуда Живое выглянуло чудо. (цыплёнок) Рис. на доске. - Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып) - Произнесём хором! - Какой новый звук услышали в начале слова? ( звук [ ц ] ) - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей) 4. Работа над новым материалом. Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний. Знакомство со звуком [ ц ]: - произнесём звук хором. - когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды) - что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык) Вывод: звук [ ц ] - согласный. - закройте ушки пальчиками, произнесите звук. - как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом) Вывод: звук [ ц ] – глухой. - назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ - что заметили ? (произносим одинаково) Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый. - как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком) Подведём итог. - дайте характеристику новому звуку [ ц ] (звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый). Физкультминутка. Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише-тише, Деревцо всё выше-выше. Звуковой анализ слова. Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь. - Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова. - поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем). Игра «Собери схему слова». Внимание, на экран. Работа «цепочкой» с подсказками учителя. Слайд 2. - произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку): - сколько в слове слогов? (три слога) - назовите первый слог? ( цып-) - что услышали в начале этого слога? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (твёрдый) - почему? (звук [ ц ] - всегда твёрдый). - что слышим в конце этого слога? (звук [ п ]) - дайте ему характеристику? (звук [ п ]- согласный, глухой, парный, твёрдый) - назовите второй слог? (лё-) - что услышали? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (мягкий) - почему? (буква ё образует мягкий слог-слияния) - назовите третий слог? (нок) - что услышали в начале этого слога? (слог-слияния) - какой это слог-слияния? (твёрдый) - почему? (буква о образует твёрдый слог-слияния) - что слышим в конце этого слога? (звук [ к ]) - дайте ему характеристику? (звук [ к ]- согласный, глухой, парный, твёрдый) - произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]). Слайд 3. Цыплёнок благодарит вас за помощь. Знакомство с буквами Ц, ц. На что похожа буква ц? - Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ]. Внимание, на доску: Буква П (э) домой вернулась, Раз-два-три, перевернулась, Превратилась в букву Ц (э) С ножкой маленькой в конце. - На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей) Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок, Точно с краником бачок! Рис. 2 Вот какая буква Ц (э), С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка! - Буква Ц (э) бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. Работа в тетради для печатания. Графический анализ печатной буквы Ц, ц. Цель. Формирование зрительно-двигательного образа буквы, умения анализировать. Реализация идеи педагогического сотрудничества. - открыли тетрадь по закладке. - понаблюдайте за своей посадкой (дети говорят рифмовку хором) Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. Внимание, на экран. - посмотрите, как правильно напечатать буквы Ц, ц - внимательно следим за движением руки: Слайд 4. - А теперь работаем вместе со мной: Образец печатается на доске учителем и сопровождается объяснением. Дети выполняют работу в тетради. - сравните свои буквы с образцом, что не получилось? - поменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа, дайте друг другу совет. - допечатайте буквы до конца строки. - кто как научился печатать новую букву? - оцените свою работу, поднимите «сигнальчик». Молодцы! Вы все хорошо потрудились. (закрыли тетрадь, вернули на место) Работа по ленте букв. - скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? ( в синий домик) - почему? ( она обозначает согласный звук [ ц ]) - на какой этаж? ( на первый) - почему? (она обозначает глухой звук) Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик. Физкультминутка. Мы долго трудились Немного устали. Быстро все сразу За партами встали… ( ученик проводит разминку) Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка. Быстро поменяли руки Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Руки-ноги разминаем Точно знаем – будет прок. Потянулись и прогнулись, Руки в стороны, вперёд. И за парты все вернулись, Вновь урок у нас идёт. 5. Закрепление новых знаний. «Динь-динь-динь!»- звенит звонок, Слоги мчатся на урок. Чтобы слоги знать, Надо слоги прочитать. Чтение по слоговой таблице: ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ - появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»; - прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д. Гимнастика для ГЛАЗ. Мы читали, мы читали, Наши глазки так устали. Пусть немножко отдохнут Вслед за стрелочкой пойдут Слайд 5. - ребята, пока мы с вами отдыхали, наш цыплёнок что-то совсем загрустил. - наверное, он скучает по своей маме? - хотите познакомиться с его семьёй? Дружно встали за конторки: - слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц. Текст: Наступила весна. У курицы появились цыплята. Она назвала их ЦЫП и Цыпочка. Цыплята были жёлтенькие, как солнышко. Мама – курица гордилась детьми. - читаем текст по цепочке: - назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка) - подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
Когда появились цыплята? Как курица назвала цыплят? На что они были похожи? Как мама-курица относилась к своим детям? Просмотр мультфильма по теме урока. - Однажды, в солнечный денёк… - что было дальше – мы сейчас посмотрим. Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ]. (акация, спицы, платьице, цветы, гусеница, к концу) Слайд 6. - Наши цыплята ещё маленькие, поэтому отправились отдыхать, а мы продолжаем урок. Отгадайте загадку. Все глядят на середину, В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали, Вы, конечно, там бывали… (Цирк) - Верно, у буквы Ц(э) купив билет, Мы побываем в цирке! - звучит торжественная музыка… (фонограмма) - на арене цирка появляется… - КТО? В цирке он смешнее всех, У него большой успех. Только вспомнить остаётся Весельчак тот как зовётся? (клоун) - Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания. - Если вы справитесь – узнаете волшебное слово. Игра «Прятки». ( на доске) - найдите в данных словах спрятанные другие слова (карточки открываются постепенно) - чем похожи слова в левом столбике? ( есть буква Ц) Игра « Пропала буква» (на доске) - из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова. (карточки открываются постепенно) - назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце. Открывается волшебное слово: (читаем хором) МОЛОДЦЫ! - ученик читает стихотворение о букве Ц: Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц - В НАЧАЛЕ, Есть слова, где Ц - в конце… Цапля ходит по болоту, Ждут в гнезде её птенцы; Цирк откроется в субботу, Уж приехали борцы. В цех явились на работу Молодые кузнецы. В каждой строчке буква Ц, Точно камушек в кольце! Слайд 7. 6. Итог урока (рефлексия). - Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен. - А почему, вы расскажете сами: - что нового мы узнали? Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей. - расскажите всё, что вы узнали о букве Ц? Ответы детей: Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук. Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук. Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый. Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова. Клоун доволен ответами и приготовил вам ещё один сюрприз: - Вы хотели бы прямо сейчас оказаться на настоящем цирковом представлении? (да) Внимание, на экран. Слайд 8. |
Урок русского языка Тема: «Алфафит» Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр | Урок: чтение (период обучения грамоте) Тема ... | ||
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная... Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу» | Урок по теме. Тип урока: Урок овладения новыми знаниями, накопления... Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т], [т']. Буквы Т, т.» | ||
Урок обучения грамоте в 1 классе Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | Урок обучения грамоте Учитель высшей квалификационной категории Косарева Наталья Николаевна, мбоу «оош №10» 18. 10. 2012г | ||
Тема урока : Буква Урок обучения грамоте в 1 классе разработан И. М. Лимарёвой, гимназия №122 город Казань | Урок обучения грамоте и письму Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро Фоминская средняя общеобразовательная школа №1 | ||
Урок обучения грамоте Буква Э. Знакомство с творчеством В. Бианки умк «Гармония» «Азбука» Бетенькова Н. М., Горецкий В. Г., Фонин Д. С. Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009 | Урок обучения грамоте в 1 классе умк «Начальная школа ΧΧΙ века» Методы активизации познавательной деятельности: словесный, наглядный, частчно-поисковый, практический | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гласный звук [о], строчная и заглавная буквы О. 10 урок в период обучения грамоте | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок обучения грамоте и письму в 1 классе (по программе «Школа России»). (слайд 1) | ||
Урок обучения грамоте 1 класс Тема: «Строчная буква л» Оборудование: мультимедийная установка, звуковые линейки, Су Джок, пеналы, тетради, дополнительные прописи для штриховки | Урок обучения грамоте. 1 класс, Образовательная система «школа 2100» Давайте вместе вспомним то, что мы узнали. Поиграем в игру «Доскажи словечко». (На доске опорные схемы.) | ||
Урок обучения грамоте Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё Оборудование: Учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, пропись «Мои волшебные пальчики» | Урок обучения грамоте и письму Цель урока: сформировать практическое умение писать строчную букву ж, писать слова и предложения с этой буквой |