МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институт педагогики, психологии и управления образованием
Кафедра педагогики профессионального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Направление подготовки − 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа − "Высшее образование"
Квалификация (степень) выпускника − Магистр 1 курс, 2 семестр Форма обучения − очная
3 кредита
Всего – 108 часов,
8 ч. лекции
28 ч. практические
36 самостоятельная работа
экзамен 1 кредит (36)
Красноярск -2011
Программу составил:
Авдеева Е.А., к.п.н., доцент
Программа обсуждена на заседании кафедры Профессиональной педагогики «___» ____________ 2011 г. протокол № _____ Заведующий кафедрой _Шилов А.И.___________________________
(фамилия, и. о., подпись)
Программа обсуждена на заседании Ученого Совета ИППУО
__________________________________________________________________
«______» __________________ 200___ г. протокол № _____________ Председатель Ученого Совета _______________________________
(фамилия и. о., подпись)
Рабочая программа
Аннотация
Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных компонентах обучения, воспитания и развития человека на разных этапах его жизненного пути. В освоении дисциплины формируются следующие компетенции: ОК (ОК-1, ОК-2); ПК (ОПК-2, ПК-3, ПК-10, ПК-13, ПК-14,ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20).
Содержание Введение 3
1. Цели и задачи изучения дисциплины 3
1.1. Цель преподавания дисциплины 3
1.2. Задачи изучения дисциплины 3
2. Объем дисциплины и виды учебной работы 6
3. Содержание дисциплины 7
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах 7
3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса 8
3.3. Практические (семинарские) занятия 12
3.4. Лабораторные занятия 13
3.5. Самостоятельная работа 13
4. Учебно-методические материалы по дисциплине 25
4.1. Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы 25
4.2. Контрольно-измерительные материалы 27
5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц 28
Приложение 1 29
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ 29
Приложение 2 Структура и содержание модулей дисциплины «Философия образования» 31
Приложение 3 Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине 33
Карта литературного обеспечения 35
Введение 1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины Целью учебного курса является рассмотрение философии образования как междисциплинарной системы знаний ценностно-целевых, содержательно-процессуальных компонентах обучения, воспитания и развития человека на разных этапах его жизненного пути.
1.2. Задачи изучения дисциплины Основными задачами курса «Философия образования» выступают:
рассмотрение исходных определений, относящихся к понятию «образование»;
осмысление проблем образовательной аксиологии, связанной с обоснованием приоритетных ценностных и целевых ориентиров сферы образования;
обозначение возможностей практического использования (технологизации) философско-образовательного знания в решении актуальных вопросов выбора стратегий развития образовательных систем разного уровня, прогнозирования целей, содержания и методов обучения, воспитания и развития учащихся, стандартизации, информатизации и компьютеризации в сфере образования, взаимоотношений наук об образовании и педагогической практики.
В результате освоения дисциплины магистр должен:
знать:
– современные тенденции развития образовательной системы;
– философские понятия, относящиеся к сфере образования;
– ценностные характеристики образования;
– системные свойства образования как системы;
уметь:
– определять цели преподавания и цели учения;
– характеризовать эффективность образовательного процесса на основе гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации;
– интегрировать современную философию образования в образовательную деятельность;
– выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
владеть:
– способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к эмпирии реализации системы непрерывного образования;
– способами пополнения философских знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры.
Представленные материалы раскрывают содержательный компонент лекционных и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов, занимающая значительную часть их времени, осуществляется посредством:
чтения ими рекомендованной литературы;
выполнения разнообразных заданий, указанных в конце каждой рассматриваемой темы;
написания рефератов, тематика которых представлена в данной программе;
выполнения контрольных работ, задания в которых носят репродуктивный, исследовательский и аналитический характер;
написания сочинений-размышлений.
При изучении курса «Философия образования» предусмотрен экзамен, поэтому автором учебно-методического комплекса сформулированы примерные вопросы к экзамену.
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТОМ-МАГИСТРОМ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ФОРМИРУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2).
2. Профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
в области педагогической деятельности:
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
в области управленческой деятельности:
- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
в области проектной деятельности:
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
в области культурно-просветительской деятельности:
- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20). 1.3. Межпредметная связь
Философия образования как наука и как учебный предмет междисплинарного, интегративного характера призвана руководствоваться разрабатываемыми идеями различных образовательных системах, независимо от их пространственно-временной специфики («История педагогики и образования», «Воспитание в современной России»); выдвигаемыми суждениями о возможных перспективах развития отечественного образования («Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Инновационная педагогика»); рассматриваемыми инвариантными прогностическими проблемами развития образования в мире.
|