РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Тобольске
Естественнонаучный факультет
Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________ ____________
подпись ФИО
«___» __________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
«ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
Код и направление подготовки 100100.62_СЕРВИС_СЕРВИС ИС_
100400_62- СЕРВИС_ТУРИЗМ
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
43.03.02_Сервис_СИСТРиСК_
44.03.04 Профессиональное обучение Сервис
44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям)
Форма обучения
очная
Тобольск
2014 Содержание
«ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» 1
Составить таблицу: Загрязнение среды, его виды и воздействие на биоту 7
Сделать сообщение: Последствия радиационного загрязнения биосферы 7
Подготовить реферат: Стрессовые ситуации экосистем, реакция экосистем на малые и крупные стрессы. 7
Написать доклад: Основные пути рационального использования природных ресурсов. 7
Написать реферат: Охрана почв и основные пути повышения плодородия почв. 7
Подготовить сообщение: Воспроизводство и использование водных ресурсов региона. 7
Подготовить доклад. Атмосфероохранная функция и почвозащитная функция леса. 8
Сделать доклад: Использование биоресурсов и проблемы сохранения биоразнообразия. 8
Написать реферат Понятие устойчивого с/х. производства. Проблема продовольственного импорта. 8
Написать реферат: Практика оценок величины ущерба окружающей среде в России и зарубежных странах. 8
Написать реферат: ОВОС, методологические основы, положения и практика реализации в России и мире. 8
Составить таблицу: Способы утилизации и вторичной переработки. 8
Составить таблицу: Загрязнение среды, его виды и воздействие на биоту 11
Сделать сообщение: Последствия радиационного загрязнения биосферы 11
Подготовить реферат: Стрессовые ситуации экосистем, реакция экосистем на малые и крупные стрессы. 11
Написать доклад: Основные пути рационального использования природных ресурсов. 11
Написать реферат: Охрана почв и основные пути повышения плодородия почв. 12
Подготовить сообщение: Воспроизводство и использование водных ресурсов региона. 12
Подготовить доклад. Атмосфероохранная функция и почвозащитная функция леса. 12
Сделать доклад: Использование биоресурсов и проблемы сохранения биоразнообразия. 12
Написать реферат Понятие устойчивого с/х. производства. Проблема продовольственного импорта. 12
Написать реферат: Практика оценок величины ущерба окружающей среде в России и зарубежных странах. 12
Написать реферат: ОВОС, методологические основы, положения и практика реализации в России и мире. 12
Составить таблицу: Способы утилизации и вторичной переработки. 12
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от ____.____.2014
Содержание: УМК по дисциплине Природопользование для студентов 43.03.02_Сервис_СИСТРиСК_ Профиль подготовки «», очная форма обучения
Автор(-ы): Третьякова Т.В.
Объем __58___стр.
Должность
| ФИО
| Дата согласования
| Результат согласования
| Примечание
| Заведующий кафедрой (наименование кафедры)
| ФИО
| __.__.2014
| Рекомендовано к электронному изданию
| Протокол заседания кафедры от __.__.2014
№ __
| Начальник УМО
филиала
| ФИО
| __.__.2014
| Согласовано
|
| Директор ИБЦ
| ФИО
| __.__.2014
| Согласовано
|
|
Цели и задачи дисциплины
Назначение вузовского учебного курса «Природопользование» — профессиональная подготовка специалистов, обладающими основами природопользования и знаниями, обеспечивающими понимание взаимосвязанности природных и региональных социально-экономических факторов. Цель предмета – сформировать у студентов основы знаний по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, дать анализ состояния и оптимизации использования природных ресурсов и условий окружающей среды, их охраны и воспроизводства.
Для реализации цели в ходе программной подготовки студентов, необходимо выполнить следующие задачи;
В области учебно-воспитательной деятельности:
- сформировать единую систему в сознании студента о эколого-географических принципах природопользования;
- дать знания об основных закономерностях взаимодействия в системе: общество – природа – человек на примере экологических проблем региона. Отсутствие экологических знаний усложняет выполнение профессиональных компетенций;
- раскрыть основные положения, направленные на формирование экологической культуры, экологической морали и нравственности; о сущности живого и невозможности выживания в условиях кризиса без сохранения биосферы, о концепции устойчивого развития и необходимости рационального природопользования, о переходе к антропоцентрическому общественному сознанию;
осуществление процесса обучения предмету «Природопользование», в том числе усвоения понятийного и научного аппарата предмета, получение базовых знаний и практических навыков для выполнении профессиональных функций.
использование современных средств защиты природы и ее охраны;
- применение технологий обучения для мотивации экологических форм взаимодействия общества и природы.
В области научно-методической деятельности:
- заложить основы понятийно-категорийного аппарата природопользования как науки;
заложить основные навыки и приемы экологического поведения и раскрыть основные способы практического взаимодействия человека и среды обитания;
научить применять научно-обоснованные методы и приемы природоохранной деятельности
создать практическую базу в области оптимизации природопользования, опираясь на сформированное экологическое сознание личности.
В области культурно- просветительной деятельности:
формирование общей культуры учащихся;
- осознания правильного «экологически безопасного», «экологически оправданного» поведения.
- ориентироваться в понимании глобальных экологических проблем;
- прийти к пониманию приоритета экологического сознания в жизни общества;
2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО
Курс «Природопользование» относиться к вариативной части обязательные дисциплины. Для освоения обладать базовыми знаниями следующих школьных курсов.
б) должны изучаться параллельно, следующие курсы:
- Русский язык и культура речи
История России
Мировая культура и искусство
в) вузовский курс «природопользование», необходим для полноценного освоения следующих дисциплин: Туриское регионоведение, Экология Тюменской области, Рекреационная география и др.
Студент изучивший дисциплину «Природопользование» должен:
знать
общие принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
знать нормативно-правовые основы природопользовательской деятельности;
системное представление о природопользовании как о процессе взаимодействия природы и общества;
научится понимать сложные взаимосвязи окружающего мира;
основные направления, проблемы и перспективы природопользования в современный период развития общества
иметь представление о нормировании состояния природно-территориальных комплексов и их компонентов;
иметь представление о системе оценки воздействия на окружающую природную среду;
знать основные закономерности влияния важнейших объектов хозяйственной деятельности человека на природу.
иметь представление о процедуре проведения государственной экологической экспертизы.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3) 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единиц (108 часа), из них 59,8 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем.
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№
| Наименование раздела дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы
(в академических часах)
| аудиторные занятия
| СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| 1
| Эколого-географические основы природопользования.
| 2
| 6
| 12
| -
| 20
| 2
| Экономические основы природопользования.
| 2
| 6
| 16
| -
| 24
| 3
| Управление природопользованием и регулирование природопользования.
| 2
| 6
| 10
| -
| 20
| ВСЕГО
| 108
|
18
|
38
| -
| 64
| * - часы на подготовку к экзамену; **- выполнение КСР; 4.2. Содержание дисциплины Таблица 2 №
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
| 1
| Эколого-географические основы природопользования.
| Географический фактор в природопользовании
| Экономические основы природопользования
| 2
| .Экономические основы природопользования.
| Оценка воздействий на окружающую среду.
| Научно-технический прогресс и природопользование
| 3
| Управление природопользованием и регулирование природопользования.
| Управление природопользованием и регулирование природопользования
|
Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий Таблица 3
№
занятия
| №
раздела
| Тема занятия
| Виды образовательных технологий
| Кол-во часов
|
| 1
| Природопользование закономерная форма взаимодействия общества и
| Лекция-диалог
| 2
|
| 1
| Биосфера и ее составляющие.
| лекция-визуализация
| 2
|
| 1
| Основные понятия и термины, характеризующие природопользование.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 4
|
| 1
| Побочные последствия природопользования
| Лекция-рассуждение
| 2
|
| 1
| Условия и факторы развития природопользования
| Практическая работа
| 4
|
| 1
| Географический фактор в природопользовании
| Лекция-провокация
| 2
|
| 1
| Управление природопользованием
| практическое занятие в форме практикума
| 4
|
| 1
| Экономические основы природопользования
| Лекция-визуализация
| 2
|
|
| Оценка воздействий на окружающую среду.
|
|
|
| 2
| Типы оценки природных ресурсов
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 2
|
| 2
| Основные принципы природпользования.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 2
|
|
| Научно-технический прогресс и природопользование
| Лекция-визуализация
| 4
|
| 2
| Природопользование на загрязненных территориях.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 2
|
|
| Регулирование природопользования
| Лекция-визуализация
| 4
|
| 2
| Законы, регулирующие природопользование.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 2
|
| 3
| Природопользование на предприятиях.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 2
|
| 3
| Природоохранная деятельность.
| практическое занятие в форме семинара-практикума
| 4
|
| 3
| Расчёт ИЗВ, ИЗА
| проект
| 6
| |