Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/11
Дата публикации01.05.2014
Размер1.53 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > География > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Департамент образования Ярославской области

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник материалов областной научно-практической

интернет-конференции

Ярославль

2009



УДК 376.5

ББК 74.202.4

Р 17

Печатается по решениям редакционно-издательского совета ЯГПУ имени К.Д. Ушинского и научно-методического совета департамента образования Ярославской области



Р 17

Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования [Текст] : материалы областной научно-практической интернет-конференции / под. ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. – 121 с.


В сборник вошли материалы участников областной научно-практической интернет-конференции, организованной по инициативе департамента образования Ярославской области и ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». В статьях сборника представлен опыт развития одаренного ребенка, созданный в региональной системе образования Ярославской области.

Книга адресована работникам органов управления образованием, руководителям и методистам образовательных учреждений разных типов, а также научным сотрудникам и преподавателям вузов, ИПК, ИУУ, ИРО, работникам методических служб.

ББК 74.202.4

УДК 376.5
ISBN 978-5-87555-361-5

©

©

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2009.

Департамент образования Ярославской области, 2009

©

Авторы материалов, 2009.


Содержание

Золотарева А.В. Проблема развития одаренного ребенка в

Рамках региональной системы образования: опыт и

перспективы решения…………………………………………



5

Талова Т.М. Обзор нормативных документов по проблеме

развития одаренных детей в России…………………………


16

Белова Л.В. Развитие одаренных детей в процессе

математической подготовки…………………………………..


29

Бойко Е.Л. , Пикина А.Л. Поддержка одарённых детей в

учреждениях системы начального профессионального

(среднего профессионального) образования…………………



33

Васикова Г.П. Формирование экологически грамотных

граждан России………………………………………………..


38

Володина О.Ю. Развитие способностей талантливых и

одаренных детей на уроках биологии через использование

информационно-коммуникативных технологий……………



43

Головлев М.А. Система работы с детьми в школе с

углубленным изучением математики………………………...


47

Гудков А.Н. Работа с одаренными детьми на муниципальном уровне: из опыта Угличского района……...


52

Добрецова Н.В. Образование для устойчивого развития как приоритетное инновационное направление интеграции общего и дополнительного образования……………………



56

Забавина В.Ф. Выявление, развитие и социальная защита

талантливых и одаренных детей на уроках мировой

художественной культуры……………………………………



61

Золотарева С.С. Формирование самооценки группы одаренных детей


65

Кокуева Л.В., Буйлова А.Л. Психолого-педагогическое

сопровождение развития одаренного ребенка в детском

саду……………………………………………………………...



69

Кокуева Л.В. Модель психолого-педагогического

сопровождения одаренного ребенка в детском саду………..


71

Кушева Н.О. Взаимодействие органов ученического самоуправления образовательных учреждений на муниципальном уровне………………………………………



75

Левина О.Г. Практика работы с одаренными

старшеклассниками в г. Ярославле…………………………


84

Львова М.А. Система работы с одаренными детьми в

муниципальном образовательном учреждении гимназии

им. А.Л. Кекина г. Ростова Ярославской области………….



88

Модулина О.Б. Организация предметных конкурсов

в Рыбинске……………………………………………………


92

Первушевская И.А. Деятельность ресурсных центров Ривенского городского ДДМ, как фактор социального развития муниципальной образовательной системы……….



97

Уханова А.В. Система психологического сопровождения

работы с одаренными детьми в Центре детей и

юношества……………………………………………………..



104

Храмцова С.В. Поиск, поддержка и сопровождение

одаренных детей в гимназии………………………………….


107

Цветкова Т.А. Итоги и перспективы работы с одаренными

детьми в учреждении дополнительного образования

детей…………………………………………………………….



110

Шувалова С.О. Методический сервис на муниципальном

уровне в системе выявления и поддержки одаренных детей.


113

Сведения об авторах………………………………………….

120



© А.В. Золотарева

Проблема развития одаренного ребенка в рамках

региональной системы образования:

опыт и перспективы решения
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (05.11.2008) один из основных акцентов был сделан на школьном образовании, в том числе указано, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны.

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования национальной инновационной системы образования, которая коренным образом изменит творческую составляющую, интеллектуальность, нравственность, духовность и образованность людей. Формирование национальной инновационной системы образования предполагает выявление условий и средств, способствующих развитию одаренного ребенка в региональной системе образования.

Сегодня в России имеется достаточно большой опыт организации работы с одаренными детьми. При этом в научной литературе выделяют две группы факторов: личностные (или внутренние) факторы и факторы воспитания и окружающей среды (или внешние) [1].

Анализ проблемы развития одаренных детей, проведенный нами, показывает, что в современной теории и практике достаточно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей и т.д. (А. Бине, П.П. Блонский, Ф. Гальтон, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, К. Хеллер и др.). Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Р. Бернс, М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, Е.В. Маркелова, Д. Фридман, В.С. Юркевич и др.). По заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети» группой авторов разработана «Рабочая концепция одаренности», которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности и дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др. (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич и др.).

Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка – муниципальной или региональной системы образования. Одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе, регионе.

Вместе с тем, недостаточно изучены возможности развития одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирования государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе, и на региональном уровне. Несмотря на то, что уже несколько лет в России реализуется федеральная целевая программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети», действуют грантообразующие фонды (РФФИ, РГНФ и др.), федеральные целевые программы Минобрнауки РФ, целевые программы РАН и т. д., по данным опроса, проведенного Фондом общественного мнения, главная роль в поддержке одаренных детей по-прежнему принадлежит семье (72%). Уровень поддержки со стороны государственных учреждений и служб участники опроса оценивают крайне низко: только 11% считают, что государство помогают талантам, 69% указывают на явную недостаточность этой поддержки [2, с.12].

Кто помогает сегодня одаренным людям, и кто реально может им помочь? Чем региональная система образования может быть полезна одаренному ребенку, и какие условия могут быть созданы в ней для его развития? Кроме того, какие инновационные преимущества может приобрести региональная система образования для формирования нового интеллектуального и творческого потенциала региона?

В связи с этим возникает проблема создания условий в рамках региональной системы образования для развития одаренных детей. Для выявления возможностей решения данной проблемы мы провели анализ доступной нам практики работы с одаренными детьми в разных регионах России. Анализ практики позволил нам выявить некоторый опыт развития одаренных детей в рамках региональной системы образования, которые мы объединили в представленные ниже группы.

Поиск талантливых детей, прогнозирование путей развития творческой личности и её успехов. Для поиска одаренных детей необходимо найти формы, которые можно логично встроить в систему работы с ними в регионе. Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития. Для этого необходимо формирование банка данных и создание мониторинга их развития и интеграции в экономику региона. Например, в г. Рыбинске Ярославской области, где в 2008 года реализуется целевая городская программа «Одаренные дети», выявление талантливых детей осуществляется в процессе реализации системы конкурсов для детей разного возраста: олимпиад для дошкольников, познавательных конкурсов для детей начальной школы, школьных научных обществ, конференций и олимпиад для детей среднего и старшего школьного возраста. При этом реализуется идея непрерывности развития одаренного ребенка, создания условия для поддержки его одаренности на всех этапах возрастного развития. В городе создан банк «Одаренные дети», в котором отслеживаются участники мероприятий для одаренных детей по каждому образовательному учреждению, их педагоги, команды-победители, ведется их рейтинг [3].

Развитие форм поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на региональном уровне. Для поддержки одаренности сегодня создаются разнообразные региональные программы. Так, например, в Вологодской области считают, что подпрограмма «Одаренные дети» требует обновления. Поэтому наряду с традиционными мероприятиями здесь осуществляется выявление и поддержка одаренных детей, проживающих в сельской местности на основе инновационных технологий. А также действует подпрограмма «Научная смена» по выявлению и поддержке талантливой студенческой молодежи, программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (УМНИК) по поддержке инновационных проектов молодежи. Кроме того, в Вологодской области реализуется целая сеть программ, направленных на поддержку народного творчества и развитие творческой одаренности детей: областная целевая программа «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области на 2008 - 2012 годы». В Костромской области создаются программы, обеспечивающие развитие социального одаренных детей. Комплекс программ: «Наш выбор», «Надежда России», «Моя губерния», «Память сердца», «Актив-прожект» и другие - создают условия для проектно-практической и исследовательской деятельности обучающихся, для реализации собственных проектов, для включения в реальную преобразовательскую практику. В Калининградской области действует программа «Дети Калининграда», направленная на содействие развитию жизнестойкой, духовно и творчески развитой личности.

Кроме того, важным направлением деятельности является поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их выявления, развития, социализации. Например, программа «Окно в мир», созданная в Ярославской области для включения детей-инвалидов из сельской местности в разные формы дистанционного обучения и освоения новых информационных технологий. За годы существования программы компьютеры и доступ в Интернет получили более 100 детей с ограниченными возможностями здоровья. В Ставропольском крае дистанционным обучением ежегодно охвачено около 500 человек из разных районов и городов края.

Создание системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования. Социально-педагогическое сопровождение включает комплекс последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность одаренного ребенка в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы (М.И.Рожков). Поэтому, создание системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей предполагает поиск и апробацию инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми в рамках региональной системы образования. Одной из таких форм сегодня становится тьюторство, развитие технологии «Портфолио» и др. Система социально-педагогического сопровождения направлена на определение перспективы адаптации одарённого человека в социальной среде, формирование его гражданской позиции. Например, в г. Рыбинске Ярославской области социально-педагогическое сопровождение включает в себя создание «ситуации успеха» через систему конкурсов и олимпиад, разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей, обеспечение и отслеживание непрерывной связи «детский сад – школа – вуз – предприятие», «школа – учреждение дополнительного образования – вуз» и др.

Интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках региональной системы образования, в том числе и с академической наукой. Взаимодействие образовательных учреждений в вопросах работы с одаренными детьми происходит в различных формах: олимпиадах, конкурсах, семинарах, фестивалях, соревнованиях, первенствах, выставках, круглых столах, конференциях и др. Внешние интегрированные проекты, программы, процессы в системе образования детей – это также одно из условий развития одаренных детей. При этом интеграцию необходимо рассматривать по горизонтали, как обеспечение взаимодействия образовательных учреждений, так и по вертикали, как обеспечение преемственности образования на разных этапах взросления ребенка (дошкольном, школьном, профессиональном).

Ярким примером интеграции в решении проблем развития одаренных детей является областной конкурс социального творчества «Сотвори себя, сотвори свой мир», который проводится Костромским областным дворцом творчества юных совместно с департаментом образования и науки администрации Костромской области, при поддержке Костромской областной Думы, Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, Костромской ГТРК и Бизнес-клуба Костромской области. Его целью является создание условий для формирования активной гражданской позиции молодежи, выявление творческих, социально одаренных детей, способных к преобразованию социума, и поддержка их социально значимых инноваций. Таким образом, преобразование Костромской области стало общим делом детей и взрослых. Обучающиеся, участвуя в программе, включились в реальную социальную практику, социальное творчество, заявили о себе как о полноправном субъекте развития области.

Важное значение имеет интеграция общего, дополнительного и высшего академического образования. Одним из первых опытов работы в этом направлении считается система «школа – вуз - аспирантура (докторантура)», созданная на базе факультета МГУ «Московский физико-технический институт». В «систему Физтеха» входят три взаимосвязанных компонента: целенаправленный отбор талантливой молодежи через сеть школ довузовской подготовки, фундаментальное естественно-гуманитарное образование студентов, их углубленная профессиональная подготовка. Сегодня подобный опыт создается в других регионах России. В Пущинском научном центре РАН создан подобный Университетский центр, в г. Санкт-Петербурге функционирует научно-образовательный комплекс Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе. В Вологодской области действует научно-образовательный центр, предназначение которого в комплексной поддержке талантливой молодежи: выявление и развитие способностей талантливой молодежи и привлечение ее в научную сферу, формирование эффективной системы кадрового обеспечения региона охватом всего образовательного процесса: «школа – вуз - аспирантура (докторантура)» [2]. В других регионах России создаются более простые формы, например, Юношеская математическая школа или сезонные профильные летние и зимние школы, созданные при Краснодарском педагогическом институте.

Усиление роли системы дополнительного образования детей в развитии одаренности детей. В сфере дополнительного образования одаренный ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. В дополнительном образовании сегодня реализуются разнообразные направления развития творческих способностей детей: литературных, театральных, изобразительных и др. Большое внимание в системе дополнительного образования уделяется развитию интеллектуальных способностей детей. В рамках системы дополнительного образования некоторых регионов России создаются различные очно-заочные школы, школы олимпиадной или довузовской подготовки, специализированные классы на базе УДОД, которые обеспечивают углубленное изучение школьных предметов и обеспечивают особые условия для развития одаренных детей. Например, ГОУ ДОД Центр «Олимп», созданный в Ярославской области, Центр предпрофильной подготовки и профориентации, созданный на базе отдела социального творчества Костромского областного дворца творчества детей и молодежи. В Ставропольском крае создан центр для одарённых детей «Поиск», Малая академия наук при Ставропольском городском дворце детского творчества, краевые очно-заочная экологическая школа, малая техническая академия. Создаются научные общества учащихся (Челябинск, Томск и др.) как при школах, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

Мотивация педагогической общественности региона на работу с одаренными обучающимися. Сегодня во многих регионах действуют премиальные и стипендиальные фонды для одаренных детей, проводятся различные мероприятия по их выявлению: олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции, выставки. Кроме того, издаются сборники творческих работ талантливой молодежи, проводятся летние школы и профильные лагеря, организуются научные общества. Например, ежегодно Губернатором Ярославской области учреждается 60 ежемесячных стипендий одаренным детям, проявившим особые способности и добившимся высоких результатов в области образования, искусства, спорта, технического творчества. В Вологодской области ежегодно выделяется 100 таких стипендий. Губернатором Ярославской области каждый год учреждается 60 поощрительных премий педагогам-наставникам одаренных детей. Создаются организации общественного движения для поддержки исследовательской деятельности учащихся, например, Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» (Москва). Осуществляется развитие системы информационно-методической поддержки и научно-методической помощи по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся, а также смежным вопросам. Организуется повышение квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми, включающее стажировку, педагогические мастерские, лаборатории и другие формы, проводятся конкурсы лучших программ и инновационных проектов по работе с одаренными детьми. Большое внимание уделяется работе с родителями, включающей серии психолого-педагогических семинаров, родительских практикумов, конференций, семейных клубов, выставок и т.д.

Вместе с тем, несмотря на то, что во многих регионах формируетя определенный опыт, проблема развития одаренных детей и их интеграции в экономику регионов решается недостаточно эффективно. Сегодня речь идет о создании «инфраструктуры одаренности», объединяющей в рамках региона учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, а также формировании образовательной среды региона как фактора раннего выявления, обучения и развития одаренных детей. При этом возникает необходимость решения определенных стратегических задач, среди которых мы выделяем следующие:

  • рассмотрение региональной системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;

  • рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей, при этом отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся;

  • обеспечение непрерывности развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся и их взаимосвязь на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);

  • определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;

  • рассмотрение комплекса условий и средств развития одаренного ребенка как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная система образования, муниципальная система образования, образовательные учреждения разных типов, субъекты образовательной деятельности (дети, родители, педагоги).

  • обеспечение взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности и ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с одаренными детьми в регионе и оптимизации процесса управления ею.

Реализация данных задач предполагает следующие направления работы с одаренными детьми в региональной системе образования:

  • оптимизация процесса управления взаимодействием субъектов региональной системы образования по созданию новых условий для развития одаренных детей;

  • создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей региона;

  • интеграция образовательных учреждений разных типов в рамках региональной системы образования, создание педагогических комплексов, в том числе и с академической наукой;

  • создание системы непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей в рамках региональной системы образования;

  • подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми и внедрение нового опыта в практику работы образовательных учреждений и систему повышения квалификации педагогов;

  • обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, обучающимися в регионе;

  • создание системы информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования и др.

Кроме того, особое значение приобретает решение проблемы управления процессом развития одаренных детей в регионе. Основными механизмами управления на уровне региональной системы образования могут быть следующие:

    • координация работы с одаренными детьми, которая может включать в себя создание координационных центров по работе с одаренными детьми на уровне региональных департаментов образования или муниципальных органов управления образованием, создание ресурсных центров (соорганизация ресурсных возможностей региональной системы образования по работе с одаренными детьми), например, на базе государственных учреждений дополнительного образования детей, информационно-методических центров, научных центров, высших учебных заведений, открытие экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми и др.;

    • нормативно-правовое обеспечение региональной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах, грантах для детей разного возраста, а также учреждений образования, ведущих данную работу, определение норм нагрузки при организации индивидуальной работы с одаренными детьми в рамках системы образования и др.;

    • финансовое обеспечение работы с одаренными детьми, в том числе грантовая, спонсорская поддержка, выделение целевых средств, стипендий, премий, что должно позволить укрепить и совершенствовать материально-техническую базу учреждений образования, работающих с одаренными детьми, организовать целевые лагеря и педагогические комплексы для них и др.

Кроме того, поиск способов решения проблем одарённого ребёнка средствами региональной системы образования должен осуществляться на более высоком уровне и включать в себя формирование заказа со стороны региона на поддержку одаренных детей, подготовку региональных законов, подзаконных актов, целевых программ по данной проблеме, заключение межведомственных договоров, отраслевых соглашений и других документов, активизировать средства массовой информации для актуализации и освещения хода решения проблемы развития одаренного ребенка в рамках региональной системы образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск