Скачать 3 Mb.
|
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ А. Д. Дейкина Ф. А. Новожилова В. П. Лебедева Пособие для учителя по развитию языковой и коммуникативно-речевой компетенции учащихся Москва 2011 Авторы пособия: А.Д.Дейкина, Ф.А.Новожилова, В.П.Лебедева Пути развития образной речи и ее творческого использования школьниками. Пособие для учителя по развитию языковой и коммуникативно-речевой компетенции учащихся /А.Д. Дейкина, Ф.А. Новожилова, В.П. Лебедева – М.: ИНИМ РАО, 2011. –10,6 п.л. В пособии дано теоретическое обоснование развития языковой и речевой компетенции учащихся. Представлены требования к результатам учебной деятельности школьников в соответствии с ФГОС второго поколения. Предложен психолого-дидактический материал для творческого использования его в целях развития образной речи учащихся 5-6 классов в процессе подготовки различных жанров творческих работ, развивающих коммуникативную и информационную компетенции, самостоятельность учащихся в создании учебного текста. Работа адресована педагогическим работникам, учителям и методистам по русскому языку, студентам педагогических ВУЗов, научным сотрудникам, работающим в области языкознания и методики преподавания русского языка. © ИНИМ РАО © А.Д.Дейкина © Ф.А.Новожилова © В.П.Лебедева СОДЕРЖАНИЕ: Пути развития образной речи и ее творческого использования школьниками. 5 Введение. 5 Дейкина А.Д., Лебедева В.П. 5 §1. Соблюдаем преемственность в обучении пятиклассников. 7 §2. Творческое использование образной речи – непременное условие формирования коммуникативной и информационной культуры учащихся второй ступени обучения. 12 ЧАСТЬ I. Изложение – творческий вид учебной деятельности на уроках русского языка. 21 Новожилова Ф.А. 21 §1. Изложение – миниатюра как упражнение по грамматической стилистике. 24 §2. Изложение как упражнение для формирования правописных умений и как средство контроля за их сформированностью. 28 §3. Урок развития связной речи. (6 класс) 33 §4. Изложение–миниатюра для решения собственно коммуникативно–речевых задач. 40 1. Изложение-миниатюра как этап подготовки к изложению полного объёма. 41 2. Изложение-миниатюра с элементами интерпретации текста. 42 3. Изложение-миниатюра — этап подготовки к предстоящему сочинению. 44 4. Изложение-миниатюра как начало будущего сочинения. 50 ЧАСТЬ II. Образная речь в сочинениях малой формы. 53 Дейкина А.Д. 53 §1. Педагогические особенности работы над сочинениями малой формы 55 §2. Методические особенности урока с включенным сочинением малой формы. 56 §3. С чего и как начать? 59 §4. Текст учителя как коммуникативная единица 65 §5. Подготовленные и спонтанные высказывания школьников. 66 §6. Коллективное сочинение. 67 §7. Урок русского языка в 5 классе на тему Правописание гласных и согласных в приставках. 69 ЧАСТЬ III. 74 Метапредметная творческая деятельность школьников. 74 Лебедева В.П. 74 §1. Творческая работа со словом. Презентации школьников. 74 1. Образная речь – универсальное учебное умение школьников. 74 89 89 90 90 91 91 §2. Сочинения на основе личных наблюдений школьников и анализа тематической информации. 92 1. Сочинения – метапредметные проекты. 92 2. Образцы предлагаемых учителем текстов 94 §3. Сочинения – мечты, сочинения - фантастические путешествия. 106 1. Метапредметные сочинения, развивающие фантазию и воображение. 106 2. Учебные материалы, предлагаемые учащимся для анализа перед написанием сочинения- мечты, сочинения - фантастическое путешествие 107 ЧАСТЬ IV Материалы для учителя – исследователя. 123 Дейкина А.Д. 123 §1. Использование текстов М.М. Пришвина с целью развития связной речи учащихся и побуждения детей к оригинальному личному устному или письменному творчеству. 124 1. Обоснование методической целесообразности использования на уроках указанных текстов. 124 2. Материалы для работы-миниатюры из дневника М. М. Пришвина 126 §2. Использование текстов К.Г.Паустовского и других писателей с целью развития связной речи учащихся и формирования эстетических представлений о природе. 130 1. Обоснование методической целесообразности работы на уроках с указанными текстами 130 2. Материалы для работы — фрагменты из произведений К.Г.Паустовского 132 §3. Использование текстов, содержащих дискуссионный момент, для отклика – резюме по итогам дискуссии. 139 1. Обоснование методической целесообразности использования на уроках указанных текстов 139 § 4. Стихотворный текст в развитии образнойречи школьников. 153 1.Обоснование методической целесообразности использования стихотворных текстов на уроках русского языка. 153 2. Материалы для работы учащихся. 157 §5. Тексты для изложений и сочинений- миниатюр и творческие задания к ним. 175 Приложения 180 Дейкина А.Д. 180 I. Примеры детских работ, выполненных в соответствии с методикой организации сочинений малого объема, и небольшой методический комментарий к ним. 180 1. Сочинение-миниатюра по воспоминаниям: «А какой букет вы любите собирать?» 180 2. Сочинение-отклик «А как вы сохраняете память о лете» 182 3. Сочинение-миниатюра как перекличка с писателем: «А вы знаете приметы погоды?» 183 4. Сочинение-миниатюра по данному началу: «Вошел в мокрый лес...» 187 5. Входишь в лес и словно в сказку попадаешь... 188 6. Сочинение-миниатюра по впечатлениям дня: «Осеннее туманное утро» 189 II. Ориентировочная тематика сочинений-миниатюр для совершенствования речевой и правописной грамотности учащихся 5—6 классов 189 III. Ориентировочное планирование работы с текстами малой формы в 5—6 классах 190 Глоссарий 193 Лебедева В.П. 193 Литература 211 |