Пояснительная записка.
Современный период исторического образования дает возможность осмысления целей и задач преподавания истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Особенно значимым является целостное построение курса истории России для учащихся с интеллектуальными нарушениями и повышение качества преподавания истории.
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2000) и учебника «История России» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Уроки истории в 8 классе рассчитаны на 70 часов. Из них 64 урока проводятся по фактическому материалу, 6 уроков — повторительно-обобщающие.
Нарушения последовательности логического высказывания учащихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому урок строится, разделяя его на отдельные смысловые части. С этой целью в методике работы предусмотрены уточняющие вопросы, приемы для закрепления пройденной части урока.
Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими исторических терминов, как и в 7 классе, требуют тщательной работы на уроке над понятием: теоретико-практическое пояснение, многократное проговаривание про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами, самостоятельное объяснение понятия с опорой на словарь учебника.
Особенности усвоения исторического материала учащимися также обусловлены нарушениями пространственно-временных представлений, что приводит к трудностям запоминания хронологического материала (дат, исторической последовательности событий). Объем работы со словарем увеличивается до 5-6 слов. Коррекция недостатков пространственно-временных представлений предусматривает работу с исторической картой: рассматривание, самостоятельное нахождение объектов, нахождение по описанию в учебнике. На уроке концентрируется внимание учащихся на запоминающемся событии или историческом факте в сравнительно-сопоставительной форме с предыдущим изученным материалом, практических знаний учащихся.
Учитывая, что нарушения внимания все еще приводят к смешению фактов, их хронологической перестановке, учитель уделяет внимание конкретизации и трактовке понятий, фактов, установлению причинно-следственных связей. Например, активно применяются приемы сравнения, сопоставления, анализа, обобщения исторического материала, учитывается опыт учащихся.
Для лучшего усвоения исторического материала часто используется план изложения нового или изученного материала, который является наглядной опорой логического построения текста, рассказа, события. План изложения учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь.
Работа с учебником
В 8 классе продолжается формирование у учащихся навыков работы с учебником. Приемлемы такие виды работ, как комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя, самостоятельное чтение, анализ и постановка вопросов к тексту. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеозаписи), беседой по прочитанному.
Работа с наглядно-дидактическими материалами
Коррекционно-развивающее значение на уроке имеют различные средства наглядности (иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, меловые рисунки на доске, макеты, видеоматериалы, атрибуты для игр). Они способствуют развитию воображения, умений элементарно анализировать изучаемые события, формулировать вопросы, составлять развернутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить самостоятельно изученный материал.
Одновременно используется не более 2-3 иллюстраций, картин, рисунков. Достаточно часто необходима пропедевтическая работа с наглядностью: предварительное рассматривание, беседа, уточнение последовательности событий и т. д.
Работа с наглядностью направлена на усвоение курса истории: знакомство с историческим событием, персоналиями, жизнью и бытом людей, искусством. Иллюстративный материал применяется для совершенствования и закрепления знаний учащихся по усвоению фактического исторического материала и его систематизации.
Наиболее целесообразно использование следующих методических приемов работы с наглядностью:
— рассматривание по плану, последовательно с анализом отдельных фрагментов (особенно при работе с сюжетной иллюстрацией);
— сравнение (выделение общего и различий) увиденного на иллюстративном материале с реальностью;
— самостоятельное описание и анализ с помощью учителя;
— беседа по вопросам;
— составление рассказов;
— сочетание плоскостного иллюстративного материала с объемным. Схемы даются наглядно, чтобы учащиеся могли образно представить изучаемый материал.
Работа с исторической картой
В целях формирования пространственных представлений широко используется работа с картами. Учитывая, что работа с настенными и настольными картами является сложной для учащихся, учитель использует различные приемы: показ приемов работы с картой, многократные упражнения учащихся в локализации событий, нахождении территорий с постоянным контролем со стороны учителя. На первых уроках проводятся специальные тренировочные упражнения с картой (показать поселение, город, государство, столицу, границы, места сражений). Широко используются карты в учебнике. Характерны следующие приемы: срисовывание через кальку, обводка и т. д. Словарная работа
Рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где ребята знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. Так за счет многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.
В различных видах деятельности на уроке уместно проведение беседы, в ходе которой формируется активный исторический словарь. Заранее продуманные к беседе вопросы позволяют сконцентрировать внимание учащихся на новых понятиях, устанавливают обратную связь по ходу усвоения нового материала, совершенствуют понятийный аппарат по курсу. Важным приемом являются наводящие вопросы или вопросы с незначительной подсказкой ответов. Словарная работа в 8 классе усложняется (увеличивается объем активного словаря по теме, даются задания на самостоятельное объяснение новых слов, составление и разгадывание по ним кроссвордов).
Рассказ
Вводится новый вид самостоятельной работы — составление рассказов. Для усвоения исторического материала, закрепления полученных знаний учитель применяет монологический рассказ, рассказ по опорным словам, с использованием иллюстративного материала и без него, элементы творческого рассказа.
Структура урока
Содержание и методика проведения уроков дана в планах-конспектах. Каждый конспект урока имеет единую структуру:
— тема;
— цель;
— задачи;
— основные знания;
— основные термины и понятия;
— тип урока;
— оборудование и материалы;
— ход урока;
— дополнительные материалы.
Структура урока определяется образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, а также его темой и местом в системе уроков. Чаще всего используется комбинированный урок, в котором представлены все основные части.
В зависимости от образовательных целей используются такие типы уроков, как сообщение новых знаний, обобщение систематизация знаний. В ряде тем рекомендованы вариативные типы уроков (например, видеоурок).
Используя разные типы уроков, учитель имеет возможность проверять знания, умения и навыки каждого ученика; учить навыкам работы с картами, историческими документами, текстом учебника, тетрадью.
Содержание хода урока состоит, в основном, из 5-6 частей: оргмомент; проверка пройденного материала; актуализация знаний и объявление новой темы; изучение нового материала; первичное закрепление нового материала; подведение итогов; домашнее задание, индивидуальное задание.
Оргмоментнаправлен на подготовку учащихся к уроку и состоит из приветствия учителя, отметки в журнале отсутствующих, проверки готовности к уроку, целеустановки на урок, психологического настроя учащихся. Продолжительность оргмомента в зависимости от типа урока составляет 1-3 минуты.
Целью проверки пройденного материала является выяснение знаний по усвоению учащимися предыдущего материала. Для этого используется фронтальный опрос, беседа по вопросам, письменные и устные задания, кроссворды, игровые задачи, проблемные ситуации. На повторение пройденного материала целесообразно отводить 5-8 минут.
Важной содержательной частью конспекта урока является этап актуализации знаний, объявление новой темы. Это позволяет установить логическую связь ранее изученного материала с новой темой. Новую тему учитель проговаривает, записывает на доске и контролирует ее запись учащимися в тетради. Продолжительность этой части урока составляет от 2 до 5 минут.
Изучение новой темы осуществляется за счет использования разнообразных методов и приемов, выбор которых зависит от цели и задач урока, состава класса, степени сложности темы урока, типа урока. Традиционно используются следующие методы и приемы: рассказ учителя, работа с учебником, текстом, иллюстрацией, исторической картой. По времени это наиболее продолжительная часть урока. Она может составлять от 18 до 30 минут.
Первичное закрепление нового материала направлено на выявление усвоения знаний, которое проводится с помощью беседы по вопросам, дифференцированным заданиям как для отлично успевающих (Киямов Н.. Климин М., Киямова Г., Бирякова К.), так и для слабоуспевающих учащихся (Лисин С., Лихачев С., Осина Л, Сагдеев И.). Также используются ключевые вопросы, направленные на выявление усвоения учащимися фактического материала.
На первичное закрепление нового материала выделяется разное количество времени, в зависимости от сложности содержания нового материала (5-8 минут).
При подведении итогов оценивается самостоятельность, активность, интерес учащихся к предмету, умение высказывать свое мнение, суждение; выставляются оценки, аргументируются; уточняется, что особенно понравилось на уроке, что больше всего запомнилось.
Особенностью домашних заданий является дифференциация материала по объему и степени сложности. Основными видами домашних заданий являются работа с учебником, тетрадью, изобразительные задания, подбор словаря, заучивание стихотворения, подбор пословиц, подготовка сообщений (для отлично успевающих учащихся(Киямов Н.. Климин М., Киямова Г., Бирякова К.: ). Использование уровневых заданий, в том числе и при выполнении домашних заданий, дает возможность ученику более полно раскрыть свои возможности и способности. Заранее готовится дифференцированные задания, рассчитанные на высокий (Киямов Н.. Климин М., Киямова Г., Бирякова К.), средний (Терентьева Ю., Гурков Ю., Халитов В.)низкий уровень (Сагдеев И., Лихачев С., Осина Л., Лисин С.) психофизического развития учащихся. Объем домашних заданий дается таким, чтобы ученик мог с ним справиться самостоятельно.
Основныетребованиякзнаниямиумениямучащихся
Учащиесядолжнызнать:
— когда началось и закончилось событие (по выбору),
— как протекало конкретное событие,
— великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться лентой времени,
— устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
— выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
— оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения
| Дом.задание
| Дата проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| План
| Факт
|
| Единая Россия (конец XV-начало XVII в.) (21 час)
|
| 1 четверть (18 часов)
|
| 1
| Иван Ш Великий –глава единого государства Российского
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, демонстрация картины «Иван III топчет ханскую басму» просмотр к/ф «История государства Российского, )
Словарная работа: Пищаль, тюфяки
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Иван Ш создал централизованную систему государственного управления
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 5.09
|
|
| 2
| Расширение госудастваРоссийского при Василии III
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам)
Словарная работа: Боярин-наместник
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| Завершение окончательного объединения русских земель : Псковская, Смоленская, Рязанская земли. Василии III_достойный сын Ивана III
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 6.09
|
|
| 3
| Русская православная церковь в Российском государстве
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, работа со схемой)
Словарная работа: Духовенство, десятина
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| Русская православная церковь –помощник Великого князя; митрополит –глава церкви
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 12.09
|
|
| 4
| Первый русский князь Иван IV Грозный
| 1
| Сообщение новых знаний
| объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам)
Словарная работа: Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие.судебник ИванаIV , телохранители, стрельцы
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| 1547 г.-венчание на царство, создание системы государственного управления
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 13.09
|
|
| 5
| Опричнина Ивана Грозного
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам)
Словарная работа: Помещики, самодержец, опричнина, опричники, земщина
| закрепление нового материала
(работа с заданиями, вопросы из учебника)
| Опричник –дворянин в охране Ивана Грозного; цель борьбы –расправа с боярами
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы. Подготовить опережающее задание
| 19.09
|
|
| 6
| Присоединение к Российскому государству Поволжья
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам, работа с заданиями).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам)
Словарная работа: Порох, ясак, караул, толмач
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Расширение границ Российского государства в XVI в.( присоединение Казанского и Астраханского ханство)
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы.
| 20.09
|
|
| 7
| Покорение Сибири
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам)
Словарная работа: Казак, круг, атаман
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| Присоединение Западной Сибири; Ермак Тимофеевич
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы. Подготовить опережающее задание
| 26.09
|
|
| 8
| Быт простых и знатных людей
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа по вопросам).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, чтение рассказа «Песнь о купце Калашникове..»)
Словарная работа: Тулуп, тягло, слобода
| закрепление нового материала
(работа с заданиями, фронтальная беседа)
| Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы. Подготовить опережающее задание
| 27.09
|
|
|
| Комбинированный
|
|
| Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий
|
| 9
| Москва – столица Российского государства
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (работа с заданиями).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, работа с картой, схема кремля)
Словарная работа: Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы
| закрепление нового материала
(работа с заданиями, фронтальная беседа)
| Москва – столица Российского государства, Московский кремль-памятник русской национальной культуры
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы, составить монологический рассказ об убранстве царского дворца)
| 3.10
|
|
| 10
| Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
« Хождение за три моря»
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (работа с заданиями).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, работа с заданиями)
Словарная работа: Путешественник, раджа
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| Афанасий Никитин – русский путешественник
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы, рассказ «Во дворце Великого Раджи»)
| 4.10
|
|
| 11
| Великий иконописец Андрей Рублев
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (работа с заданиями, кросссворд).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, работа с картиной «Троица»)
Словарная работа: Иконостас, путник , олифа, темпера
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Андрей Рублев-иконописец XV в.; икона « Троица»
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 10.10
|
|
| 12
| Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (фронтальная беседа).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, демонстрации иллюстраций кремля.Собор Василия Блаженного, рассказ «Как печатали книги в 16 веке»)
Словарная работа: Типография, предисловие
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Первопечатник Иван Федоров, 1564 г.-первое издание книги в России
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы
| 11.10
|
|
| 13
| Правление Бориса Годунова
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (работа с заданиями).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, план-таблица, работа с текстом, беседа по вопросам, демонстрации иллюстрации «Борис Годунов»)
Словарная работа: Патриарх
| закрепление нового материала
(фронтальная беседа)
| Прекращение существования династии Рюриковичей, царь Борис Годунов
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы, выполнить задание
| 17.10
|
|
| 14
| Смутное время
| 1
| Сообщение новых знаний
| объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя, работа с текстом, беседа по вопросам, работа с заданиями демонстрации иллюстрации «Смутное время»)
Словарная работа: Смутное время, самозванцы
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Смутное время-борьба за власть в началеXVI в.
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы, выполнить задание
| 18.10
|
|
| 15
| Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков
| 1
| Комбинированный
| Повторение пройденного материала (работа с заданиями).
объявление новой темы (рассказ учителя, запись темы в тетрадь).
Изучение нового материала (рассказ учителя,работа с картой, работа с текстом, беседа по вопросам, демонстрации иллюстрации «Призыв Минина»)
Словарная работа: Семибоярщина
| закрепление нового материала
(работа с заданиями)
| Семибоярщина.-власть бояр; 1612 г.- освобождение страны от иноземных захватчиков, Козьма Минин-организатор ополчения, князь Дмитрий Пожарский возглавил войско
| Читать текст учебника,
Ответить на вопросы, выполнить задание
| 24.10
|
|
| |