Детская литература сегодня





НазваниеДетская литература сегодня
страница1/15
Дата публикации27.03.2015
Размер2.35 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Уральский государственный педагогический университет

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЕГОДНЯ
Сборник научных статей

Екатеринбург

2010
Составители:

Н. В. Барковская,

доктор филологических наук, профессор,

зав. кафедрой современной русской литературы УрГПУ

М. А. Литовская,

доктор филологических наук,

профессор УрГУ им. А. М. Горького

Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – 154 с.

ISBN 978-5-904205-03-4
Сборник составлен по материалам межвузовского научно-практического семинара, который проходил 26-27 марта 2010 г. в Екатеринбурге. В публикуемых статьях филологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила и Екатеринбурга рассматриваются основные проблемы тематики, прагматики и поэтики детской литературы в постсоветскую эпоху. Широкий социокультурный подход дополняется тщательным анализом художественной ткани отдельных произведений. Сборник адресован литературоведам, студентам филологических факультетов, учителям-словесникам, работникам детских и юношеских библиотек.
Научно-практический семинар и сборник статей входят в рамки проекта «Современный литературный процесс: тенденции и авторские стратегии», НФЦП ГК № 02.740.11.5002
Тексты публикуются в авторской редакции




© Уральский государственный педагогический университет

© Уральский государственный университет им. А.М. Горького

СОДЕРЖАНИЕ

Детская литература в постсоветской реальности

М. А. Черняк

Школа как диагноз: опыт современной прозы ....7

С. Г. Леонтьева

«Первый отряд»: на путях к воскрешению пионеров-героев ..18

М. А. Литовская

«Время всегда хорошее»: социальная психология для современного подростка ..25

А. А. Сенькина

Художественный текст в хрестоматии для детей XIX-XXI веков: из классики в детскую литературу ..34

Парадоксы современной детской литературы

И. А.Сергиенко (Антипова)

«Страшные» жанры современной детской литературы ..43

А. В. Миронов

Искушение злом в современной детской сказке: традиции и новаторство (по книге Л. Горалик «Агата возвращается домой») ..54

К. А. Маслинский

Задачники Григория Остера: школьная норма и литературные отклонения ..63

И. Н. Арзамасцева

Природа комического в сказках цикла «Запахи миндаля» С. Г. Георгиева ..74

Современная детская литература в контексте культуры

С. Г. Барышева

Детская книга в контексте современной западной массовой культуры ..80

Ю. В. Несынова

Эволюция сюжета о Золушке в XX-XXI веках ..85

В. В. Химич

Креативные возможности «морской» темы в детской литературе (по произведениям Святослава Сахарнова) ..94

Е. В. Харитонова

Ребенок и мир в прозе Олега Раина 101

Проблемы поэтики современной детской литературы

Е. К. Созина

Повести о детстве в современной прозе Урала 108

О. В. Свахина

Литературные секреты популярности «смешариков» 118

Л. Д. Гутрина

«Всё наоборот» в поэтическом мире Артура Гиваргизова (по книге «Драконы и милиционеры») 125

Е. А. Меркотун

Диалоги и поединки в сказочном мире Сергея Козлова 129

Н. В. Барковская

Философские сказки-притчи Евгения Клюева 141

В. Ю. Грушевская

Писательская активность в Интернете (на примере сетевой активности писателей-фантастов) 150

АВТОРЫ

Арзамасцева Ирина Николаевна, доктор филологических наук, профессор (Московский педагогический государственный университет, Москва)

Барковская Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург)

Барышева Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель (Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия)

Грушевская Вероника Юлдашевна, кандидат филологических наук, доцент (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург)

Гутрина Лилия Дмитриевна, кандидат филологических наук, доцент (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург)

Леонтьева Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент (СПбГУКИ, Санкт-Петербург)

Литовская Мария Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор (Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Екатеринбург)

Маслинский Кирилл Александрович, научный сотрудник (Институт логики, когнитологии и развития личности, Санкт-Петербург)

Меркотун Елена Алексеевна, старший преподаватель (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург)

Миронов Алексей Владимирович, кандидат филологических наук, старший преподаватель (Нижнетагильская государственная социално-педагогическая акдемия)

Несынова Юлия Владимировна, кандидат филологических наук. доцент (Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия)

Свахина Ольга Викторовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель (Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия)

Сенькина Анна Александровна, библиограф (Российская научная библиотека, Санкт-Петербург)

Сергиенко (Антипова) Инна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент (СПбГУКИ, Санкт-Петербург)

Созина Елена Константиновна, доктор филологических наук, профессор, зав. сектором истории литературы (Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург)

Харитонова Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, нач. сотр. Сектора литературы (Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург)

Химич Вера Васильевна, доктор филологических наук, профессор (Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Екатеринбург)

Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
М. А. Черняк (Санкт-Петербург)

Школа как диагноз: опыт современной прозы
Новый 2010 год, объявленный годом Учителя, начался не только с торжественных заверений первых лиц государства в важности профессии учителя, но с ожесточенных споров о стартовавшем в начале года сериале «Школа». Те, кто уже далек от проблем школы, ужасаются и возмущаются фильмом, взрослые, близкие к образованию, констатируют, что это не искусство, а сама жизнь, так что авторам и придумывать ничего не надо было; школьники же просто сериал не смотрят. Коллективный шок зрителей Первого канала вызван точным соответствием жизненного и экранного: причем точное настолько, что объясняет естественное отвращение, порожденное и диалогами школьников – «типа, че, ниче, кароче», и серой массой учителей, и псевдодокументальной съемкой порхающей видеокамеры, как в кривом зеркале увеличивающей все изъяны.

Безусловно, следует согласиться с мнением обозревателя «Огонька» А. Архангельского, полагающего, что «нас долго приучали к тому, что когда речь заходит о школе, то в первых же кадрах фильма появляется Образец, который и задает моральную норму. Если бы в фильме Германики при прочих равных появился бы Настоящий Учитель с Грустью в Глазах, или Высоконравственный Четверочник с Убеждениями, или, наконец, Хулиган с Настоящим Сердцем Внутри, или Жертва Жестокости Одноклассников – словом, один из тех типов, на которых всегда держалось наше кино о переходном возрасте, – все остальное, будучи оттенено этим Учителем-образцом, Мальчиком-истиной или Девочкой-жертвой, выглядело бы не так пугающе»1. Школа – больной вопрос для всего общества, центр притяжения сил и эмоций. Школа как особый социальный феномен объединяет и разъединяет общество одновременно. Ведь так силен эффект узнавания, сопереживания, личной памяти, наличия у каждого собственного мнения – «ведь и я через это прошел». Психологически точно и абсолютно узнаваемо описывает это «всеобщее знание» Евгений Гришковец в монодраме «Как я съел собаку»: «Я не могу смотреть, как ведут в школу 1 сентября первоклассников. Это просто ужасное зрелище. <…> Нарядная мама ведет чистенького, в новом костюмчике, еще не школьника, еще... маленького такого мальчика. <…> Вот приводят его к школе, там много людей, первый звонок. И там его оставляют... <…> А потом мальчик приходит из школы... такой странный... Родители спрашивают: “Ну как?” А чего “как”? <…> Да точно так же! В точности. Вы же там сами были».

Сериал «Школа» не был бы таким шоком для общества, если бы современная литература могла охватить такую же массовую аудиторию, как телевидение. Ведь литература последних лет ставит школе не мене неутешительный диагноз, чем создатели фильма. Утеря литературоцентризма в обществе, отказ от учительной миссии литературы, закономерно привел к тому, что Учитель перестал быть героем литературы. В знаковых произведениях 1970-80 гг. о школе и учителях (А. Лиханов «Благие намерения», А. Алексин «Безумная Евдокия», В. Тендряков «Ночь после выпуска», В. Распутин «Уроки французского» и др.) общие стандарты отношения общества к школе преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Сегодня на месте подобной литературы – зияющая пустота. Хотя востребованность подобных текстов очевидна и для писателей, и для читателей, и для издателей. В самом начале 1990-х гг. герой повести А. Варламова «Здравствуй, князь!», выпускник филфака МГУ, Саввушка, вдоволь намотавшись в столице времен «перестройки», постучался в двери обычной школы в родном захолустье и спросил, не нужны ли там учителя. «Это был, пожалуй, один из самых внятных, хотя и спорных, ответов тогдашней словесности на вопрос о том, что делать в смутной новой действительности, если у тебя, как на грех, есть не только образование и мозги, но и совесть»2, – справедливо полагает критик О. Лебедушкина.

Жанр школьной повести переживает сегодня явно не лучшие времена. На фразу ученика, героя сериала «Школа», «Но я ведь личность» пожилой учитель отвечает: «Ну, положим, личность я в последний раз видел году так в 1980-м». В этом диалоге – предельно точно звучит острота проблемы, непримиримый конфликт поколений, результатом которого является ситуация тотального непонимания и немотивированной жестокости. Вполне закономерно, что адекватное и правдивое изображение сегодняшней школы практически невозможно: ведь то, что вспоминают писатели с советским опытом о собственном отрочестве современным молодым читателям непонятно, – повседневность, язык, темп и восприятие времени, ценности за последние двадцать-тридцать лет изменились неузнаваемо; подросток 1970-х и подросток «нулевых» годов XXI века – это совершенно разные люди. Стоит согласиться с мнением философа А. Грякалова: «Детство – всегда настоящее. В этом смысле детство одного поколения так же уникально и не воспроизводимо как и индивидуальное существование одного ребенка. Прошлое влияет опытом традиции и инерции, будущее воздействует как проект, но осуществляется детство всегда именно как настоящее»3. Возможно, поэтому в прозе начала XXI века явно наметилась следующая тенденция: чтобы зафиксировать проблемы настоящего, писать о современной школе стали вчерашние школьники, многие из которых стали лауреатами независимой литературной премии «Дебют».

Герой отмеченного премией «Дебют» романа петербургских авторов Натальи Курчатовой и Ксении Венглинской «Лето по Даниилу Андреевич» – выпускник истфака, специалист по средневековой Франции, знаток старофранцузской поэзии. Целый ряд проблем (неудачный любовный роман, отчисление из аспирантуры, растрата подаренных уехавшей в Армерику матерью денег) приводит Даню в школу, где есть лишь одно вакантное место – учителя домоводства для девочек, хотя статус профессии учителя в его среде явно низок: «Нелепость, молодой и неглупый мужик – и школьный учитель. Подумать смешно. Тоже мне, взвейтесь кострами, синие ночи. О такой работе в приличном баре за кружкой “гиннесса” как-то не заикнешься: справа пиарщик, слева какой-нибудь финансист, специалист по фьючерсным торгам, напротив – менеджер по продажам балонов со сжатым кислородом»4.

Даня, который не сразу начинает ощущать себя учителем Даниилом Андреевичем, в школе, конечно, выглядит белой вороной. Первое появление его в школе убеждает в этом: «Парни свистят и бросаются тряпкой. Александра Васильевна тоже визжит, по классу начинают летать стулья. Одни из них грохается в едва открывшуюся дверь. Дверь захлопывается, потом открывается снова. С некоторой опаской. В класс заглядывает чернявый парень лет двадцати – джинсы, фурацилиновые очочки; фасонистые татарские усики на смуглой физиономии; клубные ботинки и сумка-почтальон. Явно ошибся дверью. – Вот вам новый учитель! – бросается к нему Александра Васильевна. – Им всем неуд! Всем! Даниил Андреевич его зовут!»5. Получив позже возможность вести уроки истории, Даниил Андреевич стремится научить своих учеников думать, а точнее – просто разговаривает с ними о том, что волнует его самого: «Дети, я ни в коем случае не хочу окорачивать в вас такое естественное чувство, как патриотизм, но вы должны понимать, что в наше время для того, чтобы генерировать миф, вовсе необязательно строить подземные города и рассылать полстраны по “беломорканалам”. Достаточно запустить несколько циклов пафосных передач по центральному ТВ, и люди в маленьких уральских городках будут работать на заводах за тысячу рублей в месяц и гордиться своей великой отчизной»6. При всех априори непростых взаимоотношениях «учитель-ученик», школьники о Данииле Андреевиче, которому они дали прозвище Каркуша, говорили: «Каркуша – это наш упоительный человек-сюрприз. В десятом класса целый год втирал нам про исторический выбор и личное достоинство». Оказавшись после увольнения из школы в «Дружине», неком антитеррористическом формировании, учрежденном властями для борьбы с нежелательными элементами, Даня становится чужим для всех. Неожиданные проблемы возникают и с его бывшими учениками, которых он учил никогда не поступаться принципами и рассказывал про Че Гевару и Пелевина. Герою суждена двойная жизнь, возникают проблемы с самоидентификацией (так, например, имя героя в одном абзаце может постоянно меняться: Даниил Андреевич, Данька, Каркуша, Чингис, лейтенант Ворон). «История про романтика, ставшего опричником, но не позаботившегося о том, чтобы потерять совесть, – очень хороший сюжет, чтобы понять, как все устроено здесь и сейчас. В основе «Лета» лежит очень точно подмеченный парадокс: всякий последовательно порядочный человек, не уходящий в отказ, неизбежно обречен на двойное предательство. В жизни это далеко не очевидно, а в романе – который устроен, как постепенно сужающийся коридор, – не просто очевидно, но неизбежно: нет ни одного момента, где герой мог бы поступить как-нибудь еще», – отмечает критик Л. Да­нилкин.

Герой романа Курчатовой и Венглинской близок Виктору Служкину из романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», который тоже вынужден работать школьным учителем, преподавателем экономической географии, чтобы прокормить семью – жену Надю и маленькую дочь Тату. Важно, что тоже ощущая себя чужым в школе, Служкин выполняет собственную педагогическую установку: «Я – вопрос, на который каждый из них должен ответить». Служкин вовлекает своих учеников «не в рутинную процедуру отбывания учебной повинности, а в живой поиск живых истин. Его правота – не инструктивное морализаторство, не образцово-показательное предъявление того, как следует учиться, учить и жить, – наоборот, он нередко сокрушает не только рутинные, мертвые, но и непреложные нравственные законы, священные профессиональные табу. Его правота – в нем самом, в его незаурядности, нестандартности, искренности и обаянии. Поэтому дети и реагируют на него так страстно и непосредственно, поэтому и рвутся с ним в поход, поэтому и проживают этот поход так, что если не целую жизнь, то немалую ее часть наверняка будут на него с изумлением и благодарностью оглядываться»7.

Во многих произведениях последнего десятилетия приход молодого героя в школу – это испытание, временный вынужденный шаг, обусловленный, как правило, жизненными неурядицами. Это «срок», который нужно отмотать, – так ощущает себя в школе герой повести Елены Георгиевской «Место для шага вперед», тоже ставшей лауреатом литературной премии «Дебют». Это история его работы учителем в маленьком городке, где некуда податься и нечем заняться, перипетии общения с коллегами и собутыльниками, склоки среди педагогов, безделье и пьянки учителей; созревшие девочки-старшеклассницы, шашни с одноклассниками на уроках и заигрывания с молодыми педагогами; уроки, превращающиеся в балаган. Пожалуй, диагноз, который ставит Георгиевская современной провинциальной школе, работа в которой, по словам одного из героев, «счастье для мазохистов», – один из самых безжалостных и жестоких в прозе последних лет. Достается и учителям, и педагогическим вузам, и всей системе образования. Ср.: «Спасибо вам, мои учителя! Спасибо вам за то, что вы для меня не сделали. За то, чему вы меня не научили и вряд ли когда-нибудь научите. За то, что большинство из вас меня не любили, – вы не любите свободолюбивых, а только серых мышей или выскочек-карьеристов, играющих краплеными картами, но по системным правилам. <…> когда вы проснетесь и начнете, как лирический герой Пастернака, орать, высунувшись в форточку: “Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?” – вас поднимут на смех, и правильно сделают»8. Критик О. Лебедушкина считает, что повесть Георгиевской – при всем юношеском максимализме автора – «среди всего, что написано сегодня о школе, наверное, единственная попытка серьезного социального анализа, когда все вещи торопливо, взахлеб, но искренне и гневно, названы своими именами»9. Хотя, безусловно, в этот ряд можно поставить и роман Владимира Козлова «Школа»10 о маргинальной жизни могилевского десятиклассника Бурого, трудного подростка из рабочей семьи, и только недавно опубликованную дебютную пьесу Анны Батуриной «Тарантул, Мастер Каллиграфии. Анимэ-мультфильм в одном действии»11.

Заслуживает внимания, что при страшном дефиците в школе учителей мужчин, именно они становятся героями произведений современных писателей. Но, что грустно, практически никто там не задерживается. Так, герой повести молодого писателя Олега Лукошина «Ад и возможность разума», уходит из школы на стройку разнорабочим, но подрабатывает и репетитором; ходит по квартирам, от ребенка к ребенку, от проблемы – к проблеме, от одного мира к другому. Он боится своих школьных воспоминаний и встреч с бывшими учениками: «В школе я старался вести себя с ними корректно, ни на кого не повышал голос, как умел, шутил, и понимал, что им в общем-то не за что быть на меня обиженным. Однако, услышав на улице чей-то звонкий детский голос, который кричал мне “Здравствуйте, Иван Алексеевич! А почему вы из школы ушли?”, я старался, кивнув в ответ, быстро-быстро удалиться с места неожиданной и нежеланной встречи»12. А герой повести Максима Осипова «Камень, ножницы, бумага», учитель русского языка и литературы из глухого провинциального городка, остро ощущает гендерную проблему современной школы так: «Несколько учителей-мужчин – вот и вся наша городская интеллигенция. Врачей и священника к ней, увы, не отнесешь, а женщины в нашей школе безликие и какие-то обремененные, по большей части замужем за мелким начальством»13. Тоска провинциальной школьной жизни ощущается очень остро и непоправимо: «Он приходит домой, нелепо обедает, с Ибсеном, так что через полчаса уже не может вспомнить, ел ли вообще. Счастливый, ничем не омраченный, почти бездеятельный день (выделено мной – М. Ч.)». Практически дословная цитата из финала «Одного дня Ивана Денисовича» А. И. Солженицына лишь подчеркивает ассоциацию школы с зоной, из которой нет выхода. Жизнь на зоне приводит к изменению сознания, разрушению нравственных координат.

Особняком среди апокалиптических взглядов на природу современной школьной жизни стоят немногочисленные произведения современной прозы, в которым учитель – яркая индивидуальность. Однако сразу необходимо подчеркнуть, что это произведения авторов, воспитанных так называемой «советской школой». Это документальная проза Эльвиры Горюхиной «Путешествие учительницы на Кавказ»; ее автор – психолог, преподаватель педагогического университета в Новосибирске, журналист. Это рассказ странствующей учительницы, отправившейся в хождение за правдой, которую ей не могли дать ни власть, ни пресса, ни книги. Десять лет Э. Горюхина ездила из Сибири на Кавказ, ходила по фронтовым дорогам Абхазии и Чечни, потому что не могла оставаться равнодушной к людскому горю, искала ответы на вопросы своих учеников. В очень точной, острой, написанной с юмором документальной прозе Александра Усольцева «Четыре четверти»14 молодой и уверенный в себе выпускник педагогического вуза приезжает в деревню учительствовать и… начинает учиться заново. Четыре четверти учебного года в обычной школе в глубинке. В этой школе нет Учителя с нимбом над головой, как нет и «училки с хвостом и рожками». В этой школе нет ни героев, ни злодеев, а есть ученики, которые учатся и которые учат … своего учителя.

Повесть лауреата Букеровской премии 2009 года Елены Чижовой «Крошки Цахес»это гимн учителю, столь редкий в современной литературе. В интервью писательница призналась: «Я вообще очень счастливый человек, в моей жизни была любимая учительница, о которой я написала в романе “Крошка Цахес”. Она определила всю мою дальнейшую жизнь. Она очень сложный человек, но это тот человек, который показал мне иерархию ценностей. Я всегда радуюсь за тех людей, которым посчастливилось в детстве встретить такого человека. Если ребенок вооружен правильными, не искаженными представлениями о добре и зле, то он сумеет как-то вырулить. Но если этого не случилось, то я очень ему сочувствую». В повести рассказывается о том, что в закрытой ленинградской школе с английским уклоном среди детей райкомовских работников есть несчастливая девочка, которая искренне влюблена и безгранично предана умной и тонкой учительнице английского языка, некой Ф. Удушающую реальность 1970-х годов (показуха элитарной спецшколы, открытые уроки для иностранных делегаций) Ф. решительно не принимает и вопреки всему создает школьный театр, где ставит пьесы Шекспира; театральная реальность для Ф. и ее учеников постепенно вытесняет реальность настоящую. Ф. предстает в повести как фигура совсем не однозначная: она жестка и непримирима, в чем-то авторитарна. Она убеждает учеников, что в мире, в котором все равно тобой управляют, надо понять и выбрать: кто и ради чего будет тобой манипулировать. «Ф. использует этот простой механизм для того, чтобы воодушевить и привить девочке духовное противоядие, приобщить к высокой культуре. Люди, превратившиеся в марионетки, за веревочки которых дергают государство, для Ф. мертвы. Отстраняется от них и героиня, становясь «самой истовой ее (учительницы Ф. – М. Ч.) служанкой». Повесть Чижовой – пример обращения к школьной теме через призму автобиографизма. И именно в таком ракурсе зрения становятся очевидными и понятными многие тенденции современного изображения школы и учителя. Это школа, пропущенная через личный опыт писателя, это своеобразное сканирование этапов взросления целого поколения.

Постановка больного и очень личного (во многом опять же автобиографического) вопроса о трагедии взросления стала толчком для создания удивительно трепетной и острой повести Егора Молданова «Трудный возраст»15, получившей номинацию «Мужество в литературе» независимой литературной премии «Дебют». В одном из интервью молодой писатель, трагически ушедший из жизни в декабре 2009 года в возрасте 22 лет, рассказал о своем замысле так: ««Трудный возраст» – история не лично моя, это история моего детства. Иногда мне хочется громко крикнуть всем родителям, учителям, даже прохожим: «Господи, ну что вы творите со своими детьми, почему вы настолько невнимательны к их проблемам, которые кажутся вам мелочными и ничтожными?! Мне не хочется, чтобы какой-то подросток повторил фразу моего главного героя: «Я не трудный – я труднодоступный». Скорее всего, главной задачей при написании книги было, чтобы ребенок, подросток осознал: он в этом мире не одинок, его проблемы решаемы, что настоящая дружба и светлая любовь существуют, что вокруг него Люди и что он – ЧЕЛОВЕК».

Учительница по литературе Матильда убедила главного героя повести писать книгу, которая должна «вылечить от воспоминаний прошлого». Женя Тихомиров, он же Аристарх, он же Сильвер (столько у главного героя по ходу повести появляется имён) воспитывается в благополучной семье, пока случайно не наталкивается на документы о своём усыновлении; сразу начинаются конфликты с родителями, которые со временем просто выгоняют мальчика из дома. Так появляется Аристарх (такое имя было у героя до усыновления). Смена имени, безусловно, знак перехода в иное качество, начало самоидентификации и начало нового жизненного этапа, символизирующего конец детства. Уйдя из дома, он испытывает все ужасы, которые может испытать бездомный. Спасает героя дружба с Комаром, мальчишкой с ещё более страшной судьбой: «Жизненные обстоятельства столкнули нас лбами и высекли искру взаимопонимания, и мы потянулись друг к дружке, как слепые котята, понимая, что только вместе сможем противостоять тому большому миру, в котором вынуждены были жить. До Комара я думал, что можно прожить без дружбы, после него я понял: дружба – это прекрасно, настолько прекрасно, что всё остальное не имеет значения».

Сюжет развивается как цепь переходов героя из одного замкнутого пространства в другое. Сначала – это дом-клетка и школа-Пентагон («Нас в Пентагоне учат трём вещам: молчать, стучать и не иметь своего мнения»), затем детский дом, прозванный за форму здания Клюшкой («Когда я был ребенком, то говорил, как ребенок, воспринимал мир, как ребенок, думал, как ребенок, но, когда я попал на Клюшку, я забыл о детстве»), потом Бастилия – колония общего режима для несовершеннолетних, с которой и начинается повествование. Описывая ужас травли сверстниками, жестокость «взрослого мира», драматическое, но принципиальное для героев сопротивление серой массе, воспроизведя неприглядную модель отношений между учителями и учениками, учеников между собой, Молданов выходит к художественному обобщению: семья, школа таковы, каково общество. «Несвобода – его закон. Поэтому любое проявление свободы, инаковости воспринимается как нечто априори враждебное, как посягательство на безопасность. Выжить в мире стандартов, сохранив личное достоинство и честь, оказывается нелегко»16. Традиции «Подростка» Ф. Достоевского «Подросток» и «Республики Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева явно угадываются в повести Молданова, главный герой которой говорит: «Я научился не бояться и не дрожать на морозе, потому что мы жили в зоне вечной человеческой мерзлоты».

Острота постановки вопросов о редукции человечности и атрофии способности к состраданию во взрослом мире сближает книгу Е. Молданова с дебютным романом Мариам Петросян «Дом, в котором…», рукопись которого неожиданно для многих вошла в шорт-лист «Большой книги». Роман создавался более десяти лет, его автор – не писатель, а художник-мультипликатор (чем, кстати, обусловлена кинематографически сложная структура произведения). Одна из последних статей Е. Молданова посвящена именно этому роману, который он назвал «книгой о большой человеческой вере»17.

На окраине большого промышленного города стоит Серый Дом, в котором живут подростки с тяжелыми недугами: инвалиды-опорники, слепые, безрукие, онкологические больные, сиамские близнецы. Дом – это нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Герои его ненавидят, склоняют, проклинают, но все же бояться быть выставленными из Дома в большой мир, который им неведом. И чем больше они ненавидят свой Дом, тем больше они его любят и бояться потерять, потому что он единственное, что у них есть в настоящем. Население Дома делится на «стаи» – Птиц, Фазанов, Бандерлогов. У каждой стаи свои вожаки, свои традиции, кодексы поведения. Для героев очевидно, что только в стае можно выжить. О прежней жизни и родителях никто из них и не вспоминает, так как только в Доме у ребят появляется настоящая семья, они чувствуют родственную связь не только друг с другом, но и с самими стенами дома.

Главный герой романа Курильщик попадает в Дом уже семнадцатилетним, незадолго до выпуска. И он тоже счастлив обрести Дом, стать своим в стае, почувствовать себя частью единого организма: «Я лежал, кутаясь в свой краешек одеяла, и мне было хорошо. Я стал частью чего-то большого, многоногого и многорукого, теплого и болтливого. Я стал хвостом или рукой, а может быть, даже костью. При каждом движении кружилась голова, и все равно, давно уже мне не было так уютно». Курильщик видит, что та сердечная теплота, которая связывает обитателей Дома, на самом деле – взаимопонимание белых ворон. Точная трагическая нота романа М. Петро­сян связана с тем, что придуманный Курильщиком, Сфинксом, Слепым, Табаки, Лордом, Кузнечиком (у героев нет имен, только прозвища, которые они получают, переступив порог Дома) мир бесконечно далек от мира реального, в котором так или иначе придется оказаться каждому после выпуска. «В этот причудливый мир, невероятно сложный, с кучей своих правил, законов и табу вторгается реальность. Кому-то суждено погибнуть, кому-то – исчезнуть, кого-то заберут с собой странные дурманящие вещества... Все просто – дети вырастают. И тут начинаешь догадываться, что мир Дома – эта развернутая метафора детства, которое Петросян видит как нечто прекрасное и ужасное одновременно, детство, которое само по себе – кошмар, но и расставание с ним – неизбежно.18 В книге «Надзирать и наказывать» французского философа Мишеля Фуко на широком историческом и социокультурном материале показано, что на заре Нового времени «неполноценные» группы населения – дети, старики, инвалиды – были фактически вытеснены в своеобразные гетто. Их не ограничивали в передвижении и не заставляли носить специальную одежду, но во всех смыслах отбросили на периферию социальной и общественной жизни. В течение ХХ века общество медленно осознавало эту несправедливость и училось с ней бороться, однако, как показывает книга М. Петросян, эта проблема осталась актуальна и для XXI века.

Критики, откликнувшись на неприглядное изображение современной школы, посчитали, что в зеркале современной прозы школа посттоталитарная и постсоветская оказалась пострашнее школы тоталитарной и советской, а учитель – «давно уже никакой не наставник, не гуру, не носитель истины, а маргинал, стоящий на самом краю общества, собственно, на дне. То есть все же на твердой почве. А вот дальше начинается социальная бездна, в которую заглядывают уже и без всякого ужаса, просто по привычке к тому, что ничего нельзя изменить»19. Однако все ж необходимо вспомнить, что критическое изображение школы являлось своеобразным лейтмотивом всей русской классической литературы (это и «Очерки Бурсы» Н. Помяловского, и автобиографическая повесть С. Аксакова «Гимназия», и роман «В путь – дорогу!» П. Боборыкина, и «Гимназисты» Н. Гарина-Михайлов­ского, и «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля, и повести Л. Чарской, и мн.др.).

Школа – чуть ли не самое массовое социальное учреждение. Поэтому вполне закономерно то, что все особенности нашего социума и нашего «ксерокса культуры» (по определению Ж. Бодийара) могут сканироваться через образ Школы и образ Учителя, причем сканироваться с помощью широкого использования инструментария массовой культуры. «Кризис педагогической метафизики оказывается вполне совпадающим с тем, что происходит в области культуры и гуманитарного знания («кризис философии», «кризис истории», «смерть автора», «смерть человека» и т. п.). Под вопросом оказывается также ценность традиции: в ситуации преемственности и традиции ценности были устойчивыми константами и ориентирами социализации, но в ситуации дискретности и фрагментарности более значимыми оказываются локальные жизненно-образовательные ориентиры», – справедливо полагает А. Грякалов20.

Школа – живой социальный институт, в котором концентрируются человеческие характеры и оживают разнообразные стереотипы. Для героев произведений, о которых шла речь в этой статье, школа является площадкой, на которой ставятся эксперименты, проверяются гипотезы, ищутся ответы на больные вопросы, это этапы и формы жизненного пути, самоопределения, познания себя и мира. «Я человека ищу, всю жизнь ищу – человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!», – говорит один из героев о своем предназначении учителя. Хотелось бы, чтобы эти поиски современной литературы все-таки увенчались успехом.



С. Г. Леонтьева (Санкт-Петербург)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детская литература сегодня iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Детская литература г. Томск 2010...
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Детская литература сегодня iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Курс «Детская литература»
Курс «Детская литература» предполагает последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в литературе для детей и юношества, а...
Детская литература сегодня iconПояснительная записка в основу программы «Детская литература» положены...
В результате изучения дисциплины студент будет иметь представление об историческом развитии детской литературы
Детская литература сегодня iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...
Детская литература сегодня iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Детская литература сегодня iconПрактикум Детская литература (наименование дисциплины) Базовый модуль №1
Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. «Детская книга и детское чтение». – М.: Академия,1999. – 248С
Детская литература сегодня iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...
Детская литература сегодня iconРабочая программа дисциплины в. Од. 4 Детская литература Профессиональный...
«Русский язык и культура речи», «Психология развития», «Дошкольная педагогика». «Детская литература» является основой для дальнейшего...
Детская литература сегодня iconРабочая программа дисциплины детская литература Направление

Детская литература сегодня iconЛитература для детей: «Библиотека мировой литературы для детей»....
«Библиотека мировой литературы для детей». Под ред. Алексеева С. П. Изд. «Детская литература», М., 1989 г
Детская литература сегодня iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современная детская литература»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Детская литература сегодня iconРабочая программа учебной дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Детская литература сегодня iconПрограмма «музыкальная литература»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа №2
Детская литература сегодня iconЛитература источники
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика /сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова: Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: Аст,...
Детская литература сегодня iconОбразовательная программа по дисциплинам «Музыкальная литература»
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Тукаевского муниципального...
Детская литература сегодня iconСайта
Детская литература. На сайте представлены полные тексты произведений известных отечественных и зарубежных писателей, таких как Виктор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск