Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/18
Дата публикации28.02.2014
Размер2.68 Mb.
ТипСочинение
100-bal.ru > Литература > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Сочинение по картине в 5-м кл.: Метод. пособие / Л. А. Ходякова, Л. И. Новикова, О. П. Штыркина, Е. В. Кабанова; Под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 254, с., 8 л. ил. — (Библиотека учителя русского языка).


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………….. 2

Раздел 1

Использование живописи на уроках русского языка ………………………………... 4

Эффективность использования картины для обучения сочинению ……………………. 4

Отбор картин для уроков развития речи ………………………………………………….. 5

Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине …………….. 6

Содержание и структура уроков русского языка по картине …………………………… 8

Раздел 2

Работа над сочинениями по картине в 5 классе ……………………………………….16

Программа работы по картине на уроках развития речи в 5 классе …………………….17

Методические разработки уроков по картине в 5 классе ………………………………...18
Тема I

Тема картины и средства ее выражения ……………………………………………….18

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………..19

Урок 1

Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» как подготовительный этап

к высказыванию на основе жизненного опыта ………………………………………… 20

Урок 2

Устное сочинение по картине Ю. М. Ракши «Земляничная поляна» …………………...22

Урок 3

Сочинение-повествование с элементами описания

по картине А. А. Пластова «Полдень» …………………………………………………….26

Урок 4

Сочинение-повествование с элементами описания

по картине Н. М. Ромадина «Свежий ветер» …………………………………………… 30
Тема II

Тема и основная мысль картины. Текст, его признаки . . …………………………...35

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………..35

Урок 5

Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» ……………………..36

Урок 6

Сочинение-описание «Краски осени» по картинам

И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники» ………………………39
Тема III

Описание предмета по картине ………………………………………………………... 45

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ …………………………………………………… 45

Урок 7

Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» …………………… 47

Урок 8

Сочинение-описание натюрморта Б. В. Щербакова «Фрукты» ……………………….. 50

Урок 9

Сочинение-описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» ……………………..56

Урок 10

Устное сочинение-описание с элементами повествования

по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина» ………………………………. 62
Тема IV

Элементы рассуждения в описании картины ……………………………………….. 69

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………..69

Урок 11

Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» ……………………... 70

Урок 12

Сочинение по картинам русских художников «Какого цвета снег» ………………….. 72
Тема V

Описание животного по картине ……………………………………………………… 79

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ …………………………………………………… 79

Урок 13

Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Наводнение» .. …………………… 80

Урок 14

Сочинение-описание по картине А. Н. Комарова «Медведь»... ……………………….. 81

Урок 15

Сочинение-описание с элементами повествования

по рисунку Л. Гамбургера «Белка» ……………………………………………………… 86

Урок 16

Сочинение-описание по картине А. Сичкаря «Арктические волки» ………………….. 90
Тема VI

Рассказ, особенности его построения …………………………………………………. 94

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ …………………………………………………… 94

Урок 17

Сочинение-рассказ по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» ………………… 96

Урок 18

Сочинение-рассказ по картине

К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» ……………………………….102

Урок 19

Сочинение-рассказ по картине А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» …………….. 106

Урок 20

Сочинение-рассказ по картине В. П. Псарева «Память. 9 мая» ………………………..110
Приложение ……………………………………………………………………………….115

Словарь терминов …………………………………………………………………………115

Перечень картин …………………………………………………………………………...116


Введение

Ничто не дает такого наслаждения,

как краски.

И. Бунин

Авторы задумали свою книгу как пособие для учителей-словесников, стремящихся повысить интерес к урокам родного языка, помочь своим ученикам обрести духовные ценности, пробудить у них любовь к прекрасному, добру и справедливости. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению и «возвышению» словарного запаса.

Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понято. Мы стремились помочь учителю-словеснику научить пятиклассников «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению, воспитать у них потребность в постоянном общении с искусством.

Задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию живописи на уроках русского языка, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.

В учебном пособии большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. В пособии используются произведения русских художников ХIХ—ХХ в., близкие, понятные детям. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, формирования культуроведческой компетенции, художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы.

Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине в пособии рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание предмета (натюрморт), сочинение-описание животного (анималистический жанр), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-повествование о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание внешности человека (портрет), сочинение-рассуждение, сочинение-отзыв (любой жанр).

Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) раскрываются роль и место картины в системе работы по развитию речи учащихся, ее культуроведческие и воспитательные возможности, приводятся требования к отбору произведений живописи, показываются особенности методики работы, структура и содержание уроков русского языка по картине.

Второй (практический) раздел содержит 20 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине, анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.

Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы пятиклассников носят ориентировочный характер. В типовой разработке невозможно предусмотреть все ответы учащихся, учесть уровень подготовки различных классов, местные условия и индивидуальные особенности учащихся. Они в основном даны для того, чтобы учитель путем наводящих вопросов мог добиться нужных для выполнения данной обучающей задачи ответов.

Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их шесть) вводится необходимый методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.

В данном пособии — реализуется дифференцированный подход и принцип вариативности. Это выражается в том, что по каждой теме программы «Развитие связной речи» предлагается несколько вариантов урока по картинам, выполненным в одном жанре, с учетом уровня общей и речевой подготовки учащихся. Учитель может выбрать любой вариант урока.

В книге представлены цветные репродукции картин по каждому жанру живописи с учетом тем программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно ксерокопировать, чтобы обеспечить ими учащихся для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды.


Р а з д е л 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом разделе рассматриваются основные теоретические проблемы, возникающие в связи с использованием произведений живописи (в дальнейшем — картины) на уроках развития речи при изучении русского языка. Теоретический раздел включает также общие вопросы методики работы по картине.
Эффективность использования картины

для обучения сочинению

Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.

Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.

Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Еще в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф. И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.

В настоящее время в научно-методической литературе по проблемам обучения родному языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык, как один из основных признаков нации, выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку. Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальные традиции, религия, нравственно-этические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

Работа по картине помогает строить обучение родному язык тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению известного педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира»1.

Несомненно, что произведения живописи представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. К сожалению, этот аспект в современной методике обучения русскому языку совершенно не разработан. Вместе с тем живопись (имеется в виду жанровая) позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).

Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Работа над произведениями живописи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, — таким, каким он может стать. Раскрыть то́ в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает.

Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, в свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста уровня владения речью.
Отбор картин для уроков развития речи

Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения.

Выбор картины должен отвечать поставленным учебным задачам, в частности, служить источником материала для проведения лексических, стилистических и грамматических упражнений. Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий, вызывать учащихся на разговор, обсуждение (во время которого они могли бы высказать свое личное мнение, сформировать собственное отношение к изображенному), позволять организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспроизведенных на художественном полотне, формировать социально-ролевые отношения между обучаемыми.

Для этой цели следует отбирать картины с ярко выраженным, понятным определенному возрасту сюжетом, которые являются действенным стимулом для проведения ситуативно-ролевых игр. Такие картины помогают учащимся войти в ситуацию, разыграть изображенное событие, смоделировать речевое и неречевое поведение конкретных персонажей в разных способствуют решению социально-речевой задачи, позволяют организовать диалог и полилог учащихся в соответствии с сюжетом, предложенным художником. Овладевал какой-либо ролью, учащийся одновременно обучается речевому общению, выполняя ряд речевых упражнений, фактически не осознавая этого. По мере «разыгрывания» ситуации, изображенной на картине, происходит усвоение языкового материала по тематическому принципу.

Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.

Следующим важным критерием отбора картин для уро ков русского языка в 5-м классе является возможность формирования культуроведческой компетенции учащихся, ознакомление их с историей, культурой, традициями, бытом народа. Этот критерий предусматривает соединение языка и культуры в учебном процессе и предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Художественное полотно несет в себе не только отпечаток личности художника, его индивидуальное видение мира, но и след определенной исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций. Необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художественную, познавательную и воспитательную ценность.

Целесообразно отбирать для уроков развития речи произведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания русского народа, его стремлений и надежд. Следует также иметь в виду, что страноведческая информация, содержащаяся в произведении художника, должна быть доступна учащимся. В этом плане детям школьного возраста более понятны произведения реалистического искусства.

При отборе картин для уроков русского языка необходимо в первую очередь учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Одним из важных критериев отбора любого дидактического материала на урок является наличие у учащихся интереса к нему.

Произведение живописи должно рождать у учащихся естественный интерес и определенное отношение к изображенному, чтобы у них появилось желание рассказать о том, что ими увидено в плане личностного восприятия, чтобы возник эффект соучастия зрителя. Чувство интересного усиливает эмоциональный и мыслительный подъем личности.

Какие же картины, по нашим наблюдениям, вызывают интерес у учащихся?

Во-первых, те произведения, которые близки жизненному опыту учащихся. Когда сюжет пробуждает у ребенка пережитое в личном опыте, картина вызывает связный рассказ об изведанном и служит отправной точкой, отталкиваясь от которой, ребенок возвращается к пережитой ситуации или знакомому предмету в действительности.

Во-вторых, картины с четко выраженным сюжетом, более или менее развернутой фабулой, где присутствует событийность. Картина, представляющая интерес для учащихся, является эффективным средством их познавательной активности.

Большое значение при отборе картин для уроков русского языка имеет учет межпредметных связей, в частности с уроками изобразительного искусства, и особенностей восприятия учащимися произведений живописи в зависимости от их жанра, содержания, изобразительно-выразительного строя. Опора на знания учащихся по изобразительному искусству позволяет более эффективно организовать работу по картине на уроках русского языка, употреблять в беседе искусствоведческие термины, рассматривать картину в единстве содержания и формы, экономить время на уроке, определять последовательность ознакомления учащихся с жанрами живописи на каждом этапе обучения русскому языку.

При отборе картин для сочинений следует учитывать требования программы по развитию связной речи, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с определенными жанрами и типами высказываний, с особенностями их композиционного и речевого оформления. Нужно учитывать, какие умения поможет сформировать у обучаемых работа по картине, каким видам сочинений их можно учить, используя определенный жанр живописи. Следовательно, программа по развитию речи позволяет провести отбор картин с учетом жанра (типа) сочинения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск