2: Речевая функциональная система





Название2: Речевая функциональная система
страница1/25
Дата публикации29.11.2014
Размер4.51 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ПСИХОЛИНГВИСТИКА

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОДИАГНОСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИГРЫ

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

ДЕТСКАЯ ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

ЛОГОРИТМИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВОСПРИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОДА

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРГОРАММЫ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Темы семинарских занятий и список литературы.

Тема 1: Методы психолингвистики.

Вопросы:

  1. Анализ статьи Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

  2. Особенности эксперимента в психолингвистике.

  3. Использование разнообразных методов психолингвистического исследования.

Список литературы:

  1. Белянин В.П. «Психолингвистика». МПСИ-М.: Флинта 2003г.

  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». М.: Лабиринт, 1999 г.

  3. Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». М.: Смысл, 2005г.

  4. Ахманова О.С. «О психолингвистике». М.: МГУ, 1957 г.

  5. Горелов И.Н.«Основы психолингвистки». М.:Лабиринт,1998 г.

  6. Залевская А.А. «Введение в психолингвистику». М.:Наука, 1999г.

  7. Фрумкина Р.М. «Психолингвистика». М.: академия, 2001г.

  8. Шахнарович А.М. «Психолингвистика». М.: прогресс, 1984г.


Тема 2: Речевая функциональная система.

Вопросы:

  1. Рассматривание наглядных материалов (коры мозга, представительство функций в коре больших полушарий, карт Ф. Галля и др.)

  2. Теории динамической локализации функций,

  3. Речевая функциональная система

Список литературы:

  1. Визель Т.Г. «Основы Нейропсихологии». М.: Астрель. 2005г.

  2. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М.: Академия,. 2003


Тема 3: Связь психолингвистики с другими науками.

Вопросы:

  1. Психолингвистика – наука состоящая на стыке двух наук лингвистики и психологии.

  2. Использование данных психолингвистики и ее связь с другими науками.

Список литературы:

  1. Визель Т.Г. «Основы Нейропсихологии». М.: Астрель. 2005г.

  2. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М.: Академия,. 2003

  3. Анохин П.К. «Узловые вопросы теории функциональных систем». М.: Наука, 1980г.

  4. Анохин П.К. «Системные механизмы высшей нервной деятельности». М.: наука, 1979г.

  5. Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности». М.: Наука, 1974 г.



Тема 4: Работа трех функциональных блоков мозга.

Вопросы:

  1. Три основных блока мозга (название, расположение, функции).

  2. Взаимосвязь в работе трех основных блоков мозга.

Список литературы:

  1. Белянин В.П. «Психолингвистика». МПСИ-М.: Флинта 2003г.

  2. Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». М.: Смысл, 2005г.

  3. Леонтьев А.А. «Язык и речевая деятельность». М. МПСИ, 2001г.


Тема 5: Единицы и элементы речевой деятельности.

Вопросы:

  1. Основные элементы и единицы речевой деятельности (фонема, звук, лог, слово, морфема, синтагма, просодия, предложение, текст).

  2. Определение, характеристика, свойства.

Список литературы:

  1. Белянин В.П. «Психолингвистика». МПСИ-М.: Флинта 2003г.

  2. Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». М.: Смысл, 2005г.

  3. Горелов И.Н.«Основы психолингвистки». М.:Лабиринт,1998 г.

  4. Занько С.Ф. Лингвистика и психолингвистика. Казань. 1872 г.

  5. Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности». М.: Наука, 1974 г.

  6. Фрумкина Р.М. «Психолингвистика». М.: академия, 2001г.

  7. Шахнарович А.М. «Психолингвистика». М.: прогресс, 1984г.



Тема 6: Речь в системе психических процессов. Мышление и речь

Вопросы:

  1. Первая и вторая сигнальная системы (учение И.П. Павлова).

  2. Развитие второй сигнальной системы у ребенка.

  3. Слово как «сигнал сигналов».

  4. Взаимосвязь мышления и речи.

Список литературы:

  1. Визель Т.Г. «Основы Нейропсихологии». М.: Астрель. 2005г.

  2. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». М.: Академия,. 2003

Тема 7: Формирование фонетической стороны речи.

Вопросы:

  1. Десять рядов фонематического развития.

  2. Формирование звукопроизношения в онтогенезе.

  3. Овладение слоговой структурой слова.

Список литературы:

  1. Белянин В.П. «Психолингвистика». МПСИ-М.: Флинта 2003г.

  2. Леонтьев А.А. «Психология общения». М.: Смысл, 2005 г.

  3. Ахманова О.С. «О психолингвистике». М.: МГУ, 1957 г.

  4. Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности». М.: Наука, 1974 г.

Тема 8: Формирование лексики и грамматического строя речи.

Вопросы:

  1. Причины, обуславливающие развитие лексики.

  2. Направления развития словаря ребенка.

  3. Периодизация развития грамматического строя речи (по Гвоздеву).

  4. Формирование функции словообразования и словоизменения.

Список литературы:

  1. Белянин В.П. «Психолингвистика». МПСИ-М.: Флинта 2003г.

  2. Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». М.: Смысл, 2005г.

  3. Ахманова О.С. «О психолингвистике». М.: МГУ, 1957 г.

  4. Леонтьев А.А. «Основы теории речевой деятельности». М.: Наука, 1974 г.

  5. Леонтьев А.А., Рябова Т.В. «Психолингвистические и лингвистические проблемы владения языком». М.: МГУ 1969г.

Тема 9: Онтогенез детской речи.

Задание:

Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

  1. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М.: 1999.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2003.

  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998.

  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

  5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М.: РГГУ, 1999.

  6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. – Воронеж, 2001.

  7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999; 2003.

  8. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983.

  9. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.

  10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997.

  11. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.


Дополнительная литература

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2002.

  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М., 1999.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984.

  4. Блумфилд Л. Язык. – М.: УРСС, 2002. – С. 17–36.

  5. Ермолаев Б.А. Понятие речевой способности и психолингвистическое изучение семантики // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 86–97.

  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

  7. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. – СПб.: Речь, 2001. – С. 22–25, 137–177.

  8. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 5–20.

  9. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. – М.: Изд-во «Флинта», 2004. – С. 15–34.

  10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 45–71.

  11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Изд-во Смоленского госуниверситета, 1997. – С. 97–113.

  12. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. Т. 1. Гл. XI: «Речь». – С. 442–483.

  13. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: "Прогресс", 1976. – 350 с.

14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. – С. 347–343.

15. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989. – С. 102–121.

16. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. – М.: Смысл, 2001. – С. 43–52.

17. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Academia, 2001.

18. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Изд-во РОУ, 1995.

19. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Изд-во Речь, 2002. – С. 68–83.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Развитие отечественной психолингвистики.

  2. Идеи Л. Выготского и психолингвистика.

  3. Идеи В. Гумбольдта и психолингвистика.

  4. Идеи А. Потебни и психолингвистика.

  5. Язык животных.

  6. Этапы развития детской речи.

  7. Освоение грамматики ребенком.

  8. Теории о происхождении речи в филогенезе.

  9. Механизмы речевой деятельности.

  10. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского.

  11. Внутренняя речь и ее мозговая организация.

  12. Психолингвистика восприятия и понимания речи.

  13. Вероятностное прогнозирование при восприятии речи.

  14. Текст как речемыслительная деятельность.

  15. Модели понимания текста.

  16. Методы в психолингвистике.

  17. Семантическое пространство и методы его исследования.

  18. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

  19. Этнопсихолингвистика.

  20. Модели порождения речевого высказывания.

  21. Прикладные аспекты психолингвистики.

  22. Билингвизм.

  23. Язык и сознание.

  24. Регулирующая функция речи и ее развитие.

  25. Развитие понятий и методы их исследования.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА.

1. Рефераты составляются на листах формата А-4. Объем реферата - от 15 до 20 печатных страниц. Название и размер шрифта: 14 «Times New Roman», междустрочный интервал 1.5.

2. Структура реферата должна включать в себя введение, основную часть, заключение и список литературы.
Требования к введению. Во введении делается постановка проблемы (цель работы, основные исследуемые вопросы, актуальность темы) и обзор имеющейся литературы. Объем введения – две-три страницы.
Требования к основной части реферата. Основная часть реферата содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата - 10 страниц. При написании необходимо обоснованно распределить материал на параграфы, соблюдая логику изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Требования к заключению. В заключении должны быть сформулированы выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения две-три страницы.
Основные требования к списку литературы. Список литературы должен насчитывать минимум 5 наименований без учета энциклопедий. Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности. Необходимо указать место издания, название издательства, год издания. Например,

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1998;

для статей:

Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики / Под ред. А.А. Леонтьева, А.М. Шахнорович. – М.: Наука, 1983. – С. 5–20.
3. Реферат необходимо сдать в установленные сроки. Если он отсутствует или отклонен, студент не допускается к сдаче экзамена. На экзамене возможны вопросы по теме подготовленного реферата.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПРЕДМЕТУ «ПСИХОЛИНГВИСТИКА».

1. Психолингвистика (определение, история возникновения, связь с другими науками).

2. Методы науки психолингвистики.

3. Теории динамической локализации высших психических функций и речи.

4. Функциональные системы, функциональная речевая система.

5. Работа трех функциональных блоков мозга..

6. Язык, речь, речевая деятельность.

7. Структура речевой деятельности, речевые действия и операции.

8. Элементы речевой деятельности

9. Функции речи.

10. Формы (виды) речи.

11. Паралингвистические средства речи.

12. Процесс порождения речевого высказывания.

13. Восприятие речи.

14. Усвоение ребенком речи.

15 . Формирование звукопроизношения.

16. Формирование словаря.

17. Формирование грамматического строя речи.

18. Усвоение ребенком письменной формы речи.

19. строение и функционирование речедвигательного анализатора.

20. Мышление и речь.

Дисциплина ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Темы семинарский занятий и список литературы.

Учебно-тематический план семинарских занятий.

Тематика семинарских занятий к теме «Предмет, задачи, методы детской психологии»

1. Детская психология и психология развития: общее и различное.

2. Истоки детской психологии.

3. Сравнительный анализ понятий: рост, созревание, инволюция, развитие. Категория развития. Специфика психического развития ребенка.

4. Общее представление о возрасте и периодизации психического развития.

5. Современное состояние периодизации детства.

6. Стратегии исследования психического развития человека: метод поперечных срезов; лонгитюдный метод; кросскультурные исследования. Специфика методов исследования в детской психологии.

Термины для понятийного диктанта: Детская психология, возрастная психология, онтогенез, возраст, детство, близнецовый метод.
Тематика семинарских занятий к теме «психическое развитие ребенка в младенчестве»

1. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка.

2. Общая характеристика этапа новорожденности.

3. Специфика психического развития в период младенчества: социальная ситуация

младенчества, ведущий вид деятельности, основные новообразования.

4. Эмоциональное развитие младенца. Теории привязанности. Общение младенца со взрослым. Депривация и госпитализм.

5. Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.

6. Моторное развитие в младенчестве. Манипулятивные действия.

7. Предпосылки возникновения и развития речи. Характеристика речи младенца.

8. Основные новообразования периода младенчества.

9. Кризис первого года жизни.
Список литературы:

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека. М. 2005, стр 172 – 188.

  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М 2002

  3. Кушнир . Плач как показатель психического развития ребенка в первые месяцы жизни. Ж-л «Вопросы психологии» № 3 1993 г.

  4. Эльконин Д.Б. Детская психология М. 2006 г. стр. 35 – 50

  5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Собр. Сочинений в 6 т., т. 4 М. 1983 г.(конспект)

  6. Хрестоматия лишенные родительского попечительства. Статья Ленгмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. Прага (конспект)

  7. Быховец Ю. В. , Шапиро А. З. : Коген Э. , Роговин Ш. Теория привязанности и супружеские взаимоотношения // журнал Вопросы психологии 2003 № 6 стр. 121.

  8. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // журнал вопросы психологии 2000 № 3 стр.67

  9. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В.Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // журнал вопросы психологии 2000 № 4, стр 9

  10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995

  11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: МГГУ 2006 г.

  12. Психология личности дошкольника или ребенка. Под ред Фонарева.

  1. Термины: Кризис 1 года, кризис новорожденности, комплекс оживления, сознание «Пра-Мы», безусловные рефлексы, условные рефлексы, депривация, госпитализм,ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, аффективно-личностные связи, манипулятивные действия, сенсомоторный интеллект, сенсомоторное единство, автономная речь.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2: Речевая функциональная система iconПояснительная записка Версия 4 от “22” октября 2005 года
Архитектура программного обеспечения, электронное государство, стандартизация, профиль стандартов, стандартизованные спецификации,...
2: Речевая функциональная система iconСамообразования
Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по...
2: Речевая функциональная система iconПрограмма по дисциплине «речевая деятельность общества»
Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700. 68 «Лингвистика»...
2: Речевая функциональная система iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей...
Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система
2: Речевая функциональная система iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
2: Речевая функциональная система icon2009 г. Н. А. Гордеева 2009 г. Паспорт
Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по...
2: Речевая функциональная система iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
2: Речевая функциональная система iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
2: Речевая функциональная система iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
2: Речевая функциональная система iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
2: Речевая функциональная система iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по...
2: Речевая функциональная система iconН. А. Аксарина практическая и функциональная стилистика
Н. А. Аксарина. Практическая и функциональная стилистика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной...
2: Речевая функциональная система iconПримерная программа дисциплины стоматология модуль «гнатология и функциональная патология»
Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать ортопедическую стоматологическую помощь с учетом функционального взаимодействия...
2: Речевая функциональная система iconДипломного и дополнительного образования Кафедра Клинической физиологии,...
Учебная программа цикла профессиональной переподготовки (ПП) кадров по направлению «Функциональная диагностика» составлена на основании...
2: Речевая функциональная система iconПояснительная записка Содержание образования включает разделы, соответствующие...
Ле «Речевая компетенция» задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения учащихся в говорении (диалогическая...
2: Речевая функциональная система iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«территория», «регион», «район». Раскрытие сущности понятия «регион» и рассмотрение его в качестве предмета научного исследования....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск