Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности





Скачать 354.67 Kb.
НазваниеТворческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности
страница1/3
Дата публикации22.05.2015
Размер354.67 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
_________________
ДАУТОВ Денис Фатыхович

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВМЕСТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Специальность

19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психология»

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Ростов-на-Дону

2010

Работа выполнена на кафедре психологии образования

факультета педагогики и практической психологии

Педагогического института Южного федерального университета

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор,

Белоусова Алла Константиновна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор,

член-корреспондент ГАН (РАО)

Котова Изабела Борисовна;
кандидат психологических наук

Корсун Инна Викторовна



Ведущая организация - Ставропольский государственный

университет

Защита состоится «25» июня 2010 года в 11.30 часов на заседании со­вета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени канди­дата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148.
Автореферат разослан 21 мая 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В последние годы все интенсивнее разви­вается антропологическая парадигма, основу которой составляет психологиче­ское исследование человека как саморазвивающейся системы, которая форми­руется в процессе взаимодействия с окружающим миром (А.Г. Асмолов, В.П.Зинченко, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, В.И. Слобод- чиков и др.). В то же время в психологии давно известно, что взаимодействие человека с миром опосредовано его взаимодействием с другими людьми (Л.С. Выготский, П. Жане, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков) и тогда ста­новится понятно, что саморазвитие человека осуществляется в процессах со­вместной деятельности, инициирующих потенциал самореализации человека. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, отечественные и зарубежные исследователи, подчеркивали важность совместной деятельности для становления высших форм мышления, как в филогенетических масштабах, так и в границах индивидуальной психики.

В связи с этим можно считать актуальной проблему поиска новых подхо­дов к проблеме совместной мыслительной деятельности. В истории становле­ния проблемы совместной мыслительной деятельности можно выделить раз­личные аспекты её изучения: в рамках общей психологии (А.К. Белоусова, А.В. Брушлинский, С.М. Джакупов, Г.М. Кучинский, А.А. Матюшкина), как проблема педагогической психологии (Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукер­ман), как социально-психологическая проблема (Г.М. Андреева, М. Белбин, А.И. Донцов, Р. Дилтс, В.А. Кольцова, Н.Н. Обозов, М.Г. Ярошевский).

В большинстве из них уделяется особое внимание функциональным ро­лям при реализации совместного мышления участниками группы: наличие функциональных ролей у участников мыслительного процесса прямо увязыва­ется с качеством совместной мыслительной деятельности, либо является необ­ходимым условием ее реализации (А.К. Белоусова, Ч.М. Гаджиев, Р. Дилтс, Н.Н.Обозов, И.М.Полуэктова, Я.А. Пономарев, А.С. Шиян, М.Г. Ярошевский).

Востребованность обществом подобных исследований высока, и она по­стоянно растет. Если в конце двадцатого века изучением ролей при организа­ции совместной мыслительной деятельности занимались некоторые ученые (Р. Дилтс, М.Белбин, М.Г. Ярошевский), то в начале двадцать первого данной проблемой интересуются научные центры и исследовательские отделы корпо­раций. В частности, одна из крупнейших и успешнейших корпораций мира, компания Microsoft, разработала систему методик и рекомендаций под общим названием «Модель проектной группы MSF» (MSF Team Model), в которой главной идеей является создание эффективной команды на основе правильно подобранных ролей, направленных на эффективное решение различных произ­водственных задач.

Состояние разработанности проблемы исследования. Несмотря на то, что среди феноменов совместной мыслитель­ной деятельности функциональным ролям посвящено достаточно значительное число исследований, до сих пор, за редким исключением (А.К. Белоусова; А.С. Шиян), не существует полноценной теории, которая бы описывала функ­циональные роли в рамках единой системы.

Актуальность исследования функциональных ролей обусловлена необхо­димостью понимания совместной мыслительной деятельности как самооргани­зующейся системы, в которой развитие мыслительной деятельности происхо­дит за счёт распределения функций (генерации, селекции, смыслопередачи, реализации) между участниками. Принятие функциональных ролей происходит в соответствии с их личностными особенностями, характеризующими их пред­расположенность, готовность к реализации своего личностного и интеллекту­ального потенциала. Проблемой остаётся конкретизация психологических осо­бенностей личности, детерминирующих принятие субъектом определённых функциональных ролей, влияние творческих способностей на этот процесс и роль этих факторов в общей организации совместной мыслительной деятельно­сти. Для решения этой проблемы необходимо изучение совместной мыслитель­ной деятельности как системы, самоорганизация которой осуществляется по­средством функциональных ролей, принятие которых детерминируется нали­чием определённых личностных оснований.

Цель работы заключается в исследовании творческих способностей и функциональных ролей участников как факторов организации совместной мыслительной деятельности.

Объект исследования – 144 студентов участников совместной мыслительной деятельно­сти.

Предмет исследования: творческие способности и определённость функ­циональных ролей участников совместной мыслительной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. Принятие и реализация участниками функциональных ролей в ходе со­вместной мыслительной деятельности могут быть связаны с их творческими способностями и индивидуальной самоорганизацией, что проявляется в нали­чии личностной готовности участников к выполнению определённых функцио­нальных ролей.

2. Личностная готовность участников к выполнению определённых функ­циональных ролей совместной мыслительной деятельности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) может быть связана с развитием творческих способностей и особенностями психологических типов личности.

3. Совместная мыслительная деятельность с чётко определёнными функ­циональными ролями участников может быть более результативной по сравне­нию с нечётко определёнными функциональными ролями. Определённость функциональных ролей может зависеть от соотношения творческих способно­стей участников в группе.

4. Определённость функциональных ролей участников и их творческие способности могут выступать факторами организации совместной мыслитель­ной деятельности группы, определяя её скорость, вариативность, продуктив­ность, критичность, показатели творчества.

5. Психологическая модель результативной совместной мыслительной деятельности группы предполагает чёткое распределение функциональных ро­лей участников, высокий уровень творческих способностей генератора идей и средний уровень творческих способностей остальных участников. Психологи­ческая модель критичной совместной мыслительной деятельности группы предполагает низкий уровень определённости функциональных ролей участни­ков и низкий уровень творческих способностей участников.

Цель, объект, предмет и гипотезы диссертационной работы позволили сформу­лировать задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. На основе проведенного анализа отечественных и зарубежных литератур­ных источников выделить основные подходы к проблеме мыслитель­ной деятельности.

2. Провести теоретический анализ проблем совместной мыслительной дея­тельности.

3. Выделить из всего многообразия существующих классификаций основные типы функциональных ролей, задействованные в процессах совместной мысли­тельной деятельности группы.

4. Соотнести выделенные функциональные роли совместной мыслительной деятельности с теми личностными детерминантами участников, которые рас­сматривались в существующих исследованиях.

5. Описать творческие способности и личностную готовность участников к осуществлению функциональных ролей как важнейшие личностные детерми­нанты выполнения функциональных ролей в совместной мыслительной дея­тельности.

Методические задачи:

6. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам ис­следования.

7. Определить типы групп в зависимости от соотношения уровня творче­ских способностей участников и их личностной готовности к выполнению функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

Эмпирические задачи:

8. Выявить различия в уровне творческих способностей испытуемых и их личностную готовность к выполнению определенных функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

9. Установить наличие связи между определенными функциональными ро­лями совместной мыслительной деятельности и личностной готовностью уча­стников.

10. На основе результатов исследования провести формирование эксперимен­тальных групп с представленностью в них испытуемых с различ­ным уровнем творческих способностей и личностной готовность к выполне­нию функциональных ролей совместной мыслительной деятельности.

11. Изучить влияние определённости функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности и творческих способностей ее участников на ха­рактеристики совместной мыслительной деятельности.

Теоретико-методологическую базу исследования составили общепсихо­логические теории мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлин­ский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров Г.П. Щедровицкий); психологические подходы к проблеме совме­стной мыслительной деятельности и функционального распределение ролей (А.Г. Аллахвердян, А. Аугустинавичуте, М. Белбин, А.К. Белоусова, Ч.М. Гаджиев, В.Л. Данилова, Р. Дилтс, С.М. Джакупов, М. Джонсон, Е.Н. Емелья­нова, В.Е. Клочко, В.В. Петухов, И.М. Полуэктова, Э. Рош, К. Рудестам, И.Н. Семенов, Д. Стея, С.Д. Смирнов, С. Фоконье, А.С. Шиян); общие теории пси­хологии совместной деятельности (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричев­ский, Н.Н. Обозов, Л.И. Уман­ский, Н.П. Щербо, А.С. Чер­нышов); психологи­ческие подходы к проблеме творчества (М. Воллах, Д. Гилфорд, А.Л. Голина, В.Н. Дружинин, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов, Э.П. Тор­ренс, М.А. Холодная, Я. Штейнер)

Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов.

Теоретические: анализ теоретических источников по проблемам индивиду­альной и совместной мыслительной деятельности, проблемам функ­циональных ролей и их личностных детерминант.

Эмпирические: метод лабораторного формирующего эксперимента, метод тестирования, опроса и проблемных ситуаций.

Для исследования творческих способностей испытуемых использовались: методика диагностики вербальной креативности, представляющей собой рус­скоязычный адаптированный вариант теста С.Медник RAT (тест отдаленных ас­социаций) в адаптации Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, А.Н. Воронина; методика диагностики невербальной креативности - тест «Круги Торренса» в адаптации М. Валлаха и Н. Когана. Для исследования психологических особенностей личности использовались: методика Е.С. Филатовой, направленная на опреде­ление психологического типа личности; методика А.К. Белоусовой по оценке участниками подгрупп партнеров с точки зрения выполнения ими функций са­моорганизации совместной мыслительной деятельности. Особенности совмест­ной мыслительной деятельности исследовались с помощью следующих мето­дик: «Четыре точки», представленной в сборнике логических задач В. Балхови­тиным и Б. Колтовой; адаптированного варианта методики «Построение квад­ратов» из сборника задач И. Лаговского; задачи Э. Мильграма под условным названием «Маршрут» и задачи А.В. Брушлинского, под условным названием «Свеча в невесомости».

Цель, объект, предмет и задачи теоретического исследования обусло­вили выбор объекта эмпирического исследования. В качестве объекта эмпири­ческого исследования выступили студенты 2,3,4 курсов гуманитарных и техни­ческих специальностей Донского Государственного Технического Универси­тета в количестве 144 человек.

Научная новизна работы заключается в том, что

  • впервые совместная мыслительная деятельность рассматривается как сложная система, организованная за счет определённых функциональных ролей участников (генератор идей, критик, координатор, реализатор) в группах, через которые каждый из участников вносит свой личностный и творческий потен­циал в процесс решения мыслительных задач;

  • впервые показано, что личностная готовность участников к выполне­нию определённых функциональных ролей совместной мыслительной деятель­ности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) связана с разви­тием творческих способностей и особенностями психологических типов лично­сти;

  • выявлено влияние функциональных ролей и уровня творческих способно­стей участников на результативность, скорость, продуктивность, ва­риативность, критичность, творческость совместной мыслительной деятельно­сти;

  • смоделированы психологические модели результативной и критичной со­вместной мыслительной деятельности групп.

Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение мыслительной деятельности. Проведённый содержательный анализ теоретиче­ского и эмпирического материала позволил:

  • обобщить основные теоретические представления об индивидуальной и совместной мыслительной деятельности; расширить общенаучные представ­ления о функциональных ролях в совместной мыслительной деятельности; развить представления о совместной мыслительной деятельности как самоор­ганизующейся системе через расширение понимания функциональные ролей, особенностей их принятия и реализация участниками;

  • расширить представления о том, что организация совместной мысли­тельной деятельности связана с определённостью функциональных ролей уча­стников как соответствия их личностной готовности и согласованности выбо­ров группой участника в качестве субъекта определённой функциональной роли; показать, что функция генерации (функциональная роль генератора идей) выступает в качестве содержательной основы, обеспечивающей целостность совместной мыслительной деятельности и её основные характеристики;

  • выявить ряд личностных детерминант функциональных ролей участни­ков совместной мыслительной деятельности. Проведённый анализ личностных детерминант позволил конкретизировать проявления личностной готовности участников к выполнению определённых функциональных ролей и выявить психологические типы личности, определяющие эффективность осуществления функциональных ролей;

  • обобщить основные теоретические представления и определить основ­ные характеристики совместной мыслительной деятельности, в которых прояв­ляется её организация, что позволило создать теоретическую базу для приклад­ной и эмпирической психологии, связанной с организаций различных форм коллективного познания, мышления, обучения и взаимодействия.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать понятие средней скорости движения и научить учащихся экспериментально находить неизвестные величины, развивать...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconТемы вашего учебного проекта
Проект представляется на выпускном вечере. Проект позволяет раскрыть творческие способности учащихся, помочь им реализовать себя...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconРеферат Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Двигательные способности есть структурные и функциональные особенности организма, которые обеспечивают специфическую эффективность...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности icon«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности...
Участники: Е. Г. Гуренкова, Е. В. Ветова, С. Г. Колчина, Е. Б. Путинцева, С. А. Казаченко, И. А. Журавлева, Н. Ю. Магденко, Е. В....
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconНа уроках немецкого языка
Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность, выявляют и используют в учебной деятельности...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формировать у детей художественно творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПлан – конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе
Цель урока: Продолжать учить создавать композицию натюрморта, на основе заданной. Развивать творческие способности учащихся и фантазию....
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы
Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических приёмов, методов, воспитательных средств. Это продуманная во...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма дополнительных
Творческие испытания помогают обнаружить личностные качества и способности абитуриента
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа...
Творческие способности и функциональные роли участников совместной мыслительной деятельности iconТема: «Погода»
Развивающая задача: развивать логическое мышление, воображение, творческие способности учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск