Скачать 354.67 Kb.
|
На правах рукописи _________________ ДАУТОВ Денис Фатыхович ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОВМЕСТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психология» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2010 Работа выполнена на кафедре психологии образования факультета педагогики и практической психологии Педагогического института Южного федерального университета Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, Белоусова Алла Константиновна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент ГАН (РАО) Котова Изабела Борисовна; кандидат психологических наук Корсун Инна Викторовна Ведущая организация - Ставропольский государственный университет Защита состоится «25» июня 2010 года в 11.30 часов на заседании совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 148. Автореферат разослан 21 мая 2010 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В последние годы все интенсивнее развивается антропологическая парадигма, основу которой составляет психологическое исследование человека как саморазвивающейся системы, которая формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром (А.Г. Асмолов, В.П.Зинченко, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, В.И. Слобод- чиков и др.). В то же время в психологии давно известно, что взаимодействие человека с миром опосредовано его взаимодействием с другими людьми (Л.С. Выготский, П. Жане, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков) и тогда становится понятно, что саморазвитие человека осуществляется в процессах совместной деятельности, инициирующих потенциал самореализации человека. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, отечественные и зарубежные исследователи, подчеркивали важность совместной деятельности для становления высших форм мышления, как в филогенетических масштабах, так и в границах индивидуальной психики. В связи с этим можно считать актуальной проблему поиска новых подходов к проблеме совместной мыслительной деятельности. В истории становления проблемы совместной мыслительной деятельности можно выделить различные аспекты её изучения: в рамках общей психологии (А.К. Белоусова, А.В. Брушлинский, С.М. Джакупов, Г.М. Кучинский, А.А. Матюшкина), как проблема педагогической психологии (Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман), как социально-психологическая проблема (Г.М. Андреева, М. Белбин, А.И. Донцов, Р. Дилтс, В.А. Кольцова, Н.Н. Обозов, М.Г. Ярошевский). В большинстве из них уделяется особое внимание функциональным ролям при реализации совместного мышления участниками группы: наличие функциональных ролей у участников мыслительного процесса прямо увязывается с качеством совместной мыслительной деятельности, либо является необходимым условием ее реализации (А.К. Белоусова, Ч.М. Гаджиев, Р. Дилтс, Н.Н.Обозов, И.М.Полуэктова, Я.А. Пономарев, А.С. Шиян, М.Г. Ярошевский). Востребованность обществом подобных исследований высока, и она постоянно растет. Если в конце двадцатого века изучением ролей при организации совместной мыслительной деятельности занимались некоторые ученые (Р. Дилтс, М.Белбин, М.Г. Ярошевский), то в начале двадцать первого данной проблемой интересуются научные центры и исследовательские отделы корпораций. В частности, одна из крупнейших и успешнейших корпораций мира, компания Microsoft, разработала систему методик и рекомендаций под общим названием «Модель проектной группы MSF» (MSF Team Model), в которой главной идеей является создание эффективной команды на основе правильно подобранных ролей, направленных на эффективное решение различных производственных задач. Состояние разработанности проблемы исследования. Несмотря на то, что среди феноменов совместной мыслительной деятельности функциональным ролям посвящено достаточно значительное число исследований, до сих пор, за редким исключением (А.К. Белоусова; А.С. Шиян), не существует полноценной теории, которая бы описывала функциональные роли в рамках единой системы. Актуальность исследования функциональных ролей обусловлена необходимостью понимания совместной мыслительной деятельности как самоорганизующейся системы, в которой развитие мыслительной деятельности происходит за счёт распределения функций (генерации, селекции, смыслопередачи, реализации) между участниками. Принятие функциональных ролей происходит в соответствии с их личностными особенностями, характеризующими их предрасположенность, готовность к реализации своего личностного и интеллектуального потенциала. Проблемой остаётся конкретизация психологических особенностей личности, детерминирующих принятие субъектом определённых функциональных ролей, влияние творческих способностей на этот процесс и роль этих факторов в общей организации совместной мыслительной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо изучение совместной мыслительной деятельности как системы, самоорганизация которой осуществляется посредством функциональных ролей, принятие которых детерминируется наличием определённых личностных оснований. Цель работы заключается в исследовании творческих способностей и функциональных ролей участников как факторов организации совместной мыслительной деятельности. Объект исследования – 144 студентов – участников совместной мыслительной деятельности. Предмет исследования: творческие способности и определённость функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности. Гипотезы исследования: 1. Принятие и реализация участниками функциональных ролей в ходе совместной мыслительной деятельности могут быть связаны с их творческими способностями и индивидуальной самоорганизацией, что проявляется в наличии личностной готовности участников к выполнению определённых функциональных ролей. 2. Личностная готовность участников к выполнению определённых функциональных ролей совместной мыслительной деятельности (генератора идей, критика, координатора, реализатора) может быть связана с развитием творческих способностей и особенностями психологических типов личности. 3. Совместная мыслительная деятельность с чётко определёнными функциональными ролями участников может быть более результативной по сравнению с нечётко определёнными функциональными ролями. Определённость функциональных ролей может зависеть от соотношения творческих способностей участников в группе. 4. Определённость функциональных ролей участников и их творческие способности могут выступать факторами организации совместной мыслительной деятельности группы, определяя её скорость, вариативность, продуктивность, критичность, показатели творчества. 5. Психологическая модель результативной совместной мыслительной деятельности группы предполагает чёткое распределение функциональных ролей участников, высокий уровень творческих способностей генератора идей и средний уровень творческих способностей остальных участников. Психологическая модель критичной совместной мыслительной деятельности группы предполагает низкий уровень определённости функциональных ролей участников и низкий уровень творческих способностей участников. Цель, объект, предмет и гипотезы диссертационной работы позволили сформулировать задачи исследования. Теоретические задачи: 1. На основе проведенного анализа отечественных и зарубежных литературных источников выделить основные подходы к проблеме мыслительной деятельности. 2. Провести теоретический анализ проблем совместной мыслительной деятельности. 3. Выделить из всего многообразия существующих классификаций основные типы функциональных ролей, задействованные в процессах совместной мыслительной деятельности группы. 4. Соотнести выделенные функциональные роли совместной мыслительной деятельности с теми личностными детерминантами участников, которые рассматривались в существующих исследованиях. 5. Описать творческие способности и личностную готовность участников к осуществлению функциональных ролей как важнейшие личностные детерминанты выполнения функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности. Методические задачи: 6. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям, задачам исследования. 7. Определить типы групп в зависимости от соотношения уровня творческих способностей участников и их личностной готовности к выполнению функциональных ролей совместной мыслительной деятельности. Эмпирические задачи: 8. Выявить различия в уровне творческих способностей испытуемых и их личностную готовность к выполнению определенных функциональных ролей совместной мыслительной деятельности. 9. Установить наличие связи между определенными функциональными ролями совместной мыслительной деятельности и личностной готовностью участников. 10. На основе результатов исследования провести формирование экспериментальных групп с представленностью в них испытуемых с различным уровнем творческих способностей и личностной готовность к выполнению функциональных ролей совместной мыслительной деятельности. 11. Изучить влияние определённости функциональных ролей в совместной мыслительной деятельности и творческих способностей ее участников на характеристики совместной мыслительной деятельности. Теоретико-методологическую базу исследования составили общепсихологические теории мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров Г.П. Щедровицкий); психологические подходы к проблеме совместной мыслительной деятельности и функционального распределение ролей (А.Г. Аллахвердян, А. Аугустинавичуте, М. Белбин, А.К. Белоусова, Ч.М. Гаджиев, В.Л. Данилова, Р. Дилтс, С.М. Джакупов, М. Джонсон, Е.Н. Емельянова, В.Е. Клочко, В.В. Петухов, И.М. Полуэктова, Э. Рош, К. Рудестам, И.Н. Семенов, Д. Стея, С.Д. Смирнов, С. Фоконье, А.С. Шиян); общие теории психологии совместной деятельности (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Р.Л. Кричевский, Н.Н. Обозов, Л.И. Уманский, Н.П. Щербо, А.С. Чернышов); психологические подходы к проблеме творчества (М. Воллах, Д. Гилфорд, А.Л. Голина, В.Н. Дружинин, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов, Э.П. Торренс, М.А. Холодная, Я. Штейнер) Методы и методики исследования. В исследовании была использована совокупность теоретических и эмпирических методов. Теоретические: анализ теоретических источников по проблемам индивидуальной и совместной мыслительной деятельности, проблемам функциональных ролей и их личностных детерминант. Эмпирические: метод лабораторного формирующего эксперимента, метод тестирования, опроса и проблемных ситуаций. Для исследования творческих способностей испытуемых использовались: методика диагностики вербальной креативности, представляющей собой русскоязычный адаптированный вариант теста С.Медник RAT (тест отдаленных ассоциаций) в адаптации Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, А.Н. Воронина; методика диагностики невербальной креативности - тест «Круги Торренса» в адаптации М. Валлаха и Н. Когана. Для исследования психологических особенностей личности использовались: методика Е.С. Филатовой, направленная на определение психологического типа личности; методика А.К. Белоусовой по оценке участниками подгрупп партнеров с точки зрения выполнения ими функций самоорганизации совместной мыслительной деятельности. Особенности совместной мыслительной деятельности исследовались с помощью следующих методик: «Четыре точки», представленной в сборнике логических задач В. Балховитиным и Б. Колтовой; адаптированного варианта методики «Построение квадратов» из сборника задач И. Лаговского; задачи Э. Мильграма под условным названием «Маршрут» и задачи А.В. Брушлинского, под условным названием «Свеча в невесомости». Цель, объект, предмет и задачи теоретического исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования. В качестве объекта эмпирического исследования выступили студенты 2,3,4 курсов гуманитарных и технических специальностей Донского Государственного Технического Университета в количестве 144 человек. Научная новизна работы заключается в том, что
Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в изучение мыслительной деятельности. Проведённый содержательный анализ теоретического и эмпирического материала позволил:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать понятие средней скорости движения и научить учащихся экспериментально находить неизвестные величины, развивать... | Темы вашего учебного проекта Проект представляется на выпускном вечере. Проект позволяет раскрыть творческие способности учащихся, помочь им реализовать себя... | ||
Изучение возможностей современных педагогических технологий (спт),... Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся | Реферат Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры Двигательные способности есть структурные и функциональные особенности организма, которые обеспечивают специфическую эффективность... | ||
«Развитие образовательного опыта участия в совместной деятельности... Участники: Е. Г. Гуренкова, Е. В. Ветова, С. Г. Колчина, Е. Б. Путинцева, С. А. Казаченко, И. А. Журавлева, Н. Ю. Магденко, Е. В.... | На уроках немецкого языка Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность, выявляют и используют в учебной деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Формировать у детей художественно творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием... | План – конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе Цель урока: Продолжать учить создавать композицию натюрморта, на основе заданной. Развивать творческие способности учащихся и фантазию.... | ||
Программа по внеурочной деятельности «страна рукоделия» для учащихся начальной школы Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических приёмов, методов, воспитательных средств. Это продуманная во... | ||
Программа дополнительных Творческие испытания помогают обнаружить личностные качества и способности абитуриента | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа... | Тема: «Погода» Развивающая задача: развивать логическое мышление, воображение, творческие способности учащихся |